Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проанализировать соц-эконом положение Казахстана в 1965-1985 гг. Кризис во всех сферах экономики



2016-01-05 659 Обсуждений (0)
Проанализировать соц-эконом положение Казахстана в 1965-1985 гг. Кризис во всех сферах экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале 70-х годов происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использование потенциала республики. За период 1970-1985гг общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод, завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, Экибастузская ГРЭС, Капчагайская ГЭС и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы – Мангышлакский, Каратау- Джамбульский, Павлодар- Экибастузский.

В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность, производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья. Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального доход. Планы развития страны не выполнялись.

Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана к кризису. Кризисные явления нарастали и в сельском хоз-ве. В эти годы проявляется устойчивая тенденция снижения урожайности. В животноводстве производство, за исключением птицы, было убыточным. В 70-80гг. снизились реальные доходы населения. Нарастал дефицит товаров народного потребленя, привычными стали многочасовые очереди. Всякое инакомыслие подавлялось. Таким образом, кризисные явления в 70-80-е гг. нарастали во всех сферах жизни Каз-на.

 

71 Культурара К-на в советский период (1945-91гг).

В начале 20 века основная масса населения края не умела писать и читать. Поэтому сразу же после революции стали открываться школы и курсы для обучения взрослых. В 1920 году при местных отделах народного образования были созданы чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности, которые занимались организацией учета неграмотных, подготовкой педагогических кадров, организацией курсов и школ, изданием учебных пособий. Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недоставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письменных принадлежностей. Дело осложнялось также непродуманными алфавитными реформами. Трудности школьного образования крайне обострились с началом ВОВ. Ослабла учебно-материальная база, часть учителей и старшеклассников ушла в армию или на производство. Вместе с тем в развитии школьного образования нарастали недостатки. Партийный диктат над школой нарастал. Накануне ВОВ в К-не было уже 20 высших и 118 средних учебных заведений. Проблемы высшей школы усугублялись сталинскими репрессиями, унесшими жизни выдающихся ученых и педагогов А.Байтурсынова, С.Асфендиярова, Х.Досмухамедова, Т.Жургенева и др. В 60-е-80-е гг. открылось еще 27 высших и свыше 100 средних специальных учебных заведений, т.е. почти столько же, сколько за весь предыдущий период. Увеличился и перечень специальностей, по которым готовились кадры. К 90-м годам более половины профессорско-преподавательского персонала вузов не имели ученых званий и степеней. Содержание многих учебных программ, пособий и учебников не было ориентировано на выработку самостоятельного творческого мышления, на изучение новейших достижений науки, техники и технологий. При комплектовании кадрового и студенческого корпуса допускалось взяточничество, трайбализм и другие формы социальной несправедливости. В 20-е годы в Казахстане работали многочисленные стационарные и экспедиционные отряды Комиссии по изучению естественных производительных сил. Их деятельность проходила под руководством крупных ученых: академиков И.М.Губкина, А.Н.Самойловича, А.Е.Ферсмана, профессоров А.А.Григорьева, С.И.Руденко и другие. Научный потенциал Казахстана вырос в годы ВОВ. Это связано, прежде всего, с временным пребыванием в республике эвакуированных крупнейших ученых и научных учреждений. В годы войны ученую степень кандидата наук и доктора наук получило около 130 преподавателей вузов республики. Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук К-на, которое состоялось 1 июня 1946 году. Исследования ученых способствовали освоению крупных месторождений нефти и газа на Юж.Мангышлаке и Урало-Эмбинском бассейне, строительству канала Иртыш – Караганда, внедрению почвозащитной системы земледелия. За годы советской власти художественная культура К-на не раз переживала взлеты и падения. Творчество художественной интеллигенции четко отражало классовое и идейно-политическое расслоение казахского общества. В 20-30-е гг. широкой известностью пользовались произведения Ж.Аймаутова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева, С.Сейфуллина, Б.Майлина, М.О.Ауэзова и другие. В послевоенный период художественная литература республики обогатилась новыми творениями писателей А.Нурпеисова, Т.Ахтанова, Б.Момыш-улы, С.Муканова, поэтов К.Аманжолова, Х.Ергалиева, драматургов А.Абишева, А.Тажибаева и другими. Современный культурный процесс характеризуется противоречивыми тенденциями. Народное образование, наука и культура получили широкое пространство для саморазвития, свободы от идеологических догм и стереотипов. Так, вместо единой трудовой школы утверждается плюрализм школьного образования. Открыты и начали функционировать гимназии, лицеи, колледжи, частные и авторские школы. Расширились международные связи системы народного образования. В 1991 году свыше 1000 казахстанских учеников, студентов и аспирантов продолжили обучение за рубежом. Крупным событием в культурной жизни республики стал Всемирный конгресс казахов, впервые собравший со всех концов планеты известных писателей и поэтов, художников и политологов. Современные культурные процессы в К-не отражают, с одной стороны, крах тоталитарной системы, трудности рождения нового независимого государства, отказ от прежних узкоклассовых принципов, а с другой стороны, первые шаги утверждающего плюрализма, разных форм собственности, общественно-политических структур и мнений.

 

 

БИЛЕТ № 22

Кимаки и кыпчаки

Кимаки, тюркское племя, основное ядро которого жило в 8—10 вв. в Западной Сибири, по среднему течению р. Иртыш. Их кочевья на Ю.-З. простирались до низовьев Сырдарьи. Основное занятие — кочевое скотоводство, а также охота. Во главе К. стоял каган (ямал-пейгу), у которого были сборщики податей, обязанности их были наследственными. Западная ветвь К. стала известна под названием кипчаков (половцев). С 11 в. название "К." исчезло. Кыпчаки, кипчаки (в европейских и византийских источниках — куманы, в русских источниках — половцы) — тюркский кочевой народ. Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII веке. Кочевавшие здесь племена карлуков, кыргызов, кимаков, кангаров в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали своёимя возникшему объединению племён, которое стало называться ипчакским.

 

 

47. Уставы 1822-1824 гг. Ликвидация ханской власти в Казахстане.

В 20-х годах 19в. царское правительство начинает реформаторскую деятельность в отношении казахских земель. Эти реформы были направлены на: ликвидацию ханской власти, ликвидацию традиционной казахской системы управления, изменения административного, территориального, а так же судебного управлении Казахстана. Поводом ликвидации ханской власти в Казахстане стало участие казахов в крестьянской войне Е.Пугачёва, а так же восстанием С. Датова показавшем бессилие ханской власти. Царское правительство начало реформу по ликвидации ханской власти со Среднего жуза.

Проект управления Средним Жузом «Устав о Сибирских киргизах» от 1822г. был разработан генерал-губернатором Западной Сибири М.М. Сперанским. По реформе 1822г. территория Ср.ж. вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Он был разделён на административные единицы: аул-волость-округ. Аул состоял из 50-70 кибиток, волость из 10-12 аулов, и округ из 15-20 волостей. На территории Ср.ж. было создано 7 внутренних округов: Каркаралинский, Кокчетавский, Аман-Карагайский, Ушбулакский, Баянаульский, Аягузский, Акмолинский, чуть позже было создано ещё 3 округа. Во главе округов стояли ага-султаны, избираемые только султанами на срок в 3 года, им присваивали чин майора российской службы, а через 9 лет они могли просить дворянское звание. Округи подчинялись Омскому областному управлению. Во главе волостей стояли султаны.срок их правления не ограничивался, и власть переходила по наследству. Аулами управляли – аульные старшины, избиравшиеся из народа каждые 3 года.они же в свою очередь подчинялись волостным управителям.Все судебные дела разделили на 3 категории: жалобы на управление, исковые жалобы, уголовные дела.реформа создавала предпосылки для роста торгово-экономических процессов в стране, позволяла казахам без ограничений сбывать свои товары свободно.

Реформу нового управления Младшим жузом «Устав об Оренбургских киргизах» от 1824 г разработал Оренбургский генерал-губернатор Эссен. По реформе территория вошла в состав Оренбургского генерал-губернаторства. Младший жуз разделен на 3 части: Восточную, Среднюю, Западную, во главе с султанами- правителями. Казахи трех частей делились условно на близлинейных и степных. С 1831 г близ линии создаются адм.единицы - дистанции, разделенные на старшинства . Дистанциями возглавляли дистанционные начальники. Также отсутствовала выборная система. Все должностные лица начиная от султана-правителя до аульной старшины назначались Оренбургским генерал-губернатором

 

72.Декабрьские события в Алма-Ате — выступления казахской молодёжи , произошедшие 17-18 декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей в то время столицей Казахской ССР. Лозунги выступавших носили противоречивый характер и, в зависимости от контескта, могли трактоваться как националистические [1] или же национал-патриотические. По официальной версии волнения начались из-за решенияГенерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва о снятии с должности национального лидера Первого секретаря компартии КазахстанаДинмухамеда Кунаева, и замене его на ранее не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Участники беспорядков требовали назначить на должность казаха из представителей местной элиты, используя при этом агрессивные, оскорбительные и хулиганские методы против мирных граждан [2]. Позже волнения казахской молодёжи прошли и в других городах и регионах страны[3]. Глубинной причиной конфликта было нарастание экономических трудностей в условиях разных этнодемографических тенденций развития двух основных этносов Казахской СССР - русских и казахов, что вело к росту социальной и межнациональной напряженности [4].

Итог По опубликованным в Казахстане данным задержано правоохранительными силами 8500 человек, получили тяжёлые телесные повреждения (в основном черепно-мозговая травма) более 1700 человек, подвергнуты допросам в прокуратуре 5324, в КГБ — 850 человек. 900 человек подвергнуты к административным мерам наказания (аресты, штрафы), предупреждены 1400 человек, уволены с работы 319, отчислены из учебных заведений (только по Миннаробраз) 309 студентов[ В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, позже погибший в тюрьме. [ Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Началась запоздалая, а потому безрезультатная борьба с националистическими настроениями среди казахской интеллигенции.

В начале 1987 году было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением казахского национализма. Однако в дальнейшем под влиянием политической конъюнктуры позиция центральных властей изменилась. 9 января 1989 года на пост второго секретаря был поставлен этнический казах. 14 ноября 1989 года в Верховный Совет Казахской ССР обратилась группа людей во главе с писателем Мухтаром Шахановым в ЦК КПСС с просьбой о снятии формулировки «проявление казахского национализма», и формулировка была отменена.

 

 

БИЛЕТ № 23



2016-01-05 659 Обсуждений (0)
Проанализировать соц-эконом положение Казахстана в 1965-1985 гг. Кризис во всех сферах экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проанализировать соц-эконом положение Казахстана в 1965-1985 гг. Кризис во всех сферах экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)