ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕК просвещения
делает вывод Прокопович, — смертью своего государя и сама к смерти приближается». В наследственных же монархиях переход престола совершается безболезненно: народ, отдав «погребальные слезы умеп-шему отцу своему, в тишине и безмятежии пребывает, и с великой радостью объемлет государя нового, так, аки и не умирал в государстве монарх» (632, 2 — 633, 1). Вместе с тем для Прокоповича очевиден единственный недостаток наследственной монархии: личные качества монарха зависят от случая, который иногда возводит на престол недостойного, отчего «бедно деется с государством». Данный недостаток, полагает мыслитель, может быть исправлен только одним способом: признанием за монархом права на завещательное распоряжение престолом, которое монархию наследственную, «един некий недостаток имущую, совершенно исправляет» (633, 2). Так Феофан Прокопович обосновывает право Петра I завещать престол по своему усмотрению. Договорная теория происхождения абсолютной монархии В центре внимания Прокоповича — рассмотрение вопроса не о происхождении власти вообще, но исключительно о происхождении конкретного вида верховной власти — неограниченной монархии. Под влиянием рационалистической школы естественного права Прокопович основывает свое учение о происхождении власти суверена на доводах«естественного разума», который обладает рядом самоочевидных истин — «естественных законов», ибо «не может здравый разум человеческий инако рассуждать» (608, 1). Вместе с тем в подтверждение доводов «естественного разума» Прокопович приводит аргументы из Священного Писания. Прокопович выделяет два, на первый взгляд, противоположных источника власти монарха как носителя суверенитета:божественный авторитет и народная воля. С одной стороны, власть монарха имеетбожественное происхождение: «...Всякий государь, наследием ли или избранием скипетр получивший, от Бога оное приемлет». Поэтому и послушание воле монарха обусловлено «не токмо страхом гнева властительского, но и страхом гнева Божия» (616, 2). Божественное происхождение монархии доказывается Прокоповичем многочисленными богословскими аргументами. ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ С Другой стороны, исключительное право монарха на власть пооисходит«из всенародного намерения». «Всякий правления об-оаз и сама наследная монархия имеет начало от первого в сем или оном народе согласия» (624, 1).Основанием власти монарха является договор, при заключении которого народ отрекается от своей «общей воли» и передает ее монарху. Таким образом, согласно Про-коповичу, совокупность индивидов, превращаемых на основании договора в подданных, до заключения договора представляет собой единство — народ, имеющий «общую волю», или волю «общего правительства». Народ не создается договором, а существует до него и выступает в нем в качестве стороны. Следовательно, мыслитель исходит из представления опервоначальном народном суверенитете, а не суверенитете индивида. Основная идея договорной теории школы естественного права — признание суверенного индивида источником публичной власти — осталась совершенно чуждой Прокоповичу.4 Содержание «общей воли» народа различается в зависимости от вида устанавливаемой монархии. Основаниемвыборной монархии является народная воля следующего содержания: «Согласно все хотим, чтобы ты владел нами к общей пользе нашей до тех пор, пока жив пребываешь, и мы не оставляем себе никакой свободности, но токмо до смерти твоей; после же твоей смерти будет при нам воля наша, кому высочайшую власть отдать по усмотрению достоинства и по нашем согласии» (624, 2). Создаваянаследственную монархиюнарод провозглашает: «Согласно все хотим, да ты к общей пользе нашей владеешь нами вечно, то есть, понеже смертей есть, то да по тебе, ты же сам впредь да оставляешь нам наследного владетеля, мы же единожды воли нашей совлекшеся, никогда же оной впредь, ниже по смерти твоей, употреблять не будем, но как тебе, так и наследникам твоим... повиноваться клятвенным обещанием одолжаемся и наших... наследников тем же долженством обязуем» (624, 2). Примирить столь различные источники власти монарха — божественное установление и народную волю — Прокоповичу удалось "Утем признания того, что эти источники власти совпадают. Таким "оразом,божественное установление власти монарха происходит "Утем народного волеизъявления, направляемого в каждом отдельном лучае божественным промыслом: «Ведать же подобает, — пишет pg ^Урвич Г. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и ее западно-Ропеиские источники. Юрьев, 1915. С. 9-10. Раздел VII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ Прокопович, —что народная воля, как в избирательной, так и в наследной монархии и в прочих правительства образах, бывает не без собственного смотрения Божия... но Божиим мановением... действует... И того ради все долженства, как подданных к государю своему, так и государя к добру общему подданных своих, не от единой воли народной, но и от воли Божией происходят» (625, 1). Для народа договор о подчинении суверену является обязательным, не подлежащим расторжению даже в случае, если монарх «переменится на злого». Обязательность договора утверждена божественной волей, руководившей волей народа при установлении власти монарха: «...не может... народ отставить его (монарха.— Е. Т.),— пишет Прокопович, — ибо не может отданной ему воли своей отнять... Но хотя бы и хотел упрямо отменить волю свою народ... но не может отменить воли Божией, которая и волю народную двигнула и купно с оною сама действовала в уставлении такой монархии и первого монарха избрании...» (625, 2 — 626, 1). В политической концепции Прокоповича присутствуют понятия, характерные для светской философии Просвещения, свидетельствующие о разрыве с теократическими представлениями Средневековья. В их числе —понятие «общего блага», «всенародной пользы». Главной обязанностью монарха, происходящей как из «всенародного намерения», так и из «воли Божией», Прокопович объявляет заботу об общем благе подданных: «Всякая... власть верховная единую своего установления вину конечную имеет: всенародную пользу». Причем эту обязанность — «владеть народом для его общей пользы» — присваивает монарху сам народ в уже упоминавшейся формуле заключаемого между ними договора. Вместе с тем эта обязанность возложена на монарха и Богом: «долженство на царях лежит, от самого Бога возложенное на них», — «содержать подданных своих в беспеча-лии и промышлять им всякое лучшее наставление, как к благочестию, так и к честному жительству...» (622, 1). При этом Прокопович не забывает напомнить о том, что «сие только ведать народ должен, что Государь его должен о его пользе общей пещися, но в делах попечения своего не народу, но единого Бога... суду подлежит» (629, 1). Для осуществления своей заботы об общем благе подданных монарх наделеннеограниченными правами. Монарх, в представлении Прокоповича, — не орган государства, а «собственник власти, отчужденной в его пользу прежним собственником — народом, продолжающим... свое существование как известное единство и после
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |