Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕ1СА



2016-01-05 687 Обсуждений (0)
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕ1СА 0.00 из 5.00 0 оценок




мы должны начать с предварительного интуитивного понимания целого, т. е. спредпонимания. Опираясь на него, выясняют значе­ние частей и на этой основе достигают более точного и полного пони­мания целого. В .дальнейшем эта процедура кругового характера по­вторяется, способствуя тем самым расширению горизонта нашего понимания.

Согласно Гадамеру, совокупность пред-рассудков и пред-суж­дений, обусловленных традицией, составляет«горизонт понима­ния». При этом близость смысла, вложенного в текст автором, и смысла, вложенного интерпретатором, определяется слиянием двух «горизонтов» понимания. «Чем ближе по своей социокультурной почве две позиции, тем шире "общий горизонт" и адекватнее пони­мание. Однако выйти из круга понимания все же невозможно: ин­терпретатор и интерпретируемый текст — не два изолированных

мира, а суть одно: "Всякое понимание есть в конечном счете само­понимание"».49

Гадамер утверждал, что в философии нет критериев достовер­ности, какие достигаются в науке «с ее поступательным движением, основанным на применении методов и их проверке». Зато в филосо­фии есть масштаб. «...Такой масштаб, безусловно, не свод правил, применение которых можно проконтролировать; это, скорее, уме­ние, которое обязано подтверждать себя... Герменевтика — это прак­тика... Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваи­вать произносимое им — вот в чем душа герменевтики».50

Герменевтический подход не ограничивается общением с тек­стами, а относится ко всему тому, о чем можно договариваться. Га­дамер писал: «Любой опыт осуществляется так, что в постоянном коммуникативном обмене наше познание мира непрестанно скла­дывается. Опыт как таковой — это всегда "познание познанного"... Познаваемый в коммуникативном опыте мир... передается нам как постоянно открытая бесконечности задача. Никогда он, этот мир, не бывает первозданным миром первого дня. Повсюду, где мир испы-туется нами, где происходит преодоление чуждости, где совершается

49 Овчинников А. И. Правовое мышление: теоретико-правовой анализ. Рос­тов н/Д, 2003. С. 254.

50 Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 7-8. 464


ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

Глава 9

усвоение, усмотрение, постижение, где устраняется незнание и не­знакомство, повсюду совершается герменевтический процесс соби­рания мира в слово и в общее сознание. И даже монологический язык современной науки обретает общественную реальность лишь

таким путем».5'

Развивая эти мысли, немецкий философ Ю. Хабермас отмечал,

что в прагматической и герменевтической философии «место оди­ноко стоящего субъекта, который направляется к предметам и в реф­лексии делает предметом самого себя, заступает не только идея по­знания, опосредованного языковым выражением и соотнесенного с действием, но совокупная взаимосвязь повседневной практики и повседневных коммуникаций, в которую встроены интерсубъектив­ные в своих истоках и в то же время достигаемые в сотрудничестве познавательные результаты. Тематизируется ли эта взаимосвязь как форма жизни или жизненный мир, как практика или опосредован­ное языком межличностное общение, как языковая игра или диалог, как культурный фон, традиция или история деяний, решающим яв­ляется то обстоятельство, что все эти основанные на здравом смысле понятия приобретают тот ранг, который до сих пор был характерен для фундаментальных понятий эпистемологии».52

Герменевтическое правопонимание имеет свои особенности. А. И. Овчинников видит их в том, что «...герменевтическое право-понимание, преодолевая крайности номинализма и реализма в осмы­слении социальной жизни, полагает, что основу здорового правопо­рядка составляет не принудительный момент (давление целого над частями) и не рационально-логический (механическое составление из эгоистического частного), а герменевтический: целое определя­ется частным, а частное — целым (целое понимается из частей, ча­сти из целого). Правопорядок — особый порядок человеческого об-Щения, интерсубъективного взаимодействия, в который вступают "признающие" друг друга в качестве ценностей субъекты, желающие соизмерять свое существование с другими людьми. Так как обще­ние (коммуникация) возможно лишь там, где имеется нечто общее — общие ценности (иначе невозможно взаимопроникновение индиви­дуальностей, взаимопонимание), каждый правопорядок целиком за­висит от общепринятых в нем ценностных порядков, а следовательно,

51 Там же. С. 14-15.

52 Хабермас Ю. Моральноесознание и коммуникативное действие.СПб.,

2000. С. 19


Раздел У

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ву.щ

от национальной культуры».53 Таким образом, и в данном варианте

правопонимания право также ориентировано наинтегральную це­лостность.

А. Кауфман

Тенденцию к теоретико-правовой интеграции выражал профессор уголовного права, уголовного процесса и философии права Мюн­хенского университетаАртур Кауфман (1923-2001) в концепции «третьего пути».54 Этот путь он характеризовал как путь «между» или даже «по ту сторону» естественного права и позитивизма. То есть это не путь противопоставления классических вариантов право-понимания по дихотомической модели «или — или», апуть синтеза.

В своих многочисленных работах Кауфман рассматривает гер­меневтику не как метод, а прежде всего как трансцендентальную философию, поскольку она обеспечивает саму возможность пони­мания смысла как такового (что, впрочем, не исключает герменевти­ческой интерпретации юридического метода). Понимание того, что есть «физика», «религия» или «хозяйство», по мнению Кауфмана, обусловлено теми же трансцендентальными условиями, что и пони­мание права. Однако подобная универсальность герменевтики, по мнению немецкого правоведа, не должна абсолютизироваться и не должна противопоставляться другим теориям, таким как аналити­ческая теория или теория аргументации, наоборот, герменевтика обусловливает необходимость этих теорий, их взаимодополняемость.

В теории Кауфмана герменевтика направлена лишь против объективистской теории познания. Поэтому она заменяет классическую субъект-объектную схему (где познающий познает действительность в ее чистой объективности, как «отражение» предмета в сознании без примеси элемента субъективного) на феноменпонимания.

Понимание, полагает Кауфман, всегда субъективно и объективно одновременно. Понимание в бытии сознания дано не пассивно, а активно, оно играет в процессе правопониманияактивно-форми­рующую роль. Это означает, что право не субстанционально, аот­носительно. Право всегда есть некие отношения, оно указывает на

53 Овчинников А. И. Правовое мышление... С. 266-267.

54 Kaufmann A. Rechtsphilosophie. 2 Auflage. Miinchen, 1997.


д 9______________________________ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

связь людей друг с другом и окружающими их вещами. В этой пара­дигме право представляет собой «открытую систему», систему «интер­субъективности», в отличие от «закрытых систем» юснатурализма

и позитивизма.

Правовые отношения между людьми невозможны внеязыка.Именно поэтому все интегративные варианты правопонимания рас­сматривают проблему языка как одну из центральных. На практи­ческом уровнеязык обеспечивает коммуникацию между людьми.Это прекрасно понимал Кауфман. «В начале было слово», — напо­минал он. Поэтому язык — это и есть человеческое в человеке. Право же— посредник между двумя мирами: миром повседневности и миром официально установленных норм должного.

Через осуществление права происходит согласование должного и бытия, иначе говоря,право есть соответствие между должным и бытием (сущим).

Осуществление правосудия также есть коммуникативный процесс между судьей и участниками процесса, который определяется не только представлениями подсудимого, потерпевшего и свидетелей, но и соответствием горизонтов понимания участников процесса и

судьи.

Отрицая субъект-объектную схему, Кауфман приходит к выводу, что не только понимание, но и самоправо одновременно и объективно, и субъективно. Это означает, что право в отличие от закона не может быть сведено ни к установлению (к «параграфам», — как это делает позитивизм), ни к состоянию (к «природе», — о чем говорит юснату-рализм). Право естьакт, соединяющий субъектов и объекты по отноше­нию друг к другу, и оно не может быть понято как отдельные компонен­ты (субъекты или объекты). Правопроцессуально. Оно существует, проявляется, объективируется черезповедение или дажев поведении,но это поведение всегда сущностно обосновано (т. е. не случайно).

Право, по мысли Кауфмана, имеет дело не с ноуменальным че­ловеком, а сперсоной, т. е. с субъектом отношений, при помощи которых люди соотносятся друг с другом и с вещами.Персона есть отношение, точнее,структурное единство между относящимся и соотносимым, «субъект» и «объект» нормативного дискурса в од-^ом. Любой порядок основан на подобных отношениях и именно через нихлегитимируется право.

Мыслитель находит важные точки соприкосновения и с теорией Рационального дискурсаЮргена Хабермаса (р. 1929). Хабермас


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕК^

приложил немалые усилия для того, чтобы сделать коммуникативную стратегию познания социального мира доминирующей в современ­ной гуманитаристике. При этом речь опять-таки шла не о тотальном отрицании иных подходов, а об их уточнении и дополнении. Хабермас например, соглашается с Марксом относительно того, что труд яв­ляется одним из основных факторов антропогенеза, но полагает что Маркс преувеличил его значение. По мнению Хабермаса, труд и его порождение — инструментальный разум — лишь одно из изме­рений человеческой жизни. Фактически же именно язык и коммуни­кация являются средствами, окончательно выделившими человека из животного мира, а абсолютизация труда завела Маркса, по мысли Хабермаса, в ловушку «экономического сверхдетерминизма».

В своей «Теории коммуникативного действия» Хабермас, в част­ности, защищает идею, в соответствии с которой современное право нуждается в моральном обосновании справедливости норм на прак­тике, поэтому право нельзя представлять в виде полностью рацио­нализированного феномена. Но насколько моральное суждение может быть рационально обосновано? Хабермас полагает, что с пост-мета­физической точки зрения нельзя считать, что философия может пред­ставитьнеоспоримые и рационально обоснованные моральные нормы. Философские исследования в лучшем случае могут лишь обозначить условия для тех процессов, в рамках которых нормы могут бытьлегитимированы людьми, исходя из ихжизненного мира. Поэтому принцип дискурсивной этики (имеющей самое не­посредственное отношение к праву) гласит: «Только те нормы могут претендовать на общезначимость, которые легитимируются или могут быть легитимированы всеми участниками практического дискурса, которым адресуется норма».

Таким образом, Хабермас и Кауфман солидарны в том, что совре­менное право позиционированомежду системой и жизненным ми­ром, междуфактичностью и значимостью, что не исключает ни его рациональности, ни его моральной обоснованности (легитимности).




2016-01-05 687 Обсуждений (0)
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕ1СА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕ1СА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)