Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Анатомия административной системы



2016-01-05 510 Обсуждений (0)
I. Анатомия административной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




1). В основе административного управления лежит директивное обязатель­ное задание центра. Главный его принцип: центр в любом вопросе знает все и лучше всех. Свою волю он оформляет в виде плана. Из плана вытекают зада­ния по отраслям, территориям, заводам, стройкам, шахтам, колхозам, учебным заведениям и т. д. Далее разверстываются задания цехам, участкам, отдель­ным исполнителям. Выполнение заданий плана, оформленного как закон — в этом смысл и цель управления. Под выполнение задания выделяются ресур­сы. Они поступают из госбюджета, т. е. для выполняющего они бесплатны. Под плановое задание выделяется и фонд зарплаты. Он рассчитан по установлен­ным центром же нормативам (т. е. зарплата установлена заранее, до начала работ). Величина каждого нового планового задания устанавливается с приро­стом к прежнему уровню (планирование от достигнутого). Чтобы иметь приро­сты, надо увеличивать капиталовложения (затратная экономика). Общий котел капиталовложений делят по уравнительной схеме.

Органы снабжения сами продукцию с заводов не получают и у себя не скла­дируют. Перед каждым новым годом они распределяют ее между заводами, стройками, колхозами, подавшими на нее заявки. Итак, в этой системе потре­битель и производитель прямо не связаны. Их желания и просьбы одобряют или отвергают вышестоящие органы.

2). Деньги в этой системе используются только как измеритель, как допол­нительный расчетный инструмент. Если цены на продукцию и размер оплаты труда определяются сверху, то предопределенной оказывается также себесто­имость и прибыль. Заработанные предприятием средства забираются в бюд­жет, а затем по его же просьбе вышестоящие органы выделяют ему средства из этого бюджета (т. е. центр определяет, куда и сколько может тратить пред­приятие заработанные им же деньги по предписанной сверху схеме расходов). Все деньги предприятие обязано хранить в банке и все расчеты вести через банк. Суммы, которые предприятие вносит в бюджет и которые ему из бюджета выделяют, не связаны между собой. (Например, завод может ничего не вно­сить — убыточен! — но получает много, если он нужен центру).

3). Проблема стимулов к труду (мотивация работников). Уровень зарплаты устанавливается каждой категории работников централизованно по всей стране. Сверху четко устанавливается, сколько предприятие может иметь ра­ботников и каких специальностей (штатное расписание), с твердыми окладами от директора до уборщицы. Премии платят не за реальную пользу, принесен­ную обществу, а за выполнение заданий центра. Размер премий ограничен и не должен выходить за пределы выделенного заводу премиального фонда. Кому выплачивать премии — решает начальство. Твердая, не связанная с ито­гами работы ставка оплаты целиком отдает работника в распоряжение началь­ства. Когда материальные стимулы не подвигают к напряженной работе, то главную роль начинают играть прямое административное принуждение (для большинства) и поощрение (продвижение по службе для немногих). Главная цель системы мотивации к труду — обеспечить полный централизм в управле­нии даже ценой отчуждения и пассивности трудящихся.

4). Внутренние противоречия АС. а). Теоретически в системе, где все было спланировано и предусмотрено заранее, никаких ошибок быть не может и де­фициту просто неоткуда взяться. На самом деле у центра нет физической воз­можности составить сбалансированный план, просчитать не только второсте­пенные, но и многие основные пропорции производства. Механизм планирова­ния неизбежно вел к образованию диспропорций, дефициту с одной стороны и перепроизводству — с другой. Ни одна из послевоенных пятилеток не была вы­полнена по производству важнейших видов продукции, а последняя из них (11-я) оказалась самой проваленной за всю советскую историю, б). В 50-80-е гг. вместо командной системы в стране развилась «экономика согласовании» — сложный бюрократический рынок. На бюрократическом рынке происходил об­мен не столько материальными ценностями, сколько властью и подчинением, правилами и исключениями из них, положением в обществе и всем, что имеет какую-то ценность. Так, согласие директора предприятия на увеличение плана могло быть обменено на улучшение его служебного реноме, дополнительную партию труб и незаконное разрешение нарушить одну из обязательных инст­рукций. Все это превращало социалистическую систему хозяйствования в «пла­новую анархию», в). Из-за административного централизма, исключающего свободный рынок, цены оказывались условными, а центр не мог объективно оценить эффективность своих же решений, г). Качество решений зависело не просто от центра, а от личностей руководителей. По мере затвердевания АС шла неуклонная деградация руководителей всех уровней, д). Повторить уже достигнутое капитализмом центр мог, но там, где надо было искать новое, выбор правильных решений был резко затруднен, е). Неустранимым оказалось противоречие между потребностью в энтузиастах, компенсирующих недостат­ки системы, и потребностью в исполнителях, не лезущих со своей инициати­вой. ж). При отсутствии стимулов к труду необходима «подсистема страха» и принуждения. А это многократно усиливало формализм, безынициативность, ориентацию на приказ, а не на дело.



2016-01-05 510 Обсуждений (0)
I. Анатомия административной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Анатомия административной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)