ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. поава; оно порождено нравами и народными верованиями (Vom Beruf
Глава S поава; оно порождено нравами и народными верованиями (Vom Beruf... S. 13-14). Характерной чертой древнего права являлсясимволизм. «В наши времена, — пишет ученый, — считается неоспоримой аксиомой объективация права посредством письменности и устной речи. Однако данный вид объективации права предполагает способность народа к абстрактному, понятийному мышлению, и потому в пору молодости народа невозможен. В противоположность этому мы обнаруживаем, что в начальный период истории народа возникновение и прекращение правовых отношений повсюду происходит посредством совершения символических действий. Чувственная наглядность этих действий означает, что право воплощается в определенный образ, и его сила и значение соответствуют значимости самих правовых отношений... Широкое использование таких формализованных действий характерно, например, для германских и древнеитальянских племен, только у этих последних сами формы были более определенными и урегулированными... Эти символические действия можно рассматривать в качестве собственной грамматики права в этот период, и, что особенно значимо, главное занятие древних римских юристов состояло в охранении и точном применении таковых действий» (Vom Beruf... S. 9-11). Дальнейшее развитие культуры сопровождается образованием сословий, одним из которых являетсясословие юристов. С появлением особого юридического сословия «бытие права приобретает двойную жизнь: одну — в качестве особой части целостной жизни народа (чем оно и не перестает быть); вторую — в качестве особой науки в руках юристов». При этом благодаря «ученой обработке», право становится «более искусным и развитым». Таким образом, делает вывод Савиньи, право возникает во всяком случае «не через произвольное установление законодателя» (Vom Beruf... S. 12-14). Органическая интерпретация общества предполагает конечность истории любого народа и созданного им права. «Старость» народа не всегда означает его физическое вымирание, она прежде всего выражается вутрате народом присущего ему в период расцветасвоеобразия, обусловленного народным духом, что также находит свое выражение в утрате правом своей «народности», национальной самобытности: «В истории всех значительных народов, — пишет Савиньи, — находим переход от ограниченной, однако свежей и животворной, индивидуальности к неопределенной всеобщности. По этому пути идет и гражданское право, и в нем также может, Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ Х1ХВЕК-А в конце концов, утратиться осознание народной своеобразности; так происходит, когда стареющий народ задумывается над тем, сколь многие особенности его права уже сгладились». При этом, по мнению ученого, он легко приходит к «заблуждению», принимая свое право за «право, установленное естественным разумом в пользу всех людей» (Vom Beruf... S. 116). Таким образом, появление естественно-правовой философии, обосновавшей социокультурную всеобщность естественного права, рассматривается Савиньи как свидетельство стареющей культуры. Мысли своего учителя на процесс правообразования развивает Пухта в учении о специальных источниках права. Как и Савиньи, он полагал, что первоначально право возникает какобычное право,которое мыслится ученым в единстве двух его аспектов:социопси-хического как «общее правовое убеждение» в необходимости действовать определенным образом идеятельностного как повторяющиеся действия, обусловленные этим общим правовым сознанием народа. О существовании обычного права, по его мнению, можно говорить тогда, когда «члены народа действуют согласно своему юридическому убеждению, признают его посредством соблюдения». При этом «соблюдение есть только последний момент, в котором проявляется и воплощается возникшее право, живущее в убеждении членов народа» (Энциклопедия... С. 28). С возникновением государства появляетсязаконное, илипро-мульгированное, право. В представлении Пухты,государство также являетсяпроизведением народного духа, который «соединяет членов народа в желании подчиниться верховной власти как органу права». Народ и государство, подчеркивает ученый, связаны между собой теснейшим образом: «Национальная связь есть основание, на котором воздвигается политический союз; она —душа и жизнь, проникающая государственный организм». В этом отношении Пухта также развивает взгляды Савиньи, в представлении которого государство есть также «форма духовной общности народа» (System... S. 21). Верховная власть, благодаря существованию которой народ становится гражданским обществом, государством, рассматривается Пухтой как орган выполнения «воли членов правового сообщества», направленной на осуществление права. Хотя, по мнению Пухты, «от заблуждения считать государство источником права не свободна большая часть политиков», однако, убежден ученый, «право создается не государством, напротив, последнее предполагает уже
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |