ФОРМЫ И МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства
12 Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Его цель – обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования: 1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства; 2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий; 3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 4) межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета. Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для регулирования межбюджетных отношений используются: - межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе; - бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджет, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе. Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение. Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике. Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета: 1) изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды); 2) предоставление налоговых привилегий: - полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей; - предоставление льгот по налогам; - налоговых кредитов; 3) перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов: - закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; - передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; - предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.; 4) резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней; 5) регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредствам внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита. К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся: 1) финансирование расходов на отрасли экономики на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону: - прямое финансирование; - дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета; - субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов - субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.[6] 2) выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе: - принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; - предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; - финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы. 3) перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы: - передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой ; - передача трансфертов в качестве дополнительных источников финансирования. 4) регулирование погашения государственного долга (выплата долгов и процентов по ним). 5) участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России. Эффективность использования бюджетных методов регулирования обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.
12
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |