Рекомендуемые источники и исследования. числе даже под угрозой наказания, гражданскую активность
числе даже под угрозой наказания, гражданскую активность, предусмотреть ряд мер, способствующих формированию в Россиигражданского общества, каждый член которого, удовлетворяющий имущественному цензу, принимал бы участие в управлении государством, воспринимая это как свою почетную обязанность перед отечеством. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В России XVIII в. «строилась западная культура»,13 что, по мнению русского историка Н. М. Карамзина, обусловило раскол некогда целостной русской культуры на «древнюю» и «новую», который станет впоследствии предметом обсуждения западников и славянофилов. Последние продлят цепочку противопоставлений: допетровской «самобытной» России будет противостоять у них современная им Россия «подражательная», народу, являющемуся в их восприятии хранителем прежней православной культуры, — светское, на манер европейского, государство. Блестящее время царствования Екатерины II будет казаться многим, и в частности Карамзину, политическим идеалом, что найдет выражение в его концепции просвещенной монархии. Развитие теоретического правоведения, у истоков которого стоял С. Е. Десницкий, в последующем периоде связано прежде всего с именами М. М. Сперанского и его ученика К. А. Неволина. Рекомендуемые источники и исследования Десницкий С. Е. Представление об учреждении законодательной, суди-тельной и наказательной власти в Российской империи // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века. М., 1959. Десницкий С. Е. Слово о прямом и ближайшемспособе к научениююриспруденции // Там же. Десницкий С. Е. Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов // Там же. ' Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 101. Раздел VII______ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕК ПРОСВЕШРндд Десницкий С. Е. Юридическое рассуждение о разных понятиях,какиеимеют народы о собственности имения в различных состоянияхобщежительства // Там же. Прокопович Ф. Правда воли монаршей в определении наследника деп жавы своей.М., 1726. Прокопович Ф. Соч. / под ред. И. П. Еремина. М.; Л., 1961. Прокопович Ф. Слова и речи поучительные, похвальные и поздоави тельные.... В 4 ч. СПб., 1760-1774. Прокопович Ф. Духовный регламент. СПб., 1779. Прокопович Ф. История императора Петра Великого...СПб., 1773. * * * Грацианский П. С. Десницкий. М., 1978. Гурвич Г. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915. Коркунов Н. М. С. Е. Десницкий — первый русский профессор права. v-/l10. ^ 1б7^> НичикВ. М. Феофан Прокопович. М., 1977. Русская мысль в век Просвещения. М., 1991. Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ВВЕДЕНИЕ Начало этого периода в истории русской политической и правовой мысли представлено именамиМ. М. Сперанского и Н. М. Карамзина — мыслителей, непосредственно связанных с предшествующим рационалистическим веком Просвещения и вместе с тем выразивших новый, «исторический дух» XIX столетия, впоследствии вызвавший к жизни историософские схемы западничества и славянофильства. В условиях либерализма царствования Александра I оказались востребованными конституционные проекты Сперанского. Они не были осуществлены в том виде, как их задумывал сам автор, однако явились одной из причин возникновения в лице его оппонента Карамзина консервативной реакции на попытку потрясти основания российской монархии, апологетом которой и выступал придворный историограф Александра I. Вместе с тем осуществленная под руководством Сперанского систематизация российского законодательства способствовала развитию юридической науки и, в частности, теоретического правоведения, видным представителем которого в этот период былК. А. Неволин, разработавший целостную концепцию науки «законоведения». Первая четверть XIX в. характеризуется также появлением радикального направления в истории русской политической мысли, представленного лидером декабристского движенияП. И. Пестелем,выступившим с программой государственного переворота и установления в России революционной диктатуры, которая должна была Подготовить переход к республиканскому правлению. Важнейшим событием этого периода стало появление «Истории Государства Российского» Карамзина, которое заставило тогдашнее °бщество почувствовать реальность русской допетровской истории, что явилось одной из причин последующего разделения общества на запад-миков, представлявших, в терминологии Карамзина, «новую» Рос-^ю, и славянофилов, апеллировавших к России «древней». Наиболее Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV в своеобразным представителем западничества былП. Я. Чаадаевпарадоксальным для данного направления образом соединявший' симпатии к Западу с критикой западного либерализма. Чаадаев, как и первые славянофилыИ. В. Киреевский и А. С. Хомяков, впервые предложил опыт объяснения характерных особенностей, «самобытности» (в славянофильской терминологии) политико-правовых культур России и Запада. Славянофилы, по общему признанию исследователей, заложили основы русской философии, главное направление развития которой они видели в синтезе «приемлемых» элементов «западной системы мышления» с восточно-христианским «любомудрием».
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |