Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция юридической науки и образования



2016-01-05 1053 Обсуждений (0)
Концепция юридической науки и образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Десницкий стоит у самых истоков российской юридической науки. В частности, он стал первым профессором права, который начал читать в университете лекции на русском языке, читавшиеся до этого на латыни. По его настоянию Екатерина II «указать соизво­лила, что в университете пристойнее бы читать лекции на русском


Раздел VII______ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯВ ВЕК просвещения

языке, а особливо юриспруденцию».7 В 1768 г. в газете «Московские ведомости» появилось объявление: «С сего 1768 г. в Императорском Московском университете, для лучшего распространения в России наук, начались лекции во всех трех факультетах природными россия­нами на российском языке».8

Уже в своей первой актовой речи, произнесенной на публичном собрании Московского университета, —«Слове о прямом и бли­жайшем способе к научению юриспруденции» (1768) — Десницкий выступил с критикой сложившихся в тому времени в столичном уни­верситете традиций преподавания юридических наук и предложил соб­ственную программу развития юридического образования в России.

60-70-е годы были временем господства в юридической науке и образовании немецких учений естественного права. Первое соб­ственно юридическое произведение на русском языке, изданное в 1764 г.В. Т. Золотницким, имело характерное название: «Сокраще­ние естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества». В своей первой речи Десницкий критически отнесся к немецкой естественно-правовой философии, представи­тели которой, по его мнению, «теряют время... в таких от чувств чело­веческих удаленных изобретениях».9 Особенно достается при этом немецкому философу С. Пуфендорфу, сочинения которого, пере­веденные по приказу Петра I, являлись главным руководством в препо­давании «натуральной юриспруденции». «Пуфендорфов труд, — пишет Десницкий, —подлинно был излишний, ибо писать о вымыш­ленных состояниях рода человеческого, не показывая, каким образом собственность, владение, наследство и пр. у народов происходит и ограничивается, есть такое дело, которое не совсем соответствует своему намерению и концу» (с. 158). Он ставит в вину преподавав­шим тогда в Московском университете профессорам-немцам то, что они «один свой геттингенский университет забралом всей премуд­рости доказывают» (с. 162). Сам же ученый полагал, что для позна­ния права равным образом необходимы как«метафизический» ме­тод, исследующий «природу всего рода человеческого», так и

7 Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. 1767-1786. Т. 3. М., 1963. С. 51-52.

8 Цит. по: Грацианский П. С. Десницкий. М., 1978. С. 29.

9 Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века. М., 1959. С. 156.— Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.


С Е. ДЕСНИЦКИЙ

исторический, с помощью которого можно «проникать в самые от­даленнейшие... обыкновения и установления народные» (с. 216).

По мнению Десницкого, юридическое образование должно включать последовательное изучение нравоучительной философии (этики), «натуральной юриспруденции», римской и российской юрис­пруденции. Под«натуральной юриспруденцией» ученый понимал науку, «изыскивающую причины, которые действуют во всех госу­дарствах и суть основанием всех законов и правлений» (с. 156). Зна­комство с наиболее общими положениями правовой науки, входя­щими в предмет «натуральной юриспруденции», является, по мысли Десницкого, необходимым введением в изучение российского зако­нодательства: «...если учащийся... затвердит в памяти главнейшие правила закона естественного, почитаемого наилучшим и неложным основанием закону человеческому, и... если он рассмотрит оные пра­вила употребленными практически в законе римском... тогда он... вступить может в учение закона отечественного с несказанными выгодами и успехом» (с. 237).

Десницкий особенно настаивает на необходимости общего обра­зования для юриста, «ибо науки имеют между собою весьма тесный союз и процветают наилучше в соседстве взаимном; и нет такого учения, которое бы не было совершаемо вспомоществованием, за-емлемым от других учений».10 Ученый критиковал существовавшее в России обыкновение приобретать юридические знания исключи­тельно из практики. По мнению Десницкого, если юрист «не будет научен первым началам закона, на которых правила практики осно­ваны, то и малейшая перемена, воспоследовавшая в предыдущем законе, опрокинет весь его разум и помутит: "так гласит закон" бу­дет составлять все его знание, к какому только он достигнуть может;

и он никогда не научится, как выводить доказательства из самого существа и силы законов и из естественных оснований истины» (с. 235).

Ученый выступал с идеей соединениятеоретического и практи­ческого обучения юриспруденции. По его предложению в Московском университете была учреждена кафедра «практического законоискус-ства», которую последовательно занимали его ученики. Утверждая, что «в России до сих времен никакого почти особливого старания к отечественной юриспруденции прилагаемо не было» (с. 162), Дес-"ицкий отчасти объясняет это тем, что законы «лежат рассыпанными

10 Цит по: Коркунов Н. М. Десницкий — первый русский профессор права. СПб., 1894. С. 29.


Раздел VII_______ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕК просвещенно

по разным приказным местам в запертых и неприступных ученым архивах и хранилищах» (с. 234). Несмотря на отсутствие сводов рос­сийского законодательства, которые появились только в первой трети XIX в. благодаря усилиям М. М. Сперанского, Десницкий разработал первый систематический курс, в рамках которого обозревалось все действующее российское законодательство.

Десницкий многое сделал для поднятияавторитета юридиче­ской науки в тогдашнем российском обществе, в господствующем представлении которого она воспринималась как «наука ябедниче­ская». Ученый доказывал «пользу знания отечественного закона» ибо таким знанием «защищается святость прав, собственность, вла­дение и жизнь живущих в законе отечественном». Все желающие научиться юриспруденции, писал Десницкий, «могут быть уверены в том, что в благоучрежденных университетах никто еще из законо­учителей столько разума злотворством не растлил, чтобы дерзнул когда обучать кого в такой науке ябедническому красноречию. Утверж­дение прав, общеполезность и необходимая надобность в законо­учении природном поставляются главнейшим и единственным на­мерением... ...Я почитаю то за неоспоримую истину, что соразмерное

всякому состоянию знание общественного закона есть точно при­надлежащее для всякого благородного учащегося просвещение;

крайне нужное и весьма полезное для свободного воспитания в оном заключается учение» (с. 227-228).

Юридическая наука, «наиблагороднейшая и полезнейшая» (с. 216), рассматривается Десницким какодно из средств народного про­свещения и формирования в Россиигражданского общества. По его мнению, знание законов необходимо «для познания взаимных обя­зательств, без исполнения которых общество устоять и люди жить спокойно не могут» (с. 229). Юридическими знаниями должны об­ладать, по мысли ученого, представители всех свободных сословий, прежде всего для защиты свободы и собственности. Ученый пишет в связи с этим: «...всяк живущий под законом лишь только предста­вит себе правоправление хотя в едином том понятии, по которому свобода и собственность каждого в обществе соблюдаются, ясно увидеть может и из единого понятия сих прав, сколь необходимо всем вообще прилежать к познанию своего закона для соблюдения единственно токмо собственности и свободы. ...Не знающий закона не может знать... употребления своей собственности и свободы» (с. 22о). Однако особенно знание законов необходимо для совершенно не


Глача •

СЕ. ДЕСНИЦКИЙ


 


испытывавшего тяги к юриспруденции дворянства, преимущества которого, по мнению Десницкого, «даются им от Бога и государей не для одной их пользы собственной, но для общей» (с. 229). Кроме того, правовой принцип, в соответствии с которым «никому почти не дозволяется в законопреступлениях оправдывать себя незнанием закона», обязывает каждого «знать закон свой, дабы и неумышлен­ным поползновением против оного не подвергнуть себя истязанию

его» (с. 228).

В своем произведении«Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства...» (1778) Десницкий пи­шет: «...я бы погрешил дерзновением... и советовал россиянам всем стараться быть... великими законоискусниками... Незнание закона отечественного всегда почиталось, даже и у древних, бесчестным...» (с, 234).



2016-01-05 1053 Обсуждений (0)
Концепция юридической науки и образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция юридической науки и образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1053)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)