Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие дошкольного образования в Нижнем Тагиле



2016-01-05 2084 Обсуждений (0)
Развитие дошкольного образования в Нижнем Тагиле 0.00 из 5.00 0 оценок




Дошкольное образование в Нижнем Тагиле повторяет сложный, но наполненный прекрасными делами и судьбами, путь становления и развития дошкольного образования России.

Первые послереволюционные годы – трудные годы разрухи.
В городе много сирот, голодающих детей. В начале 1919 г. был открыт «Очаг», в отдельном доме около Лисьей горы, на ул. Набережной (бывший дом Киселева), в котором собирали детей, для того чтобы накормить их. «Детей было много – вспоминала Ольга Константиновна Уткина, бывшая воспитательница – принимали всех нуждающихся. Первое время организация была плохая: каждый день посылали по несколько человек, а работников мало. Кормили детей 2 раза в день: завтрак – чай с хлебом и кусочек сахару, на обед – суп и каша. Мы занимали детей играми, загадками, читали сказки из учебников, учили стихи».

Затем стали открываться детские дома, куда передавались дети, а в 1920 г. был открыт первый детский сад. Его организаторами были Анна Павловна Данилова и Наталья Янсовна Постылякова. Сначала детский сад размещался в национализированном доме, а позже – переведен в каменное большое здание. Под детские сады всегда отдавались лучшие дома и помещения в городе.

«Детей было около 70 человек от 3 до 8 лет. В работе детского сада помогали родители: они дежурили на кухне, помогали в организации мероприятий, праздников, вечеров. Устанавливали елку. Дети делали вместе с воспитателями игрушки, а родители принесли угощения. Работников было трое: заведующая Кулешова, воспитатели – Черепанова и Уткина. Летом детский сад выехал на дачу. Детей там кормили уже три раза в день и сытнее» (воспоминания О.К. Уткиной).

К 1923 г. дошкольные учреждения стали развиваться как массовые доступные государственные учреждения, в соответствии с Декретом народных комиссаров от 20 января 1919 г. Основные типы дошкольных учреждений были созданы в соответствии с потребностями трудящихся, максимальным учетом работающих матерей.

В 1933 г. создается «образцовый детский сад № 1» (заведующая детским садом Бирюкова А.И.). На его базе проводились открытые занятия, практикумы, семинары для дошкольных работников.

«Наш садик был образцовым. Мы имели свой буфет. Наш буфет обслуживал кинотеатры «Горн» и «Искра». Вырученные деньги шли на нужды детского сада, потому что была слабая материальная база. В основном в детских садах работали люди без образования.

В детском саду была организована трудовая комната. Мы с детьми в ней проводили занятия по труду, изготавливали игрушки – самоделки, летом детей закаляли…

Воспитатели проводили открытые занятия.

Приезжали работники детских садов Тагила, из районов, из области…

Воспитатели, которые умели читать, работали в штабе по борьбе с неграмотностью…» (из воспоминаний Марии Александровны Шкабара. В 1933 г. она работала воспитателем в д/с №1).

Хайковская Клавдия Владимировна (воспитатель д/с №1, 1933 год): «Мы работали с «огоньком», старались улучшить свою работу, буквально ловили все новое и интересное».

В детских садах Нижнего Тагила появляется первый педагогический опыт воспитателей.

Коваленко Эсса Филипповна представляла опыт, являясь делегатом от дошкольных работников Нижнего Тагила и встречалась с Надеждой Константиновной Крупской в Москве (1938 г.).

По возвращению в Тагил, Эсса Филипповна познакомила коллег с необходимостью целенаправленной воспитательно–образовательной работы по специально созданной программе.

В это время выходит программа, предусматривающая проведение системы игр, занятий, направленных на всестороннее физическое, умственное и нравственное развитие детей.

В грозные военные годы сотрудники детских садов мобилизовали свои усилия на то, чтобы как можно ярче и наполнено жили дети.

В детские сады пребывали не только дети города, но и эвакуированные, в семьях случались несчастья – приходили похоронки, у сотрудников тоже воевали отцы, мужья, сыновья и дочери.

Но когда рядом дети, этим людям необходимо было проявить большое мужество, чтобы делать их детство счастливым.

Из воспоминаний Селивановой Софьи Андреевны: «В первый год войны коллектив детей удвоился. Поступали дети из Ленинграда, и Украины. В группе было по 35 человек».

«Материнской заботой и вниманием окружены малыши в детских садах. Воспитательницы прилагают все усилия к тому, чтобы ребенок в садике чувствовал себя как дома.

Заведующая детским садом № 3 Ленинского района т. Селиванова вместе со всем коллективом своих работников заботится о детях. В садике мало игрушек. Несколько вечеров воспитатели сами делали занимательные игрушки. Целый день тов. Селиванова следит, чтобы детям было тепло, чтобы их вкусно и сытно накормили.

Во время войны в садике создана интернатная группа. Тесную связь с родителями детей поддерживают работники детского сада.

В детсаде № 52, на хлебокомбинате, где заведующей т. Дядюпытина, всегда чистота и порядок. Несмотря на то, что в каждой группе 30 детей, воспитатели прекрасно справляются с работой. Следует отметить, что директор хлебокомбината т. Максимов уделяет большое внимание работе детсада и во многом помогает заведующей.

В два раза увеличился состав малышей в детском садике № 20 (заведующая тов. Кожевникова). Несмотря на это, воспитатели всегда знают, когда мать работает в ночную смену, – тогда малыш, а вместе с ним и воспитатель на ночь остаются в садике. Как родную мать любят дети и воспитательницу детсада № 18 Антонину Ивановну Старикову. Матери могут быть спокойны, их дети в надежных руках». (А. Милейковская, методист дошкольного кабинета).

В послевоенные годы сеть дошкольных учреждений быстро развивалась. Укреплялась их материальная база. В 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».

Появляется новый тип дошкольного учреждения «ясли – сад», рассчитанный на детей от 2 месяцев до 7 лет. Этот тип дошкольного учреждения стал наиболее распространенным, в них воспитывалось 60% детей, охваченных общественным воспитанием. В связи с этим была издана Программа воспитания детей, построенная на принципе преемственности. В ней был определен круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению детьми на разных возрастных этапах (от 2 месяцев до 7 лет).

Задача развития детских садов постоянно включалась в народно–хозяйственные планы, в которых находили отражение и планы совершенствования дошкольного воспитания. В последующие годы в городе отделы народного образования начали переходить к безотказному приему детей в дошкольные учреждения, создавая реальные возможности для полного охвата детей старшего дошкольного возраста общественным воспитанием и для подготовки их к школе. Если в 1967 г. воспитанники дошкольных учреждений составляли 20% первоклассников, то в 1977 г. – 80%.

В 60–70 годах шла разработка эффективных программ и методик дошкольного воспитания. Значительный вклад в изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта в городе Нижнего Тагила внесли преподаватели педагогического училища. В связи с переходом в систему народного образования детских яслей с 1975 г. в педагогическом училище начата подготовка специалиста дошкольного воспитания широкого профиля.

С середины 1980–х гг. произошли радикальные изменения в системе образования. Эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер.

В 1983 г. был принят Закон об образовании. В нем сформулированы новые принципы государственной политики в области образования, закреплены права педагогов, родителей, учащихся и дошкольников в этой области. Закон утвердил право педагогов на свободный выбор содержания образования и его методических исследований. Он сформулировал принципы многообразия видов дошкольных учреждений. В законе закреплено право родителей на выбор образовательного учреждения. [10]

Начиная с 1980–х гг., было создано и апробировано множество комплексных и парциальных образовательных программ. Ведется интенсивная работа по созданию методических программ. Вместе с тем в системе дошкольного образования наблюдается негативная тенденция: снижение количества детских учреждений и числа детей в них. В январе 2000 г. состоялось Всероссийское совещание народных образовательных учреждений. По дошкольному образованию приводились следующие показатели:

Таблица 1

 


Таблица показывает, что значительно уменьшились не только количество детских учреждений, но и их наполняемость. В целом по показателям 2000–2001 гг. системой дошкольного образования охвачено примерно 60 % детей. Резко уменьшилось количество ведомственных садов, переданных муниципальным органам. Плата за содержание детей значительно возросла. Дошкольные учреждения недостаточно финансируются государством и органами власти. Низок уровень заработной платы воспитателей. [5,с. 85 ]

В Нижнем Тагиле начинают создаваться детские образовательные учреждения при предприятиях, такие как Нижнетагильский металлургический завод, Урал вагон завод, Высокогорский горно-обогатительный завод и другие, при поддержке которых детские учреждения до сих пор функционируют.

С целью удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования и создания дополнительных мест в городе продолжается реализация муниципальной целевой программы «Развитие сети ДОУ в городе Нижний Тагил на 2010–2014 гг.». В рамках программы в 2012 – 2013 учебном году достигнуты следующие результаты:

- завершено строительство нового детского сада на 130 мест в микрорайоне Рудника имени 3 Интернационала, в январе 2013 г. подписан акт ввода в эксплуатацию, с 15 марта начат прием детей; детский сад имеет все необходимые помещения, оборудован в соответствии с современными требованиями, оснащен игровыми и учебными пособиями, позволяющими обеспечить качественную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- с 22 мая 2013 г. начато строительство детского сада на 200 мест по ул. Вагоностроителей, 43;

- завершен капитальный ремонт детского сада по ул. Ермака, 43, к началу нового учебного года будут приняты 110 детей.

В 2013 г. планируется реконструкция здания детского сада на 110 мест по ул. Карла Маркса, 59, и начало строительства 3х детских садов по ул. Удовенко, ул. Калинина, 91 и ул. Свердлова-Молодежная, каждый по 270 мест. По состоянию на 1 января 2013 года в общегородской электронной базе зарегистрировано 7636 чел. (в 2012 году было – 7143 ребенка), нуждающихся в устройстве в ДОУ города, из них – 7422 ребенка в возрасте от 0 до 3х лет; от 3х до 7 лет – 214 чел.41 По состоянию на 1 июля 2013 г.: 6341 чел. (в 2012 году было 6685, в том числе – 6044 дети в возрасте от 0 до 3х лет и 341 ребенок - от 3х до 7 лет), из них 6053 ребенка раннего возраста и 288 детей в возрасте от 3х до 7 лет. Потребность в местах в дошкольных учреждениях, в связи с увеличением общего количества детского населения в городе Нижний Тагил, возросла до 20500 мест (из расчета 70% охвата всех детей, проживающих в городе: 2011 г. – 28301 ребенок, 2012 год – 28204 ребенок, 2013 год – 29700 детей). Для решения проблемы доступности услуг дошкольного образования в Дзержинском районе в 2012–2013 учебном году принято на условиях безвозмездного пользования здание детского сада № 171, ранее принадлежащего ОАО «КРЗ», что позволило принять дополнительно 100 детей. За 3 года реализации муниципальной целевой программы создано 2148 дополнительных мест, в 2013 году будет создано еще 520 мест. До конца реализации муниципальной целевой программы количество созданных мест составит 3718, что позволит обеспечить местами всех детей от 3 до 7 лет и повысить охват услугами дошкольного образования до 70% [9, c. 40]

 




2016-01-05 2084 Обсуждений (0)
Развитие дошкольного образования в Нижнем Тагиле 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие дошкольного образования в Нижнем Тагиле

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2084)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)