ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА
Философия права состоит изтрех частей: абстрактного права моральности и нравственности. В абстрактном праве выражается воля отдельной личности. Это «в себе и для себя свободная воля». Каждый человек преследует свои собственные интересы, действуя по своему произволу. Личность выступает здесь как лицо (персона). Лица — этосвободные и юридически равные личности. «Личность содержит вообще правоспособность и составляет понятие и саму абстрактную основу абстрактного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц». Формальность абстрактного права свидетельствует о том, что его понятие еще не является истинным, т. е. содержательным. Дозволения и полномочия, которые содержатся в формальном праве, могут использоваться и ради них самих. Это, по мнению Гегеля, явный недостаток абстрактного права, вернее проявление неразвитости понятия права. «Если у кого-либо нет никакого другого интереса, кроме его формального права, то оно может быть просто упрямством, как это часто бывает у душевно ограниченных и бедных сердцем людей, ибо грубый человек упорно отстаивает свое право, тогда как человек благородного образа мыслей принимает во внимание и другие стороны дела» (с. 98). Но все же абстрактное право содержит в зачаточном виде все будущие определения права и является необходимой ступенью в развитии понятия права. Поэтому права личности нерушимы. Необходимость абстрактного права, пишет Гегель, «ограничивается негативным — не нарушать прав личности и всего вытекающего из этих прав» (с. 99). Абстрактное право состоит из трех институтов: собственности; договоров; неправа и преступления (правонарушения). Собственность — это проявление свободы личности вовне. Делая какую-либо вещь внешнего мира своей, человек как бы вкладывает свою волю в нее, придает ей ту цель, которую она не имела и иметь не могла, т. е. вещи являются продолжением самого человека, его свободы. «Лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свободы, чтобы быть как идея... Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо выступает как разум» (с. 101). В собственности начинается процесс объективации свободы и утверждения формального равенства. «Ибо люди действительно равны, но лишь как лица, т. е. в отношении источника их владения» (с. 108). К фактическому различию право безразлично. ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ Право собственности находит свое развитие вдоговоре. Дого-др _ это отношение воли к воле. Он предполагает, что стороны признают друг друга лицами и собственниками, т. е. свободными и равными личностями. Договор заключается по произволу, и в нем выражается воля сторон. Она является общей для них, но не имеет всеобщего характера: предметом договора являются только единичные вещи. В связи с этим Гегель отрицательно относится к договорной теории происхождения государства. Государство не может зависеть от произвола отдельных лиц. Гегель протестует против привнесения категорий частного права в несвойственную для него сферу. «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности» (с. 129). Так как договорные отношения характеризуются произволом, то они находятся в той сфере, в которой возможно нарушение права, т. е. «неправо». Гегель выделяетнепреднамеренное, или гражданское, неправо, обман и преступление. Непреднамеренное неправо —это добросовестное заблуждение: обманщик сознательно выдает неправо за право и как бы прикрывается им; преступник же даже не прибегает к видимости права. Во втором и третьем случаях требуется принудительное восстановление нарушенного права. «Принуждение снимается принуждением» (с. 142). Таким образом,абстрактное право — это правопринудительное и внешнее. Свобода здесь не может быть до конца реализована. В моральности воля возвращается к себе самой. «Лицо» формального права превращается в моральный субъект. То, что прежде отметалось как неважное, приобретает первостепенное значение. На первое место выходит внутренний мир человека, который неподвластен формальному праву. «В это внутреннее убеждение человека нельзя вторгаться; его нельзя подвергать насилию, и поэтому моральная воля недоступна. Ценность человека определяется его внутренним побуждением, и тем самым точка зрения моральности есть Для себя сущая свобода» (с. 155). Это сфера субъективной или моральной воли. Моральность находит свое выражение в поступках: «субъект есть ряд его поступков», — пишет Гегель (с. 167). При анализе моральности он оперирует такими понятиями, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть. В разделе, посвященному умыслу и вине, Гегель касается проблем уголовной ответственности. Человек может отвечать лишь за то,
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |