Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. Гавиньи, единством источника, из которого они происходят — народ­ного духа (Vom Beruf



2016-01-05 611 Обсуждений (0)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. Гавиньи, единством источника, из которого они происходят — народ­ного духа (Vom Beruf 0.00 из 5.00 0 оценок




Гавиньи, единством источника, из которого они происходят — народ­ного духа (Vom Beruf... S. 8). Мысль Савиньи повторяет и его ученик Пухта: народный дух как «особенность народа проявляется в его праве точно так же, как в его языке и нравах» (Энциклопедия... С. 20).

Своеобразие народного духа как источника права обусловли­вает, с одной стороны, своеобразие «народного права», с другой сто­роны, социокультурные различия правовых систем. Так, Пухта пи­сал в связи с этим: «Особенность юридических воззрений так же, как и язык, принадлежит к характерным признакам различной нацио­нальности. Как общность права есть одна из духовных связей, под­держивающих народ, так и своеобразное развитие юридического сознания образует один из элементов, отличающих один народ от других» (Энциклопедия... С. 23).

Право, как и иные формы национальной культуры, рассматри­вается представителями исторической школы как находящееся в не­прерывном становлении: «В языке, — полагает Савиньи, — мы об­наруживаем постоянное совершенствование и развитие и, подобным же образом,— в праве» (System... S. 17).Историческое развитиенародных организмов и присущих им правовых институтов всецело определяется духом народа. «...Органическая взаимосвязь права, как и языка, с существом и характером народа продолжается и в по­следующие времена. Для права, как и для языка, не бывает мгновения абсолютного покоя, оно подвержено такому же движению и развитию, как и любое другое произведение народной жизни, и это развитие пребывает подчиненным тому же закону внутренней необходимости... Право развивается вместе с народом, образуется из народа и, нако­нец, умирает, когда народ утрачивает свое своеобразие» (Vom Beruf... S. 11). Имея в виду «живущий и действующий в отдельных лицах народный дух», Савиньи рассматривает историческое развитие пра­ва как подчиненное «закону происхождения из внутренней силы... независимо от случая и индивидуального произвола [законодателя]» (System... S. 14,17). Таким образом, историческая школа права усмот­рела в духе народавнутренний источник саморазвития социаль­ной системы.

При этом законодатель выполнял по отношению к данной систе­ме роль внешнего фактора, способного оказать негативное влияние на процесс органического развития права. Так, Пухта предвидит два нежелательных последствия «неосторожных действий законодатель­ной власти».Во-первых, «когда стараются поставить дальнейшее


Раздел IV

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА

движение права в зависимость единственно от законодателя», это может создать препятствия для его непрерывного органического раз­вития: право «внезапными обновлениями законодательства отрыва­ется от общения с жизнью народа» и тем самым «прекращается гар­мония права с развитием народа».Во-вторых, в результате законодательной «импровизации юридических постановлений» мо­жет быть разрушено органическое строение права как системы, так как «отдельные юридические положения, образующие право наро­да, находятся между собой в органической связи, объясняющейся прежде всего возникновением их из народного духа, ибо единство этого источника распространяется на все, им произведенное». Од­нако от произвольных действий законодателя может произойти «не­согласие, прерывающее гармонию отдельных частей права», посколь­ку в этом случае «дух народа подвержен разрушающим симптомам, как бы болезни» (Энциклопедия... С. 32-33, 43).

Представители исторической школы отводили законодателю роль чуткого наблюдателя за процессом органического развития пра­ва, лишь конденсирующего в законодательстве коллективный пра­вовой опыт нации. Такое органическое, сообразное с духом народа, развитие «народного права» позволяет нации сохранять непрерыв­нуюправовую традицию. Истинным развитием права, по мнению Пухты, «может считаться такое, которое представляется наблюдателю целого непрерывным» (Энциклопедия... С. 43). Ученый писал в связи с этим: «Как сам народ с течением времени изменяется во всей своей жизни, так точно право как ветвь этой жизни, не неподвижно, а разви­вается с народом; оно принимает его характер на различных ступенях образования и удобно применяется к его изменяющимся потребно­стям. Эта перемена не такова, что народ перестает быть тем же са­мым; он остается таким же народом как в начале, так и в конце своего жизненного поприща, но между тем в то и другое время различен;

точно так же изменяется и право, не переставая все-таки быть правом этого народа, ибо не только юридические положения, заключающие­ся одновременно в праве народа, являются членами одного организ­ма, но это органическое качество право сохраняет и в своем дальней­шем развитии; даже преемственное отношение юридических положений является органическим. Все это можно выразить одним словом: право имеет историю» (Энциклопедия... С. 42).

Процесс правообразовапия представлялся Савиньи следующим образом. Право возникает в эпоху «молодости народов» в видеобычного




2016-01-05 611 Обсуждений (0)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. Гавиньи, единством источника, из которого они происходят — народ­ного духа (Vom Beruf 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. Гавиньи, единством источника, из которого они происходят — народ­ного духа (Vom Beruf

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)