История экологической геохимии и биогеохимии
Обычно рождению науки предшествует длительный период ее предыстории, в который высказываются идеи, накапливаются факты, входящие позднее в арсенал данной науки. Такая предыстория была и у биогеохимии, самые отдаленные корни которой уходят к Теофрасту, Плинию и другим античным ученым. Однако это были лишь предположения, на смену которым в XVI-XIX вв. пришли опытные данные о химических процессах в земной коре и их осмысливание с позиций, которые мы теперь именуем биогеохимическими. В XVII столетии англичанин Р. Бойль изучал химию атмосферы и природных вод, а голландец X. Гюйгенс подошел к пониманию жизни как космического явления. В XVIII столетии М.В. Ломоносов обосновал значение химии для геологии, дал объяснение процессам образования угля, нефти, торфа, трактовал ряд других биогеохимических проблем в своих знаменитых книгах «О слоях земных» и «О рождении металлов». Француз А. Лавуазье, покончив во второй половине столетия с теорией флогистона, заложил фундамент биогеохимии газов атмосферы, биогеохимии природных вод. Близки к биогеохимическим идеям были и французский натуралист Ж. Бюффон, русский минералог В.М. Севергин, славянский мыслитель Р. Бошкович, немецкий химик И. Рейли, польский врач и химик В. Снядецкий. В XIX в. происходит дальнейшее развитие биогеохимических идей. Большое значение для накопления фактического материала по геохимии имел грандиозный труд шведского химика И. Берцелиуса в области химического анализа горных пород, руд, минералов и вод. Он открыл торий, церий, селен, впервые получил в свободном состоянии кремний, титан, тантал, цирконий и т. д. В этот же период - в первую половину столетия, немецкий ученый A.Гумбольдт много внимания уделял влиянию жизни на окружающую среду, а его соотечественники - химики К. Шпренгель и Ю. Либих и французы Ж. Дюма и Ж. Буссенго установили геохимическую роль растений. Эти работы послужили основой будущей биогеохимии. В середине XIX столетия немецкими учеными К. Бишофом и И. Брейтгауптом, французом Эли де Бомоном были опубликованы крупные обобщения по химии земной коры. Они вплотную подошли к геохимии, рассматривая такие вопросы, как химический состав земной коры и круговорот веществ в ней. В те же годы стал употребителен термин «геохимия». Его появлением наука обязана швейцарскому химику X. Шёнбейну, писавшему в 1842 г., что необходимо прежде, чем может идти речь о настоящей геологической науке, иметь геохимию, которая должна обращать внимание на химическую природу и происхождение масс, образующих земной шар. Однако «геохимия» Шёнбейна - это совокупность знаний о химических процессах в земной коре, а не история атомов Земли. В таком широком понимании геохимия теряет определенность и охватывает многие разделы минералогии, петрографии, геологии и других геологических наук. С разработкой Г. Р. Кирхгофом и Р. Бунзеном спектрального анализа в 1859 г. появляется возможность определения в горных породах ничтожных следов химических элементов. Cпектральный анализ имел исключите важное значение для геохимии. Огромное значение для становления геохимии имело открытие в 1869 г. Д. И. Менделеевым периодического закона. В трудах великого химика содержится и ряд собственно геохимических построений [5]. Еще в 1815 английский минералог В. Филлиг пытался приближенно определит среднее содержание в земной коре десяти химических элементов. Его работы были продолжены французам Эли де Бомоном и А. Добрэ, но в общем эти исследования не привлекали ученых XIX столетия, главное внимание которых было направлено на дифференциацию природы, изучение химического состава ее частей - горны пород, минералов и т. д. В 80-е годы проблемой определения среднего става земной коры стал систематически заниматься Кларк. Отобрав 880 наиболее точных анализов горных пород, Кларк в 1889 г определил среднее содержание в них 10 химических элементов. Он считал, что образцы горных пород дают представление о верхней оболочке Земли толщиной в 10 миль (16 км), что при горообразовательных процессах примерно с такой глубины породы поступают на земную поверхность. Эту толщу Кларк и именовал твердой земной корой, ее средний состав он и стремился определить. В земную кору Кларк включал также всю гидросферу (Мировой океан) и атмосферу. Однако масса гидросферы составляет лишь несколько процентов, а атмосферы – сотые доли процента от массы твердой земной коры, поэтому цифры Кларка в основном отражали состав последней. Были получены следующие числа: О – 46,28; Si – 28,02; Al – 8,14; Fe – 5,58; Ca – 3,27; Mg – 2,77; K – 2,47; Na - 2,43; Ti – 0,33; P – 0,10. В 1908 г. Кларк опубликовал известную монографию «The data of Geochemistry», в которой собрал и обобщил данные по химическому составу различных образований земной коры (горных пород, вод и т. д.). Он трактовал геохимию как совокупность сведений о химическом составе земной коры, развивая в этом отношении взгляды К. Бишофа и других ученых XIX столетия. «Эти данные - числа Кларка - долгое время не оказывали влияния на научную мысль, встречали возражения, и их огромное значение оценено было лишь за последнее десятилетие», - писал В. И. Вернадский. И далее: «Кларк не ставил резко и определенно задачу геохимии как задачу изучения истории атомов планеты; это течение геохимии возникло позже и вне его мысли». Но благодаря тому реальному значению, какое возымели числа Кларка в новых учениях об атомах, тому влиянию, какое они оказывали на физическую и химическую мысль XX столетия, его работа целиком вошла в представления, слагавшиеся вне его кругозора» [6]. Продолжая исследования, Кларк неуклонно увеличивал точность определений, число анализов, количество элементов. Если его первая сводка 1889 г. содержала лишь 10 элементов, то в опубликованной в 1924 г. (совместно с Г. Вашингтоном), были уже данные о 50 элементах. Отдавая должное трудам Кларка, свыше 40 лет посвятившего определению среднего состава земной коры, А. Е. Ферсман в 1923 г. предложил термином «кларк» обозначать среднее содержание химического элемента в земной коре, какой-либо ее части, Земле в целом, а также в планетах и других космических объектах. Начиная с 1898 г., норвежский ученый И. Фохт приступил к вычислению кларков меди, цинка, олова, свинца, никеля, марганца и других тяжелых элементов. Зная, например, отношение марганца, никеля, кобальта к железу в различных минералах и породах и используя кларк железа, вычисленный Кларком, Фохт путем пересчета определил кларки тяжелых металлов. Конечно, подобный метод не был точным, но все же в ряде случаев он дал приближенно удовлетворительные результаты. «Фохт, несомненно, явился одним из главнейших минералогов, поддержавших значение начатой Кларком работы, которую, в общем, долгое время мало ценили, а некоторые считали даже «совершенно лишней забавой», тогда как один Фохт на Западе и Вернадский в Союзе вводили это понятие не только в свою научную работу, но и в преподавание минералогии», - писал Ферсман в 1933 г. [7]. Методы анализа редких элементов в начале XX в. были еще несовершенны, накопление многих тысяч данных для вычисления кларков представляло большие трудности, поэтому геохимики стали изготовлять смеси из 300-400 индивидуальных образцов и в них определять редкие элементы. Понятно, что в одной пробе можно было во всеоружии всех тонкостей химического анализа определить ничтожные количества элементов. При установлении кларков радиоактивных элементов учитывалось, что радон, радий и другие редчайшие элементы образуются за счет распада сравнительно распространенного урана (кларк 2,5•10-4%). Зная содержание урана, можно рассчитать и количество равновесного с ним радия. Таким путем был определен кларк радия в литосфере, близкий к 2•10-10%. Современные методы - радиометрия, нейтронно-активационный, атомно-абсорбционный и другие анализы позволяют с большой точностью и чувствительностью определять содержание химических элементов в горных породах и минералах. По сравнению с началом XX в. количество данных возросло во много раз. Представления о кларках некоторых элементов изменились очень сильно. Так, И. Фохт в 1898 г. считал кларк германия крайне низким - n•10-10%. Германий в то время был изучен слабо, практического значения не имел, минералы его не были известны. Спустя четверть века в 1924 г. Кларк и Вашингтон все еще оценивали кларк германия в n•10-9%, но вскоре положение резко изменилось, германий был обнаружен в углях, были усовершенствованы методы анализа и, что самое главное, в середине XX в. германий приобрел огромное значение в радиотехнике и других отраслях промышленности. Встал вопрос о поисках германиевого сырья, началось детальное изучение геохимии германия. Самые различные горные породы и руды анализировались на германий, был получен огромный новый фактический материал, который показал, что германий не так уж редок в земной коре. Его кларк в литосфере - 1,4•10-4%, почти такой же, как у мышьяка, олова, давно уже хорошо знакомых человечеству. Германия в земной коре много больше, чем золота, серебра, платины. По сравнению с расчетами Фохта кларк германия вырос в миллион раз. Со дня опубликования первой таблицы Кларка прошло более 100 лет, проделана гигантская работа, и общая картина распространенности элементов выявилась достаточно отчетливо. «После долгой полувековой работы геохимия овладела новым числом - новой константой мира», - писал Ферсман в 1944 г. Прежде всего, подтвердилось гениальное положение Вернадского о рассеянном состоянии химических элементов. Для йода, гафния, скандия, рубидия, индия, цезия, радия и некоторых других редких элементов рассеянное состояние является основным, так как они не образуют или почти не образуют собственных минералов; для большинства элементов - преобладающим, и только для кислорода, кремния, алюминия, железа, кальция, натрия, калия и магния главная форма нахождения - собственные минералы [4].
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |