Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура античной Греции



2016-01-02 578 Обсуждений (0)
Культура античной Греции 0.00 из 5.00 0 оценок




Крито-Микенский период


3-2 тыс. до н.э.
Самый древний, но самый молодой для изучения.
1900 – А.Эванс. – раскопки Кносского дворца. Эванс назвал этот период минойским.

Периодизация
Раннеминойский период (3 тыс. до н.э.) Переход от родо-племенных отношений к государству.
Среднеминойский период (конец 3 тыс. до н.э.) Первые гос. образования (10-15) – Кносс, Фест, Маллия, Като-закро.
«Эпоха старых дворцов» (XXII-XVIII вв. до н.э.) В XVIII в. до н.э. первые центры раннегосударственных образований погибли от землетрясений.
«Эпоха новых дворцов» (XVII-XV вв. до н.э.)

Крит, центр - Кносс Минос – единственный известный царь (возможно, Минос – общее название владыки). В развалинах Критского дворца много фресок. Скорей всего, изображение царя было таубировано, т.к. он воплощал в себе религиозную, сакральную – теократическую власть. На Крите – дворцы и деревни, но не было городов.

Дворцы полифункциональны: На Крите отсутствуют религиозные помещения. Объект религиозного поклонения – природа (культ пещеры, поклонение источникам), но храмов нет. Весь дворец воспринимался как культ. Жена царя занимала почетное место верховной жрицы. Дуализм – деление всего на мужское (зооморфно – бык) и женское (антропоморфно) начало. Жизнь во дворце – жизнь как удовольствие. На Крите появилась мода – первые платья, сложные прически, косметика, украшения. Женский идеал красоты – женоподобные мужчины. И женщины, и мужчины изящны.
Экономические функции: зерновые, виноградные и оливковые деревья. Дворцовый сектор экономики (общинный сектор). Глиняные таблички. 95% документов – хозяйственного назначения. Центр концентрации избыточного продукта и его перераспределения. Критская экономика традиционна, денег не было. Место концентрации ремесленного труда. Ремесленный труд был очень высок, именно во дворце была потребность в ремесленниках. Они получают пай за свои изделия. Центр образования межгосударственной торговли (с 3 тыс. до н.э.). Ей занималось гос-во, а не частные люди, т.к. не было международного права (опасно). Центр обороны. Критские дворцы лишены обороны, т.к. не боялись своих граждан; не боялись других гос-в из-за сильнейшего флота.

Критская цивилизация погибла в сер.-кон. XV в. до н.э. в результате крупного извержения вулкана в 100 км от Крита (о. Фера).
Минойская цивилизация создавалась во дворцах. Достаточно уничтожить интеллектуальную элиту, чтоб уничтожить культуру.

 

Гомеровский период


XI-XI вв. до н.э.
Период чрезвычайного упадка, возрождаются родо-племенные отношения. Исчезает письменность, ювелирные украшения, привозные изделия. З века Греция развивалась самостоятельно. Греция обезлюдела в ходе нашествия варваров. Объединенные племенные структуры боролись за самые удобные, плодородные земли. Бедность. Греки прочно заселили острова Эгейского моря и западную часть Малой Азии. Погребения грунтовые, элементарный набор предметов. Упадок.

3-2 тыс. до н.э. – бронзовый век.
Рубеж 2-1 тыс. до н.э. – железный век.
Первые железные изделия хуже бронзовых. Но броза – аристократический металл (свинец + олово). А собственных источников железа в Греции было достаточно – общедоступный материал.

«Ойкономика» - наука о ведении домашнего хозяйства. «Хрематистика» - наука о добывании денег.

Основная экономическая единица – отдельно взятая семья (ойкос), состоящая, как правило, из 3 поколений (20-25 человек). Каждая семья обладает автаркичностью – экономической самодостаточностью. Ойкосы не нуждаются во взаимопомощи.
*Община – основа восточного типа общества, там гос-во – необходимость. Другой тип общества – общества античного типа. Восточный тип – сохранение традиций; Греция – неспокойный путь.

 

 

Архаический период


VIII-VI вв. до н.э.

«Греческое чудо» - новый тип гос-ва, культуры. Греки черпали идеи с Востока (греки и римляне очень открыты для чужих достижений). Эпоха создания нового исторического пути, но на базе учета всего опыта человеческой истории.

Греческий полис - город-государство Город + хора – прилегающая к нему территория. 800 государств на территории Греции. Население Афин – 200 тыс. чел. (иногда 500 чел. – гос-во). Торговый, ремесленный центр. Урбанистическая цивилизация. Греческий полис – гражданская община, которая базируется на античной форме собственности (ограничена рамками гражданского коллектива). Понятия «собственник» и «гражданин» тесно связаны. В понятие гражданин входит 3 аспекта: политика, земля, военная служба. Гражданин должен быть автаркичен (экономически независим), на другого человека работают только рабы. Каждый гражданин – воин, он защищает свой дом, семью, собственность. Человек может реализовать себя только в общении политическом. Правовое государство, где отношения базируются на законах.

Социально-политические отношения Гражданский коллектив складывается в период борьбы между демосом и аристократией.

Аристократы – потомки родоплеменной знати, естественная верхушка греческих полисов. Наследственность (аристократом можно только родиться). Каждый род возводит себя к некоторому герою. Круг аристократов жестко замкнут. Вместе с кровью передается аретэ (честь, доблесть, достоинство). В их среде формируется собственная система ценностей (этос). Принцип калокагатии (гармоническое сочетание физических и нравственных достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека). Человек – эталон прекрасного, восхищение красотой человеческого тела (куросы и коры). Тело – предмет эстетического восхищения → спорт как средство его совершенствования. Агон (соревнование) - смысл жизни. Честный бой. Аготос – внутреннее совершенство. Определенные принципы – кодекс чести на поле боя. Аристократ не должен думать о хлебе насущном. Богатство – проявление статуса; стремление к богатству. Щедрость. Высокая ценность знаний. Аристократ должен заниматься интеллектуальной работой. Появляется философия, литература, лирика (хоровая), поэзия. Аристократ имеет право на власть, это ответственность перед народом. Жреческие должности. Смысл жизни аристократа – подтвердить свою честь. Они представляли себя как звено в длинной цепи – необходимо не опозорить тех людей, которые создали честь рода. Понятие корпоративности: аристократия – мощная маленькая группировка, держащая власть в своих руках. Браки заключались только между аристократами. Брак – система заключения связей между разными семьями. Аристократия носила всегреческий характер. Иногда даже заключались браки с варварской знатью, но не с демосом. Аристократ – личность, индивидуальность. Жизнь – укрепление славы рода. В борьбе (агоне) проявляется, кто сильнее. Необходимо быть первым, 2 и 3 места неважны. Поэзия возникает тоже как состязание. Именно из аристократов выделяются люди, нарушающие правила политической борьбы.

Демос (какос – низший, низменный, чернь, толпа). Нет времени совершенствовать тело и интеллектуальный уровень. Демос вполне доволен своим положением.

Простаты (демагоги) – народные вожаки, стали отстаивать интересы народа. С помощью демоса во вт. пол. VII в. возникает старшая тирания. Тиран – единоличный правитель. Эсимнеты – люди с временными чрезвычайными полномочиями. Идея тирании пришла с Востока (ничего плохого). Тираны приходят к власти, опираясь на демос, они превратили его в политическую силу. Аристократы защищали традиционный образ жизни. Часть аристократов физически уничтожили; изымали их богатство и землю и передавали демосу. Эпоха тирании – важнейший этап перехода от аристократии к гражданскому коллективу.
Демос = гражданский коллектив (аристократия – часть демоса).

Афинская демократия как политическая система

* Лихачев, Лосев Кон. 20-х гг. ХХ в. – «Диалектика мифа» (Лосев)

Человеческому обществу вообще характерна мифологичность сознания. Миф – надисторическое явление. Политическая мифология. Демократия – мифологема. Термин «демократия» возникает в Греции. Мифы о демократии: Демократия НЕ лучшая форма правления. Демократия – порождение полисного строя, в другом обществе она невозможна.

Демократия (demos – народ, kratos – сила).

Аристотель выделял 6 форм правления (3+, 3-):
Когда правит 1 человек: монархия (+) и тирания (-).
Когда правит меньшинство: аристократия (+) и олигархия (-)
Когда правит большинство: полития (+) – 158 конкретных исследований гос-в (ср.класс)
демократия (-) – вт. пол. IV в. – беднота.
Любой государственный переворот по Аристотелю – зло, а средний класс – за стабильность. Во времена Аристотеля происходит радикализация политических режимов, поэтому самое устойчивое образование – полития. Демократия возможна только тогда, когда преобладают средне-зажиточные слои.

Впервые возникают понятия «гражданин» и «правовое государство». Отношения между государством и гражданами осуществляется посредством законов; действует принцип разделения властей.

Законодательная власть – 2 органа власти (т.к. нельзя концентрировать власть в одном): Народное собрание (эклессия) и Совет (буле).
Народное собрание – собрание всех граждан данного полиса.
451 – Перикл «Закон о гражданстве». Гражданином считается каждый ребенок, рожденный от граждан, состоящих в законном браке (брак возможен только между гражданами). За незаконное присвоение гражданства – продажа в рабство. Женщины – граждане, но никуда не допускались.

Демы (100) – составная часть фил (10 территориальных единиц). 1 раз в год на собрание демодов приводили 18-летних детей, их записывали в список дема.
С 18 до 20 лет мальчики (эфебы) служили в армии (1 год – подготовка, 2 год – служба на границе)
С 20 лет гражданин мог принимать участие в НС.
С 30 лет гражданин мог избираться на разные должности.


НС собиралось на холме Пникс 36 раз в год (35 тыс. чел.). Участие в НС – право, а не обязанность. При демократии политическая активность – необходимое качество любого гражданина. Быть политически индифферентным невыгодно. Идиотос – политически неактивный человек (частное лицо). Греки боялись тех людей, которым все равно. Если человек не встанет на защиту во время нападения, то он не гражданин – закон Солона. В НС принимались постановления и законы, решения о войне и мире. Невозможна тайная демократия.
Принцип исономии – принцип равенства всех перед законом.
Принцип исогории – принцип равноговорения, каждый гражданин может высказать свое мнение, убедить.
Закон может предложить каждый гражданин. Демократия не может существовать в слабо развитом интеллектуально обществе.

Совет (500 чел. – от каждой филы 50 чел. каждый год, это выполнение гражданской обязанности) – технический орган, куда поступали все заявления, предварительные решения.

Исполнительная власть
Коллегия магистратов. Магистраты – не чиновники, а должностные лица.
Принципы функционирования исполнительной власти:
Коллегиальность.
Выборность - по очереди, по жребию. Хейротония – голосование путем поднимания рук (выбирали стратегов).
Отчетность (особенно о расходах).
Краткосрочность (только на 1 год).
Возмездность (за исполнение обязанностей платили).

Законодательная власть
Гелиэя (6 тыс. чел., 1 тыс. чел. запасных) – суд присяжных.
В 1 день разбиралось несколько дел.
Массовость. Антикоррупционность.
Каждый человек защищает сам себя.

Демократия концентрирует основные черты греческого полиса. При демократии не происходит разделения на народ и власть. Каждый человек должен отвечать. Демократия возможна только в маленьких государствах.

Кризис полисной системы

V-IV вв. до н.э. – и расцвет, и кризис полисной системы.
480-431 гг. – период «блестящей пентанонтантии» (50-летия).
431-438 гг. – Пелопонесская война.
100-летний период кризиса греческого полиса.
338 г. – подчинение Греции Македонии. Полисная система не смогла перерасти во что-то другое.

Полисный мир находился в очень хороших условиях, он был очень хорошо организован для самосохранения.

Сер. VI в. – изменилась ситуация на Востоке.
550 г. – держава ахеменидов.
Кир Древний – основатель великой персидской державы. Разгромил Лидию, Нововавилонское царство (от западного побережья Малой Азии до Индостана). Сын – Камбиз.
555 г. – завоевал Египет. Потом – весь Древний Восток (кроме Китая и глубинных районов Индии). Персия стремилась в внешней экспансии, это вообще типично для крупных держав.
500-449 гг. – Греко-персидские войны. Привели к кризису полисной системы. Персия обладала мощнейшей экономикой, победа греков – чудо, это великая победа. Греки смогли понять, что единственное, что их может спасти, - объединение (античное мышление крайне рационально). Спарта, Афины, Коринф, Фивы, Аргос и т.д. – самые мощные полисы. Фивы подчинились Персии, некоторые (Аргос) – заявили о нейтралитете. Необходимость военно-политического объединения Греции. Полисная модель не может создать крупного объединения. Никто не хотел терять свою самоидентичность. Подчинение более слабого.
V в. – 2 центра объединения Греции – Афины и Спарта. Форма подчинения – союзы. Гегемониальная симмахия - неравноправный союз с ярко выраженным полисом-гегемоном. 1-ый Афинский морской союз (Афины объединили ок. 170 полисов). Пелопонесский союз (Спарта объеденила ок. 30 полисов).
431-404 гг. – борьба Афин и Спарты. Победила Спарта, Греция объединилась. Но! Ни один греческий полис не способен управлять всем греческим миром. Спарта должна была тратить колоссальные силы на удержание своего господства.

* Полисный мир основан на принципе свободы. 4 уровня свободы:
Государственный суверенитет (элефтерия и автономия).
Политическая (человек может участвовать в политической жизни государства).
Личная (возможность заниматься, чем человек сам сочтет нужным).
Духовная (человек может придерживаться тех взглядов, которых человек сочтет нужным).


Все полисы объединились против Спарты.
394–387 гг. – Коринфская война (Персия поддержала Спарту).
Решающий удар могуществу Спарты нанес Эпаминонд в ходе Беотийских войн (371 - 362 гг. до н.э.) в битве при Левктрах (5 августа 371 г.). Спарта распустила Пелопонесский союз, Спарта больше не гегемон.

371-362 гг. – гегемония Фив.
362 г. – битва у Мантинеи (погиб Эпаминонд).
378 г. – 2-ой Афинский морской союз (ок. 70 полисов).
355 г. – поражение Афин в Союзнической войне.
360 г. – Филипп – царь Македонии. Греция ничего не могла противопоставить.


Основные аспекты кризиса полисной системы: Нескончаемые войны (см. выше).

В дела Греции вмешиваются другие государства (Персия, Македония).
412 г. – Персия дает деньги спартанцам, благодаря чему Спарта выиграла у Афин. Спарта обещала отдать им территории. Умение финансовыми средствами решать внешнюю политику.
50-е гг. – Филипп опять стравливал греческие гос-ва.
Греция – «свободная зона», куда шли инвестиции. Македония поддерживала олигархические объединения.

Процветает наемничество: ограниченное количество воинов, готовых служить за деньги. 10-ки тысяч греков умели только воевать, ремесло воина – хорошее ремесло. У Дария было 2 сына – Кир и Артаксеркс. Кир нанял 13 тыс. греческих воинов. В 401 г. Кир со своим войском двинулся из Сард в Малой Азии в Вавилонию и, не встретив никакого сопротивления, добрался до местности Кунакса на Евфрате в 90 км от Вавилона («Поход десяти тысяч», описанный Ксенофонтом). Решающая битва произошла 3 сентября 401 г., армия, лишившись своего вождя, потерпела поражение. Страшное отступление. Из 13 тыс. вернулось только 7.
Сер. 50-40-х гг. – Священная война.
Дельфы – общегреческое святилище, храм Аполлона.
Фокейцы-демократы ограбили храм, наняли 10 тыс. наемников и 2 раза разбили Филиппа.

Изменения в социальной структуре греческих полисов.

IV в. – размывание среднего класса: часть поднимается, большая часть – опускается.
Причины:
Война – разорялись крестьяне (а те, кто работал на войну – обогащались).
Бурное развитие экономики (появление первых банков).
Нерегулируемое развитие рыночных отношений – обогащение одних и обеднение других.
Раскол полисов.
Демократия – господство бедных.
Обострение политической борьбы – радикальная демократия и олигархия.
Гражданская война.

Возрождение тирании. Командиры наемников захватывают власть. На время в полисе устанавливается спокойствие, хотя они преследуют свои цели.

Несколько поколений выросло в состоянии хаоса. Появляются первые работы о сути греческих полисов. Платон и Аристотель создают теорию устройства государства. Сократ предложил выход: Грецию может объединить сильная личность – Филипп. Греки бедны, нужно идти на Восток.

 

 

3. Эпоха классической Греции (VI-IV вв.) Греческий полис. Афины. Спарта.

Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии.
Спарта является древнейшим государством архаичной Греции. В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседей области ? Мессении. В результате двух мессенских войн территория Мессении была присоединена к Спарте.
Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных илотов.
Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. Ремесло было очень мало развито. Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых.
Привилегированный класс (сословие) Спарты ? спартанцы составляли так называемую общину равных.
Спартанцы занимались военным делом. Для того чтобы воспитать сильных и крепких воинов, в Спарте существовала специальная система воспитания.
Каждого новорожденного несли в высшие учреждения Спарты ? Герусию , т. е совет старейшин. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового оставляли у матери до достижения им семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. Режим школы был очень суровым.
В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Цель воспитания была вырастить сильного, закаленного воина. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Приучались говорить как можно короче ? «лаконично» (от названия страны ? Лакония).
В Спарте, единственном городе Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщины. Считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартанки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики.
Вся деятельность спартанского государства была направлена на то, чтобы сохранить илотов в повиновении.
В спартанском государстве существовало народное собрание. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосование там не проводилось. Все решалось криком.
В Спарте было два царя одновременно. Они имели жреческие функции и считались священными.
Наиболее сильным и фактически управляющим государством органом являлось собрание старейшин ? представителей самых влиятельных родов и семей Спарты.
Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызвало сомнений во всей Греции.
Спартанский строй был самым реакционным среди древнегреческих государств.
По сравнению с другими торгово-ремесленными полисами быстрое социально-экономическое и политическое развитие аттики во главе с наиболее прославленным в исторической традиции полисом – Афинами – наступило несколько позднее.
Согласно преданиям в древнейшие времена в Афинах правили басилеи, резиденция которых была на укрепленной скале ? акрополе.
Однако должность басилея не была упразднена в Афинах, но она постепенно потеряла свое политическое значение.
Главой афинского аристократического полиса в течение IX?VIII в. до н. э. становится новое дополнительное лицо ? архонит.
Народное собрание в Афинах, как и в других аристократических полисах, было несостоятельно.
В VII в. до н. э. в Афинах стали развиваться ремесла и торговля.
Обострившимися отношениями между аристократией и демосом решил воспользоваться, чтобы сделаться афинским тираном, популярный в Афинах победитель олимпийских игр Килон. Около 640 г. до н. э. на празднике в честь Зевса он захватил со своими приверженцами Акрополь.
В 621 г. до н. э. архонит-дисмофет Драконит обнародовал записанные им правовые нормы. Они вошли в историю под названием «драконтовых законов», сделавшимися эпитетом для чрезмерно жестоких законов вообще.
Для завоевания острова Саламин в 594 г. до н. э. был избран архонтом Солон.
Реформы Солона можно разделить на экономические и политические. Своими реформами он легализовал те естественно развившиеся социально-экономические и политические отношения, которым не давали хода евпатриды; стоявшие у власти до Солона.
Реформами Клисфена был завершен процесс оформления афинского демократического рабовладельческого полиса.

 

 

4. Античная Греция. Период эллинизма (IV-I вв. до н.э.).

 

Апогеем расцвета эллинской цивилизации стало время Александра Македонского (356-323гг. до н.э.). Варвар, получивший греческое воспитание, он установил в результате жестоких завоеваний огромную империю: помимо собственно Греции в нее входили Иллирия, Скифия, Сирия, Финикия, Египет, Персия, западная часть Индии; столицей стал Вавилон. Повсюду основывались полисы, называвшиеся в честь завоевателя – Александриями (которых насчитывли до 70); отдельные из них дали рождение городам, дожившим до сего дня (Ходжент, Самарканд, Герат, Кандагар, Каир). Александр считал себя сыном бога Зевса и ставил себе целью установление господства над миром. В его правление началась эллинизация Ближнего Востока: греческий разговорный язык и греческая письменность стали официальными на всем пространстве империи. В то же время в самой Элладе стали распространяться восточные верования, ритуалы, обряды. При императорском дворе был введен ритуал падения ниц перед императором.

В эпоху эллинизма впервые в истории человечества контакты между Востоком и Западом стали постоянными и устойчивыми. Они проявились во многих областях: окрепли торговые связи, создавались новые формы государственности, росло культурное взаимодействие.

После смерти Александра развернулась ожесточенная борьба между преемниками, в результате которой империя распалась на несколько частей – держава Селевкидов в Сирии и Персии, Македония и Египет Птолемеев. Македония была подчинена римлянам во II в. до н.э. Египет лишился самостоятельности после смерти Клеопатры, последней правительницы династии Птолемеев в 30г.до н.э.

Распространение греческой культуры, в ходе которого она соединялась с восточными культурами, продолжалось и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (148 г. до н.э.). Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.

Получили развитие научные знания. Ведущие позиции заняла математика (Евклид и Архимед). Математика не только прогрессировала в теоретическом плане, но и находила широкое прикладное и практическое применение в механике, оптике, статике, строительстве.

В архитектуретакже были достигнуты выдающиеся успехи. Наряду с храмами строились дворцы, театры, библиотеки гимнасии и т.д. В частности, в Александриибыли построены:знаменитая библиотека, где хранилось около 799 свитков; Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности; Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света.

Появилась новая отрасль знания – филология: грамматика, критика текста, литературная критика и т.д.

Монументальная скульптураприняла грандиозные размеры. Такова статуя бога солнца Гелиоса (Колосс Родосский), который вошел в число семи чудес света (высота 36 м). Знаменитыми шедеврами были Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская.

 

 

5. Культура античной Греции.

Культура Древней Греции — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

Античная культура не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры как Древнего Египта, так и народов Востока. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи иногда усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия и искусство.

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

 

Культура античной Греции

В истории культуры древней Греции принято выделять пять периодов:

· период эгейской, чаще называемой крито-микенской, культуры (III-II тысячелетия до н.э.),

· гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.),

· период архаики (VIII-VI вв. до н.э.),

· период классики (V в. до н.э. — три четверти IV в. до н.э.),

· эллинизм (IV—I вв. до н.э.).

Эгейская (крито-микенская) культура — прямая предшественница греческой античности. Она развивалась на островах Эгейского моря (самые яркие памятники сохранились на острове Крит) и в материковой Греции (наиболее исследованы памятники в Микенах и Тиринфе). Археологи исследуют дворцы в Кноссе (о. Кипр), Микенах и Тиринфе, где найдены замечательные настенные росписи, богатейший погребальный инвентарь в царских гробницах, различная утварь, скульптура и т.п. Сохранились письменные памятники, часть из которых не расшифрована до сих пор (в частности, так называемый Фестский диск). Память об эгейской культуре сохранилась в греческой мифологии. Так, владельцем Кносского дворца считается легендарный царь Минос; подземелья этого дворца — знаменитый лабиринт, где жил страшный Минотавр. Лабиринт был построен по просьбе Миноса великим изобретателем, строителем, мастером Дедалом. Убил Минотавра герой по имени Тезей, которому помогла дочь Миноса Ариадна («нить Ариадны»). Эта культура увяла в ХIII-ХII вв. до н.э. в связи с вторжением дорийцев и природными катастрофами (извержения вулканов, цунами).
Ещё в XXI в. до н.э. на землю Греции обрушились завоеватели из степей Евразии, эллины, которые и принесли сюда греческий язык. Страна получила самоназвание Эллада.
Эллины были кочевниками, разводили коней, овец и коз. Их одежда – женская (пеплос) и мужская (хитон) —делалась из неокрашенной шерсти, посуда — из серой глины. Входившие в состав эллинских племён ахейцы ранее всех восприняли местную высокую агрикультуру,стали разводить виноград и оливковые деревья. Они освоили каменное строительство, литье из бронзы, переняли у доэллинских аборигенов гончарное мастерство, навыки мореходства. Ахейцы начали осваивать политические и экономические достижения местного населения.
Именно ахейцы в XIX в. до н.э. основали Микены, первый греческий протополис, где правил царь. В XVI в. до н.э. ахейцы заняли о. Крит. А в XV в. до н.э. в Греции существует уже несколько сот протополисов, в том числе Фивыи Афины.Все они были защищены мощными крепостными сооружениями, в них были дворцовые комплексы и некрополи и тоже действовала царская власть – басилейя.
В XII в. до н.э. Элладуопять завоевали пришельцы с Севера —дорийцы. Дорийцы были кочевниками, их культура была много ниже, чем культура эллинов, они были очень воинственны и крайне жестоки. Микены, Афины, Тиринф, Пилос — все эллинские протополисы были разрушены. Города опустели, ремесленники, художники и ученые бежали. Эллинская культура претерпела жестокий ущерб: почти исчезла грамотность, она даже стала преследоваться как занятие чёрной магией. Прекратились морские сообщения, пришли в упадок дороги и мосты, дома стали строить из дерева и необожжённого кирпича. Глиняная посуда упростилась, роспись на гончарных сосудах уступила место архаическим геометрическим орнаментам. Исчезла царская власть, не стало жречества. Культура Эллады была отброшена назад на века.
Единственное, в чём дорийцы явно опередили эллинов, было военное дело.Дорийцы пользовались железным вооружением, придумали особый боевой строй, впоследствии названный фалангой, у них была конница.
Наступивший период обычно и называется гомеровским (предполисным, он же мифологическим), по имени легендарного поэта-певца Гомера. В ней, как в глубокой древности, опять установилась изустная эпическая традиция и совершали подвиги герои. Гомер описал многие события этих веков. В «Илиаде» и «Одиссее» содержатся богатейшие сведения о греческой культуре данной эпохи.
Хозяйственная культура основывалась на технологии бронзового века. Развитое сельское хозяйство включало в себя скотоводство (крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы, козы...) и земледелие (зерновые культуры, виноградарство, садоводство, огородничество). От эгейской (крито-микенской) культуры было унаследовано высокое гончарное мастерство (амфоры и другие сосуды с геометрическими орнаментами). Строили в гомеровский период из сырцового кирпича, колонны делались деревянными: искусство каменного зодчества было утрачено.
Люди жили родовыми общинами, которые снова переходили в ранние (архаические) формы полиса (предполисы). Каждый такой полис представлял собой небольшое государство, совершенно самостоятельное. Этим определялась политическая культура. Управлялись ранние полисы (предполисы) либо царём, либо народным собранием вместе с советом старейшин и несколькими басилеями — аристократами, наподобие царей, причём реальная власть принадлежала последним. Были в ранних полисах и рабы, которые использовались преимущественно как домашние работники и слуги. Рабами были пленники (в результате военных столкновений, разбоя, пиратства). Рабы считались членами семьи, отношение к ним было патриархальным.
В течение гомеровского периода в основном сложилась система греческих мифов — знаменитая мифология. Сложилась иерархия олимпийских (живших на горе Олимп) богов. Верховным богом стал считаться Зевс, его жена Гера почиталась как покровительница брака и богиня неба. Богом моря стал Посейдон, богиней плодородия — Деметра. Высоко чтились также дети Зевса: Афина — богиня мудрости, Аполлон — бог света и искусства, Гефест — кузнец и изобретатель, бог мастерства. Память о древнейших богах сохранялась в фигурах Афродиты, богини любви и красоты (ипостаси Великой матери), и Диониса, бога виноградарства и виноделия.
Тогда же вполне определились важнейшие особенности менталитета древних эллинов: ощущение внутренней свободы и состязательность (агональность, от греч. agon — состязание). Состязательность сопровождалась высочайшей чуткостью к похвалам и порицаниям сограждан, к славе и позору. Стремление опережать других, быть первыми проявлялось у греков во всём; они устраивали конкурсы по пахоте, по ремеслу, по стихосложению, по питию вина и т.п. Проводились состязания в мужской красоте. Соперничество должно было быть благородным, честным. Конкурсы устраивали даже олимпийские боги: в знаменитом мифе об истоках Троянской войны не сочли для себя зазорным соревноваться за звание прекраснейшей три богини — Гера, Афина и Афродита. Наиболее очевидные проявления состязательности известны по многочисленным спортивным играм, без которых немыслимы древнегреческие праздники. Самыми важными были Олимпийские, проводившиеся раз в четыре года во славу Зевса. На время всегреческих игр по всей Элладе прекращались войны.
В ту же эпоху, около ХI века до н.э., возник греческий алфавит. Греки положили в его основу финикийскую систему письма, добавив буквы для гласных звуков; он лежит в основе всех европейских алфавитов, включая русский.
Период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) в античной Греции характеризуется быстрым расцветом всех сфер жизни. В эти века, собственно, и возникло «греческое чудо», наметились основные направления культурного прорыва. Предложен даже термин «архаическая революция».
Одним из важнейших результатов этого прорыва стало господство отношений частной собственности. Это обеспечило высокие темпы роста производства, ориентированного на рынок, всех видов ремесла. Начался бурный рост численности населения, патриархальное рабство сменялось классическим. В соединении с энергией и внутренней свободой эллинов всё это привело к росту внешней торговли и к великой колонизации: на берегах Средиземного, Эгейского, Мраморного, Чёрного морей стали появляться многочисленные греческие города. Берега южной Италии и Сицилии оказались сплошь заселены греками, их стали называть Великой Грецией. Множество богатых греческих городов появилось на побережье Малой Азии. На Чёрном море почти все города сегодня находятся на месте бывших греческих колоний.
Города в архаическом периоде становятся классическими полисами; это одно из самых важных достижений античной политической культуры. Такой полис представляет собой государство, часто небольшое, средоточием которого является хорошо укреплённый город. На прилегающих землях ведётся сельское хозяйство. Полисы вели оживлённую торговлю. Управлялись полисы по-разному; отмечено, что в них были на практике опробованы все мыслимые формы правления, организации общественной жизни. Наибольшее значение для нас имеет демократия, детально разработанная во многих полисах, прежде всего в Афинах. Важнейшей особенностью жизни в полисе можно считать ориента



2016-01-02 578 Обсуждений (0)
Культура античной Греции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура античной Греции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)