ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. Гавиньи, единством источника, из которого они происходят — народного духа (Vom Beruf
Гавиньи, единством источника, из которого они происходят — народного духа (Vom Beruf... S. 8). Мысль Савиньи повторяет и его ученик Пухта: народный дух как «особенность народа проявляется в его праве точно так же, как в его языке и нравах» (Энциклопедия... С. 20). Своеобразие народного духа как источника права обусловливает, с одной стороны, своеобразие «народного права», с другой стороны, социокультурные различия правовых систем. Так, Пухта писал в связи с этим: «Особенность юридических воззрений так же, как и язык, принадлежит к характерным признакам различной национальности. Как общность права есть одна из духовных связей, поддерживающих народ, так и своеобразное развитие юридического сознания образует один из элементов, отличающих один народ от других» (Энциклопедия... С. 23). Право, как и иные формы национальной культуры, рассматривается представителями исторической школы как находящееся в непрерывном становлении: «В языке, — полагает Савиньи, — мы обнаруживаем постоянное совершенствование и развитие и, подобным же образом,— в праве» (System... S. 17).Историческое развитиенародных организмов и присущих им правовых институтов всецело определяется духом народа. «...Органическая взаимосвязь права, как и языка, с существом и характером народа продолжается и в последующие времена. Для права, как и для языка, не бывает мгновения абсолютного покоя, оно подвержено такому же движению и развитию, как и любое другое произведение народной жизни, и это развитие пребывает подчиненным тому же закону внутренней необходимости... Право развивается вместе с народом, образуется из народа и, наконец, умирает, когда народ утрачивает свое своеобразие» (Vom Beruf... S. 11). Имея в виду «живущий и действующий в отдельных лицах народный дух», Савиньи рассматривает историческое развитие права как подчиненное «закону происхождения из внутренней силы... независимо от случая и индивидуального произвола [законодателя]» (System... S. 14,17). Таким образом, историческая школа права усмотрела в духе народавнутренний источник саморазвития социальной системы. При этом законодатель выполнял по отношению к данной системе роль внешнего фактора, способного оказать негативное влияние на процесс органического развития права. Так, Пухта предвидит два нежелательных последствия «неосторожных действий законодательной власти».Во-первых, «когда стараются поставить дальнейшее Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА движение права в зависимость единственно от законодателя», это может создать препятствия для его непрерывного органического развития: право «внезапными обновлениями законодательства отрывается от общения с жизнью народа» и тем самым «прекращается гармония права с развитием народа».Во-вторых, в результате законодательной «импровизации юридических постановлений» может быть разрушено органическое строение права как системы, так как «отдельные юридические положения, образующие право народа, находятся между собой в органической связи, объясняющейся прежде всего возникновением их из народного духа, ибо единство этого источника распространяется на все, им произведенное». Однако от произвольных действий законодателя может произойти «несогласие, прерывающее гармонию отдельных частей права», поскольку в этом случае «дух народа подвержен разрушающим симптомам, как бы болезни» (Энциклопедия... С. 32-33, 43). Представители исторической школы отводили законодателю роль чуткого наблюдателя за процессом органического развития права, лишь конденсирующего в законодательстве коллективный правовой опыт нации. Такое органическое, сообразное с духом народа, развитие «народного права» позволяет нации сохранять непрерывнуюправовую традицию. Истинным развитием права, по мнению Пухты, «может считаться такое, которое представляется наблюдателю целого непрерывным» (Энциклопедия... С. 43). Ученый писал в связи с этим: «Как сам народ с течением времени изменяется во всей своей жизни, так точно право как ветвь этой жизни, не неподвижно, а развивается с народом; оно принимает его характер на различных ступенях образования и удобно применяется к его изменяющимся потребностям. Эта перемена не такова, что народ перестает быть тем же самым; он остается таким же народом как в начале, так и в конце своего жизненного поприща, но между тем в то и другое время различен; точно так же изменяется и право, не переставая все-таки быть правом этого народа, ибо не только юридические положения, заключающиеся одновременно в праве народа, являются членами одного организма, но это органическое качество право сохраняет и в своем дальнейшем развитии; даже преемственное отношение юридических положений является органическим. Все это можно выразить одним словом: право имеет историю» (Энциклопедия... С. 42). Процесс правообразовапия представлялся Савиньи следующим образом. Право возникает в эпоху «молодости народов» в видеобычного
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |