Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система источников российского конституционного права



2016-01-05 1775 Обсуждений (0)
Система источников российского конституционного права 0.00 из 5.00 0 оценок




Сложность и многообразие конституционных норм обус­ловливает значительное разнообразие источников конститу­ционного права. Под источником конституционного права обычно понимается форма бытия общих правил поведения (вне­шняя форма их выражения), регулирующая отношения кон­ституционного характера.

Источники конституционного права, различаясь по фор­ме, наименованию, происхождению и юридической силе, об­разуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные).

Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период времени правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.

Система источников конституционного права характе­ризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изме­нением соотношения внутригосударственного и международ­ного права; 4) приоритетом закона; 5) стабильностью по отно­шению к источникам других отраслей права.

Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей (максимальной) юридической силой.

Актом конституционного характера является и государ­ственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимо­сти (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая на 1 Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года).

Основной массив источников конституционного права со­ставляют законы. Закон это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референ­думом, выражающий волю народа, обладающий высшей юри­дической силой и регулирующий наиболее важные обществен­ные отношения. Он выступает юридической базой деятельнос­ти государственных органов, должностных лиц, местного са­моуправления, граждан, их объединений. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РФ, обычные федеральные.

Особое значение в системе источников российского кон­ституционного права имеют федеральные конституционные законы. Они обладают следующими сущностными чертами:

• развивают и дополняют Конституцию РФ;

• принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Ос­новным Законом;

• обладают большей юридической силой, чем обычный за­кон;

• подготавливаются в особом сложном порядке;

• не могут быть отклонены Президентом РФ.

Конституция РФ установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, обладающих особой юридической природой (всего их должно быть не менее 18). На сегодняшний день действуют следующие федеральные кон­ституционные законы: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Правительстве РФ (1997 г.) и о военных судах (1999 г.).

В настоящее время юридически оформлена возможность появления законов о поправках к Конституции РФ (поправки к главам 3—8). Порядок их принятия идентичен порядку приня­тия федерального конституционного закона, но они вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы составляют значительную часть пра­вовых актов и принимаются парламентом по широкому кругу вопросов.

Среди обычных федеральных законов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли права или определенной сфе­ры государственного управления. Они издаются по предметам совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации (например, Основы законодатель­ства о нотариате 1993 г.). Кодексы — это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налого­вый, Гражданский, Воздушный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федераль­ным конституционным законам.

Законы субъектов Федерации принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представитель­ными) органами субъектов Федерации и распространяются толь­ко на их территории.

Субъекты Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. В Москве и Санкт-Петербурге действуют городские законы. Региональное законотворчество интенсивно развивалось в 90-е годы.

Нормы конституционного права могут содержаться в от­дельных постановлениях парламента и парламентских регла­ментах.

Законы являются лишь небольшой частью всего принима­емого в государстве массива правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответство­вать законам. В противном случае такой подзаконный акт при­знается недействительным.

К подзаконным актам относятся:

• указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства;

• акты федеральных органов исполнительной власти;

• акты органов исполнительной власти субъектов Феде­рации.

Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (преимущественно уставы муници­пальных образований, регламенты представительных органов на местах).

Нормативные акты имеют временные и территориаль­ные пределы их действия, а также различается их функцио­нирование по кругу лиц.

Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опуб­ликования. В России этот срок составляет десять дней. Что касается актов Президента РФ, имеющих нормативный ха­рактер, и актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, то они вступа­ют в силу по истечении семи дней после их первого офици­ального опубликования. Нормативный акт действует во време­ни до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным актом либо пока не истечет срок его действия.

Российские законы и другие нормативные акты действу­ют на всей территории российского государства либо на ее части, указанной в них. По общему правилу действия норма­тивных актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Федерации в целом, акты государствен­ных органов субъектов Федерации — в рамках их территори­альных границ, нормативные акты органов местного самоуп­равления — в пределах административных границ данного муниципального образования.

Действие нормативных актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан РФ, лиц с двойным гражданством, лиц без граждан­ства, иностранных граждан). В отдельных случаях принима­ются специальные нормативные акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор — это соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Среди межгосударствен­ных договоров, имеющих важное значение для российской кон­ституционной практики в силу признания их Конституцией РФ частью российской правовой системы, можно назвать Европей­скую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, Договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) и др. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 года, договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъекта РФ. Надо отметить, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ Федера­тивного договора действуют нормы Основного Закона.

Согласно конституционным нормам источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы между­народного права.

К числу специфических источников относятся норматив­ные решения Конституционного Суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции РФ, и аналогич­ные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Федерации. Заметим, что последние созданы в не­большом числе субъектов Российской Федерации (в девяти республиках и в одной области).

Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-право­вой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в офици­альных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционируемые российским государством. Он имеет устный характер. Например, в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда РФ учитывать согласие уже действующих судей Конституци­онного Суда РФ по представленной кандидатуре.



2016-01-05 1775 Обсуждений (0)
Система источников российского конституционного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система источников российского конституционного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)