Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стоглавый собор 1551 г. (извлечение)



2016-01-05 725 Обсуждений (0)
Стоглавый собор 1551 г. (извлечение) 0.00 из 5.00 0 оценок




(1551 г.)

(…) О монастырех, иже пусты от небрежения.

В монастыри боголюбцы дают ду­шам своим и родителем на поминок вотчинные села к прикупи, а иные вотчи­ны собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поималги много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монасты­рях ни которого не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем ко­рыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты1у них же о торговлях без пошлино. А чернцы по селом живут да в городе, тянутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязай будет в лень страшного суда?(…)

Глава 6. Некогда вниде в слухи благовенчаннаго и христолюбивого паря го­сударя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца, что по многим церквам божим звонят и поют не во время... и многие церковные чи­ны не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу.(…) Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом... российского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину.(…)

Глава 26. О училищах книжных по всем градом.(…)

В царствующем граде Москве и по всем градом... избрати добрых духов­ных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых... и грамоте бы и чести и пети и писати горазди. И утех священников и дьяконов и дьяков учинити в домах училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в каждом граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковного петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дья­коны и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и пи­сати и пети и чести со всяким духовным наказанием.(…)

Глава 28. О книжных писцех. Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто... неисправленну книгу купит... потому же возбраняли..., чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами ску­дны.(…)

Глава 32. О крестящихся не по чину.

Многие неразумнии человецы, махающе по лицу своему рукою, творят крестящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть ис­тинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда не убоится дьявола ни злаго супостата и от бо­га мзду приемлет за то,... аще ли кто леностию или невежествием не исправ­ляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу.(…)

Глава 41. (...)Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие2живопис­цы, и подписывати святая Тройца, а от своего замьшления ничтоже предтворяти.(…)

В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гу­сельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчатися поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют и не запрещают.(...) О том... запрещати ве­ликим запрещением.(…)

Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами многими, по шестиде­сяти и до семидесят человек, и по сто... и по деревням у крестьян сильно едят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают.(…)

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убивают­ся.

А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и. женам но прясти,и платья не мыти, и каменья не разжигати.(…)

(...) Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врота и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские... –, и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают.(…)

В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках3и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясяти и в долони4бити и песни сотонинские пети на тех же жальниках, обманщики и мошенники.(…)

(...) Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещении сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление.(…)

Глава 72. О искуплении пленных. Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян плененных приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять по­вести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны.(…)

Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в нас­ледие благ вечных.

Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы... по всех тех боголюбцев, которые давали вотчины и села и купли ставити по них нормы5на памяти их пети понахиды и обедни служити.(…) Имена их написати в синодик6и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа7и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти.(…)

Глава 92. О игрищах еллинского8бесования. Если же мнози от неразумия простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и... в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех в домех по улицам отходя и поводам глумы9творят всякими игры... и песньми сотанинскими... и многими виды скаредными10.(…)

Глава 98. (...) Приговорил еси государь прежде сего с нами, с своими богомольцы... о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянути грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор портим. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том... слобожаном нашим запустети. А преже того... твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником эт властелем впредь наших слобо­жан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископам, и епи­скопом, и монастырем держати свое старые слободы по старине..., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти... А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков11 не тяглых людей.

 

Российское законодательство Х – ХХ веков. Т. 2. – М., 1985. – С. 267 – 374.

 

Примечания

 

1. Тарханные и несудимые грамоты – освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей, выполнения повинностей в пользу государства.

2. Пресловущие – знаменитые, известные.

3. Жальниках – поминках.

4. Долони – ладони.

5. Ставити... кормы – кормить нищих в день поминовения умершего «боголюбца», который отдал церкви свои вотчины.

6. Синодик – рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась «вечная память» внесенным в нее умершим.

7. Без выкупа – без права выкупа членами «рода» (фамилии).

8. Еллинского – греческого, здесь: в смысле языческого.

9. Глумы – шутки, смех, потехи, забавы, насмешки.

10. Виды скаредными – накладные маски-личины, потешные одежды.

11. Казаки – здесь: вольные, не тяглые люди.

 

Документ № 6



2016-01-05 725 Обсуждений (0)
Стоглавый собор 1551 г. (извлечение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стоглавый собор 1551 г. (извлечение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)