Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие третейского суда



2016-01-05 1144 Обсуждений (0)
Понятие третейского суда 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования Российской Федерации

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Гражданское право и гражданский процесс»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

студента 3 курса очной формы обучения

Чалова Андрея Игоревича

 

тема: «РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ГРАЖДАН В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ»

 

Выполнил студент __группы__ курса

______________ __________

(Ф.И.О.) Подпись, дата

Руководитель курсовой работы

__________ _________________

должность, учен.степень, ученое звание Ф.И.О.

Защищена «___»__________2015 г.

с оценкой ____________________

________________

подпись, дата

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….2

Глава 1. Общая характеристика третейских судов………………….……..4

1.1 Понятие третейского суда………………………………………….…….4

1.2 Преимущества рассмотрения споров в третейском суде………….…..9

Глава 2. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров......14

2.1 Компетенция третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров…………………………………………………………………....……14

2.2 Процедура рассмотрения спора в третейском суде…………………..19

Заключение………………………..……………………………………....….24

Список литературы…………………………………………………….…….26

 

 

Введение

По мере возрастания правосознания и правовой культуры населения возникает возможность вне государственного судебного урегулирования споров. Однако эта возможность должна иметь определенные правовые очертания. Именно такими являются действующие в мировом правовом пространстве различные третейские суды. Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Актуальность проблемы проявляется в том, что использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их взаимодействия. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности третейских судов по разрешению споров. Предметом исследования является нормы гражданского-процессуального законодательства, регулирующие рассмотрение дел в третейском суде. Целью данной работы является рассмотрение и исследование третейских судов в Российской Федерации. Указанные цели предопределили необходимость решения следующих задач: 1) рассмотреть понятие третейского суда; 2) раскрыть преимущества рассмотрения споров в третейском суде; 3)изучить компетенцию третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров; 4) исследовать процедуру рассмотрения спора в третейском суде. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к исследованию правовых процессов и явлений. В процессе исследования использовались следующие методы: исторический, сравнительный, статистический, формально-юридический. Теоретическую основу курсовой работы составили научные достижения в области гражданского права, гражданско-процессуального права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Виноградовой Е. А, Завидова Б.Д., Власова А.А, Рожкова М.А, Суханова Е.А. и других ученых. Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, к тому же были использованы материалы судебной практики. Структура работа состоит из введения, двух глав основной части, разбитых на параграфы, и заключения, в котором подводятся итоги исследования. Оканчивается работа библиографическим списком.

 

Глава 1. Общая характеристика третейских судов

Понятие третейского суда

Третейское разбирательство является одной из форм разрешения споров участников гражданского оборота, которая избирается по соглашению между ними. В настоящее время в мире существует много различных третейских судов. При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора просят третью рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда – суд третьего. Третейский суд - альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц. Право избирать посредников для решения спорных дел принадлежит к естественным правам, провозглашаемом во всех законодательствах, что было отмечено в законодательстве России еще в 1864 году. Часть 1 статьи 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.[1] Статья 11 ГК РФ устанавливает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.[2] Таким образом, законодательство РФ признает третейский суд в качестве альтернативной формы защиты гражданских прав и ставит их практически на один уровень с судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Альтернативность третейского суда заключается в том, что деятельность по их созданию и разрешению ими споров в соответствии с подведомственностью есть частная практика применения закона. То есть для создания третейского суда не требуется разрешения или какого-либо решения государственного органа, а достаточно волеизъявления частных субъектов: граждан или организаций. Участники спора, вытекающего из гражданских правоотношений, вправе передать его не в государственный суд, а на разрешение третейского суда. Возможность создания третейских судов подтверждается и на уровне международных актов. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. устанавливает, что каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое и публичной разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.[3] Легитимность третейского суда в рамках приведенного выше положения Конвенции однозначно подтверждается в принятых решениях органами, созданными в соответствии с этой Конвенцией. До недавнего времени деятельность третейских судов не имела достойного законодательного регулирования в Российской Федерации. Основным нормативным актом, регулирующим третейское разбирательство, выступало «Положением о третейском суде». Одновременно правовое положение третейских судов регулировалось и «Временным положением о третейских судах для разрешения экономических споров». Принятие Федерального закона «О третейских судах в РФ» в корне изменило ситуацию, дав толчок развитию третейского разбирательства в России и создав для него четкую законодательную базу. Кроме того, нормы, регулирующие деятельность третейских судов, содержатся и в иных нормативных актах.[4] В действующем законодательстве термин «третейский суд» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, как общее наименование института третейского суда, и, во-вторых, как состав третейского суда, избираемый (назначаемый) сторонами для разрешения конкретного спора между ними в третейском суде любого из двух видов. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Указанные суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Для образования постоянно действующего третейского суда организация должна принять соответствующее решение, утвердить положение о постоянно действующем третейском суде и список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон. В литературе часто ставится такая проблема третейских судов, как определение их статуса. По мнению Е. А. Виноградовой, законодательное определение «статуса» постоянно действующего третейского суда не только противоречит определению его как одного из видов принципиально единого института третейского суда по мере необходимости и целесообразности на организации различных организационно-правовых форм.[5]

Закон «О третейских судах в РФ» не определяет статус третейского суда, созданного при различных предприятиях, учреждениях, организациях. Вопрос о создании третейского суда в качестве коммерческой или некоммерческой организации учредителем решаться не может. Третейский суд является некоммерческой организацией и это положение императивно, так как третейский суд является одним из юрисдикционных органов защиты субъективных прав и его основной целью не может являться извлечение прибыли.

Говоря о правах и обязанностях третейского суда, следует отметить, что в соглашении с судом стороны обязуются друг перед другом подчиняться велениям суда, а суд имеет право отдавать обязательные распоряжения, направленные на быстрое и правильное разрешение спора и обеспечение его исполнения. Так, в соответствии со ст. 25 Закона «О третейских судах в РФ» суд может не только вынести решение о применении обеспечительных мер, но и потребовать предоставить встречное обеспечение в связи с принятыми мерами.[6]

Суд обязан обеспечить независимое и беспристрастное рассмотрение спора, предоставив сторонам равные возможности для предоставления доказательств и применяя принцип состязательности (независимость и беспристрастность судей, а также состязательность и равноправие сторон – принципы третейского разбирательства). Разбирательство дела происходит в максимально упрошенной процессуальной форме, способствующей установлению действительных прав и обязанностей сторон на основе представленных ими доказательств. При рассмотрении дела может вестись протокол, который обеспечивает фиксацию всех совершенных арбитражем и сторонами процессуальных действий. Третейский суд самостоятельно определяет необходимость проведения заседания с участием сторон или их представителей либо разрешения спора только на основании документов и других доказательств при отсутствии иного соглашения сторон. Сторонам заблаговременно должно быть направлено уведомление о заседании третейского суда письмом, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого уведомления. В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом, входят гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы, расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора и др. Распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - третейским судом. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору. Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается к решению. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение принимается третейским судом с учетом этого соглашения. Само решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда. Третейский суд вправе вынести определение о прекращении производства по делу, если стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства либо спор не подлежит рассмотрению третейским судом. В целом, процедура третейского разбирательства в большей степени ориентирована на нормы диспозитивного характера, максимально позволяя сторонам предусматривать различные правила. Это относится к следующим вопросам: численность состава суда, место третейского разбирательства, принятие обеспечительных мер, реализация гласного начала, проведение экспертизы, оспаривание решения третейского суда, поскольку стороны в третейском соглашении вправе предусмотреть запрет оспаривания вынесенного третейским судом решения.[7]

К основным началам третейского разбирательства относятся законность, конфиденциальность, независимость и беспристрастность третейских судей, диспозитивность, состязательность и равноправие сторон. Таким образом, третейский суд, осуществляющий судебную защиту гражданских прав, представляет собой альтернативу государственному суду. При этом нельзя не согласиться с мнением, что к альтернативной форме разрешения споров следует относиться как к системе, которая существует параллельно с правосудием и при этом не заменяет и не может заменить правосудие, не преграждает доступ к нему.

 



2016-01-05 1144 Обсуждений (0)
Понятие третейского суда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие третейского суда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)