СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ
Глава 6 В понятии соборности можно выделить два аспекта: 1)онтологический — соборность как единство людей, находящихся с Богом и ДРУ1' Щ>УГOM в общении взаимной любви; 2)гносеологический — соборность как условие и вместе с тем результат познания божественной истины. Понятие соборности в онтологическом смысле призвано было показать возможностьгармоничного согласия индивидуальной свободы и общественного единства. Хомяков полагает, что такая возможность существует только в обществе верующих — в Церкви. Внимание Хомякова привлекло одно суждение Киреевского: «Церковь всегда оставалась вне государства и его мирских отношений... как недосягаемый светлый идеал, к которому они должны стремиться и который не смешивался с их земными пружинами». Развивая эту мысль. Хомяков приходит к пониманию того, что идеальный принцип социального бытия имеет сверхэмпирическую природу и присутствует исключительно в жизни Церкви. Понятие соборности, положенное Хомяковым в основу своего учения, есть третий атрибут Церкви в христианском Символе веры. Слово «соборный» является русским переводом греческого слова «кафолический». В католической традиции это слово переводилось как «повсеместный, всемирный, всеохватный». В восточно-христианской традиции понятие кафоличности, т. е. соборности. Церкви связывалось не с ее внешним распространением, не с эмпирической множественностью лиц, входящих в Церковь, а с ее внутренней истинностью, обусловленной присутствием в ней Христа. Как пишет Хомяков, «не численностью верующих и не видимым их собранием образуется Церковь, но самой связью, объединяющей их» (1994,2,172). Эта связь верующих, поясняет Хомяков, «есть сам Христос» (1994,2, 171), «начало взаимной любви в Иисусе Христе» (1994, 2, 175-176). Учение Хомякова стало, пожалуй, первым опытом раскрытия понятия соборности Церкви. Понятие соборности раскрывается Хомяковым традиционно через оппозиции. По мнению философа, естьтри типа единства,только одно из которых является совершенным, истинным — соборным. Различия между ними выражаются прежде всего втипе связи между элементами единства. В первом типе единства связь между его элементами отсутствует либо носит номинальный характер. Таким Для Хомякова является протестантизм. Во втором — связь между элементами единства носит жесткий, сковывающий их свободу характер, Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXIX в. примером чего является католичество. Только в истинной, православной Церкви существует подлинно соборное единство, сочетающее взаимосвязанность элементов и их свободное самостоятельное существование. «...Единство... совершенно условное, у протестантов состоит только в арифметическом итоге известного числа отдельных личностей... а у римлян — только в стройности движений подданных полудуховного государства». В отличие от них «мы... исповедуем Церковьединую и свободную (выделено мною. — Е. Т.)» (1994, 2, 88). Таким образом, делает вывод Хомяков, католицизм есть «единство внешнее, отвергающее свободу, и потому недействительное»; протестантизм есть «свобода внешняя, не дающая единства, а потому также недействительная»; в истинной Церкви единство есть не что иное, как«согласие личных свобод» (1994, 2, 183). Итак, специфику соборного единства характеризует его связь со свободой. В истинной Церкви, по мысли Хомякова, происходит синтез свободы личности и единства целого. При этом свобода человека трактуется Хомяковым не как свобода выбора, — в таком варианте она не может служить началом, созидающим единство. Свобода понимается мыслителем каксвобода самоосуществления в Богообщении, как обусловленная верой, жизнью в Церкви «бытийная стратегия человека» (С. С. Хоружий). Жизнь в Церкви, подчеркивает Хомяков, не лишает человека свободы. Напротив, по мысли философа, «человек находит в Церкви не чуждое что-либо себе. Он находит в ней самого себя, но себяне в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннегоединения со своими братьями, со своим Спасителем (выделено мною. — Е. Т.). Он... находит в ней то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного существования. Это очищение совершается непобедимою силою взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий» (1994, 2, 87). Таким образом, по мысли Хомякова, для каждого человека бытие в Церкви необходимо предстает какбытие в общении с Богом и другими людьми, входящими в Церковь. И только в таком со-бытии и осуществляется человеческая свобода как свобода самореализации в Богообщении. «Заключите человека в его личной отдельности, — пишет Хомяков, — разорвите связь, соединяющую всех христиан в одну живую индивидуальность... и вы заодно порвете связь, соединяющую христиан со Св. Писанием» (1994, 2, 116)- СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ Глава 6 Соборность как синтез личной свободы и единства целого, по мысли Хомякова, может быть достигнута только черезвзаимность любви, связывающей членов Церкви. Мыслитель пишет в связи с этим: католицизм «...есть противная природе тирания. Протестантство есть беззаконный бунт... Но где же единство без самовластия? Где свобода без бунта? И то и другое находится в древнем, непрерывающемся, не изменившемся Предании Церкви. Там единство, облеченное большею властью, чем деспотизм Ватикана: ибо оно основано на силе взаимной любви. Там свобода, более независимая, чем безначалие протестантства: ибо ею правит смирение взаимной любви» (1994,2,284). Таким образом,соборность есть основанный на взаимной любви синтез личной свободы и единства целого. Этот синтез достигается благодаря действию в человеке божественной благодати, первый дар которой и есть любовь. «Церковь, — пишет Хомяков, — не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати... Единство же Церкви не мнимое; не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом» (1994, 2, 6). Свобода и единство предстают как дары божественной благодати, потому для Хомякова «вся история Церкви есть история просвещенной благодатью человеческой свободы, свидетельствующей о Божественной истине» (1994, 2,190). Следовательно, по мысли Хомякова, соборность имеет благодатную и сверхэмпирическую природу и не является качеством эмпирической социальной реальности. Соборность — особый порядок бытия, созидаемый действием в верующих божественной благодати. Соборность можно также определить как преображенную божественной благодатью реальность. Соборность есть живой опыт, свидетельство синергийного действия божественной благодати и человеческой свободы, богочеловеческая реальность. Эта реальность, пишет Хомяков, «не может заключаться ни в деятельности разобщенных между собою личностей, ни в их случайном согласии (мечта реформаторов), ни в рабском отношении к чему-либо внешнему (безумие римлян): она заключается только вовнутреннем единении человеческой Объективности с реальною объективностью (выделено мною. — д- Т.)... живого мира, в том святом единстве, закон которого есть... ни что-либо изобретенное человеком, а Божественная реальность — сам Бог в откровении взаимной любви: это Церковь» (1994, 2, 157). Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в Соборность, как уже отмечалось, имеет в учении Хомякова и гносеологический аспект. В данном аспекте соборность выступает какусловие познания божественной истины. «Мы были бы недостойны познать ее (истину. — Е. Т.), если бы не имели свободы-мы были бы неспособны познать ее, если бы не держались в единстве, силою нравственного закона... Мысль всей Церкви образуется гармоническим слиянием мыслей личных, просвещенных Божественной благодатью. Но и личная мысль не простая рефлексия анализирующего и рационализирующего духа; в ней всецело проявляется нравственное существо. Она приемлет научение не только словом но всею полнотою церковной жизни» (1994, 2, 181). Бытие в Церкви как бытие в единстве и любви с другими людьми открывает человеку возможность бесконечного познания божественной реальности. «...Слова, — пишет Хомяков, — которыми выражаются понятия о мире Божественном, могут быть понятны только для того, чья собственная жизнь находится в согласии с реальностью этого мира. Если самые эти понятия недоступны человеческой мысли, пребывающей в уединении своей личной немощи и порочности, а постигаются только Духом Божиим, который открывает их нравственному единству христианского общества; то естественно, что и слова, служащие им выражением, представляются в своем реальном смысле только тому, чья жизнь составляет живую принадлежность организма Церкви (1994, 2, 185). Таким образом, Хомяков утверждает соборную природу знания божественной истины, открывающейся человеку только в меру его стремления к нравственному совершенству. «Ясность разумения, — пишет Хомяков, — поставляется в зависимость от закона нравственного. Общение любви не только полезно, но вполне необходимо для постижения истины, и постижение истины на ней зиждется и без нее невозможно. Недоступная для отдельного мышления, истина доступна только совокупности мышлений, связанных любовью» (1, 283). «Знание истины даруется лишь взаимной любви», — таков вывод Хомякова (1994, 2, 279). Хомяков дает следующее определение соборному единству Церкви: «Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, единство, которому основанием служит не научный рационализм и не произвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором... все равно призываются быть участниками и сотрудниками в общем деле, словом, единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, — таково единство Церкви» (1994, 2, 191).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |