Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. которого способны существовать только в отношении к системе



2016-01-05 440 Обсуждений (0)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. которого способны существовать только в отношении к системе 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава .

которого способны существовать только в отношении к системе, чле­нами которой они служат.

Именно народ рассматривается исторической школой в качестве субъекта, творящего право: «Если мы спросим... о субъекте, в котором и для которого позитивное право обретает свое бытие, то в качестве такового мы найдем народ», —утверждает Савиньи.26 Именно «инди­видуальный народ» выступает для ученого «в качестве производителя и носителя позитивного... права» (System... S. 20). Вместе с тем Са­виньи выделяет в содержании «народного права» два элемента: «ин­дивидуальный, особо принадлежащий каждому народу, и всеобщий, основанный на общности человеческой природы» (System... S. 52).

Мысли Савиньи развивает его последователь Пухта. С одной стороны, полагает ученый, право имеетсверхъестественное про­исхождение, оно есть «божественный порядок, данный человеку и воспринятый его сознанием» (Энциклопедия... С. 21). По его мнению, Священное Писание приписывает «первоначальное выражение права Богу» (Энциклопедия... С. 22). В словах Бога «Да сотворим челове­ка по образу Нашему и подобию Нашему и да владычествует он над всею землею» (Быт. 1. 26), Пухта усматривает свидетельство того, что «правоспособность соединена с Богоподобием». Право, с его точки зрения, «предшествовало грехопадению и до него имело более совер­шенное бытие, так как юридическое господство было соединено с фактическим». Право господства над землей, полагает ученый, не было отнято грехопадением, но оно «раздвоило юридическую мощь и действительное выполнение, право и факт» (Энциклопедия... С. 9). С другой стороны, право имеетестественное происхождение, закоторым «истинный Творец скрывается и право является творением человеческого духа и в дальнейшем своем развитии не только ка­жется, но становится человеческим произведением» (Энциклопедия... С. 22). Это естественное происхождение права начинается после гре­хопадения, т. е. с того момента, когда «человек выступил из своего первоначального отношения к Богу», что «с течением времени» при­вело к образованию народов. Таким образом, полагает Пухта, «по­воротную точку в истории права составляет возникновение наро­дов»; «только в жизни народов занимает право положение, которое Делает возможным чистое его развитие, только вместе с народами начинается собственная история права» (Энциклопедия... С. 18-19).

26 Savigny F. К., van. System des heutigen Romischen Rechts. Berlin, 1840. В. 1. I"'- — Далее ссылки на это издание даются в тексте.


Раздел IV

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА


Народ, рассматриваемый исторической школой права какорга­низм, обладает собственнойдуховной сущностью — «народным духом», который приобретает значениевнутренней идеи народного

организма, обусловливающей все особенности его исторического развития. Именно «индивидуально-своеобразный дух народа» был противопоставлен в качестве источника права субъективному инди­видуальному разуму естественно-правовой философии (Энциклопе­дия... С. 42). Так, Пухта писал по этому поводу: «...Человеческое право предполагает своим источником общее сознание... Все члены народа соединены этим общим юридическим сознанием, как общим языком, общей религией в один союз... Сознание, проникающее члены народа как нечто общее, прирожденное им и делающее их духовно членами этого народа, одним словом народный дух есть источник человеческого права» (Энциклопедия... С. 22). Таким образом, глав­ное положение исторической школы состоит в том, что право не есть результат рациональной дедукции отдельного субъекта, неправомерно обобщающего свой личный правовой опыт, ноправо естьвыражение «народного духа», «общего убеждения народа» (Vom Beruf... S. 8). Вместе с тем Пухта подчеркивал, что хотя «право рождается в чело­веческом сознании и это сознание выясняется далее для нас как на­родное сознание», однако «одного сознания о праве недостаточно для действительного его бытия»: «Мы можем приписать праву ре­альность по его природе только тогда, когда жизненные отношения действительно регулируются его предписаниями» (Энциклопедия... С. 23). Это позволяет сделать вывод о том, что право рассматрива­лось представителями исторического правоведения как социальное явление, опосредуемое коллективным правовым сознанием народа, т. е. как существующее в контексте национальной культурысоцио-психическое явление.

Право рассматривается представителями исторической школы какчасть национальной культуры, органично связанная с други­ми ее частями, своеобразие каждой из которых и культуры в целом определяется духом народа. По мнению Савиньи, история свидетель­ствует о том, что право, подобно языку, общественным нравам и го­сударственному устройству, всегда несет на себе печать националь­ного своеобразия. При этом все части национальной культуры не имеют обособленного бытия, они являются нераздельно связанны­ми, представая отделенными друг от друга только в научном рас­смотрении. Единство всех частей культуры объясняется, по мнению




2016-01-05 440 Обсуждений (0)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. которого способны существовать только в отношении к системе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. которого способны существовать только в отношении к системе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)