Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания к изучению темы



2016-01-05 390 Обсуждений (0)
Методические указания к изучению темы 0.00 из 5.00 0 оценок




Приступая к изучению экономических аспектов данной темы, следует иметь в виду, что монголо-татарское нашествие обусловило длительный кризис в экономике Северо-Восточной Руси. Кризис привел к консервации многих архаических явлений в сельском хозяйстве. Необходимо учитывать, что русская экономика развивалась в неблагоприятных природно-климатических условиях. С этим связано стремление государства сосредоточить в своих руках весь прибавочный продукт, а затем делить его.

Исследуя эволюцию форм собственности на землю, целесообразно определить особенности вотчинного и помещичьего землевладения. Если первый тип собственности – в боярской и церковной версиях – был характерен и для домонгольского периода, то поместье получило широкое распространение с ХV в. Объясните, почему именно поместье было экономической и социальной опорой власти в России вплоть до ХIХ в. При этом не стоит забывать, что с ХVII в. шел процесс стирания граней между вотчиной и поместьем, а Указ о единонаследии Петра I (1714 г.) оформил слияние двух форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены “недвижимой” собственностью.

Необходимо знать, как происходило юридическое оформление крепостного права, начиная с Судебника Ивана III 1497 г. до Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г. Определите смысл и содержание таких исторических реалий, как “право Юрьева дня”, “заповедные лета”, “урочные лета”, “писцовые книги”. Сформулируйте основные признаки крепостного права.

Обратите внимание на то, что важным этапом в развитии экономики России стал ХVII в., когда произошли серьезные сдвиги в сельском хозяйстве и, особенно, в промышленности (возникновение мануфактур). К концу XVII в. стали обозначаться отдельные территории преимущественного развития того или иного ремесленного производства.

Принимая во внимание, что и в Западной Европе в ХVII-ХVIII вв. развивалось мануфактурно-промышленное производство, необходимо учитывать высокий процент государственных мануфактур в России, а также подневольных характер труда на них (среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне). В ХVIII в. в стране существовали следующие типы мануфактур:

а) вотчинная (дворянская), где использовали труд крепостных;

б) казенная, где работали приписанные к заводу крестьяне;

в) купеческая, куда нанимались крестьяне-отходники, отпущенные помещиком на заработки;

г) крестьянская, на которых крепостной владелец предприятия использовал наемный труд крепостных же крестьян.

В течение XVIII в. в хозяйстве России при господстве феодально-крепостнических отношений начал формироваться капиталистический уклад.

Приступая к самостоятельному изучению проблемы кризиса российской государственности в эпоху Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.), следует учитывать, что “cобирание русских земель” в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности. Носительницей традиций раздробленности выступала могущественная аристократия, с которой монарх делил власть. Распри и злоупотребления боярских клик в период малолетства Ивана IV скомпрометировали старый порядок вещей и сделали неизбежной более энергичную перестройку системы управления на началах централизации. Реформы стали велением времени. Определите этапы развития Московского государства в эпоху Ивана IV, охарактеризуйте особенности социально-политической системы, экономическую ситуацию, внешнюю политику на этих этапах. При этом следует учитывать, что политика Ивана Грозного IV на всем протяжении его царствования была подчинена цели централизации Московского государства. Сопоставьте противоположные стратегии централизации в эпоху реформ Избранной рады и в эпоху опричнины. Политической стратегией Избранной рады стала централизация России по западной цивилизационной модели. Такая модель, основанная на субъект-субъектных (диалоговых) отношениях власти и общества, государства и Церкви, предполагала комплекс структурных реформ. Дайте подробную характеристику реформ Избранной рады. Реализация реформ была прервана отставкой Избранной рады в 1560 г. Объясните перелом в политическом стиле и личности Ивана IV.

Второй период правления Ивана Грозного характеризуется стратегией ускоренной централизации страны по восточной цивилизационной модели. Это была субъект-объектная модель взаимоотношений власти и общества, государства и Церкви, означавшая жесткий диктат и произвол монарха. Деспотизм и тирания царя закрепили в общественном сознании за Иваном определение Грозный. Раскройте основные мероприятия опричнины, сформулируйте собственную оценку этого феномена. Подводя итоги исследования данного вопроса, определите основные признаки кризиса русской государственности к концу правления Ивана IV. Следует подчеркнуть, что формирование сословно-представительной монархии, оплотом которой стали Земские соборы, сменилось неограниченной, тиранической властью монарха. Наблюдалась полная деморализация народа. Опричная политика подготовила фундамент для будущей Смуты. Иван добился неограниченной власти и централизации России путем разорения страны и гибели тысяч людей.

Приступая к изучению темы Смутного времени, следует исходить из того, что Смута представляла собой глубокий структурный кризис российского государства и общества на рубеже ХVI-ХVII вв. Самостоятельно определите причины и предпосылки Смутного времени. Раскройте его этапы и основные события. При этом учитывайте, что, начавшись с династического кризиса, Смута постепенно охватывает все более широкие слои русского общества и превращается в “войну всех против всех”. Дайте анализ позиций, которые во времена Смутного времени занимали представители различных сословий: боярство, дворянство, духовенство, крестьянство, казачество, тяглые посадские люди.

Не следует оставлять без внимания феномен самозванства. Необходимо подчеркнуть и демократическую составляющую Смуты. В результате борьбы с польской интервенцией и избрания Земским собором на царство Михаила Романова, русские люди стали осознавать возможность и важность участия народа в управлении государством. Смутное время стало периодом, когда перед страной и обществом вновь остро встал вопрос о цивилизационном выборе. В целом был сохранен традиционный путь развития России, ориентированный на самобытность системы ценностей, что воспринималось как условие сохранение национальной независимости и государственного суверенитета.

Анализируя итоги Смуты, целесообразно выделить следующие аспекты:

1) дальнейшее ослабление позиций боярства;

2) возвышение дворянства;

3) усиление авторитета Церкви;

4) тяжелые экономические потрясения;

5) открытые Смутой возможности формирования сословно-представительной монархии;

6) социальную нестабильность “бунташного” ХVII в.;

7) укрепление чувства национального и религиозного единства русского народа.

Важно учитывать и новое представление о характере царской власти, которое сформировалось в результате Смуты. Власть Рюриковичей воспринималась как их родовое право на владение Русской землей, данное от Бога. Новый, избранный, царь не мог рассматриваться как “вотчинник”. Он теперь становился “царем-батюшкой”, “отцом народа”, который обязан заботится о своих “детях”, учитывать их мнение и хранить идеал “правды”.

Изучая период правления первых Романовых – Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), акцентируйте внимание на возможности формирования ограниченной – сословно-представительной – монархии в России и на складывании основ абсолютизма. В эпоху царствования Михаила Федоровича сословно-представительные учреждения – Земский собор и Боярская дума – играли важную роль в управлении государством. Однако в середине ХVII в. сословно-представительная монархия трансформируется в абсолютную. Анализируя объективные причины данного процесса, обратите внимание на огромную территорию страны (от Речи Посполитой на западе до Тихого океана на востоке), фактор постоянной внешней угрозы (со стороны Речи Посполитой, Швеции, Крымского ханства), социальную нестабильность ХVII в. и другие предпосылки, способствовавшие установлению неограниченной власти монарха. Не следует забывать, что существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы. Проследите, как в эпоху правления Алексея Михайловича в политической системе России постепенно утверждается самодержавие. Обратите внимание на постепенный отказ от созыва Земских соборов, на уменьшение значения Боярской думы, на усиление вертикали исполнительной власти и другие факторы, свидетельствующие о движении государства к неограниченной власти царя. В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем закреплялись централизованное государственное управление и самодержавная власть царя. Акцентируйте внимание на том, как в Соборном уложении юридически оформляется сословно-представительная организация общества.

Церковный раскол середины ХVII в. во многом был обусловлен становлением абсолютизма. Идеологическим основанием церковной реформы служила доктрина “Москва – третий Рим”. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон были единодушны в стремлении превратить Русское царство во Вселенское, что соответствовало идеологии русского самодержавия. В связи с этим особую актуальность приобретал вопрос о ликвидации религиозно-обрядовых противоречий между Русской и Греческой церквями. С 1652 г. началось исправление богослужебных книг и унификация обрядов. Для этого были взяты за основу греческие образцы. Но “ревнители благочестия” считали необходимым ориентироваться на старорусские образцы, ибо в Греции незадолго до этого также были исправлены книги и чин богослужения. Анализируя протестное движение старообрядцев, следует показать сочетание в нем социальных и сугубо религиозных мотивов.

Подводя итоги анализу становления абсолютизма в России, не следует забывать, что в ХVII в. он утвердился и в Западной Европе. Однако российское самодержавие существенно отличается от западноевропейской абсолютной монархии. Российский абсолютизм, в отличие от европейского, возник не под влиянием генезиса капитализма, следствием которого стало балансирование монарха между феодалами и третьим сословием (буржуазией). Он вырос на дворянско-крепостнической основе. Российский абсолютизм не опирался на поддержку буржуазии. Социальной основой абсолютизма в России было дворянство и общинная организация крестьян. Закономерное для российского самодержавия возрастание роли государства определялось тем, что только оно могло быть инициатором реформ.

При этом необходимо помнить, что окончательно абсолютизм в политической системе оформился в эпоху Петра I, когда Россия становится империей. В петровское время наметились такие черты абсолютной империи, как модернизация путем заимствования западных образцов, растущая централизация и бюрократизация управления.

Анализируя петровские преобразования, необходимо учитывать доминантную роль внешней политики, которая подчинялась цели превращения Россию в морскую державу. Раскрывая борьбу за выход к морям, остановитесь на Азовских походах (1695-1696 гг.), Северной войне (1700-1721 гг.), Персидском походе (1722-1723 гг.). Дайте анализ военной реформы Петра I. Покажите по карте, какие территории вошли в состав России в петровскую эпоху.

Изучая государственно-политическое реформирование России в эпоху Петра, следует исходить из того, что вывести страну на путь модернизации и европеизации при ограниченных материальных ресурсах страны мог только абсолютизм. Это потребовало реформирования и предельной централизации всей системы государственного управлении, его высших, центральных и местных органов. Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений, верховным судьей, главнокомандующим армии и даже юридическим главой Церкви.

Исследуя государственные преобразования петровской эпохи, необходимо дать анализ структуры и функций Сената, коллегий, изучить губернскую и церковную реформы. Изучая социально-экономические изменения, остановитесь на Указе о единонаследии (1714 г.) и на “Табели о рангах” (1722 г.), на реформировании налоговой системы (замена подворной подати подушной, введение множества косвенных налогов). Обратите внимание на рывок в промышленном развитии первой четверти ХVIII в.

Завершая изучение петровских реформ, следует помнить, что укрепление абсолютизма в исследуемую эпоху обосновывалось идеалом “регулярного государства”, который отстаивал Петр I. Такое государство напоминает военный корабль с образцовой дисциплиной, а монарх подобен капитану. Однако действительность была далека от идеала, и созданная Петром государственная модель скорее тяготела к типу полицейско-бюрократического государства.

Приступая к изучению послепетровской эпохи (1725-1762 гг.), определите причины и повод такого исторического явления, как “дворцовые перевороты”. При этом обратите особое внимание на борьбу различных интересов среди дворянства (условно – “старой” и “новой” аристократии), в которой отразили разные представления о модели российского общества. Суть борьбы можно свести к вопросу: продолжать петровские реформы или вернуться к допетровским порядкам? Следует учитывать, что в 1730 г. был реальный шанс ограничить права императора (императрицы) сословно-представительным органом, но он был упущен из-за разногласий среди верхушки дворянства. В целом же в данный период усилилась слабость центральной власти и зависимость правителей от симпатий дворянства. Раскройте содержание эпохи, останавливаясь на персоналиях правивших императоров и императриц. Покажите основные направления внутренней и внешней политики, проследите развитие русской культуры в эпоху “дворцовых переворотов”. Дайте определение фаворитизма как явления дворцовой жизни и внутренней политики. Выявите демократическую составляющую эпохи, дав оценку роли гвардии в процессе смены монархов. Как своеобразие российской политической жизни в эпоху “дворцовых переворотов” отметьте усиление влияния иностранцев в правящих кругах. Данное явление несколько ослабло в период царствования Елизаветы, вокруг которой сплотилось русское дворянство под патриотическими лозунгами.

Приступая к анализу “века Екатерины”, следует исходить из того, что идеологическим обоснованием ее политики была теория “просвещенного абсолютизма”, созданная французскими философами-просветителями применительно к западноевропейским историческим реалиям. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в укреплении самодержавия, но при опоре на мудрых советников и твердые законы. По сути, теория “просвещенного абсолютизма” утверждала суверенитет Закона, а монарх выступал гарантом исполнения Закона и “отцом нации”. Подобная модель абсолютизма исключала деспотизм и тиранию, ибо власть монарха, не ограниченная сословно-представительными учреждениями, была ограничена законами. Теория “просвещенного абсолютизма” исходила из презумпции гуманных и справедливых законов, безупречное исполнение которых подданными должно стимулировать социальный мир и гармонию в государстве. Но данная доктрина органична для западноевропейских стран, где не столь глубокими были различия между сословиями и не существовало проблем, связанных с наличием разных конфессий и разных ментальностей. В многонациональной, многоконфессиональной и разделенной жесткими сословными перегородками России теория “просвещенного абсолютизма” практически не имела шансов. Но Екатерина II на словах декларировала свою приверженность данной доктрине, а на деле чаще поступала в соответствии с органикой России и конкретной исторической ситуацией. Объясните приверженность императрицы теории “просвещенного абсолютизма”, вспомнив о ее происхождении, воспитании и обстоятельствах воцарения на престоле.

Одним из главных мероприятий в духе “просвещенного абсолютизма” был созыв Уложенной комиссии. Она была создана в 1767 г. из представителей разных сословий для подготовки проекта нового свода закона взамен Уложения 1649 г. Екатерина Великая доверила создание нового законодательства не компетентным чиновникам, а выборным депутатам от различных сословий в силу логики “просвещенного абсолютизма”, согласно которой универсальные и справедливые законы должны быть результатом коллективного всесословного творчества. Исследуя “Наказ” Екатерины, сформулируйте политическое кредо и основные пожелания императрицы Уложенной комиссии. Однако комиссия не оправдала предъявляемых к ней ожиданий. Ее деятельность заставляет вспомнить басню И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”: слишком глубоким был конфликт интересов различных сословий. Комиссия была распущена в 1768 г. в связи с начавшейся русско-турецкой войной, а выработанные комиссией проекты не получили дальнейшего рассмотрения. Следует учитывать, что в исторической науке идут споры о том, действительно ли императрица желала видеть результаты работы комиссии соответствовавшими ее “Наказу”, написанному в духе идей Просвещения, или же созыв комиссии был лишь попыткой успокоить общественное мнение, не предпринимая никаких радикальных изменений в социально-политической системе. Определите свою точку зрения по данному вопросу.

Перелом в политике “просвещенного абсолютизма” наступил после крестьянской войны 1773-1775 гг. под руководством Е. Пугачева. Сформулируйте причины, особенности и итоги этой войны. После разгрома “пугачевщины” началось ужесточение внутренней политики. Был проведен ряд реформ в целях укрепления дворянско-крепостнических органов власти по всей стране и создания стройной системы управления. При рассмотрении этого вопроса выделите основное содержание губернской реформы, а также “Жалованных грамот” дворянству и городам (1785 г.). Объясните избирательный характер сословной политики Екатерины: c одной стороны, привилегии дворянству, усиление позиций горожан – с другой, ужесточение крепостного права, удар по Церкви (секуляризация церковных земель 1764 г.).

Обратите особое внимание на активизацию внешней политики России при Екатерине Великой. Покажите по карте территории, которые Россия получила по итогам успешных войн против Турции (1768-1774, 1787-1791 гг.) и в результате трех разделов Речи Посполитой (в 1772, 1793, 1795 гг.). Следует вспомнить также о Георгиевском трактате (1783 г.) и об активном освоении русской Америки в эпоху правления Екатерины Великой. Дайте оценку военному и дипломатическому таланту “екатерининских орлов”: Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и др.

Исследуя развитие русской культуры XVIII в., следует обратить внимание на обострение противоречия: культура “верхов” все больше склонялась к европейским ценностям, а в культуре остальной части общества продолжали господствовать ценности традиционные.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы экономического развития в России.

2. Как складывалось крепостное право в России?

3. Как в России развивалось мануфактурно-промышленное производство?

4. Определите сущность политической стратегии Ивана IV Грозного.

5. Назовите причины перехода от политики реформ конца 1540-х-1550 гг. к опричному террору.

6. Назовите причины и предпосылки Смутного времени.

7. Каковы итоги и последствия Смуты?

8. Как шло политическое развитие России после Смутного времени?

9. Почему ХVII век называли “бунташным”?

10. Какие изменения произошли в Русской Православной Церкви в ХVII в.?

11. Какие территории вошли в состав России в XVIII веке? Чем объяснить непрерывное расширение российской территории в это время?

12. Чем были вызваны петровские реформы? Какие факторы подталкивали их дальнейшее проведение?

13. Каковы были основные результаты реформ Петра I? За счет чего были достигнуты эти результаты?

14. Назовите российских императоров и императриц, царствовавших с 1725 по 1762 гг. В чем заключались причины многочисленных дворцовых переворотов?

15. Охарактеризуйте основные черты политики “просвещенного абсолютизма”. Перечислите реформы Екатерины II в государственной сфере, раскройте изменения в сословной политике, достижения в экономическом развитии России.

16. Что нового появилось в русской культуре в XVIII веке?



2016-01-05 390 Обсуждений (0)
Методические указания к изучению темы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания к изучению темы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)