Причина Х-неэффективности монополии
• Монополия является технически менееэффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа защищаетфирму-монополиста от конкурентногодавления. • Поэтому монополист может использоватьресурсы отрасли неэффективно, а егоиздержки для производства каждого объёмавыпуска выше соответствующих издержек фирмы на рынке совершеннойконкуренции. Иллюстрация Х-неэффективностимонополии Издержки в условияхсовершеннойконкуренции равныАСс =МСс, а выпусксоставляет величину Qcпри цене Рс. В условияхмонополии уровеньиздержек возрастает довеличины ACm=MCm.Соответственно,выпуск становитсяравным Qm, а цена Рm. Потребительский излишек сокращается свеличины АРсС до величины АРmМ.ВеличинаМЕС составляет чистые потери отмонополии, а величина ВРсЕК представляетсобой потери в результате Х-неэффективности.В условиях свободной конкуренции объёмпроизводства Qm мог бы быть произведён приболее низких издержках (равных Рс=МСс=АСс), а монополия затрачивает наэтот выпуск ACm=MCm>MCc.Ресурсы в размереВРсЕК используются неэффективно Другие причины Х-неэффективности Монополии • Монополистможет не стремится минимизироватьиздержки вообще. • Например, целью менеджеров может статьувеличение собственной власти, престижа и безопасности в рамкахфирмы. В этом случаефирма-монополист наймёт больше персонала ибудет производить любой объем выпуска сбольшими издержками, чем конкурентная фирма. • Если к Х-неэффективности стремятся самисобственники фирмы, это может означать, что ониготовы уступить часть прибыли за возможностьиметь больше свободного времени и меньшеработать. Х-эффективность монополии • Возможна и обратная ситуация: издержкипроизводства в условиях монополии ниже, чемв условияхконкуренции, то есть имеет местоХ-эффективность монополии. • В случае естественной монополиимонополизация отрасли позволяет фирмеиспользовать преимущества экономии намасштабах производства, • Инновационная активность монополистаможет быть выше, чем конкурента, чтотакже способствует понижению издержек отрасли. Иллюстрация Х-эффективности Монополии • Мертвыйгруз монополии без учета альтернативныхиздержек монополизации равен: DWL = 0,5*Ed*TR*L2. • Если монополизация приносит выгоду экономике,то должно быть верным выражение: Qm*ΔАС> 0,5*Ed*TR*L2, • где ΔАС - экономия затрат монополистом наединицу выпуска. • Отсюда: ΔAC /Pm> 0,5*Ed*L2. • Чем больше эластичность спроса поцене, тем в большей степени должнапроявляться экономия на издержках вусловиях монополии по сравнению сусловиями конкуренции, чтобыкомпенсировать потери благосостоянияот монополии. 31. Мотивы слияний и поглощения компаний Так, чистая теория слияний и поглощений, принимающая предположения об эффективности рыночного механизма, отсутствии оппортунистического поведения и рациональности действующих агентов, выделяет следующие мотивы:
а) экономии масштаба; б) владения неделимыми ресурсами (например месторождение полезных ископаемых); в) экономии в сфере НИОКР; г) экономии при получении финансовых ресурсов; д) сокращении трансакционных затрат. Если отказаться от предположений чистой теории слияний и поглощений, то можно выделить еще несколько мотивов: 1) недооцененность целевой компании, что делает ее привлекательной для стяжательных поглощений (или поглощений для последующей продажи); 2) неэффективность целевой компании, что делает возможным существенное улучшение результатов ее деятельности благодаря привнесению новых технологий, оптимизации бизнес-процессов, смене неэффективного менеджмента, в результате аллокативных поглощений; 3) получение контроля над управляемой компанией со стороны менеджеров в результате управленческого выкупа; 4) диверсификация деятельности в целях снижения хозяйственных рисков в рамках конгломератных поглощений. 32. Модели слияний и поглощения компаний Слияния и поглощения представляют собой финансовые сделки, в результате которых изменяется структура собственности в участвующих в них компаниях. В случае слияния объединяющиеся компании перестают юридически существовать, а их активы объединяются в рамках новой компании, права собственности, на которую делятся между собственниками объединяющихся компаний. В случае поглощения поглощаемая компания перестает юридически существовать, а ее активы покупаются компанией, инициирующей поглощение. Слияния и поглощения могут быть классифицированы по-разному. Одна из классификаций использует тип сделки, выделяя, по крайней мере, четыре основные группы: 1) согласованная сделка, когда фирма А приобретает фирму В на условиях рекомендованных руководством фирмы В держателям ее акций; 2) оспариваемая сделка, реализуемая обычно при помощи предложения о покупке, когда фирма А делает предложение непосредственно держателям акций фирмы В, минуя руководство фирмы В; 3) отторжение, когда допустим, фирма А, оптимизируя портфель активов, продает ненужный (непрофильный) филиал или подразделение фирме В; 4) выкуп управляющими, схожий с отторжением, за исключением того, что покупателем филиала являются менеджеры компании, а не сторонняя фирма. Вторая классификация строится с точки зрения рынков, к которым принадлежат компании:
Основное воздействие сделок по слияниям и поглощениям на отраслевой рынок заключается в росте размеров фирм, осуществляющих слияния и поглощения, и соответствующем усилении концентрации на рынке, что потенциально усиливает монопольную власть фирм. По этой причине в большинстве стран активность в области слияний и поглощений является предметом антимонопольного регулирования, а каждая сделка по слияниям или поглощениям, в результате которой может произойти существенное усиление концентрации, должна быть одобрена регулирующими органами. Вместе с тем у слияний и поглощений бесспорно есть и значительные положительные стороны, как для фирм участвующих в этих сделках, так и для общества в целом.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |