Источники теории «Третьего Рима» в византийской литературе
Основой исторической концепции Филофея послужилатеория четырех мировых монархий (империй), которая в Средние века воспринималась христианскими экзегетами (толкователями Св. Писания) как богословский канон христианской философии истории. Данная теория основывалась на толковании ветхозаветной книги пророка Даниила, в которой содержалось пророчество о преемственном существовании четырех мировых империй. В соответствии с указаниями пророчества первые три царства были идентифицированы с последовательно сменявшими друг другававилонским, мидо-пер-сидским и македонским (греческим) царствами. Идентификация последнего, четвертого царства вызывала наибольший интерес и была особенно важной, ибо с ним связывался конец земной истории человечества. В последующих толкованиях это последнее царство было отождествлено сРимской империей: согласно пророчеству в пределах последней империи должно было 15 Там же. С. 117-118. 16 Изложение теории «Третьего Рима» дается в соответствии с трактовкой данной теории Н. В. Синицыной (см.: Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998).
тгооизойти рождение Христа и основание Им Церкви, а также рождение антихриста, после победы над которым и наступит вечное Царство Божие. Однако неразрушимое «Ромейское царство», с которым филофей идентифицировал царство Василия III, не тождественно языческой Римской империи. Христианское, или Ромейское, царство возникает с рождением Христа, в эпоху Боговоплощения: «Ромейское царство неразрушимо, ибо Христос в римскую область записался», — поясняет Филофей.17 Псковский монах опирается здесь на идею, сформировавшуюся в византийской литературе, — идею «вечного» в пределах земной истории «Ромейского царства», призванного волею божественного промысла до второго пришествия быть «вместилищем» основанной Христом Церкви. Рассматривая византийские источники идеи «Третьего Рима», прежде всего следует признать также ее укорененность в византийскойтеории симфонии священства и царства, выражавшей призвание христианской империи быть защитницей и покровительницей Церкви. Из принципов симфонии следует, что без христианской Церкви нет христианской империи, точно так же как гибель империи угрожает благополучию земной Церкви. Таким образом, такое явление, как христианская империя, конституируется именно симфонией священства и царства. Концепция симфонии предполагала такжепринцип универсализма, вселенского распространения, империи и Церкви, в соответствии с которым предполагалось, что в Церковь постепенно должно войти все человечество, и если до сих пор кто-то остается вне ее ограды, то это такая же историческая случайность, как и то, что некоторые народы не находятся под властью римского императора. В согласии с принципом универсализма римский, т. е. византийский, император, под защитой которого находится вселенская Церковь, рассматривался как правитель всех христиан. В связи с этим византийская политическая идеология отрицала за своими христианскими соседями, прежде всего славянскими, сформировавшими самостоятельные государства, право иметь собственных царей. В корпус идей, вдохновивших теорию Филофея, входит такжеи принцип translatio imperil, т. е. принцип пространственно-временного перемещения «Ромейского царства». Согласно разрабатывавшимся в Восточной Римской империи концепциям ответственная историческая 17 Имеется в виду, что перепись населения, для участия в которой Св. Се-еиство пришло в Вифлеем (Лк. II, 1-5), проходила в пределах Римской империи и по римским законам. Раздел VI ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ миссия последнего в земной истории «Ромейского», христианского царства, предваряющего вечное Царство Божие, перешла теперь к Византии, столица которого— Константинополь уже в 381 г. (т. е. задолго до падения Римской империи, последовавшего в 476 г.) официально получила почетный титул «Нового Рима». Византия стала вторым конкретно-историческим воплощением «неразрушимого» «Ромейского царства»; именно ей теперь была «вверена судьба христианского царства и христианской Церкви, возникших с пришествием Христа и долженствующих пребывать до второго Его пришествия».18 Греки не желали проводить далее принцип передвижения «Ромейского царства» и верили, что скипетр вселенской церковно-государ-ственной власти никогда не выпадет из их рук. Однако этому не суждено было сбыться: в 1453 г. Византия погибла под натиском турок. Таким образом, странствующее «Ромейское царство» интерпретировалось как феномен, выходящий за границы эмпирической политической реальности, не имеющий единственной и постоянной пространственно-временной локализации. Оно неразрушимо в пределах земной истории, несмотря на временный и преходящий характер его конкретно-исторических воплощений. Его провиденциальная миссия в истории — защита основанной Христом Церкви. Библейскаятеория мировых империй в последующем истолкованиипоследнего земногоцарства как «Ромейского», возникшего с рождением Христа, византийскаяконцепция симфонии и вытекающий из неепринцип имперского универсализма, а также принцип translatio imperil образуют тот сложный комплекс идей, которые нашли свое выражение и творческое развитие в афористично сформулированной теории Филофея Псковского, созданной им под влиянием трагических событий церковно-политической истории XV в.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |