Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания к изучению темы. Исследуя проблему глобализации общественных процессов в ХХ в



2016-01-05 384 Обсуждений (0)
Методические указания к изучению темы. Исследуя проблему глобализации общественных процессов в ХХ в 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследуя проблему глобализации общественных процессов в ХХ в., следует помнить, что тенденции глобализации наметились уже в начале столетия. Вступление капитализма в империалистическую стадию усиливало интеграционные процессы в мировой экономике. Россия интегрировалась в мировую экономическую систему – в начале ХХ в. страна вступила в фазу ускоренной экономической модернизации и вошла в пятерку ведущих индустриальных держав мира. В России завершилось формирование системы крупнокапиталистического производства. Все большее распространение получали промышленные и банковские монополии. По степени концентрации производства Россия вышла на первое место в Европе. Возникновению крупных предприятий содействовало государство, предоставляя им необходимые средства и обеспечивая устойчивый спрос на их продукцию. Государственный банк участвовал в создании и укреплении кредитной системы и существенно влиял на ее развитие. Объясните ведущую роль государства в экономической модернизации России.

В начале ХХ в. Россия была среднеразвитой капиталистической страной. Однако в сравнении с классическим Западом русский капитализм отличался многоукладностью, пестротой хозяйственно-экономических форм и социальных отношений. В целом российская промышленность не могла еще успешно конкурировать с промышленностью более развитых стран Запада. Успехи достигались в основном за счет регулирующей роли государства, которая была одним из существенных элементов торгово-промышленной политики царизма. Следует принимать во внимание, что мировой экономический кризис 1900-1903 гг. поразил и Россию. Но если ведущие индустриальные страны после 1903 г. преодолели последствия кризиса, то в России этого не произошло: застой в экономике продолжался до 1909 г. Эта депрессия в основном объясняется последствиями русско-японской войны и первой русской революции. Огромные средства из бюджета государство было вынуждено тратить на политические, а не на экономические цели. Русские и иностранные предприниматели в период революции не решались на крупные инвестиции. Капиталы банков переводились за границу.

Приступая к изучению первой русской революции 1905-1907 гг., определите основные признаки революционной ситуации, которая сложилась в начале ХХ в. Раскройте причины революции, покажите остроту рабочего, аграрного и национального вопросов, остановитесь на проблеме архаичности самодержавия.

Самостоятельно определите основные движущие силы революции, сформулируйте позицию рабочего класса, крестьянства, буржуазии. Оцените деятельность политических партий: РСДРП, эсеров, анархистов, кадетов, октябристов, “Союза русского народа”. Охарактеризуйте этапы и основные события революции. Следует обратить особое внимание на Манифест 17 октября 1905 г. Раскройте основные положения и значение Манифеста.

Итоги революции можно свести к следующему:

– в России начал формироваться парламентаризм;

– появились легальные политические партии и общественные организации;

– были сделаны уступки в национальном вопросе (автономия Финляндии в 1905 г., право народов на создание школ, театров, газет и т.п. на родном языке);

– началась аграрная реформа.

Но в целом ни одна из задач революции не была решена до конца. Это делало революцию незавершенной и предопределяло неизбежность нового революционного конфликта в стране.

Основным изменением в структуре высших органов власти стало создание Государственной думы – нижней палаты парламента. Роль верхней палаты стал выполнять Государственный совет. Ни один законопроект не мог вступить в силу без одобрения Думы. Но Дума не имела права контролировать правительства. Законодательные функции осуществлялись совместно императором, Думой и Государственным советом. Исполнительную власть представлял назначаемый царем Совет министров во главе с премьер-министром.

Анализируя первый опыт российского парламентаризма, остановитесь на деятельности I и II Государственных дум, раскройте суть третьеиюньского государственного переворота и особенности третьеиюньской монархии, охарактеризуйте работу III и IV Государственных дум, остановившись на принципе “октбристского маятника”.

После Манифеста 17 октября в короткий срок возникло большое количество политических партий самых разных направлений. Все партии можно разделить на три группы: левые (революционные, радикальные), центристские (либеральные) и правые (консервативные).

Основными партиями в тот период были:

Левые – а) социал-демократы (Российская социал-демократическая рабочая партия) – Первый съезд прошел в 1898 г. Программа и устав партии приняты на Втором съезде в 1903 г. Лидеры – В.Ульянов (Ленин), Г.Плеханов, Ю.Мартов. К началу 1905 г. в партии 26,5 тыс. человек. Социальный состав – рабочие, интеллигенция, крестьяне (составляли небольшую часть партийцев). Программа состояла из двух частей. Программа-минимум предусматривала осуществление задач буржуазно демократической революции (установление демократической республики, улучшение условий труда и жизни рабочих, возвращение крестьянам земельных «отрезков»). Программа-максимум – социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Уже на втором съезде РСДРП разделилась на большевиков и меньшевиков. Меньшевики выступали за ненасильственную тактику борьбы, большевики предлагали использовать все средства, вплоть до восстаний. В 1912 г. РСДРП разделилась на две самостоятельные партии.

б) эсеры (Партия социалистов-революционеров) – Начало создания – 1901 г., когда был создан единый ЦК партии. Окончательно оформилась в 1903 г. Лидеры – В.Чернов, Б.Савинков, Е.Брешко-Брешковская. Состав партии – в основном рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенты. Программа исходила из идеи достижения социализма через революцию и развитие кооперации, самоуправления и социализацию земли (т.е. переход всей земли в распоряжение крестьянских общин). Основное средство борьбы – массовые насильственные действия рабочих и крестьян, в т.ч. вооруженная борьба. Особое место занимала Боевая группа (руководители Г.Гершуни, Е.Азеф), осуществлявшая тактику активного индивидуального террора. После 1906 г. ПСР разделилась на несколько самостоятельных партий.

– в) Анархисты, несмотря на свою возросшую в период революции активность, так и не смогли объединит свои группы в единую всероссийскую организацию, хотя попытки к этому предпринимались ими неоднократно.

Центристы:кадеты (Конституционно-демократическая партия, с 1906 г. – Партия народной свободы) – Создана в 1905 г. Лидеры – П.Милюков, П.Струве. Численность – 55-70 тыс. человек. Программа включает требования конституционного строя, выкупа помещичьей земли в пользу крестьян, установление 8-часового рабочего дня. Социальная опора – интеллигенция и средние городские слои. Категорически отвергали любое насилие в политической деятельности и главные надежды возлагали на парламентскую деятельность.

Правые: – а) октябристы («Союз 17 октября») – Создан в ноябре 1905 г. Лидеры – А.Родзянко, А.Гучков. Численность в 1906-1907 гг. – 65-70 тыс. чел. Выступал за содействие правительству, сохранение единой империи, за сохранение помещичьего землевладения. Социальная база – дворянство (помещики), чиновничество, верхние слои интеллигенции, буржуазия (преимущественно крупная). В выборе средств борьбы ограничений не было – от либеральной парламентской деятельности до жесткого вооруженного подавления радикальных сил. (Иногда партию октябристов считают право-центристской на том основании, что они все же признавали реформы, объявленные Манифестом 17 октября.)

–- б) черносотенцы («Союз русского народа», монархисты) – Возник осенью 1905 г. Лидеры - А.Дубровин, В.Пуришкевич. К концу 1907 г. насчитывал 410 тыс. чел. Основной социальный состав: крестьяне, мелкие городские собственники, рабочие, духовенство, дворяне, буржуазия. Главная цель – борьба против всех антимонархических сил. В программе – крайний национализм (“Россия для русских!”). Основные средства – террор, в т.ч. организация еврейских погромов.

Приступая к изучению аграрной реформы П.А. Столыпина, выявите ее внутреннюю связь с крестьянской реформой 1861 г. и с процессом индустриализации России на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Основными ее направлениями стали:

– предоставление крестьянам права свободно выйти из общины и закрепить свои земельные участки в частную собственность (отруба и хутора);

– активная государственная политика по переселению крестьян на Урал и в Сибирь с целью снятия остроты земельного вопроса в Европейской части страны;

– финансовая помощь крестьянам в виде предоставления займов, кредитов, льгот на приобретение техники, удобрений, улучшение агротехники, обучение на сельскохозяйственных курсах.

Результаты аграрной реформы являются спорными и неоднозначно оцениваются историками. Традиционно считается, что реформа не смогла радикально изменить положение в деревне и разрушить общину, потому что не касалась помещичьего землевладения. Но рост сельскохозяйственного производства все же был достигнут, причем преимущественно не за счет расширения площадей, а за счет увеличения урожайности.

После революции 1905-1907 гг. в России формируется государственно-монополистический капитализм. Но экономический подъем сопровождался усилением социальной напряженности в обществе. Отказ правящих кругов от сотрудничества с либеральными слоями привел к нарастанию революционной ситуации накануне Первой мировой войны. Самостоятельно определите характер войны, причины участия в ней России, охарактеризуйте стратегию противоборствующих сторон: Четверного союза и Антанты, покажите по исторической карте направление главных наступательных операций русской армии и раскройте их содержание, сформулируйте позиции политических партий в годы войны.

Февральская революция 1917 г. стала результатом общенационального кризиса, охватившего Россию в годы Первой мировой войны. Она должна была до конца решить те задачи, которые оказались неразрешенными в годы первой русской революции 1905-1907 гг. Февральская революция не была результатом сознательного выступления какой-либо революционной партии или группы партий. Она вспыхнула неожиданно и для властей, и для революционеров. Действительная проблема Февраля 1917 г. заключалась в том, что старый строй в России обрушился раньше, чем созрели все предпосылки оформления буржуазно-демократического общественного порядка. Охарактеризуйте ход революции (с 23 февраля по 2 марта), ее особенности и основные движущие силы.

После Февральской революции в стране сложилась противоречивая ситуация, получившая название двоевластия. Под этим понятием подразумевается сосуществование двух вертикалей власти: власти буржуазно-демократической (Временное правительство, его комиссары на местах и различные общественные комитеты на местах) и власти трудящихся (Петросовет, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах). Историки советского периода именно влиянием Петросовета объясняли проведение правительством демократических мер. Современные исследователи сомневаются в реальности двоевластия, поскольку Совет в основном поддерживал правительство, а не противостоял ему. Такая ситуация позволяет рассматривать феномен двоевластия как историческую проблему. Дайте собственную оценку феномену двоевластия. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику Временного правительства, охарактеризуйте политические кризисы и пути выхода из них правительства.

Затягивание выборов в Учредительное собрание – принципиальная ошибка Временного правительства. Еще один серьезный промах связан с тем уровнем политических прав и свобод, которые Временное правительство предоставило народу России. В период с Февраля по Октябрь 1917 г. Россия, по признанию В.И. Ленина, была “самой свободной страной” из воевавших государств. Но эта свобода оборачивалась разложением армии и флота, анархией в тылу, т. о., вместо демократии воцарялась охлократия.

Временное правительство упустило возможность принять демократическую конституцию на волне демократических ожиданий. Это можно было бы осуществить через немедленный созыв Думы и превращение ее в Национальное собрание. Также остался нереализованным шанс достижения консенсуса между политическими партиями. Последующие попытки такого рода в виде Демократического совещания, Предпарламента носили запоздалый характер.

Несмотря на процесс “полевения” Временного правительства (увеличения в нем представительства социалистических партий), оно было лишено широкой народной поддержки, т. к. за 8 месяцев своего правления не сделало ничего для удовлетворения насущных потребностей большинства населения. Неспособность правительства решить вопросы о земле и мире, затягивание выборов в Учредительное собрание, дискредитация власти в ситуации корниловского мятежа, активность партии большевиков и другие факторы обусловили неизбежность новой, социалистической революции.

Дайте характеристику деятельности партии большевиков с Февраля по Октябрь 1917 г. Раскройте подготовку к революционному перевороту, ленинский план вооруженного восстания, охарактеризуйте события 24-26 октября в Петрограде. Подробно остановитесь на первых декретах Советской власти, принятых II Всероссийским съездом Советов.

Следствием глубокого политического раскола общества стала Гражданская война. Она означала невозможность компромисса между противоборствующими политическими силами и приняла невероятно жестокие формы вооруженной борьбы за власть. Самостоятельно сформулируйте периодизацию гражданской войны, охарактеризуйте ее основные этапы, определите расстановку противоборствующих сил, выявите причины победы Красной армии и Советов.

Исследуя тему “первой волны” русской эмиграции (около 2 млн наших соотечественников, оказавшихся за границей), покажите по карте центры сосредоточения русской диаспоры: Париж, Берлин, Белград, София, Шанхай, Харбин. Целесообразно также остановиться на культурном аспекте проблемы, дав краткую характеристику художественного творчества наших соотечественников за рубежом.

Вопросы для самоконтроля

1. Докажите, что в начале ХХ века Россия вступила в стадию империалистического развития.

2. В чем состояли особенности индустриализации С. Ю. Витте? Почему она оказалась незавершенной?

3. Каковы были цели, характер, движущие силы и особенности первой русской революции?

4. К каким изменениям в государственно-политическом устройстве России привело принятие Манифеста 17 октября 1905 года?

5. Почему деятельность I и II Государственной Дум оказалась столь кратковременной? В чем особенности российского парламентаризма?

6. Каковы итоги революции 1905-1907 гг.?

7. В чем причины быстрой победы Февральской революции 1917 г.?

8. Каким образом сложилось двоевластия в России, в чем его сущность?

9. Как вы понимаете такую оценку деятельности Временного правительства: "Трагедия интеллигенции у власти"?

10. Как можно определить суть Октябрьской революции: закономерность, неизбежность, случайность?

11. Назовите причины и этапы Гражданской войны.

12. Определите причины победы большевиков в Гражданской войне.

 

 



2016-01-05 384 Обсуждений (0)
Методические указания к изучению темы. Исследуя проблему глобализации общественных процессов в ХХ в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания к изучению темы. Исследуя проблему глобализации общественных процессов в ХХ в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)