Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовая мысль в «Варварских правдах» и эдиктах «варварских королевств». Характерные черты варварских правд. Первый этап рецепции римского права. «Блевиарий Алариха» 506 г



2016-01-05 3147 Обсуждений (0)
Правовая мысль в «Варварских правдах» и эдиктах «варварских королевств». Характерные черты варварских правд. Первый этап рецепции римского права. «Блевиарий Алариха» 506 г 0.00 из 5.00 0 оценок




Варварскими правдами" называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права.

К Варварским правдам относятся: Вестготская правда (её самая ранняя часть записана во 2-й половине 5 в.), Бургундская правда (конец 5 — начало 6 вв.), Салическая правда (записана в начале 6 в.), Рипуарская правда (6—7 вв.), Алеманнская правда (кон. 6—8 вв.), Баварская правда (сер. 8 в.), Лангобардские законы (сер. 7—сер. 8 вв.), Англо-саксонские законы (7—9 вв.), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов (нач. 9 в.).

Большинство Варварских правд сложилось под влиянием Римского права. Другим источником варварской правды были королевские капитулярии и эдикты. Правды были записаны варварской латыни. Такая правда была узконациональна и отражала интересы определенной германской народности.

Варварские правды представляют собой судебники, в которых отдельные казусы возводятся в обычай, общие нормы права отсутствуют. Большинство норм Варварских правд касается уголовного права и судебного процесса, но имеются также нормы, регулирующие имущественные отношения членов племени, а также положение органов возникавшей государственности. Варварские правды в большинстве случаев применялись только к лицам данного племени (взаимоотношения римского и др. населения регулировались обычно специальными законами).

Крайне малое место в правдах заняло частное право: не только в силу недостаточной выраженности соответствующих отношений в быте германцев, но и потому, что наряду с германским в королевствах продолжало жить и римское право. Правды были поэтому привилегированным правом.

Близки по содержанию "варварским правдам" и англосаксонские записи норм обычного права, такие как Правда Этельберта (VI в.), Правда Инэ (около 690 г.), а также скандинавские провинциальные судебники XII—XIV вв.

Особое место среди судебников занимает свод законов (эдикт) остготского короля Теодориха, написанный в V в., содержание которого в ряде статей явно опережает свое время, что было связано с особыми условиями образования остготского королевства на Апеннинском полуострове.

Самая примечательная его черта состоит в том, что вопреки общему персональному принципу действия "варварских правд" эдикт распространял свое действие на всех лиц, проживающих на территории королевства, т.е. в равной мере как на остготов, так и на римлян. В центре внимания эдикта были оформление и защита земельной собственности частных лиц.

Салическая правда сборник обычного права западных салических франков, одна из т. н. Варварских правд. Первоначальный текст «Салической правды», записанный, по всей вероятности, по приказу Хлодвига или при его жизни в нач. 6 в., до нас не дошел, но сохранился в многочисленных списках 8-9 вв. Основным содержанием «Салической правды» являются тарифы вергельдов — судебных штрафов — и сведения о формах судопроизводства. Из 66 статей, которые считаются более древнего происхождения, 7 статей посвящены семейным отношениям, собственности и наследованию.

«Салическая правда» оказала огромное влияние на позднейшие правды — Рипуарскую, Баварскую. Став законом могущественного Франкского королевства, «Салическая правда» к 11 в. вытеснила нормы всех других правд, кроме Лангобардской, и является важнейшим памятником хозяйственного, общественного и государственного строя, быта и правосознания салических франков. Салическим законом (лат. Lex Salicum) называется постановление «Салической правды» (в главе LIX об аллоде), исключавшее женщину из наследования земельного владения, в некоторых европейских государствах послужившее основанием для устранения женщины от престолонаследия. В этом своем значении Салический закон был принят во Франции в 14 в.

Важнейшее значение «варварских правд» как исторических источников заключается в содержащихся в них сведениях о судебном институте и процессе судопроизводства в варварских королевствах, а также в возможности проследить путь развития Западноевропейских правовых отношений в период становления раннефеодального строя.

Бревиарий Алариха— вестготский свод римских законов. В него было включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

В 506 г. по распоряжению короля Алариха II был подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» или «Сокращение Алариха». Бревиарий Алариха был наиболее творческим опытом новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гаярих). При его составлении были использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, было выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

«Бревиарий Алариха» был послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы». В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы.

Классическое Средневековье. Университеты. «Открытие» римского права для средневекового общества. Глоссаторы. Постглоссаторы (комментаторы). «Извлечения Святого Петра» XI в. (Франция).

Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха высокого Средневековья сменила раннее Средневековье и предшествовала позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Расцвет торговли и коммерции. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII - начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной.

Важную роль в "открытии" римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии (в Равенне, Падуе, Болонье и в других городах). После обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниановых Дигест (копии VI или VII вв.), получившей впоследствии название Флорентийской рукописи, в университетах начинается систематическое изучение и преподавание римского права.

Особую известность приобрел юридический факультет Болонского университета, который к XIII в. насчитывал около 10 тыс. студентов практически из всех стран Западной Европы. Его основателем был один из крупнейших средневековых знатоков римского права Ирнерий (1055—1130 гг.). Созданная им школа римского права, имевшая общеевропейское значение, получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами, делали свои пояснения, уточнения и т.п. по тексту юстиниановых памятников римского права в виде глосс,т.е. записей (комментариев) на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал (глоссировал) классические документы слово за словом, строчка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал правовой материал. Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников.Они писали и самостоятельные труды по отдельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятными текстов и терминов, по внутреннему упорядочению правовых памятников (прежде всего Дигест).

Последним выдающимся представителем глоссаторов был Аккурций, который около 1250 года опубликовал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников, сделанные по тексту Кодекса, Дигест и Институций Юстиниана.

С Аккурция школа глоссаторов прекратила свое существование, уступив в последующем место постглоссаторам — новому поколению итальянских профессоров римского права. Наиболее известными среди них были Синус де Пистойя (1270— 1339 гг.), Бартол де Сассоферрато (1313—1357 гг.), Балдус де Убалдис (1347—1400 гг.). Но самым выдающимся постглоссатором был Бартол, по имени которого саму школу нередко называли бартолистами. Становление этой школы было связано с новым экономическим и культурным подъемом в Италии и в ряде других стран Западной Европы, который породил острую потребность в преодолении феодального правового партикуляризма, в распространении вневременного и абстрактного права. Именно таким правом благодаря постглоссаторам и предшествующей деятельности глоссаторов стало римское право, которое рассматривалось как "писаный разум".

По.стглоссаторы не проявляли интереса к классическому римскому праву. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с целью выведения так называемого общего мнения ученых. Такая обработка римского права, хотя и отличалась крайней схоластичностью, способствовала превращению его в теоретическую базу формирующихся национальных правовых систем (даже в Англии, которая не знала рецепции римского права как таковой).

Создание правовых систем отдельных государств. Формирование судебной системы в Англии в Средние века. Английская правовая наука, ее практическая направленность (Р. Гленвилль, Г. Брактон)

Общее право — главная составная часть англосаксонской системы права, не испытавшей влияния римского права; базируется на прецедентном праве (решение суда по определенному делу обязательно для судов равной и низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел). Главный источник права: общее право, основанное на прецедентном праве, которое существует наряду с так называемым статутным правом, базирующимся на актах парламента. Судебный прецедент приравнен закону (статуту). Слабое влияние римского права — отсутствие четкого деления права на публичное и частное; полная свобода завещания; громоздкость и запутанность формулировок; нет административной юстиции: государственные учреждения и чиновники отвечают за свои действия перед тем же судом, что и частные лица. Архаичность форм закрепления права: считаются действующими все законодательные акты, начиная с Великой Хартии Вольностей 1215 года.

Правление Генриха I вАнглии характеризовалось значительным укреплением королевской власти и важными реформами, направленными на создание централизованного административного аппарата. Королевская курия приобрела более чёткую структуру, была создана система оплаты для высших государственных должностей. Привлечение среднего и мелкого рыцарства на службу при дворе способствовало зарождению в Англии чиновничества. Функции отдельных подразделений курии стали более специализированными. Главным нововведением в административной сфере стало учреждение Палаты шахматной доски — высшего органа финансового управления и суда

Важным мероприятием, укрепившим роль королевской власти, стала судебная реформа Генриха II. В ходе реформы из сениориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела и значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Королем были изданы в разное время ассизы (иск, а также распоряжение о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предшественника; ассиза о новом захвате, ассиза о последнем представлении на приход. Реформа уголовного судопроизводства — Кларендонская Ассиза 1166 года — это была инструкция разъездным королевским судьям — вводила институт обвинительного жюри, относила к ведению королевских судов (а не поместных) основные категории преступлений. Посланные из столицы судьи, регулярно объезжавшие графства (административные округа) — разъездные судьи — явившись на место, вызывали к себе 12 местных помещиков (рыцарей) и наиболее зажиточных крестьян (по 4 от каждой деревни). Они должны были под присягой сообщить о преступлениях, совершенных в округе или деревне за время, прошедшее с момента предыдущей сессии суда, указать на виновных. На основании их показаний выносился приговор. В сомнительных случаях прибегали к ордалиям и клятвам. Разъездные судьи принадлежали к учреждению, которое возникло при Генрихе П, — «суду королевской скамьи». В противоположность ему был создан суд с постоянным местопребыванием в столице — так называемый суд общих тяжб. Для политических преследований существовал особый трибунал, названный «Звездной палатой». Здесь не действовали общие нормы судопроизводства, применялись пытки. Преследование за религиозные преступления относились к компетенции Высокой комиссии. Парламент созывался редко. Между его решениями (статутами) и приказами короля (ордонансами) не было юридического различия. Те и другие имели равную силу.

В местном управлении господствовал мировой судья — местный помещик (сквайр). Они устанавливали размеры зарплаты для своей местности, применяли закон о бедных и пр. Наряду с судами «общего права» (суд королевской скамьи и суд общих тяжб), появляются так называемые суды справедливости. В их компетенции находились те гражданские иски, которые не могли быть заявлены на основе общего, прецедентного права, как оно сложилось в практике вестминстерских судов. Возникновение права справедливости вызывалось развитием буржуазных отношений в Англии, заморской торговли, породившей, помимо прочего, страхование судов от аварий и т. д. К судам справедливости относят и суд адмиралтейства, в ведении которого оказались все те дела, которые были связаны с мореплаванием (фрахт судов, исполнение обязательств, пиратство и т. д.).

Вопросы процедуры в королевских судах сыграли решающую роль в формировании общего права. Если в странах романо-германской правовой системы юристы придавали приоритетное значение вопросам установления прав и обязанностей субъектов, вопросам материального права, то в Англии основное внимание юристов было сосредоточено на процедурных вопросах, - процедура прежде всего. Исторические особенности формирования общего права сыграли определяющую роль в том, что английское право не знает деления на публичное и частное, они исключили рецепцию понятий, категорий римского права.

Задолго до существования какого-либо законодательного акта королевские судьи в судах Вестминстера и в судах, разъезжавших по графствам, выносили приговоры и создавали нормы, которые записывались в заботливо хранившихся судебных актах.

Важнейшим индикатором процедурного характера мышления английских юристов и, соответственно, приоритетности процессуальной формы в общем праве выступает система исковых формуляров (приказов суду или предписаний) (writ system), во многом определявшая специфику профессиональных адвокатских практик с XIIв. до 1854г., на систематическом изложении которой основывается вся ранняя судейско-правовая «доктрина» Англии (Р. Гленвилль, Г. Брактон ).

Первый правовой трактат написан в Англии еще в XII в. Гленвиллем. Этот трактат представлял собой комментарий к приказам королевских судов. Более подробное изложение норм "общего права" принадлежит перу Брактона (XIII в. ), судье "Суда королевской скамьи", который, следуя Гленвиллю, попытался систематизировать и прокомментировать нормы "общего права", почерпнутые им из «Свитков тяжб».



2016-01-05 3147 Обсуждений (0)
Правовая мысль в «Варварских правдах» и эдиктах «варварских королевств». Характерные черты варварских правд. Первый этап рецепции римского права. «Блевиарий Алариха» 506 г 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовая мысль в «Варварских правдах» и эдиктах «варварских королевств». Характерные черты варварских правд. Первый этап рецепции римского права. «Блевиарий Алариха» 506 г

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)