Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА



2016-01-05 494 Обсуждений (0)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок





Философия права состоит изтрех частей: абстрактного права моральности и нравственности.

В абстрактном праве выражается воля отдельной личности. Это «в себе и для себя свободная воля». Каждый человек преследует свои собственные интересы, действуя по своему произволу. Личность выступает здесь как лицо (персона). Лица — этосвободные и юри­дически равные личности. «Личность содержит вообще правоспо­собность и составляет понятие и саму абстрактную основу абстракт­ного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц». Формальность абстрактного права свидетельствует о том, что его понятие еще не является ис­тинным, т. е. содержательным. Дозволения и полномочия, которые содержатся в формальном праве, могут использоваться и ради них самих. Это, по мнению Гегеля, явный недостаток абстрактного права, вернее проявление неразвитости понятия права. «Если у кого-либо нет никакого другого интереса, кроме его формального права, то оно может быть просто упрямством, как это часто бывает у душевно огра­ниченных и бедных сердцем людей, ибо грубый человек упорно от­стаивает свое право, тогда как человек благородного образа мыслей принимает во внимание и другие стороны дела» (с. 98).

Но все же абстрактное право содержит в зачаточном виде все бу­дущие определения права и является необходимой ступенью в разви­тии понятия права. Поэтому права личности нерушимы. Необходимость абстрактного права, пишет Гегель, «ограничивается негативным — не нарушать прав личности и всего вытекающего из этих прав» (с. 99).

Абстрактное право состоит из трех институтов: собственности;

договоров; неправа и преступления (правонарушения).

Собственность — это проявление свободы личности вовне. Делая какую-либо вещь внешнего мира своей, человек как бы вкла­дывает свою волю в нее, придает ей ту цель, которую она не имела и иметь не могла, т. е. вещи являются продолжением самого человека, его свободы. «Лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свобо­ды, чтобы быть как идея... Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо выступает как разум» (с. 101). В собственности начинается процесс объектива­ции свободы и утверждения формального равенства. «Ибо люди дейст­вительно равны, но лишь как лица, т. е. в отношении источника их владения» (с. 108). К фактическому различию право безразлично.


ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

Право собственности находит свое развитие вдоговоре. Дого-др _ это отношение воли к воле. Он предполагает, что стороны признают друг друга лицами и собственниками, т. е. свободными и равными личностями. Договор заключается по произволу, и в нем выражается воля сторон. Она является общей для них, но не имеет всеобщего характера: предметом договора являются только единичные вещи. В связи с этим Гегель отрицательно относится к договорной теории происхождения государства. Государство не может зависеть от произвола отдельных лиц. Гегель протестует против привнесения категорий частного права в несвойственную для него сферу. «Привне­сение договорного отношения, так же как и отношений частной собствен­ности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности» (с. 129).

Так как договорные отношения характеризуются произволом, то они находятся в той сфере, в которой возможно нарушение права, т. е. «неправо». Гегель выделяетнепреднамеренное, или гражданское, неправо, обман и преступление. Непреднамеренное неправо —это добросовестное заблуждение: обманщик сознательно выдает неправо за право и как бы прикрывается им; преступник же даже не прибегает к видимости права. Во втором и третьем случаях требуется прину­дительное восстановление нарушенного права. «Принуждение снима­ется принуждением» (с. 142). Таким образом,абстрактное право — это правопринудительное и внешнее. Свобода здесь не может быть до конца реализована.

В моральности воля возвращается к себе самой. «Лицо» фор­мального права превращается в моральный субъект. То, что прежде отметалось как неважное, приобретает первостепенное значение. На первое место выходит внутренний мир человека, который неподвла­стен формальному праву. «В это внутреннее убеждение человека нельзя вторгаться; его нельзя подвергать насилию, и поэтому мо­ральная воля недоступна. Ценность человека определяется его внут­ренним побуждением, и тем самым точка зрения моральности есть Для себя сущая свобода» (с. 155). Это сфера субъективной или мо­ральной воли. Моральность находит свое выражение в поступках:

«субъект есть ряд его поступков», — пишет Гегель (с. 167). При ана­лизе моральности он оперирует такими понятиями, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть.

В разделе, посвященному умыслу и вине, Гегель касается проб­лем уголовной ответственности. Человек может отвечать лишь за то,


Раздел IV



2016-01-05 494 Обсуждений (0)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)