Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. СССР в 20 - 30-е гг. ХХ в.: противоречивость развития



2016-01-05 666 Обсуждений (0)
Тема 8. СССР в 20 - 30-е гг. ХХ в.: противоречивость развития 0.00 из 5.00 0 оценок




СССР в системе международных отношений в 20-30-е гг. XX в.: изменения геополитической ситуации, их влияние на внутриэкономическую политику в стране.

Поиск советским руководством экономической модели социализма: «военный коммунизм», НЭП (истоки, сущность, значение, итоги).

Политика «большого скачка» в СССР – формированная индустриализация и сплошная коллективизация: цели, практика, итоги.

Формирование тоталитарного режима в СССР: причины, сущность. Общее и особенное тоталитаризма в Европе и СССР.

 

Тема 9. СССР в годы второй мировой войны (1939 – 1945 гг.)

Истоки второй мировой войны. Образование очагов военной напряженности.

Внешняя политика СССР в 30-е гг.: выбор приоритетов.

СССР в составе антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны: вклад в дело разгрома фашизма и определение перспектив послевоенного устройства мира.

Итоги и уроки второй мировой войны.

 

Тема 10. СССР после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.): геополитические изменения в мире и борьба за лидерство

Новая геополитическая ситуация после окончания второй мировой войны. Биполяризация мира. «Холодная война», борьба за лидерство.

Трансформация тоталитаризма в СССР (1945–1985 гг.): от кульминации тоталитаризма через «оттепель» к началу застоя и историческому тупику.

 

Тема 11. СССР и Россия (1985 – 2000-е гг.): от перестройки к смене модели общественного развития

Нарастание кризисных явлений, осознание необходимости перемен. Перестройка в СССР: ее этапы, их характеристика и проблемы, итоги. Август 1991 г. Распад СССР и его последствия.

Постперестройка в России: смена модели общественно-экономического развития. Курс радикальных рыночных реформ: замыслы и результаты. Проблемы становления российской государственности, внешнеполитической деятельности.

Новый курс России в 2000-ые годы.

 

Основная литература по курсу

 

Барсенков А. Введение в современную российскую историю. 1985 – 1991 гг. Курс лекций. – М., 2002.

Бессолицын А.А., Кузьмичёв А.Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства: учебное пособие для вузов. – М., 2005.

Бранд М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. – М., 1994.

Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. Книга 2. – М., 1992.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. Книга 1. М., 1991.

Вернадский Г.В. Начертание русской истории. – М., 2002.

Верт Н. История Советского государства. 3 изд. – М., 2006.

Деревянко А.П., Шабельников Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХI века. – М., 2002.

Зуев М.Н. История России. – М., 2005.

История Отечества с древнейших времен до конца ХХ века (Арсланов Р.А., Блохин В.В. и др.). – М., 2001.

История политических партий России. – М., 1994.

История России (IX – XX вв.) / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозик. – М., 2003.

История России / Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. – М., 2003.

История России: В 2 т. / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2003.

Кириллов В.В. История России. – М., 2006.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. – М., 1993.

Культура России: IX-XX вв.: Учебное пособие. – М., 1996.

Курс отечественной истории IX–XX веков. /Под ред. Л. Ольштынского. 2 изд. – М., 2005.

Малиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917 – 1991. – М., 2002.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.). В 2-х т. – СПб., 2000.

Орлов А.С. и др. История России: Учебник. – М., 2003.

Отечественная история / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2003.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Р-н-Д., 2002.

Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – М., 1991.

Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х ч. / Под ред. А.А. Данилова. – М., 2000.

Селезнев Г.К. Политическая история современной России: 1991 – 2001. – М., 2001.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 2002.

Три века: Россия от смуты до нашего времени: В 6-ти тт. – М., 2005.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

№ Тема Лекции Семинары Самостоятельная работа

п.п.

Введение 2 – 2

1. Россия в мировом сообществе

цивилизаций 2 2 4

2. Этапы становления российской

государственности: от ранне-

феодального государства

к централизованному 6 4 6

3. Россия на пути к Новому времени

(XVI-XVII вв.): эволюция

экономической, социальной и

политической систем 2 2 2

4. Россия в XVIII в.: реформы

Петра I и Екатерины II –

первые попытки модернизации

по западноевропейской модели 4 4 6

5. Россия в XIX в.: судьба реформ,

эволюция общественно-

политических доктрин и движений 4 4 6

6. Россия на рубеже XIX-XX вв.

и в начале XX в.: особенности

развития и проблемы модернизации 4 2 2

7. Россия в начале XX в.: «русская

смута», альтернативы развития 4 4 6

8. СССР в 1920-1945 гг.:

противоречия развития 4 4 4

9. СССР в годы второй мировой войны

(1939 – 1945 гг.) 2 2 4

10. СССР после второй мировой

войны (1945 - 1985 гг.):

геополитические изменения в мире

и борьба за лидерство 4 4 6

11. СССР и Россия (1985-2000 гг.):

от «перестройки» к смене модели

общественного развития 4 4 6

 

Итого: 42 36 54

ХРЕСТОМАТИЯ

Тема 1.

Древнерусское государство

1. Образование Древнерусского государства. «Норманнская теория».

2. Социально-экономические отношения в Древней Руси.

3. Политический строй Древнерусского государства.

 

Документ № 1

из «Повести временных лет»1

Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля.

(…) Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили названия полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская. (…)

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назвались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. (…)

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке, – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели на Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы – эти говорят на своих языках. (…)

В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти прозвались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата. Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. (...)

В год 6387 (879). Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу – родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. (...)

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли: Аскольда – на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет матерью городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава. (...)

И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северяна­ми, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. (...)

В год 6421 (913). По смерти Олега стал княжить Игорь. (...)

В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отро­ки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней да­ни новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, по­шел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Ма­лом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь, и есть могила его в Деревской земле и до сего времени.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом.(...) И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе и сказала им: «Гости добрые пришли». И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хо­рошие, потому что ввели порядок в Деревской земле, – пойди замуж за князя нашего за Мала». Было ведь имя ему, князю древлянскому – Мал. Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, – мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне ж идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, по понесите нас в ладье», – и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье. Оль­га же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». (...) И при­несли их на двор к Ольге и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хоро­ша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смер­ти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их. (...)

Начало княжения Святослава, сына Игорева. В год 6454(946). Ольга, с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. (...) Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как жители его убили ее мужа. (...) И так взяла город и сожгла его, городских же ста­рейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань. (...) И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов; и сохранились места ее стоянок и охот до сих пор. (...)

В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе кня­зя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя».(...) И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». Он же ответил: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира.(...)

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, мит­рополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Бого­родицы благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. (...) И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и на­слаждаются учением божественным. (...) Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воз­держание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источни­ки мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в пе­чали утешаемся; они – узда воздержания. (...) Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золо­том, серебром и сосудами церковными.

(...) В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярос­лав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, ска­зав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от од­ной матери. И если будете жить в любви между собой, бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же буде­те в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всево­лоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им переступать пре­делы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: «Ес­ли кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого оби­жают». (...)

В год 6581 (1073). Воздвиг дьявол распрю в братии этой – в Ярославичах. И были в той распре Святослав со Всеволодом за­одно против Изяслава. Ушел Изяслав из Киева, Святослав же и Всеволод вошли в Киев месяца марта 22-го и сели на столе в Берестовом, преступив отцовское завещание. (...)

В год 6601 (1093) ... преставился великий князь Всеволод, сын Ярослава, внук Владимиров ... Сей благоверный князь Всеволод был с детства боголюбив, любил правду, оделял убогих, воздавал честь епископам и пресвитерам, особенно же любил черноризцев и давал им все, что они просили. Он и сам воздерживался от пьянства и похоти, за то и любим был отцом своим, так что го­ворил ему отец его: «Сын мой! Благо тебе, что слышу о твоей кротости, и радуюсь, что ты покоишь старость мою». (...) Полу­чил он после всех своих братьев стол отца своего, по смерти бра­та своего, и сел княжить в Киеве. Были у него огорчения боль­шие, чем тогда, когда он сидел в Переяславле. Когда княжил в Киеве, горе ему было от племянников его, так как начали они ему досаждать, один желая одной волости, а тот другой; он же, чтобы замирить их, раздавал им волости. В этих огорчениях поя­вились и недуги, а за ними приспела и старость. И стал он лю­бить образ мыслей младших, устраивая совет с ними; они же стали наущать его, чтобы он отверг дружину свою старшую, и лю­ди не могли добиться правды княжой, начали эти молодые гра­бить и продавать людей, а князь того не знал из-за болезней сво­их. (...)

В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами меж­ду собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей...»

 

Повесть временных лет. – М., 1950.

 

Документ № 2

«Русская правда»2

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый – русин3, или гридин4, или купец, или ябедник5, или мечник6, или же изгой7, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (при­вести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду83 грив­ны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, ча­щей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпев­ший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кон­чается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но нач­нет хромать, тогда мстят дети (потерпевшего).

6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе – 3 гривны, – если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то идет к присяге.

10. Если холоп9бежит и скроется у варяга или у колбяга10, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а вла­делец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему – это мое, но скажи ему так: пойди на свод11, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (предста­вит) поручителя в течение 5 дней.

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманы­вая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третье­му: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидете­ле.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа заста­нет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и ис­портивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении ис­порченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи12их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

18. Если убьют огнищанина13умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездно­го1480 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу лю­ди не ищут, то виру15платит та вервь16, где найден убитый.

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна17.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старос­ту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича185 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гри­вен.

25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за телен­ка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата20.

27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.

28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разло­мают.

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (вла­дельцу) и 60 резан продажи21.

35. А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хле­ва, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину2215 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер со­лоду, также барана или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и да­вать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гри­вен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну. А если случится пост – давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава.

43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же вет­хий мост починить несколькими досками 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также.

 

Памятники русского права. Вып. 1. – М., 1952. – С. 81 – 85.

 

Примечания

1. «Повесть временных лет» - первая русская летопись, была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. Уже в начале XII в. текст, составленный Нестором, подвергался переработке. Ориги­нал XII в. до наших дней не сохранился; текст «Повести времен­ных лет» известен по спискам более позднего времени.

Автор «Повести временных лет» использовал в своем труде разнообразные источники – переводные исторические сочинения, документы княжеских и монастырских архивов, русские летописи, существовавшие в его время и утраченные позднее, рассказы оче­видцев, устные предания и легенды, личные впечатления. «По­весть временных лет» содержит не только описание событий, но и их объяснение, не только упоминания о русских князьях, но и их оценку. История Киевской Руси предстает в «Повести времен­ных лет» как часть мировой истории. Очевидны и литературные достоинства «Повести временных лет» – занимательность расска­за, образность описаний, психологизм.

2. «Русская Правда» – свод законов древнерусского государст­ва. Известны 3 редакции Русской Правды: Краткая, Пространная и Сокращенная. Краткая Правда, текст которой приведен здесь, состоит из 4 частей: Правда Ярослава (ст. 1–17), Правда Ярославичей (ст. 18–41), Устав «вирный» (ст. 42) и Устав мостни­кам (ст. 43).

Правда Ярослава определяет отношения между мужами, то есть свободными людьми. Правда Ярославичей охраняет княжес­кую вотчину.

3. Русин – житель Киевской Руси в отличие от славянина, жителя Новгородской земли.

4. Гридин – младший княжеский дружинник.

5. Ябедник – судебное должностное лицо, назначаемое кня­зем.

6. Мечник – княжеский слуга из дружинников.

7. Изгой – человек, потерявший связь со своей социальной средой (селением, городом).

8. За обиду – штраф по судебному решению в пользу потер­певшего.

9. Холоп – раб.

10. Колбяг – не русский; термин не вполне ясен.

11. Свод – способ отыскания человека, укравшего вещь. Вла­делец украденной вещи должен был указать человека, продавше­го ему вещь, тот в свою очередь указывал на человека, который ему продал – и так до виновного.

12. Муж – старший княжеский дружинник, боярин.

13. Огнищанин – боярин, глава княжеского хозяйства.

14. Подъездной – сборщик причитающихся князю поступле­ний.

15. Вира – денежный штраф в пользу князя за убитого чело­века.

16. Вервь – община.

17. Тиун – слуга, домовой управитель, дворецкий князя.

18. Рядович – зависимый человек, вошедший в состав челя­ди по договору (ряду).

19. Смерд – земледелец, крестьянин.

20. Денежный счет Русской Правды: гривна=20 ногатам=25 кунам=50 резанам=150 веверицам (XI век).

21. Продажа – штраф в пользу потерпевшего убыток.

22. За десятину – в пользу церкви.

Вопросы для самоконтроля

 

К документу № 1:

а) Где и как образовалось Древнерусское государство?

б) Какова роль варягов в формировании государства на Руси?

в) Чем занимались древнерусские князья?

г) Как вы думаете, кто ославянился раньше: князья или дружина?

К документу № 2:

а) Какие социальные слои населения существовали в Древней Руси? Чем они отличались друг от друга?

б) Почему и как ограничивается кровная месть в «Русской правде»?

в) Кто жил в феодальной вотчине?

г) Что говорит о социальном неравенстве на Руси «Русская правда»?

 

Основная литература

 

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.,1989.

Вернадский Г.В. Киевская Русь. – М., 2000.

Зимин А.А. Правда Русская. – М., 1999.

Россия и мир: Учебная книга по истории. – Ч. 1. – М. – 2000.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 2002.

 

ТЕМА II.



2016-01-05 666 Обсуждений (0)
Тема 8. СССР в 20 - 30-е гг. ХХ в.: противоречивость развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8. СССР в 20 - 30-е гг. ХХ в.: противоречивость развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)