Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственные основы использования гипноза, полиграфа и других нетрадиционных методов расследования



2016-01-02 4133 Обсуждений (0)
Нравственные основы использования гипноза, полиграфа и других нетрадиционных методов расследования 0.00 из 5.00 0 оценок




В мировой криминалистике долгое время использование гипноза применялось в качестве метода допроса подсудимого или обвиняемого. И лишь с шестидесятых годов XX века использование гипноза стало применяться для получения дополнительных сведений у потерпевших. К гипнозу в криминалистике прибегают для того, чтобы активизировать память. В России использование гипноза в криминалистике находится пока еще в зачаточном состоянии. Возможно оно и к лучшему. Потому как наша правоохранительная система полностью дискредитировала себя: и в следственных изоляторах, и в обычных отделениях полиции нередки случаи избиений и издевательств над задержанными. Нравственные основы использования гипноза в российской криминалистике пока не выдерживают никакой критики. Доверять подобным «профессионалам» еще и свою голову (гипноз это психофизическое воздействие на подсознание) было бы крайне опрометчиво – неизвестно, что тебе внушат в результате этого воздействия.

 

 

44. Эффективность использования труда следователей и работников органов дознания, особенно по применению ими наиболее рациональных приёмов и методов расследования преступлений, во многом зависит от взаимодействия правоохранительных органов и СМИ, направленного на ориентацию граждан на законопослушное поведение.

Использование следователем и дознавателем средств массовой информации: прессы, радио и телевидения - вытекает из следующих условий:

1. Отсутствие или недостаточность информации о событии преступления и причастных к нему лицах: обвиняемых, потерпевших, очевидцев и свидетелей.

2. Невозможность получить необходимую информацию другим способом.

Следователь и дознаватель в поисках такой информации, прежде всего, определяют сущность и объём необходимых сведений об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу. Взаимодействие следователя с общественностью и средствами массовой информации диктуется, прежде всего, потребностями практики. Многие особенно тяжкие преступления представляют известную сложность для раскрытия. На вопрос, может ли способствовать взаимодействие следователя со СМИ при расследовании преступления и в раскрываемости преступления, 100 % опрошенных ответили положительно, если законодательно закрепить формы и условия взаимодействия.

Взаимодействие со СМИ – одно из полномочий следователя. При расследовании уголовных дел дознаватель, следователь, прокурор вправе, в пределах своей компетенции, использовать помощь общественности и СМИ для установления обстоятельств совершения преступления, розыска и изобличения виновных, а также для выявления причин преступлений и условий, способствовавших его совершению. Хотя ст. 123 УПК РТ предусматривает возможность участия общественности в расследовании преступлений, но использование помощи СМИ в УПК РТ не регламентируется. На наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть в УПК РТ отдельную статью о взаимодействии следователя со СМИ.

Как отмечает Наумкин Ю.В., взаимодействие правоохранительных органов с учреждениями массовой информации - это постоянные, объективно существующие между ними взаимосвязи, обусловленные общими целями, которые достигаются в процессе взаимовлияния и взаимного использования возможностей указанных систем для достижения как общих, так и собственных целей х1.11-12].

Взаимодействие следователя со СМИ зависит от многих факторов:

а) у журналиста, сотрудников редакции обычно нет познаний в области уголовного права, процесса, криминалистики, а у следователя - недостаточные познания в области журналистики;

б) возможности СМИ, которых нет у следователя: неограниченная территория, на которую распространяется влияние СМИ, широкий круг лиц, благодаря которым СМИ становится известно о расследовании преступления;

в) отсутствие свидетелей и очевидцев;

г) отсутствие сведений о лице, совершившем преступление;

д) отсутствие сведений о потерпевшем в случае его смерти;

е) невозможность получения информации другим способом;

ж) взаимодействие начинается с момента обращения следователя к СМИ, т.е после возбуждения уголовного дела, и завершается после окончания расследования, установления истины;

з) организующая роль следователя;

и) выявление причин и условий, способствующих совершению преступления.

В процессе взаимодействия следователя со СМИ при расследовании преступлений необходимостью является в первую очередь привлечение внимания населения к расследованию уголовного дела с тем, чтобы выявить потерпевших, свидетелей, подозреваемых в совершении преступления.

Использование следователем СМИ при расследовании преступлений преследует целью привлечение населения к участию в расследовании преступления. Под помощью населения понимаются целенаправленные действия лиц, способствующие расследованию преступления. Для следователя предпочтительнее помощь населения в форме предоставления информации о совершенном преступлении и причастных к нему лицах с последующим их участием в расследовании в качестве свидетелей х2.11-13].

Следует отметить, что основной вид взаимодействия следователя со СМИ – это обращение за содействием при расследовании преступлений. Взаимодействие может быть разовым, может сочетать в себе различные формы обращения посредством пресс-службы, в порядке отдельных поручений либо личного обращения следователя. Если следователь при расследовании преступлений использовал возможности СМИ, его просьбу опубликовали, озвучили, то он по окончании расследования должен поблагодарить редакцию СМИ письмом, либо выступлением в СМИ об итогах расследования.

В зарубежных странах полицейским, занятым в расследовании преступлений, рекомендуют взаимодействовать со СМИ. Имеет значение опубликование успешных действий уголовного розыска. Такие сообщения поднимают доверие к нему со стороны публики, и этим достигается поддержка при производстве расследований. Сообщения не должны иметь слишком сухой и официальный характер, при котором они не возбуждают к себе интереса, ибо интерес – предпосылка для содействия. Следует считать, кроме того, допустимым и целесообразным называть имена служащих, с успехом проведших важные дела, если это не принимает характер рекламы или ясно выраженной тенденции. И этот прием возбуждает доверие к личности сотрудников уголовно-розыскных учреждений, что, в свою очередь, может способствовать успеху расследования.

В США большое внимание уделяется взаимодействию полиции и СМИ. В этих целях в журнале публикуются рекомендации для полисменов и руководителей полицейских подразделений по взаимодействию со СМИ. По мнению авторов, правоохранительные органы нуждаются во взаимодействии со СМИ, с помощью которых они могут обращаться к общественности при расследовании сложных дел, получить поддержку в случае реализации новых программ по борьбе с преступностью. Из совместной работы стороны могут извлечь значительные преимущества х3.28-30].

Подводя итог, можно отметить, что взаимодействия следователя со СМИ при расследовании преступлений может:

а) повысить эффективность расследования преступлений;

б) может сказаться на качестве расследования преступлений;

в) может оказать влияние на состояние латентной преступности.

Кроме того, по нашему мнению, взаимодействие следователя со СМИ необходимо закрепить законодательно, поэтому мы предлагаем:

1. Ввести в закон о средствах массовой информации РТ норму, гласящую: «Следователь, орган дознания, прокурор при расследовании преступлений вправе использовать возможности средств массовой информации».

2. В ст. 45 УПК РТ внести пункт: «При расследовании преступлений следователь имеет право обращаться к помощи средств массовой информации». Необходимость подобной законодательной формулировки объясняется отсутствием какой-либо ответственности сотрудников СМИ за невыполнение или отказ в выполнении просьбы следователя; нет чёткого законодательного регулирования взаимодействия следователя со СМИ, если взаимодействия следователя с органом дознания, экспертом закреплено в УПК, то со СМИ не закреплено; нет никаких сроков, регламентирующих порядок исполнения просьбы следователя во взаимодействии со СМИ.

Следует чаще публиковать материалы о примерах оказания СМИ и населением помощи в установлении истины, раскрытии преступлений, разоблачении и задержании виновных. Чтобы граждане были заинтересованы в раскрытии преступления, их надо материально поощрять за оказанную помощь.

Например, в ходе расследования уголовного дела в отношении Шарипова Ж.С было установлено, что в течение 2006-2007 годов путём обмана и злоупотребления доверием граждан на территории Согдийской области он совершил ряд преступлений. Момент задержания следующего мошенничества, где он, представившись сотрудником Агентства по борьбе с финансовыми преступлениями и борьбе с коррупцией, потребовал 1000 долларов США, был показан по местному телевидению. После этого УВД Согдийской области обратилось к гражданам с предложением сообщить дополнительную информацию, если она им известна, в отношении Шарипова Ж.С. Вскоре в УВД обратились граждане г.Истарафшана, г.Чкаловска, Б.Гафуровского и Канибадамского районов с заявлениями о мошенничестве Шарипова Ж.С.

В результате расследования всех обстоятельств дела следствием было установлено, что Шарипов Ж.С длительное время занимался мошенничеством путем обмана и злоупотребления и жертвами его стали более 30 граждан Согдийской области. Таким образом, взаимодействия следователя со СМИ дали положительные результаты, вследствие чего было раскрыто более 30 ранее не зарегистрированных преступлений, что оказало влияние на снижение латентной преступности, с одной стороны, и повышению ответственности граждан и их доверия к правоохранительным органам - с другой.

Таким образом, практика оперативно-следственных органов свидетельствует об эффективности использования помощи СМИ в следующих направлениях:

· в установлении личности и розыске лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

· в задержании лиц, находящихся в розыске;

· в розыске обвиняемого и его имущества, предметов и документов, имеющих отношение к уголовному делу;

· в установлении обстоятельств, имеющих важное значение по делу;

· в отождествлении лиц (потерпевших и свидетелей);

· в предупреждении и профилактике преступлений;

· в устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления;

· в воспитании граждан в духе уважения к закону и ответственности.

 

45. Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности закреплены в Кодексе судейской этики, утвержденного VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.. Они сводятся к следующему:

1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

2. Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было. При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.

3. Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.

4. Судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.

 

5. Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.

6. Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег.

7. Судья не может препятствовать стремлению представителей средств массовой информации освещать деятельность суда и, если это не будет создавать помех проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд, должен оказывать им необходимое содействие.

8. Судья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

Правила поведения судьи во внеслужебной деятельности заключаются в том, что:

1. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности.

2. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим требованиям Закона РФ "О статусе судей в РФ" и Кодекса судейской этики.

3. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

4. Судья может взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомнение в его независимости и беспристрастности.

5. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

6. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

7. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей.

 

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона РФ "О статусе судей в РФ" и положений Кодекса судейской этики) на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

 

46. Нравственно-правовые основы деятельности:

· 1. Соотношение требований права и морали в деятельности прокурора.

· 2. Нравственные условия использования прокурором властных полномочий.

· 3. Объективность как одной из обязательных условий выполнения прокурором своих задач.

· 4. Нравственные проблемы взаимоотношений прокурора с судьей, адвокатом, следователем, с представителями поднадзорных органов.

· 5. Морально – нравственное значение участия прокурора в суде и его речь в суде.

Прокурор как представитель специальной системы органов; как ДЛ; как федеральный, государственный служащий; как лицо, принадлежащее к системе органов прокуратуры.

Зачем нужен прокурор в государстве; какие задачи он призван решать?

Прокурор – это продолжение законодательной власти, это выражается в его надзорной деятельности, в частности, в прокурорском надзоре. Прокурор – представитель центра на местах, в основе лежит принцип централизации, т.е прокуратура централизованный орган.

Прокуратура независима от ОГВ, ОМСУ, это поднадзорные органы (ст.4 Закона о Прокуратуре).

Признаки прокурора:

· 1. Федеральное, государственное ДЛ

· 2. Лицо, занимающее определенную должность в системе органов прокуратуры.

· 3. Лицо, имеющее классный чин или звание.

Жесткое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам. Ст.54 З о Прокуратуре закрепляет понятие «прокурор» как правовую категорию.

Признаки прокуратуры:

· 1. Система государственных органов, которые создаются от имени и на территории РФ.

· 2. Централизованная система органов (создается сверху вниз)

· 3. Федеральная система органов.

· 4. Единая федеральная централизованная система гос. органов.

Закон является правовым критерием деятельности прокурора; закон должен выражать государственный интерес и общественное мнение на соответствующей территории РФ.

Деятельность прокурора законна и моральна; деятельность может быть законна, но аморальна; незаконная деятельность и аморальная, выходящая за пределы закона.

Нравственные требования, предъявляемые к личности и деятельности прокурора.

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности и направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.

 



2016-01-02 4133 Обсуждений (0)
Нравственные основы использования гипноза, полиграфа и других нетрадиционных методов расследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственные основы использования гипноза, полиграфа и других нетрадиционных методов расследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4133)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)