Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги



2016-01-05 483 Обсуждений (0)
Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами - участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение - Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участницами, а также общие ставки пошлин и единую систему нетарифного регулирования внешней торговли.

ЕврАзЭС объединяет Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Армения, Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей. Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.[1] По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году. Украине, экономические отношения с которой за последние пять лет с 2004 года сильно пострадали, также предложено вступить в таможенный союз. Президенты Киргизии и Таджикистана на саммите ЕврАзЭС-2010 в Астане заверили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз. 1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

26 июля 2010 года Президент Сирии Башар Асад заявил про интерес Сирии создать зону свободной торговли с Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии.[2] Также, перспективы вступления в Таможенный Союз рассматривают Новая Зеландия и Вьетнам.

По оценкам российских экспертов в области международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи:

* сформировалась Единая таможенная территория, с сохранением государственных границ стран-участниц ТС.

* дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры, и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС.

* увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней. Это дополнительная отсрочка для бизнеса выходящего на новые рынки сбыта.

* сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение.

* теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД.

* свободное обращение в одной из стран-участниц ТС, при наличии соответствующих документов.

Таблица 4 Удельный вес стран Таможенного союза в общем объеме взаимной торговли

  экспорт     импорт
  I полугодие I полугодие
Беларусь 12,0 12,9 23,6 20,3
Казахстан 9,3 8,7 16,1 14,1
Россия 58,4 57,4 26,3 32,5
Итого 79,7 79,1 66,0 67,0

 

В данной таблице отображены относительные показатели России, Беларусии и Казахстана. За 2 года импорт товаров России превысил экспорт в 2 раза, что благотворно сказывается на экономике России. Поддерживание данной тенденции необходимо, поэтому целесообразно поддерживать дружеские отношения с Беларусью и Казахстаном.

 

Стоит отметить, что до создания ТС более 50% времени транспортировки тех или иных товаров, например, из Беларуси в Казахстан, занимало время простоев на таможенной границе и таможенное оформление. Таможенные сборы и плата за оформление могли доходить до 15 процентов конечной себестоимости продукции. После создания ТС любой импортный товар, независимо от места пересечения пункта таможенного контроля (Россия, Беларусь, Казахстан) после оформления приобретает статус "товара таможенного союза" и одновременно право свободного обращения на всей территории Таможенного союза. Снятие таможенных барьеров внутри ТС самым благоприятным образом сказался на товарообороте внутри интеграционной тройки. За первые сто дней функционирования ТС объем взаимной торговли вырос на 25-30%. Наиболее впечатляющий рост показал товарооборот между Беларусью и Казахстаном- за десять месяцев 2010 года товарооборот странами составил $419,3 млн, что в сравнении с прошлым годом говорит о 97,8 % увеличении показателя. Создание ТС способствует и создания общего инновационного пространства в ЕЭП- согласно Таможенного кодекса интеграционного объединения обнулены пошлины на ввоз технологического оборудования, которое не производится внутри ТС. Как и предполагалось, первые месяцы работы Таможенного союза потребовали реальной координации работы многих министерств и ведомств интеграционной тройки.

Успешное функционирование ТС и создание ЕЭП невозможно представить без деятельности Комиcсии Таможенного союза - первого наднационального органа на постсоветском пространстве. Ответственность за формирование ЕЭП ЕврАзЭС перешла от Интеграционного комитета к комиссии ТС. Можно говорить, что комиссия ТС сейчас -некий прообраз будущего союзного правительства или Еврокомиссии.

 

2.3 Проблемы во внешнеэкономической деятельности РФ

Опросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно от экономики страны в целом, о чем уже выше сказано, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:

  • завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;
  • принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;
  • налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;
  • создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;
  • формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;
  • совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов);
  • совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию;
  • решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потере для федерального бюджета значительных сумм в валюте;
  • ускорение разработки программы по оптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность.

Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная программа развития экспорта, расставляющая приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005 г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государственной поддержки экспорта. Как приоритетное направление в ней выделено расширение производства и вывоза готовых промышленных изделий, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.). Рекомендовано также предусмотреть в числе мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау возврат отечественным производителям уплаченного налога на добавленную стоимость после пересечения товаром границы, удостоверенного таможенными органами, снижение на 50% налога на прибыль, полученную от реализации экспортной продукции. Ставится также вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов экономики, в первую очередь машиностроительного экспорта, и предоставлении коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов.

Программой предусмотрено бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств, правда, оговорено, что речь идет об умеренном финансировании. Программа формирует новую трехэтажную модель включения России в международное разделение труда. На первых двух этапах (1996–1997 гг., 1998–2000 гг.) основное внимание уделяется стабильности объемов экспорта и постепенному расширению номенклатуры экспортируемой продукции. Предполагается, что в экспорте России будет преобладать продукция, предназначенная для дальнейшей переработки (продукция нефтехимии, металлургии, лесной индустрии, различные комплектующие). На третьем этапе (2001–2005 гг.) предполагается увеличить долю наукоемкой продукции в российском экспорте до 10–15%, что позволит приблизиться к уровню индустриальных стран. Динамика структуры российского экспорта к 2005 г. представлена в табл. 1

 

Таблица 1.. Структура российского товарного экспорта, %

год 2000 2005 2010
Сырье и материалы
в целом 41,7 40,0 30,0
в том числе
энергоносители 40,6 38,0 29,0
Продукция обрабатывающей промышленности
в целом 58,3 60,0 70,0
в том числе
металлургия 25,3 23,0 21,0
химическая промышленность 9,5 11,0 10,0
деревообрабатывающая промышленность 5,4 4,0 5,0
машины и оборудование, транспортные
средства, товары длительного пользования 9,9 14,0 23,0
продовольствие 3,3 4,0 3,0

 

Предусмотрено увеличение удельного веса изделий, относящихся уже к конечной продукции (станки, энергетическое оборудование, суда, авиационная и космическая техника и др.).Соответственно должна снизиться доля энергоносителей.
Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений не могут рассматриваться в отрыве от промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. Внутреннее производство играет главную роль в определении объемов и структуры экспорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло "Основы промышленной политики страны на период до 2010 года". Согласно этой программе для реконструкции российской промышленности потребуется 2,5–2,8 трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям промышленности (атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическая и электронная).

 

 

3.Пути решения проблем во внешнеэкономической деятельности РФ.

 

Существует много обозначенных проблем и для их решения необходимо принять различные меры.

1)Для государственной поддержки экспорта нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов, необходимо отнести: наукоемкость продукции; динамику спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическую эффективность экспорта продукции.

Система государственной поддержки экспорта должна включать разнообразные инструменты экономического воздействия, а также меры организационного и информационного содействия экспортеру. К числу таких мер относятся: меры государственного регулирования на макроэкономическом уровне; прямая, по большей части возмездная, финансовая помощь (но не исключаются и отдельные случаи безвозмездной финансовой поддержки); участие государства в кредитовании экспорта; участие государства в страховании экспортных поставок; меры внешнеторговой политики (протекционистская защита определенных отраслей и методы международной региональной интеграции); меры организационного и информационного содействия продвижению экспорта. При этом важнейшим макроэкономическим инструментом развития экспорта выступает валютный курс.

В число инструментов государственной поддержки экспорта должны включаться гарантирование и страхование экспортных кредитов и экспортных операций.

2)Очень важно укрепить в России законодательную и нормативно-правовую основу государственного регулирования ВЭД. Желательно разработать и принять комплексный закон о ВЭД, подвести законодательную базу под те формы внешнеэкономических связей, которые еще не имеют законодательной регламентации (экспорт капитала, торговля лицензиями и др.). Позитивную роль может сыграть внесение изменений и дополнений в ряд важных действующих законов, в частности в Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также ускорение выработки министерствами и ведомствами нормативных актов, конкретизирующих положения законов, указов президента, постановлений правительства.

3)Целесообразно укрепить институциональные основы государственного регулирования ВЭД, хотя первые шаги в этом направлении (создание с учетом японской модели Министерства промышленности и торговли) не получили продолжения. Стоит внимательнее присмотреться и к японскому опыту функционирования координационных органов. В частности, было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одну правительственную комиссию или совет по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД.

4)В России назрела потребность в формировании общегосударственной системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальным уполномоченным органом. Необходимое условие эффективного функционирования такой системы – создание широкой сети информационно-консультативных служб.

5)Экономические меры, в том числе финансовое содействие, налоговые льготы и др. являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала страны. Несомненно, интересам российских экспортеров отвечали бы скорейшая выработка и практическое использование механизмов кредитования экспорта, предоставления государственных гарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих и политических рисков.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Необходимо время, чтобы подготовиться к работе в рамках этой международной организации. В первую очередь необходимо выработать приоритеты промышленной политики, создать и запустить в действие в полном объеме (хотя бы на несколько лет) систему государственной поддержки экспорта, подготовить (с помощью государства) несколько приоритетных высокотехнологичных производств к эффективной работе на внешнем и внутреннем рынке, осуществить пересмотр хозяйственного права в соответствии с международными стандартами и т.п.

 

Заключение

Российским правительством провозг­лашен курс на активное привлечение иностранного капитала, что обус­ловлено той ролью, которую он может и должен сыграть в решении экономических проблем страны.

Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса1) в феврале 2011г. составил (в фактически действовавших ценах) 60,6 млрд.долларов США (1776,3 млрд.рублей), в том числе экспорт - 39,0 млрд.долларов (1142,8 млрд.рублей), импорт - 21,6 млрд. долларов (633,5 млрд.рублей).

Чистый отток капитала из РФ 2008 году составил рекордные почти 130 млрд. долл., превысив все предварительные прогнозы. Основная часть оттока пришлась на три кризисных месяца в конце года.

Для борьбы с оттоком капитала ЦБ уже несколько раз повышал ставку рефинансирования: с 11 до 12 проц. годовых, а с 1 декабря -- до 13 проц. Регулятор усилил контроль за валютными операциями в банках, а глава правительства Владимир Путин призвал исключить «корпоративный эгоизм» и внимательно отслеживать ситуацию с движением капитала.

Таким образом, среднесрочная стратегия после выборов должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.

Максимальное содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

 

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промыленно-финансовых групп, транснациональных корпораций.

Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Россия последовательно придерживается рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

Таким образом несмотря на введение различных мер по стимулированию внешнеэкономической деятельности, в России существует огромное количество сдерживающих барьеров.


Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. От 16.04.2010.).

3. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».

4. Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (№157-03)

5. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 2 июля 1999 (с изм. от 29.04.2008)

6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010)

7. Федеральный закон от 13.03.1995 N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.02.1995)

8. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

 

Научная литература:

 

1. «Россия в цифрах 2010», краткий статистический сборник.

2. Новиков А. Б. Контроль в системе управления таможенным делом в РФ // НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, СПб, 1999г.

3. Фомин А. Н., Малеев В. М. Антикапитализм в России (экономические прогнозы на фоне вывоза капитала) // www.whiteworld.ru

4. Стровский Л.Е., Казанцев С.К, Неткачев А.Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. проф. Л.Е. Стровского 4-е изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

5. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2004. – с.460-465

6. Вступление России в ВТО. Как это повлияет на макроэкономику, различные отрасли, рынок труда и население? // Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. № 10, май 2005г. – М.: «Алекс» с.20-23

7. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие под ред. Т.Г. Морозовой - М.: ЮНИТИ, 2002. – с.231-233

 

Интернет ресурсы:

 

8. www.vch.ru «Виртуальная таможня»

9. http://www.customs.ru/

10. www.cbr.ru

11. wikipedia.org

12. slon.ru

13. newsru.com

14. kommersant.ru

15. wto.ru

 


[1] Коммерсант

[2] wikipedia.org



2016-01-05 483 Обсуждений (0)
Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)