Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Руководитель работы: Эльбердова М. Б



2016-01-05 349 Обсуждений (0)
Руководитель работы: Эльбердова М. Б 0.00 из 5.00 0 оценок




ГБУ «Высшая банковская школа»

Специальность 080118 Страховое дело (по отраслям)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По МДК 04.01.

«Документальное и программное обеспечение страховых выплат (по отраслям)»

 

 

на тему:

«Содержание отчета о проведенной экспертизе и требования, предъявляемые к нему»

Выполнил студент(ка): Исаева А. А.

Группа № 3-13

Руководитель работы: Эльбердова М. Б.

Оценка качества выполнения работы ______(баллов)

Оценка защиты работы ______(баллов)

Всего баллов ______(баллов)

Оценка за курсовую работу

Дата защиты

Подпись руководителя

Санкт-Петербург
2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ЕЁ ВИДЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА. ЗАКОНОАДТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕМУ  
1.1. Понятие и виды экспертизы. Цели и задачи экспертов  
1.2. Законодательная база, регулирующая вопросы экспертизы при расследовании страховых случаев  
1.3. Содержание отчета о проведенной экспертизе и требования, предъявляемые к нему  
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 40-ФЗ ОТ 25.04.2002 г. «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ПРОИЗВОДСТВУ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О СТРАХОВОМ ВОЗМЕЩЕНИИ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Экспертиза возникла позднее других источников доказательств. Время и место зарождения экспертизы до сих пор точно не установлено. В дореволюционной русской и зарубежной литературе многие авторы связывали ее зарождение со временем канонического процесса после введения в нем розыскного начала. В подтверждение этого одни ссылаются на постановление папы Иннокентия III (1209 г.), в котором для разъяснения вопроса о причине смерти папа обратился к врачам и предписал им высказать мнение – причинил ли смерть тот, кто первый ударил убитого заступом. Другие авторы с этой целью приводят положения, содержащиеся в канонах и в сочинениях канонистов и глоссаторов, в которых упоминается об участии врачей в исследовании преступлений. Всеми указывается, наконец, Каролина (1532 г.), установившая обязательное участие врачей при расследовании отдельных преступлений против жизни и здоровья.

Возникновение судебной экспертизы в России следует отнести к 16 веку. Сохранившиеся исторические документы свидетельствуют, что уже в начале этого века имели место случаи проведения судебно-медицинской экспертизы и экспертизы документов.

Экспертиза используется в разных сферах деятельности, для выяснения различных вопросов, разъяснение которых требует специальных познаний, навыков, умений, методов.

Наиболее частыми ситуациями, в которых требуется помощь эксперта, являются дорожно-транспортные происшествия.

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП).

Ежегодно в России происходит свыше 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Заслон лавине дорожно-транспортного травматизма и должна была поставить "автогражданка" - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Следует констатировать тот печальный факт, что за последнее время число официально зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий в нашей стране существенно возросло.

Отчасти это связано с принятием Федерального Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Ведь до вступления этого закона в силу, большинство мелких аварий просто не регистрировалось. Водители "на глазок" оценивали объем нанесенного ущерба и старались мирным путем решить вопрос материальной компенсации прямо на месте событий. Вместе с тем современные автомобили технически настолько сложны, что корректно оценить причиненный ущерб и выдать квалифицированное заключение могут только компетентные специалисты.

Введение в действие Федерального Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" привело к формализации дальнейших процедур по урегулированию конфликта, каждый из участников ДТП обязан, во исполнение данного Федерального Закона, грамотно спланировать свои действия на месте происшествия и при дальнейших процедурах возмещения нанесенного ущерба.

Кроме ущерба здоровью, аварии наносят и значительный материальный ущерб владельцам транспортных средств и третьим лицам. И в этом случае неизбежно возникает вопрос о размере причиненного ущерба, о стоимости ремонта (восстановления) автомобиля: в некоторых случаях требуется установить причины аварии и выявить действия участников в процессе аварии, что требует проведения специальных исследований (экспертиз). В данном случае уже оценкой не обойтись, здесь необходимо привлечение другого специалиста – эксперта - автотехника (автоэксперта). Результатом работы эксперта должно стать составленное и собственноручно заверенное им экспертное заключение (причем замечу, что только эксперт, и никто другой, вправе давать такого рода документ).

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения Правил дорожного движения РФ (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения, а также выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств (например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов).

Расследуя дела данной категории, необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда один водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, а другой – правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие дорожно-транспортное происшествие.

Важную роль в исследовании таких причин играет дорожно-транспортная экспертиза.

Назначение и производство судебной дорожно-транспортной экспертизы регулируется нормами Федерального Закона от 5 июня 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Так же, в связи с принятием и введением в действие Федерального Закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , Правительство Российской Федерации 24 апреля 2003 г. приняло Постановление N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» .

Данное постановление содержит рекомендации по порядку назначения и проведения экспертизы транспортных средств, необходимой для установления обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Указанные нормативно-правовые акты регулируют вопросы назначения и производства исследуемых мной видов экспертиз не в полной мере.

В большей степени новизна и отсутствие строгой правовой регламентации касается вопросов применения независимой технической экспертизы транспортных средств. А ведь этот вид экспертизы на сегодняшний день широко используется в связи с урегулированием дорожно-транспортных происшествий через страховые компании.

Проблема в том, что в законодательстве существуют пробелы, нет точных указаний и предписаний по проведению тех или иных процедур. Конечно же, это не удивительно, так как ФЗ от 25.04.2002 г. действует в нашем государстве только второй год. Но считаю, что наш законодатель уже имеет достаточный опыт применения данного закона на практике, в связи с чем, пора бы уже внести в него некоторые поправки, уточнения, разъяснения. Это привело бы к разрешению многих спорных ситуаций, с которыми сталкиваются стороны, участники правовых отношений.

Целью данной работы является изучение содержания отчета о проведенной экспертизе и требований, предъявляемых к нему.

Объектом исследования являются содержание отчета о проведенной экспертизе и требования, предъявляемые к нему.

Предметом исследования является отчет о проведенной экспертизе.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ЕЁ ВИДЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА. ЗАКОНОАДТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕМУ

1.1. Понятие и виды экспертизы. Цели и задачи экспертов

Экспертиза – это деятельностный акт по установлению причин, особенностей и прочих факторов по поводу произошедших неблагоприятных событий.

Основные принципы страховой экспертизы:

· законность действия;

· своевременность проведения страхового расследования (оперативное и объективное заполнение и оформление документов и т. п.);

· планомерность действий (последовательность, логичность);

· полнота оценки ситуации;

· объективность (отражение и анализ только тех фактов, которые могут быть подтверждены документами или свидетельскими показаниями.

Экспертиза пострадавшего объекта страхования в большинстве случаев направлена на выявление существенных фактов по поводу случившегося неблагоприятного события, а также выявление причины и виновника.

Задачи страховой экспертизы:

· сбор сведений для оценки страхового случая;

· объективная оценка страхового случая;

· организация тесного взаимодействия с УВД, пожарными, экологическими службами и др.;

· анализ и обобщение практики страховой экспертизы по отдельным видам страхования и практики взаимодействия с государственными службами;

· разработка рекомендаций по снижению рисков страховых событий и участие в реализации предупредительных мероприятий (ПМ);

· осуществление периодического контроля за состоянием объекта страхования (особенно при страховании имущества);

· содействие страхователям по снижению страхового риска (например, в приобретении огнетушителей, электронной техники; в обеспечении техники безопасности). [1]

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебная дорожно-транспортная экспертиза - это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики. [2]

Поскольку большинство ДТП связано с ответственностью виновных и последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП - водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?

Эксперт-автотехник для достижения этой цели должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:

· выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация движения и сопутствующие технические средства;

· отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

· установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

· определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов. [3]

В зависимости от вида, экспертное исследование решает следующие конкретные задачи.

Ситуалогическая экспертиза, или исследование обстоятельств ДТП.

Задачи:

1) установление того, как должен был действовать водитель с точки зрения безопасности движения;

2) оценка действий водителя с точки зрения их соответствия техническим требованиям нормативных актов и требованиям правил безопасности движения;

3) установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени;

4) определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени;

5) определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортным средством в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить столкновение путем торможения;

6) определение времени преодоления транспортным средством заданных участков пути и другие, более частного характера.

Транспортно-трассологическая экспертиза, или исследование следов и повреждений на ТС и месте ДТП.

Задачи:

1) определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов до удара;

2) определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент удара;

3) установление места столкновения, удара;

4) определение траектории и характера движения транспортного средства и пешехода до наезда на него (комплексная задача);

5) установление места наезда транспортного средства на пешехода;

6) установление механизма ДТП (комплексная задача);

7) установление лица, управляющего ТС на момент ДТП (идентификационная комплексная задача);

8) установление конкретных транспортных средств, участвовавших в столкновении (идентификационная комплексная задача);

9) установление отделившихся в процессе столкновения частей данного транспортного средства (идентификационная комплексная задача) и другие, требующие криминалистических исследований.

В некоторых источниках этот вид СДТЭ называется экспертиза механизма ДТП.

Технико-диагностическая экспертиза, или исследование технического состояния транспортных средств.

Задачи:

1) установление неисправностей транспортных средств (отдельных узлов, механизмов, деталей);

2) установление причин и времени возникновения неисправностей;

3) выявление влияния неисправностей на возникновение ДТП;

4) установление соответствия технического состояния транспортных средств, их узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;

5) установление причинно-следственной связи между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельств, способствовавших возникновению неисправностей;

6) установление возможности своевременного обнаружения неисправностей до ДТП и другие, связанные с исследованием ТС.

При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.

Вероятностный метод позволяет охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятностный подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности. Каждое происшествие, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.д.). [4]

Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание. Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП.

Таким образом, определив задачи и методы проведения различных видов экспертиз, назначаемых при ДТП, выяснено, что экспертиза является важным источником доказательств. Результаты экспертизы используют при определении таких важных моментов, как определение ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, определение стороны, виновной в причинении ущерба. Данные вопросы играют важную роль для лиц, ставших участниками ДТП, а значит экспертиза должна быть максимально объективной, заключение экспертизы должно быть составлено грамотно, с учетом всех фактов, выясненных при изучении ситуации, а значит, необходимо использовать специальные приемы и способы получения такой информации.

В связи с вышесказанным, считаю, что эксперты должны вырабатывать для себя специальные методы работы, разработку которых в современных условиях необходимо постоянно совершенствовать.

Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам:

· В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

· По составу участников экспертизы делят на: единоличные, комиссионные и комплексные. [5]

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания. [6]

· По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах. [7]

С 5 июня 2001 г. вступил в силу Федеральный Закон № 73 – ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

На основании этого закона проводятся следующие виды экспертиз:

· экспертное исследование обстоятельств ДТП (преимущественно с помощью расчетных методов) или ситуалогическая экспертиза;

· экспертное исследование технического состояния транспортных средств или технико-диагностическая экспертиза;

· экспертное исследование следов на транспортном средстве, месте происшествия, вещной обстановки или транспортно-трассологическая экспертиза.

В соответствии с Федеральным Законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г., при изучении дорожно-транспортного происшествия на предмет признания его страховым случаем, возможно назначение автотехнической экспертизы, целью которой может является определение размера нанесенного в ДТП ущерба, а также определение механизма ДТП и другие вопросы, разрешение которых важно для определения стороны, виновной в ДТП.

Выяснение данных вопросов необходимо и важно, так как, в соответствии с данным Федеральным Законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. для наступления страхового случая необходимо наличие определенных условий. [8]

Страховой случай – наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Таким образом, в любой страховой компании в соответствии с ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. всегда застрахована гражданская ответственность лиц, допущенных к управлению определенным транспортным средством, то есть ответственность за виновное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

Для возникновения ответственности за причиненный вред необходимы следующие условия:

· Наличие самого вреда

· Наличие вины (умысла или неосторожности в действиях причинителя вреда)

· Противоправность поведения (противоправное действие или бездействие) причинителя вреда

· Причинная связь между наступлением вреда и виновным противоправным поведением причинителя вреда.

Орган ГИБДД устанавливает, в случае ДТП, имелся ли в действиях участников ДТП состав административного правонарушения, то есть нарушения Правил дорожного движения. [9]

Вину в совершении ДТП устанавливает суд.

А наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением виновного и причинением вреда зачастую возможно установить только после проведения соответствующей экспертизы, на разъяснение которой ставятся соответствующие вопросы.

Полномочиями для определения указанных выше фактов наделен только суд, страховщик не вправе самостоятельно решать данные вопросы. Но для надлежащего и всестороннего изучения материалов ДТП или страхового случая возможно назначение экспертизы как по инициативе страховой компании, так и по определению суда, перед которым та или иная сторона ходатайствует о назначении экспертизы.

Страховщик без судебного решения, устанавливающего виновника ДТП, форму его вины, размер вреда, не может произвести выплату по договору обязательного страхования. [10]

Самостоятельно страховая компания имеет право организовать проведение автотехнической экспертизы, что предусмотрено Федеральным Законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г., Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263), Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238).

По решению суда возможно назначение судебной экспертизы, вид которой зависит от вопросов, которые требуется разъяснить по определенному делу.

Таким образом, законодательством РФ предусмотрены различные виды экспертиз, вопросы, изучаемые ими, могут пересекаться. Считаю, что изучение видов экспертиз необходимо и важно, так как это поможет определить именно тот вид, который наиболее полно отвечает требованиям стороны, которая организовывает или назначает проведение экспертизы. [11]

Эксперт - самостоятельная процессуальная фигура.

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.

Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Отчет эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. [12]

Федеральный Закон № 73 – ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно - квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

Эксперт-автотехник дает заключение от своего имени на основании лично проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за свое заключение личную ответственность. Заключение судебного эксперта-автотехника базируется на материалах дела и является доказательством по делу. В процессах по автотранспортным преступлениям на нем наряду с другими доказательствами базируются обвинительное заключение и приговор. [13]

Эксперт-автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение обстоятельств ДТП на основе физических законов без учета психофизиологических особенностей участников ДТП и эмоциональных факторов, действующих на них, а также на самого эксперта. Полностью оценивает все доказательства суд.

Под компетенцией эксперта-автотехника понимают его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг полномочий, представленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных познаний. В компетенцию судебного эксперта-автотехника входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП, обстановки на месте ДТП, действий участников ДТП, процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определение технической возможности предотвращения ДТП.

Техническое состояние транспортных средств исследуют, чтобы установить причины и время возникновения неисправности и возможность ее обнаружить до ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает причинно-следственную связь между обнаруженной неисправностью и ДТП и определяет техническую возможность его предотвращения при состоянии транспортного средства в момент ДТП. Применение термина "техническая возможность" обусловлено необходимостью решать вопросы безотносительно к субъективному состоянию водителя и его психофизиологическим характеристикам.

Обстановку на месте ДТП эксперт-автотехник исследует, чтобы установить параметры, характеризующее движение транспортных средств и других объектов в зоне ДТП (ширину проезжей части и обочин, коэффициент сцепления шин с дорогой и сопротивление качению, уклон дороги, радиусы закруглений). В процессе исследования определяют траектории движения транспортных средств, условия видимости и обзорности, а также другие обстоятельства, которые могли способствовать ДТП. [14]

Эксперт-автотехник определяет, как следовало действовать участникам ДТП, чтобы выполнить технические требования ПДД РФ, эксплуатации транспортных средств и других нормативных документов. Сопоставляя фактические действия участников в процессе ДТП с указаниями нормативных документов, эксперт определяет степень соответствия этих действий установленным требованиям.

При исследовании процессов ДТП или отдельных его стадий эксперт-автотехник устанавливает величины и направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами или между транспортным средством и препятствием. Эксперт устанавливает также момент возникновения опасности для движения, если при этом необходимы специальные познания и опыт. Эксперт определяет также момент, когда какой-либо предмет перестает ограничивать обзорность и водитель получает возможность увидеть другое транспортное средство или пешехода.

В компетенцию эксперта-автотехника входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, для ответа на которые необходимы специальные познания. [15]

Судебный эксперт-автотехник имеет право знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету автотехнической экспертизы, присутствовать при допросах и других следственных действиях, задавать допрашиваемым вопросы. Он имеет право заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Эксперт имеет право осматривать место ДТП и транспортные средства, записывать в протоколе допроса свои ответы на вопросы следователя, поставленные для разъяснения заключения.

Эксперт-автотехник не имеет права исследовать материалы дела, не относящиеся к предмету экспертизы, самостоятельно собирать необходимые для заключения исходные данные, отсутствующие в деле, изымать из дела имеющиеся данные. Он не вправе отвечать на вопросы, относящиеся к правовой оценке действий водителя и других участников ДТП, а также оценке доказательств и юридической квалификации преступления, к установлению наличия или отсутствия вины. Он не имеет права привлекать посторонних лиц к экспертизе.

Эксперт-автотехник обязан:

· действуя в соответствии с УПК РФ, дать заключение по поставленным вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценке результатов экспертизы исследований в соответствии со своими специальными познаниями. За свое заключение эксперт несет личную ответственность, а за необоснованный отказ и уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения он подлежит уголовной ответственности;

· детально ознакомиться со всеми обстоятельствами ДТП и в случае необходимости поставить вопрос перед следствием и судом о предоставлении ему недостающих данных. В обязанности эксперта входит использование научно-технических средств, способствующих полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств;

· в письменной форме сообщать органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы



2016-01-05 349 Обсуждений (0)
Руководитель работы: Эльбердова М. Б 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Руководитель работы: Эльбердова М. Б

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)