ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. поавовое сознание»; в охранении права состоит главная задача госу-папства
поавовое сознание»; в охранении права состоит главная задача госу-папства (Энциклопедия... С. 24-27). Сообразно с такой задачей «предполагается, что законодатель действительно выражает общее убеждение народа, под влиянием которого он должен находиться, — все павно принимает ли он в свой закон уже установившееся юридическое воззрение или согласно истинному духу народа содействует образованию его» (Энциклопедия... С. 30). В последующем развитии, «во времена прогресса народа, когда право теряет вместе с прежней своей простотой способность быть доступным в известной полноте познанию всех членов народа», появляется«право науки», или«право юристов», — право, «живущее преимущественно в сознании юристов, которые считаются его носителями», и выражающееся в их деятельности. Задача науки, полагал Пухта, состоит в том, чтобы «познать юридические положения в их систематической связи, как друг друга обусловливающие и друг от друга происходящие, дабы можно было проследить генеалогию отдельных юридических положений до их принципа». Цель научных занятий — привести в сознание «юридические положения, сокрытые в духе национального права, не проявлявшиеся ни в непосредственных убеждениях членов народа и их действиях, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, становятся ясными как продукт научной дедукции» (Энциклопедия... С. 34). Как и Савиньи, Пухта полагает, что исторически право развивается «от первоначальной простоты к большему разнообразию», после чего «индивидуально-своеобразный дух народа постепенно подвергается влиянию более общих идей» и «первоначальные национальные особенности мало-помалу смягчаются более общими элементами, действующими на правовое сознание» (Энциклопедия... С. 43). Таким образом, разработанная исторической школой концепция органического развития народа и его политико-правовых институтов служила конкретным целямконсервативной политики: с ее помощью обосновывалась неэффективность институциональных преобразований и заимствований, в результате которых утрачивается возможность традиционного развития «народного права». Кроме того, органическая концепция общества как народного организма демонстрировала неприемлемость его регулирования универсальными естественно-правовыми нормами, но утверждала необходимость сохранения сторически сложившегося права, отмеченного печатью национального воеобразия. Теоретическое обоснование понятия «народного права» ыло в том числе направлено на то, чтобы локализовать значение Раздел IV_______________ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА Французской революции, т. е. предупредить унифицирующее действие рационалистического естественного права и препятствовать таким образом, реальному осуществлению механистической социальной концепции, рассматривающей общество как совокупность автономных и равных индивидуумов, связанных друг с другом рационально познанными выгодами общения. Таким образом, историческая школа права противопоставила представлению о неизменности естественного права —понятие органического развития права, обусловленного внутренним законом народного организма— «народным духом»; социокультурной общезначимости, универсальности естественного права —историческое своеобразие и органическое единствотрадиционного «народного права»; произвольному законодательному вмешательству —непрерывность правовой традиции народа; рационализму как методу познания права —историческое объяснение индивидуальности народа и созданных народным духомсвоеобразных правовых институтов. Историческая школа права оказала значительное влияние на развитие не только юридической науки в XIX в., побудив ее, в частности, заниматься исследованием памятников права, но и филологии, философии культуры, истории и др., стимулировав поискинародности, народного духа в предметах их изучения. ГЛАВА 4. ДЖОН ОСТИН Джон Остин (1790-1859)— друг и последователь И. Бентама занимался практической юридической деятельностью в качестве адвоката, члена комиссии по реформе уголовного права и комиссара по делам Мальты. В течение нескольких лет с перерывами он читал лекции по праву в Лондонском университетском колледже, которые не имели большого успеха. Однако шесть из них под названием«Определение предмета юриспруденции» были изданы в 1832г. Впоследствии Остин был признан одним из отцов-основателейюридического позитивизма. Опираясь на идеи Бентама, он стремился ограничить предмет юриспруденции от предметов других смежных наук и проанализировать право как совершенно самостоятельное явление, т. е. изучать право таким, какое оно есть, а не таким, какое оно должно быть, —это кредо юридического позитивизма по сей день. ДЖОН ОСТИН Понятие права Слово «право» употребляется в различных значениях, полагает Остин. В самом широком смысле право представляет собой совокупность норм, которые регулируют поведение людей. Однако это очень широкое понимание права, оно объемлет разные по своему происхождению, сущности и направленности нормы. Поэтому прежде всего следует отделить нормы, которые называются правом внадлежащем значении. В надлежащем смысле право представляет собой «правила, установленные одним разумным существом для другого разумного существа».27 Под это определение подпадают только Божественные и человеческие законы. Законы, установленные Богом, часто называют законами природы, или естественным правом, что, по мнению Остина, вводит в заблуждение. Он предпочитает говорить о «божественном праве» и, разумеется, не включает его в предмет юриспруденции. Законы, установленные людьми, подразделяются надва вида.Первый — это те законы, которые устанавливаются людьми, обладающими политической властью, т. е. сувереном. Совокупность законов первого вида Остин называетпозитивным правом. Другой вид законов устанавливается людьми, не обладающими политической властью над другими, и они называются импозитивной моралью.Эти законы очень разнообразны: правила, устанавливаемые в клубах, модой, честью. Сюда же Остин относит международное и конституционное право, так как оно не содержат санкций и поддерживается исключительно общественным мнением. Право и мораль в данном случае объединяет лишь то, что они рассматриваются такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть. Поэтому позитивная мораль, так же как и божественное право, исключается из предмета юриспруденции.Предметом юрис-чруденции является право в строгом смысле этого слова, т. е. право позитивное, нормы которого принципиально отличаются от всех Других социальных норм. Кроме того, что своим источником они имеютволю суверена, они облекаются в особую форму и обладают ОДецифическим действием. 27 Austin J. The Province of Jurisprudens Determined, Being the First Part of a Series Lectures on Jurisprudence, or the Philosophy of Positive Law. L., 1861. P. 3. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы. Раздел IV
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |