Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причина Х-неэффективности монополии



2016-01-02 1060 Обсуждений (0)
Причина Х-неэффективности монополии 0.00 из 5.00 0 оценок




• Монополия является технически менееэффективной, чем конкуренция, поскольку

наличие барьеров для входа защищаетфирму-монополиста от конкурентногодавления.

• Поэтому монополист может использоватьресурсы отрасли неэффективно, а егоиздержки для производства каждого объёмавыпуска выше соответствующих издержек

фирмы на рынке совершеннойконкуренции.

Иллюстрация Х-неэффективностимонополии

Издержки в условияхсовершеннойконкуренции равныАСс =МСс, а выпусксоставляет величину Qcпри цене Рс. В условияхмонополии уровеньиздержек возрастает довеличины ACm=MCm.Соответственно,выпуск становитсяравным Qm, а цена Рm.

Потребительский излишек сокращается свеличины АРсС до величины АРmМ.ВеличинаМЕС составляет чистые потери отмонополии, а величина ВРсЕК представляетсобой потери в результате Х-неэффективности.В условиях свободной конкуренции объёмпроизводства Qm мог бы быть произведён приболее низких издержках (равных

Рс=МСс=АСс), а монополия затрачивает наэтот выпуск ACm=MCm>MCc.Ресурсы в

размереВРсЕК используются неэффективно

Другие причины Х-неэффективности

Монополии

• Монополистможет не стремится минимизироватьиздержки вообще.

• Например, целью менеджеров может статьувеличение собственной власти, престижа и

безопасности в рамкахфирмы. В этом случаефирма-монополист наймёт больше персонала ибудет производить любой объем выпуска сбольшими издержками, чем конкурентная фирма.

• Если к Х-неэффективности стремятся самисобственники фирмы, это может означать, что ониготовы уступить часть прибыли за возможностьиметь больше свободного времени и меньшеработать.

Х-эффективность монополии

• Возможна и обратная ситуация: издержкипроизводства в условиях монополии ниже, чемв условияхконкуренции, то есть имеет местоХ-эффективность монополии.

• В случае естественной монополиимонополизация отрасли позволяет фирмеиспользовать преимущества экономии намасштабах производства,

• Инновационная активность монополистаможет быть выше, чем конкурента, чтотакже

способствует понижению издержек отрасли.

Иллюстрация Х-эффективности

Монополии

• Мертвыйгруз монополии без учета альтернативныхиздержек монополизации равен:

DWL = 0,5*Ed*TR*L2.

• Если монополизация приносит выгоду экономике,то должно быть верным выражение:

Qm*ΔАС> 0,5*Ed*TR*L2,

• где ΔАС - экономия затрат монополистом наединицу выпуска.

• Отсюда:

ΔAC /Pm> 0,5*Ed*L2.

• Чем больше эластичность спроса поцене, тем в большей степени должнапроявляться экономия на издержках вусловиях монополии по сравнению сусловиями конкуренции, чтобыкомпенсировать потери благосостоянияот монополии.

31. Мотивы слияний и поглощения компаний

Так, чистая теория слияний и поглощений, принимающая предположения об эффективности рыночного механизма, отсутствии оппортунистического поведения и рациональности действующих агентов, выделяет следующие мотивы:

  1. усиление монопольной власти фирм;
  2. сокращение расходов на стимулирование сбыта;
  3. выигрыши от эффективности, недоступные в ином случае (эффект синергии), которые могут возникнуть вследствие:

а) экономии масштаба;

б) владения неделимыми ресурсами (например месторождение полезных ископаемых);

в) экономии в сфере НИОКР;

г) экономии при получении финансовых ресурсов;

д) сокращении трансакционных затрат.

Если отказаться от предположений чистой теории слияний и поглощений, то можно выделить еще несколько мотивов:

1) недооцененность целевой компании, что делает ее привлекательной для стяжательных поглощений (или поглощений для последующей продажи);

2) неэффективность целевой компании, что делает возможным существенное улучшение результатов ее деятельности благодаря привнесению новых технологий, оптимизации бизнес-процессов, смене неэффективного менеджмента, в результате аллокативных поглощений;

3) получение контроля над управляемой компанией со стороны менеджеров в результате управленческого выкупа;

4) диверсификация деятельности в целях снижения хозяйственных рисков в рамках конгломератных поглощений.

32. Модели слияний и поглощения компаний

Слияния и поглощения представляют собой финансовые сделки, в результате которых изменяется структура собственности в участвующих в них компаниях.

В случае слияния объединяющиеся компании перестают юридически существовать, а их активы объединяются в рамках новой компании, права собственности, на которую делятся между собственниками объединяющихся компаний.

В случае поглощения поглощаемая компания перестает юридически существовать, а ее активы покупаются компанией, инициирующей поглощение.

Слияния и поглощения могут быть классифицированы по-разному.

Одна из классификаций использует тип сделки, выделяя, по крайней мере, четыре основные группы:

1) согласованная сделка, когда фирма А приобретает фирму В на условиях рекомендованных руководством фирмы В держателям ее акций;

2) оспариваемая сделка, реализуемая обычно при помощи предложения о покупке, когда фирма А делает предложение непосредственно держателям акций фирмы В, минуя руководство фирмы В;

3) отторжение, когда допустим, фирма А, оптимизируя портфель активов, продает ненужный (непрофильный) филиал или подразделение фирме В;

4) выкуп управляющими, схожий с отторжением, за исключением того, что покупателем филиала являются менеджеры компании, а не сторонняя фирма.

Вторая классификация строится с точки зрения рынков, к которым принадлежат компании:

  1. горизонтальная сделка происходит в том случае, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке;
  2. вертикальная сделка имеет место, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя;
  3. конгломератнаясделка возникает в случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи.

Основное воздействие сделок по слияниям и поглощениям на отраслевой рынок заключается в росте размеров фирм, осуществляющих слияния и поглощения, и соответствующем усилении концентрации на рынке, что потенциально усиливает монопольную власть фирм. По этой причине в большинстве стран активность в области слияний и поглощений является предметом антимонопольного регулирования, а каждая сделка по слияниям или поглощениям, в результате которой может произойти существенное усиление концентрации, должна быть одобрена регулирующими органами.

Вместе с тем у слияний и поглощений бесспорно есть и значительные положительные стороны, как для фирм участвующих в этих сделках, так и для общества в целом.



2016-01-02 1060 Обсуждений (0)
Причина Х-неэффективности монополии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причина Х-неэффективности монополии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)