Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформирование экономики Казахстана, как основа расширения инвестиционной деятельности



2016-01-05 586 Обсуждений (0)
Реформирование экономики Казахстана, как основа расширения инвестиционной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Иностранные инвестиции стали фактором международных экономических отношений в последней четверти 19 века. На рубеже ХХ века международное движение капитала становится предметом теоретических исследований. [5,220]

Теоретическую оценку международного движения инвестиционных капиталов определил Марксизм. Первым фундаментальным трудом, в котором достаточно подробно были рассмотрены эти вопросы, была известная работа Рудольфа Гильфердинга «Финансовый капитал» (1909г.), одна из глав которой именовалась «Экспорт капитала и борьба за хозяйственную территорию». Благодаря Р. Гильфердингу термин «Экспорт капитала» применительно к иностранным инвестициям вошёл с тех пор в марксистскую литературу, где был, затем закреплен на целые полстолетия в связи с тем, что В.И. Ленин использовал его в своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма» в 1917г.. [6,56]

Властям, принимающей страны, обычно приходится сталкиваться с ситуацией, когда в отношении иностранных инвестиций в обществе существует противостояние сторонников и противников привлечения иностранного капитала. Становится все более очевидным, что принимающая иностранные инвестиции страна не может пренебрегать экономическими выгодами, связанными с их использованием. Так же настойчиво высказываются опасения в отношении возможного диктата, вмешательства и зависимости от иностранного капитала в связи с его появлением на национальной экономической сцене. Наиболее часто используются следующие соображения «за и против» привлечения иностранных инвестиций:

- благоприятные последствия: 1) увеличение масштабов валовых инвестиций; 2) передача опыта и знаний в вопросах технологии и менеджмента; 3) дополнительные возможности регионального отраслевого развития; 4) усиление внутренней конкуренции и предпринимательской инициативы; 5) благоприятное воздействие на платежный баланс; 6) рост занятости.

- неблагоприятные последствия: 1) производственный диктат; 2) технологическая зависимость; 3) нарушение экономических планов; 4) культурологические сдвиги; 5) вмешательство со стороны правительства страны базирования иностранного инвестора.

Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товаро-обмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельностью. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть открытой, ограниченно открытой и закрытой от внешнего мира. Это показывает, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри страны. [5,223-225]

В первые послевоенные десятилетия (примерно до конца 70-х годов) преобладающей оставалась тенденция, отражавшая настороженное, и простое негативное отношение к использованию инвестиций.Немалую роль в этом сыграл тот факт, что целая группа стран во главе с супердержавой – Советским Союзом отказалось от использования иностранных инвестиций. Негативно настроенные в отношении допуска иностранного капитала достаточно отчетливо проявлялись и в промышленно развитых странах, особенно в связи с тем, что после войны длительное время в мировой экономике доминирующую позицию заняла США (Соединенные Штаты Америки). [4,134-135]

Однако во второй половине 70-х годов в этом отношении начало ощущаться «отрезвление», сменившееся затем в следующем десятилетии переходом быстро нараставшегося числа стран к политике активного привлечения иностранных капиталов. К этому времени накопилось достаточное количество информации, свидетельствовавшей о том, что на путях инвестиционного сотрудничества с иностранными капиталами открываются дополнительные возможности ускоренного решения ряда серьезных социально-экономических проблем.

Рассматривая экономику Республики Казахстан, до начала радикальных экономических реформ в 1992 г. экономика Казахстана и экономики других союзных республик в составе СССР, следует отнести к типу ограниченно открытых. Она функционировала в условиях монополии внешней торговли.

Монополия внешней торговли с момента установления Советской власти всегда считалась непреложным принципом организации внешнеэкономической деятельности Советского государства. Сохранение за ним командных высот неизменно предполагало, что все операции внешней торговли осуществляются только государственными организациями, и только они имели право самостоятельно, в пределах государственного плана, выходить на внешний рынок.

Во время экономических реформ в сфере внешнеэкономической деятельности произошли изменения. Они заключались в следующем:

- была отменена монополия внешней торговли. В результате экспортно-импортные операции, а также и операции, связанные с привлечением капитала из-за границы, с некоторыми ограничениями, которые постепенно отменялись, были разрешены для всех организаций и предприятий;

- предприятиям и организациям было предоставлено право открытия валютных счетов;

- был усовершенствован порядок валютного контроля, главной целью которого являлось на первых порах противодействие незаконному вывозу капитала за рубеж;

- активно развернута подготовка к переводу предприятий, участвующих во внешнеэкономических операциях, на международные стандарты бухгалтерского учета [4,147-149].

Благодаря этим изменениям, последовавшим с началом реформ, экономика Казахстана и России стала существенно более открытой. Это были первые шаги в создании внешнеэкономического режима функционирования казахстанской экономики, который бы соответствовал условиям рыночной экономики и глобализации мирохозяйственных связей. И это в первую очередь касалось сферы инвестиционного взаимодействия казахстанских предпринимательских структур с зарубежными партнерами.

Согласно современным представлениям, приток иностранных инвестиций особенно благоприятно сказывались на странах с ограниченным собственным инвестиционным потенциалом, не имеющих свободного доступа к мировому рынку ссудного капитала.

Первый период, с 1991 по 1994 года инвестиционной истории Казахстана, характеризовался массированным привлечением кредитов под правительственные гарантии. Общая сумма привлечения кредитов по германским, австрийским, турецким и другим кредитным линиям составила 639,4 млрд. тенге. Затем правительство своими решениями отозвало свои гарантии на 417 млрд. тенге в 1994 году [13,124].

Возвратность полученных в то время кредитов, которые в большинстве просто «проедались» номенклатурой, была минимальной. Эти ресурсы использовались нерационально, и они были израсходованы:

- на приобретение некачественной продукции;

- на покупку оборудования и технологий, использование которых было нецелесообразно и неэффективно, и зачастую по завышенным ценам;

- имеются и факты нецелевого использования средств [13,129].

Сумма отвлеченных за два года от 1995 по 1996 года средства из бюджета по обслуживанию кредитов составила 70,3 млрд. тенге, в 1997 г. – 38,2 млрд. тенге.

Второй период с 1995 по 1996 года происходит определенная переориентация кредитов долгосрочные займы, имеющие к тому же 3-10 летний срок отсрочки выплаты процентов. Кроме займов на поддержание платежного баланса, в 1996 году кредиты направлялись исключительно в крупные инфраструктурные проекты.

Третий период с 1997 года – основная ставка делается на рост прямых инвестиций в экономику Казахстана и прогнозируемые прямые инвестиции до 2000 гола в размере 2502 млрд. тенге являются лишь минимальной оценкой, на эту сумму содержатся инвестиционные обязательства в уже заключенных контрактах. В таблице 1 приведены сводные данные о прогнозах привлечения иностранных инвестиций в экономику РК на 1996-2000 гг.[13,125].

 

Таблица 1– Иностранные инвестиции в экономику РК (в тенге)

 

Виды иностранных инвестиций 1996 г. 1998 г. 2000 г.
Займы 32.7 млрд. 123.5 млрд. 80 млрд.
Кредиты 35 млрд. 93.3 млрд. 77.6 млрд.
Прямые инвестиции 197 млрд. 755.4 млрд. 432.9 млрд.
ВСЕГО 264.7 млрд. 972.2 млрд. 590.5 млрд.
Источник. Основы внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан – Алматы, 1999. – С. 128

 

Следует учитывать, странам принимающие иностранные инвестиции, привлечение иностранного капитала, пополняя национальный инвестиционный фонд, создает неоднозначные для экономики инфляционные последствия. Во-первых, разные формы притока иностранного капитала дают неодинаковый инфляционный результат: зарубежные кредиты и займы напрямую ведут к увеличению внешнего долга страны. Во-вторых, масштабы и отраслевое направление иностранных инвестиционных средств обусловливаются состоянием конъектуры мировых товарных и финансовых рынков. Внешние источники инвестиций всецело контролируются зарубежными партнерами, которые не учитывают интересы развития национального производства. В-третьих, иностранные инвестиции сокращают производственный спрос и занятость на внутреннем рынке, так как все производственные функции инвестирования в основном передаются иностранным фирмам [13, 138].

Нормальное инвестиционное сотрудничество, как и любая форма международных экономических отношений, основывается на принципах баланса интересов сторон, на признании прав инвестора получать соответствующую компенсацию за предоставление им комплекса «инвестируемых услуг» и за риск, с которым сопряжена его предпринимательская деятельность за пределами своей собственной страны. Для инвестора помещение своего капитала в чужой стране самым важным является получение прибыли. И поэтому,иностранные инвесторы возлагают большие надеждына имеющиеся в стране ресурсы, в частности нефть и газ, которые в состоянии обеспечить процветание страны при условии проведения глубоких экономических и социальных преобразований. [5,213]

В результате экономических реформ Республика Казахстан достигла больших успехов. Государство создало благоприятный климат для притока иностранных инвестиций, стала открытой страной для зарубежного капитала.

 



2016-01-05 586 Обсуждений (0)
Реформирование экономики Казахстана, как основа расширения инвестиционной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформирование экономики Казахстана, как основа расширения инвестиционной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)