Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. поава; оно порождено нравами и народными верованиями (Vom Beruf



2016-01-05 514 Обсуждений (0)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. поава; оно порождено нравами и народными верованиями (Vom Beruf 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава S

поава; оно порождено нравами и народными верованиями (Vom Beruf... S. 13-14). Характерной чертой древнего права являлсясим­волизм. «В наши времена, — пишет ученый, — считается неоспо­римой аксиомой объективация права посредством письменности и устной речи. Однако данный вид объективации права предполагает способность народа к абстрактному, понятийному мышлению, и потому в пору молодости народа невозможен. В противоположность этому мы обнаруживаем, что в начальный период истории народа возникновение и прекращение правовых отношений повсюду про­исходит посредством совершения символических действий. Чув­ственная наглядность этих действий означает, что право воплощается в определенный образ, и его сила и значение соответствуют значи­мости самих правовых отношений... Широкое использование таких формализованных действий характерно, например, для германских и древнеитальянских племен, только у этих последних сами формы были более определенными и урегулированными... Эти символические действия можно рассматривать в качестве собственной грамматики права в этот период, и, что особенно значимо, главное занятие древ­них римских юристов состояло в охранении и точном применении таковых действий» (Vom Beruf... S. 9-11).

Дальнейшее развитие культуры сопровождается образованием сословий, одним из которых являетсясословие юристов. С появле­нием особого юридического сословия «бытие права приобретает двойную жизнь: одну — в качестве особой части целостной жизни народа (чем оно и не перестает быть); вторую — в качестве особой науки в руках юристов». При этом благодаря «ученой обработке», право становится «более искусным и развитым». Таким образом, делает вывод Савиньи, право возникает во всяком случае «не через произвольное установление законодателя» (Vom Beruf... S. 12-14).

Органическая интерпретация общества предполагает конеч­ность истории любого народа и созданного им права. «Старость» народа не всегда означает его физическое вымирание, она прежде всего выражается вутрате народом присущего ему в период рас­цветасвоеобразия, обусловленного народным духом, что также на­ходит свое выражение в утрате правом своей «народности», нацио­нальной самобытности: «В истории всех значительных народов, — пишет Савиньи, — находим переход от ограниченной, однако свежей и животворной, индивидуальности к неопределенной всеобщности. По этому пути идет и гражданское право, и в нем также может,


Раздел IV

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ Х1ХВЕК-А

в конце концов, утратиться осознание народной своеобразности; так происходит, когда стареющий народ задумывается над тем, сколь многие особенности его права уже сгладились». При этом, по мне­нию ученого, он легко приходит к «заблуждению», принимая свое право за «право, установленное естественным разумом в пользу всех людей» (Vom Beruf... S. 116). Таким образом, появление естествен­но-правовой философии, обосновавшей социокультурную всеобщ­ность естественного права, рассматривается Савиньи как свидетель­ство стареющей культуры.

Мысли своего учителя на процесс правообразования развивает Пухта в учении о специальных источниках права. Как и Савиньи, он полагал, что первоначально право возникает какобычное право,которое мыслится ученым в единстве двух его аспектов:социопси-хического как «общее правовое убеждение» в необходимости дейст­вовать определенным образом идеятельностного как повторяющиеся действия, обусловленные этим общим правовым сознанием народа. О существовании обычного права, по его мнению, можно говорить тогда, когда «члены народа действуют согласно своему юридическому убеждению, признают его посредством соблюдения». При этом «со­блюдение есть только последний момент, в котором проявляется и воплощается возникшее право, живущее в убеждении членов народа» (Энциклопедия... С. 28).

С возникновением государства появляетсязаконное, илипро-мульгированное, право. В представлении Пухты,государство так­же являетсяпроизведением народного духа, который «соединяет членов народа в желании подчиниться верховной власти как органу права». Народ и государство, подчеркивает ученый, связаны между собой теснейшим образом: «Национальная связь есть основание, на котором воздвигается политический союз; она —душа и жизнь, про­никающая государственный организм». В этом отношении Пухта также развивает взгляды Савиньи, в представлении которого госу­дарство есть также «форма духовной общности народа» (System... S. 21). Верховная власть, благодаря существованию которой народ становится гражданским обществом, государством, рассматривает­ся Пухтой как орган выполнения «воли членов правового сообще­ства», направленной на осуществление права. Хотя, по мнению Пух­ты, «от заблуждения считать государство источником права не свободна большая часть политиков», однако, убежден ученый, «право создается не государством, напротив, последнее предполагает уже




2016-01-05 514 Обсуждений (0)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. поава; оно порождено нравами и народными верованиями (Vom Beruf 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. поава; оно порождено нравами и народными верованиями (Vom Beruf

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)