Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российское государство и общество в эпоху реакции (20 - 50-е гг. XIX века)



2016-01-05 996 Обсуждений (0)
Российское государство и общество в эпоху реакции (20 - 50-е гг. XIX века) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

После окончания эпохи «наполеоновских войн» во внутренней и внешней политике Александра I происходят кардинальные изменения. Император решил, что первопричиной огромных потрясений, пережитых Европой в первые 15 лет XIX в., была французская революция. Поэтому, по его мнению, важнейшей задачей европейских монархов являлось недопущение новых революций. В 1815 г. по инициативе Александра I учреждается Священный Союз, в который вступили все европейские страны, за исключением Англии. Эта организация взяла на себя обязательства повсеместно защищать незыблемость феодально-абсолютистских монархий и совместными усилиями подавлять революционное движение.

Внутренняя политика русского императора также приобретает консервативный характер. Вернувшись из заграничных походов, Александр I увидел, насколько возрос в российском обществе уровень свободомыслия. Это явление показалось ему крайне опасным. Он прекрасно понимал, что любая социальная революция начинается с «революции в умах», с появления и роста популярности новых общественно-политических идей. Однако первоначально Александр I колебался между двумя вариантами политической стратегии: либо усилить свою власть путем либеральных уступок (и тем самым выбить почву из-под ног потенциальных революционеров), либо действовать исключительно полицейскими, карательными методами.

В 1818 г. император поручил министру юстиции Н.Н. Новосильцеву разработать проект «Государственной уставной грамоты Российской империи». В 1820 г. проект был составлен. Данный законопроект предусматривал создание выборного законосовещательного органа, превращение России в федерацию, провозглашение свободы печати и неприкосновенности личности. Однако император не решился даже обсуждать такие предложения с крупнейшими государственными сановниками и просто спрятал этот проект в своем письменном столе. Скорее всего, он изначально не собирался издавать «Уставную грамоту», она была нужна ему для подстраховки, на случай резкого обострения внутриполитической обстановки.

В 1818 г., по поручению Александра I, А.А. Аракчеевым был разработан проект отмены крепостного права. Он заключался в постепенном выкупе государством убыточных помещичьих имений. Живших в этих имениях крестьян следовало объявить свободными и наделить минимальными земельными наделами. Данный проект являлся невыполнимым по финансовым соображениям. Дело в том, что в результате разорительных для казны «наполеоновских войн», государственный долг России в последнее десятилетие царствования Александра I в несколько раз превышал государственные доходы. Бюджетный дефицит был огромным, поэтому средств для реализации проекта Аракчеева у государства не было.

В целом, ни один либеральный проект, созданный после 1815 г., не был реализован. В то же время активно проводились реакционные мероприятия. С 1816 г. начинают создаваться военные поселения, ставшие наиболее уродливым проявлением крепостничества. В селах государственных крестьян на постоянной основе расквартировывались воинские части. При этом все крестьяне мужского пола от 18 до 45 лет также объявлялись военнослужащими и поступали в подчинение к армейским офицерам. Они были обязаны носить форму и, наряду с сельскохозяйственными работами, заниматься военной подготовкой. Вводилась палочная дисциплина. Все работы, в том числе земледельческие, могли производиться только по приказанию командиров.

Важнейшей причиной массового насаждения военных поселений была скудость государственной казны. Все заботы по содержанию солдат в военных поселениях перекладывались на местных крестьян. Таким путем государство решало свои финансовые проблемы. Вследствие огромных материальных выгод к 1825 г. почти 1/3 армии содержалась в военных поселениях. Система военных поселений просуществовала до 1857 г.

Начиная с 1820 г., Александр I практически устранился от государственных дел, увлекшись мистицизмом. Он встречался с сектантами, ясновидящими, юродивыми и т.п. Кроме того, им овладела страсть к путешествиям. В своей карете Александр I объехал почти всю Европу и половину России. В это время фактическим хозяином страны стал генерал А.А. Аракчеев.

Уезжая из Петербурга, Александр I оставлял Аракчееву чистые бланки со своей подписью, которые временщик имел право заполнять самостоятельно. Находясь же в столице, император допускал к себе с докладами по политическим делам только Аракчеева. Необразованный солдафон, отличавшийся патологической жестокостью (так, однажды он в припадке ярости откусил ухо у не понравившегося ему солдата) Аракчеев, с полного одобрения Александра, начал проводить охранительную репрессивную политику.

Совершенствовалась система тайного осведомительства. Наряду с секретной гражданской полицией создается тайная полиция в армии. Несмотря на формально действующий либеральный цензурный устав, начинаются преследования вольнодумства в печати. Отправляются в ссылку многие выдающиеся деятели литературы, в том числе А.С. Пушкин. Одновременно вновь снимаются все ограничения крепостного произвола, восстанавливается право помещиков отправлять своих крепостных на каторжные работы.

Однако реакционная политика своих целей не достигла, напротив, она стала катализатором распространения либеральных и радикальных идей среди представителей образованных слоев русского общества. В 1816 г. создается первая тайная политическая организация – «Союз спасения», состоявшая из молодых гвардейских офицеров. Организация была построена по типу масонской ложи. Это было удобно для маскировки ее целей, поскольку до 1822 г. масонские ложи в России действовали абсолютно легально.

Кроме того, создатели «Союза спасения» воспользовались практиковавшимися у масонов методами конспирации: различной степенью посвященности членов общества в его секреты, строгой дисциплиной, торжественными клятвами, предполагавшими суровые наказания за разглашение тайны, и т.д. Уже в этой первой организации были четко сформулированы главные цели декабристского движения: ликвидация крепостного права и замена самодержавия конституционной монархией.

В 1818 г. возникла новая тайная организация – «Союз благоденствия». Она включала в себя около 200 человек и имела 15 отделений в различных городах, среди которых Москва, Нижний Новгород, Кишинев. Лидеры этой организации первоначально выступали за мирные средства борьбы, сводившиеся к подготовке «общества», под которым подразумевалось дворянство, к принятию революционных идей. Однако, в 1820 г. среди руководства «Союза благоденствия» произошел раскол. Ряд лидеров, среди которых выделялся полковник П.И. Пестель, высказались за подготовку военного переворота. Итогом внутренних противоречий стал роспуск «Союза благоденствия» в 1821 г. Это был тактический ход, направленный на дезориентацию полицейских агентов и представителей умеренного крыла организации. На самом же деле лидеры радикалов приступили к формированию военизированных заговорщических организаций: Южного (действовало в армейских частях, расквартированных на Украине) и Северного (действовало в гвардейских полках в Петербурге) обществ.

В рамках этих обществ были созданы два конституционных проекта:

1. «Русская Правда». Автор – полковник П.И. Пестель, безоговорочный лидер Южного общества.

2. «Конституция». Автор – капитан генерального штаба, 30-летний миллионер Н.М. Муравьев, владевший поместьями в 11 губерниях, один из руководителей Северного общества.

Оба проекта включали в себя требования отмены крепостного права и самодержавной формы правления, ликвидации сословий, введения демократических свобод, независимости судебной власти. В то же время, между «Русской Правдой» и «Конституцией» имелись коренные различия по целому ряду пунктов.

Противоречия между конституционными проектами декабристов

 

Пункт Программы «Русская Правда» «Конституция»
Форма государственного устройства Республика Конституционная монархия
Высший орган законодательной власти Народное вече, состоящее из одной палаты, избираемой населением на 5 лет Народное вече, состоящее из двух палат: 1. Верховная дума – назначается императором. 2. Палата народных представителей – избирается населением на 6 лет.
Избирательное право Избирательное право принадлежит всем мужчинам, достигшим 20 лет, без имущественного и образовательного ценза. Не имеют права голосовать лишь слуги и осужденные. Избирательное право принадлежит мужчинам, достигшим 21 года и владеющим недвижимой собственностью, стоимостью не менее 500 рублей.
Высший орган исполнительной власти Державная дума, состоящая из 5 человек, избранных на 5 лет. Каждый из них по 1 году является президентом. Император
Условия освобождения крепостных крестьян Крестьянам следует передать половину площади помещичьих земель. Необходимо гарантировать неприкосновенность помещичьего землевладения.

 

Итак, вполне очевидно, что декабристов объединяло лишь неприятие существовавших в стране порядков. По вопросам государственного устройства и условий проведения важнейших социальных реформ между ними имелись принципиальные разногласия, что в конечном итоге делало их проекты невыполнимыми даже в случае успеха переворота.

Восстание 14 декабря 1825 г. было незапланированным, а потому крайне слабо подготовленным. Толчком к восстанию стал династический кризис, вызванный неожиданной смертью Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Детей у императора не было, поэтому власть, согласно закону о престолонаследии, должна была перейти к его следующему по старшинству брату Константину. Но по тому же закону, если наследник императора женился не на представительнице одной из европейских правящих династий (т.е., вступал в морганатический брак), то он лишался прав на престол. Константин же в 1820 г. вступил в морганатический брак с польской графиней Ж. Грудзинской. В связи с этим, Александр I в 1823 г. подписал манифест о назначении наследником престола следующего брата – Николая.

Однако данный манифест не был опубликован и хранился в тайне в Успенском Соборе Московского Кремля. Это обстоятельство и привело к династическому кризису. Согласно существовавшей традиции, если закон не был обнародован при жизни императора, то он являлся недействительным. Кроме того, закон о престолонаследии запрещал передавать власть по завещанию. Поэтому, получив известие о смерти Александра I, Николай не решился сразу занять престол.

Ему требовалось получить официальный отказ Константина от власти. Константин в этот момент находился в Варшаве, Николай – в Петербурге. Переписка между ними заняла две недели. При этом Николай совершил серьезный политический просчет: узнав 27 ноября о смерти императора, он, не желая в глазах высшей знати и европейских монархов выглядеть узурпатором, принес присягу на верность Константину. Вслед за ним к присяге Константину были приведены все государственные учреждения и гвардия. После получения официального отречения Константина, на 14 декабря была назначена новая присяга – на сей раз уже на верность Николаю.

Этим обстоятельством и решили воспользоваться декабристы, объявившие солдатам, что якобы полученное отречение Константина является фальшивкой, а сам он «не отказался от престола, а в цепях находится». Был наспех составлен план восстания, заключавшийся в следующем:

три гвардейских полка во главе с С.П. Трубецким должны были собраться на площади у здания Сената и заставить сенаторов принять «Манифест к русскому народу» о создании Временного правительства,

два полка во главе с А.И. Якубовичем должны захватить Зимний дворец и арестовать Николая.

Этот план не был выполнен, поскольку:

1. Николай получил донос о готовящемся выступлении и приказал сенаторам собраться и присягнуть ему в 7 часов утра. Восставшие же пришли к зданию Сената только к 11 часам, когда сенаторы уже разъехались по домам. Следовательно, заставлять принимать «Манифест к русскому народу» было уже некого.

2. Назначенный руководителем С.П. Трубецкой в последний момент струсил и не явился на Сенатскую площадь. В результате, оставшись без командующего, три восставших полка растерялись, не предприняли никаких решительных действий, простояв без движения на Сенатской площади с 11 до 16 часов, после чего были расстреляны из пушек.

3. Струсил и А.И. Якубович, не поднявший на восстание те полки, которые должны были захватить Зимний дворец. Вместо того, чтобы организовывать арест Николая, он отсиживался в своей квартире.

В итоге, восстание было потоплено в крови. По различным данным, погибло от 200 до 1000 тысячи человек. Суду был предан 121 человек, из них пятеро казнены, 68 приговорены к каторжным работам, остальные понесли более мягкие наказания. А участвовавшие в восстании солдаты были отправлены на Кавказскую войну.

Подавив восстание декабристов, Николай I (1825-1855 гг.) продолжил реакционную политическую линию, проявившуюся еще в последние годы царствования Александра I. Прежде всего, новый император укрепил административно-полицейский аппарат. В 1826 г. было создано III Отделение императорской канцелярии (сама канцелярия была учреждена еще Павлом I и занималась делами, представленными на личное рассмотрение императора). Задачами III Отделения стали борьба с государственными преступлениями, наблюдение за политическими настроениями в стране, руководство корпусом жандармов.

Штат корпуса жандармов был небольшим, в среднем, на губернию приходилось по 2-3 офицера, однако их сила заключалась в широко разветвленной сети тайных осведомителей. Была установлена жесткая цензура над литературой и журналистикой. Серьезные изменения произошли в сфере образования: ликвидирована автономия университетов, введен запрет на обучение в гимназиях крестьянских детей.

В 1837-1841 гг. по инициативе графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами, резко усилившая административно-полицейский надзор за данной категорией населения. Создавалась новая мощная бюрократическая структура – министерство государственных имуществ, которому подчинялись губернские палаты государственных имуществ и окружные управления в уездах, руководившие общинными органами самоуправления государственных крестьян. Практически все стороны жизни казенных крестьян подвергались мелочной регламентации. Причем устанавливалась строгая централизация управления, порождавшая обширную служебную переписку между бюрократическими инстанциями.

В целом в николаевскую эпоху в деятельности всех звеньев государственного аппарата резко возросли формализм и волокита. В таких условиях единственным реальным средством решения дел становились взятки. Государственный аппарат, развращенный бесконтрольностью со стороны общества, постепенно, но неумолимо разлагался. Состояние властных структур, сложившееся к концу царствования Николая I, было очень метко охарактеризовано в 1855 г. курляндским генерал-губернатором П.А. Валуевым: «Сверху – блеск, внизу – гниль».

Конечно, император стремился исправить отдельные недостатки созданной им бюрократической системы. Наряду с жесткой охранительной политикой, Николай I попытался несколько приспособить административный механизм к требованиям жизни. 6 декабря 1826 г. был образован Секретный комитет для проведения реформ в области центрального и местного управления. Комитет разработал проект реформ, предусматривающий некоторое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Государственный совет становился прежде всего органом для обсуждения законопроектов. Сенат делился на два самостоятельных учреждения: Сенат правительствующий, состоящий из всех министров, — верховный орган государственного управления, и Сенат судебный — высший орган юстиции. Этот же принцип был положен в основу предполагаемой системы местных органов власти. Предложения Комитета 6 декабря 1826 г. горячо обсуждались на заседаниях Государственного совета, но его члены так и не пришли к единому мнению. Не вызвало возражений лишь предложение о необходимости кодификации законов.

В итоге под руководством М. М. Сперанского, вставшего во главе II отделения императорской канцелярии, была проведена огромная работа по сведению воедино всех законов, изданных с 1649 г. К 1833 г. II отделение издало 51 том «Полного собрания законов Российской империи», куда были включены все законы по хронологическому принципу, и 16 томов «Свода законов Российской империи», систематизировавшего законодательство по отраслям права. Но до переработки устаревших норм права дело не дошло. Император не согласился с основной частью плана Сперанского — с созданием нового юридического кодекса.

Говоря о социальной политике правительства Николая I, необходимо отметить проект сословной реформы, разработанный Комитетом 6 декабря 1826 г. Данный проект не только сохранял сословную иерархию, но и придавал ей еще более резко выраженную форму. Дворянство могло приобретаться только по праву рождения или в силу высочайшего пожалования. Выдвинувшиеся по службе должны были составить новое сословие «чиновных граждан». Низшие чиновники, крупные капиталисты, лица, окончившие университеты, входили в сословие «именитых граждан». Менее крупные торговцы и промышленники должны были образовать слой «почетных граждан». Все три типа «граждан» освобождались от подушной подати, рекрутского набора и телесных наказаний. Эти предложения могли способствовать росту буржуазных прослоек и в то же время защищали бы дворянство от «размывания» чужеродными элементами. Но власти реализовали из проекта только те части, которые не вызывали у них никаких сомнений. В 1831 г. был опубликован Манифест, в котором «полноправные» (имущие) дворяне отделялись от «неполноправных» (не имевших определенного количества душ крестьян или десятин земли). В 1832 г. Николай I подписал Манифест о создании сословия «почетных граждан» (личных и потомственных) для купцов, ученых, промышленников, деятелей культуры, низших чиновников.

Правительство Николая I активно занималось и решением крестьянского вопроса. После закрытия Комитета 6 декабря 1826 г. один за другим были созданы еще 8 секретных комитетов, которые пытались решить проблему крепостного права. Позиция самого Николая I по данному вопросу была очень противоречивой. С одной стороны, он понимал, что крепостное право — это зло. С другой стороны, потрясение основ дворянского государства было чревато междоусобицами с непредсказуемыми последствиями.

Все же определенные шаги для облегчения участи владельческих крестьян были сделаны. Было ограничено право помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь, закреплено право крестьян на 4,5 десятины земли на ревизскую душу, запрещена продажа крепостных отдельно от семьи, четко определены права помещичьего суда. Разумеется, эти меры не могли поколебать крепостнического строя.

Было бы неверным представлять Николая как «тупого солдафона», «самодовольную посредственность с кругозором ротного командира». Судьба Николая по-своему не менее трагична, чем судьба его старшего брата, императора Александра I, пытавшегося провести необходимые обществу реформы и остановившегося перед лицом непреодолимых трудностей, связанных с консервативным общественным мнением. Вопрос о крепостном праве был для него вторым важнейшим после вопроса о сохранении политического режима и поддержания государственной безопасности. За время царствования Николая I было принято 108 указов и постановлений, облегчающих участь крестьян — больше, чем за все предыдущие царствования.

Многочисленные шаги Николая I, направленные на решение крестьянского вопроса, не привели к отмене крепостного права. В чем причины этого? Одна из них в том, что, сознавая необходимость перемен, Николай оставался решительным противником всяких попыток поколебать устои империи, которую он унаследовал от предков и которую должен был передать своим потомкам в целости и сохранности. Не будучи реформатором по духу, царь относил к числу незыблемых устоев форму правления — неограниченную власть самодержца, военное могущество России, а также существующий порядок землевладения.

Сильное влияние на политику Николая оказали окружение царя, его семья, настроенные архиконсервативно. Кроме того, нельзя забывать, что огромная масса русского дворянства все еще не разделяла идей освобождения крестьян, встречая малейшее послабление крепостного права в штыки.

Крайне неблагоприятно складывалась и международная ситуация. Мировое устройство, определенное, как казалось участникам Венского конгресса, раз и навсегда, именно при Николае I стало трещать по швам. Французская революция 1830 г. и свержение Бурбонов повергли Николая в шок. Следом вспыхнуло восстание в Польше, и Николай был свергнут с престола польского короля. В 1831 г. восстание было подавлено, но страх перед революционными идеями, которые могут проникнуть в Россию, только усилился. Консерватизм Николая еще больше обострился после европейских революций 1848 г., когда один за другим стали рушиться троны монархической Европы. После этих событий в стране окончательно утвердилась стагнация, в условиях которой и речи не могло идти об отмене крепостного права.

 



2016-01-05 996 Обсуждений (0)
Российское государство и общество в эпоху реакции (20 - 50-е гг. XIX века) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российское государство и общество в эпоху реакции (20 - 50-е гг. XIX века)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)