ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXBElfA
разделения труда, а они в свою очередь создают и применяют ноп-мы, образующие правопорядок. Именно централизованность является ключевым понятием государства. Через право Кельзен пытается определить и государственную власть. «Власть государства, — пишет правовед, — может выражаться лишь в специфических средствах власти, которыми располагает правительство: в крепостях и тюрьмах, в пушках и виселицах, в людях одетых в полицейскую и солдатскую форму. Но эти крепости и тюрьмы эти пушки и виселицы — всего лишь мертвые предметы; они становятся орудиями государственной власти лишь постольку, поскольку ими пользуются люди, действующие согласно приказаниям правительства; лишь постольку, поскольку полицейские и солдаты соблюдают нормы, регулирующие их поведение. Государственная власть — это не какая-то таинственная сила или инстанция, скрывающаяся за государством или его правом; это не что иное, как действенность государственного правопорядка» (2, 116). В словах Кельзена много верного. Например, признание связи власти и права. Но из этой связи, как представляется, нельзя вывести примат права. И именно эта связь указывает не только на нормативную природу права, но и на его социально-психологическую составляющую, от которой Кельзен все время безуспешно пытается очистить свою теорию. Ведь только легитимированная власть получает нормативно-правовой смысл, а норма права всегда имеет властный потенциал, который отнюдь не определяется формально-логическим долженствованием. В своей «чистой» теории права Кельзен ставил задачупреодолеть дуализм права и государства. Интересно, что эту задачу Кельзен сравнивал с богословской задачей разрешения «теологического дуализма Бога и мира». Ученый пишет следующее: «...Как путь к подлинному познанию природы открывает пантеизм, отождествляющий Бога с миром (т. е. с природным порядком), точно также и отождествление государства с правом, признание того, что государство является правопорядком, есть предпосылка подлинного правопознания. Но если мы видим тождество государства и права, если мы понимаем, что право (позитивное право, которое не должно отождествляться со справедливостью) и есть тот самый порядок принуждения, каким государство представляется правоведению, которое не вянет в антропоморфных метафорах, но сквозь завесу персонификаций пробивается к нормам, установленным человеческими актами, тогда просто ^ ______________________ПРАВОВОЙ НОРМАТИВИЗМ: Г. КЕЛЬЗЕН невозможно оправдывать государство посредством права... Точно так же, как невозможно оправдывать право посредством права же... в смысле "правильного" права, т. е. справедливости» (1, 153). Из этих посылок с неизбежностью следует отрицание самой идеи правового государства в ее либеральной интерпретации. «...Попытки легитимировать государство как "правовое" государство совершенно безуспешны, потому что, как уже говорилось, всякое государство есть правовое государство в том смысле, что оно представляет собой правопорядок. Стремление же выдавать за правовое государство лишь то, которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности, есть предрассудок, основанный на теории естественного права» (1,153). В заслугу собственной теории Кельзен ставил «решительное ниспровержение одной из наиболее влиятельных легитимирующих идеологий» — юснатурализма. Интересно, что именно этим обстоятельством ученый объясняет «ожесточенное сопротивление, которое традиционная теория права и государства оказывает идее тождества государства и права, разработанной Чистым Учением о Праве» (1,154). Представляется, что в учении Кельзена достаточно много аспектов несогласованных, оставляющих возможности для дополнения его теории и ее новой интерпретации. В конце своего жизненного пути об этом задумался и сам Кельзен. Дело в том, что после Второй мировой войны большинство позитивистов вынуждены были так или иначе пересмотреть свое отношение к естественному праву. Известно, что из «Венской» школы права лишь немногие остались верны прежним взглядам, отрицающим всякое значение идеи естественного права для юридической науки. Видоизменил свою первоначальную позицию по этому вопросу и Кельзен. Вернее, он развил некоторые посылки, которые уже имелись в его чистом учении о праве. В частности, ученый признал возможность существования наряду с научным также иметафизического знания, основанного на вере в Абсолютное начало, в котором воля является одновременно и мыслью, Должное — сущим, норма — высказыванием, право и справедливость — истиной. Кельзен приходит к выводу, что «это есть путь Подъема человека к Богу, от науки или философии — к теологии. Это бсть путь от правового и морального позитивизма к учению о естественном праве».13 Современный исследователь Г. В. Мальцев пишет, что «в устах Кельзена эти слова звучат невероятно, но таков итог его сложной 13 Цит. по: Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 232. 397 Раздел V
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |