Предмет и функции экономической теории
Предметом изучения экономической теории является поведение или деятельность человека, пред-тия, группы людей или общества в целом, в условиях определённой экономической системы. Теоретическая - изучает и объясняет процессы и явления экономической жизни общества .Мировоззренческая - формирование системного, научного мировоззрения. Критическая - на основе познания законов, управляющих экономическими процессами и явлениями, вырабатывается механизм хозяйствования, его структура и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики и определяющие их целесообразное поведение. Методологическая - выступает в качестве теоретического фундамента отраслевых наук, функциональных наук и ряда экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний. Прогностическая - научные прогнозы развития экономики, выявление перспектив общественного развития. 2. Экономическе законы и их объективный характер.Экономический закон - объективный закон развития общества, отражающий производственные отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ или услуг. Этот закон выражается в том, что человеческие потребности являются неограниченными, а блага являются ограниченными.Различают: всеобщие экономические законы, т.е. законы, свойственные всем общественным способам производства (закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени и т.д.);законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях: закон стоимости, закон спроса и предложения, денежного обращения и т.д.; к третьему типу относятся специфические экономические законы, т.е. законы, действующие только в пределах одного общественного способа производства. Важнейшую роль играет основной экономический закон, выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил; четвертый тип экономических законов - это особые законы, действующие только на одной из стадий (восходящей или нисходящей) или ступеней общественного способа производства - закон порождения монополии концентрацией производства, действующего на высшей стадии развития капитализма, закон огосударствления экономики. На высшей ступени государственно-кооперативного капитализма действует закон планомерного развития экономики. Экономическая теория выделяет три фактора производства, называя их землей, трудом и капиталом. Первый фактор, именуемый землей, предоставляет окружающая экономику природная Среда. К нему относятся блага природы, обеспечивающие процесс производства. Второй фактор - труд обеспечивают люди как производители и субъекты производства. К личным факторам относится труд, который зависит от субъектов экономики как производителей. К вещественным факторам относятся земля и капитал. 6.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА.Центральной категорией рыночного хозяйства является товар. Товар - это любой объект, предназначенный не для собственного использования его владельцем, а для отчуждения путем продажи. Товарную форму могут принимать самые различные объекты. Но большинство товаров - это продукты труда. Поэтому часто говорят, что товар представляет собой особую форму продукта труда, отличающуюся тем, что он поступает к конечному потребителю через продажу. В соответствии с трудовой теорией стоимости товар обладает тремя свойствами: Потребительная стоимость - это внешний полезный эффект, составляющий природу любого продукта труда, в том числе и товара. Появление нового продукта труда означает, прежде всего, появление новой потребительной стоимости, т. е. новой совокупности полезных качеств результата человеческой деятельности. Меновая стоимость - это специфическое свойство, присущее только товарной форме продукта труда. Она представляет собой ту количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой. Например, когда одна авторучка обменивается на пять тетрадей, меновую стоимость пяти тетрадей составляет одна авторучка. Подобные количественные пропорции в обмене разных товаров (одинаковые товары по их потребительской стоимости друг на друга обменивать не имеет смысла) прежде всего свидетельствуют о том, что в различных по своим потребительным стоимостям товарах, обмениваемых друг на друга, содержится нечто общее, нечто одинаковое. Ведь иначе невозможно сопоставлять, сравнивать, соизмерять и соответственно обменивать. Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги - деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории. Кредитные деньги - это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц, специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок, хотя есть варианты, когда оплата производится в любое время по первому требованию. Кредитные деньги несут в себе риск неисполнения требования. 9.Рынок –это механизм товара денежных отношений, действуищее на базе пре сущих их законам связующих покупателей и продавцов и формируищуе цены на обьекты купли продажи. Цена –это денежное выражение стоимости товара как продукты труа. Виды рынка: 1.Рынок ресурсов(робочей силы,природних рессов,исскуственых средств производства) 2.Потребительский рынок(продовольственных и непродовольственных товаров, услуг) 3.Финансовый рынок(денежный,кредитних ресурсов,хеджирование,страневание) 4.Рынок прав владения использывания(аренда,лизинг) Рынки различают по масштабам(Единичные,локальне,региональные,национальные,международные,мировой) 8. Деньги и их функции.Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют следующие основные функции денег: средство обращения; мера стоимости; средство платежа; средство накопления; мировые деньги.1.Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают -посредником при обмене товаров и услуг, обеспечивают обращение товаров на рынке. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов И переходят из рук в руки, выполняя эту функцию мимолетно. Это обстоятельство привело в конечном счете к замене полноценных Денег неполноценными деньгами, символами стоимости (бумажные деньги) 2.Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров и услуг в денежных единицах (подобно тому как расстояние измеряется в метрах или километрах). Стоимость вещи, выраженная в деньгах, - это ее цена. Для определения цены товаров сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах). Выражение стоимости товара в деньгах происходит прежде, чем совершаются купля и продажа товара.3.Деньги как средство платежа. Эт функцию деньги выполняют в случае продажи товаров с отсрочкой оплаты (продажа товаров в кредит), выплаты заработной платы, налогов, арендных платежей. Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги - векселя, банкноты, чеки, кредитные карточки, электронные деньги. В подобном виде они действуют при выплате всякого рода финансовых обязательств. 4. Они выступают и как средство сбережения и накопления. Возможность и необходимость накопления денег возникают в результате отделения актов продажи от купли, т.е. если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках Деньги, которые могут с этого времени функционировать в виде запаса ценности. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость может меняться. В частности, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает й сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Поэтому для сохранения ценности, помимо денег, используются и другие активы - ценные бумаги, недвижимость, драгоценности и др. 5.Помимо той роли, которую играют деньги в национальной экономике, они выполняют важные функции в международных деловых операциях и выступают как мировые деньги. На мировом рынке функцию мировых денег сегодня выполняет не золото, а валюта - денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара. 10. Механизм функционирования рынка основывается на трёх принципах: 1.(предельном) анализе. 2.Издержек альтернативного выбора. 3. Экономической рациональности. Первый принципа - поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. Происходит изменение рыночных цен в результате насыщенности рынка с одной стороны и с другой стороны переход рыночной экономики в иное состояние под воздействием происходящих перемен в процессе производства. Второй принцип состоит в том, что издержки альтернативного выбора выступают в виде неполученных выгод, связанных с отказом от производства одного товара взамен другого из имеющихся ограниченных ресурсов. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении складывающихся издержек и получении выгод. По масштабам развития выделяются следующие виды конкуренции: а) индивидуальная – когда предприниматель пытается достичь лучших для себя условий купли-продажи товара; б) местная – соперничество между владельцами товаров на какой-то территории; в) отраслевая – борьба за получение наибольшей прибыли в определенной отрасли. Ее разновидностью считаетсягоризонтальная конкуренция между теми, кто производит один и тот же товар; г) межотраслевая – борьба товаропроизводителей различных отраслей за привлечение покупателей;; д) национальная – соперничество на национальном рынке; е) глобальная – когда на мировом рынке конкурируют представители хозяйствующих объектов разных стран 11. Закон спроса и предложения объективный экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом. Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Закон спроса - величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса. Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой - товар-субститут. 12. Предложение - возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения - это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене. Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания. Закон предложения Закон предложения - при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место. Факторы, влияющие на предложение:1. Наличие товаров-заменителей. 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий. 4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка
14.)Закон стоимости и его действие.Производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно-необходимыми затратами труда.Действие закона обнаруживается в том, что все затраты труда сводятся к средним, общественно-необходимым. Сведение это происходит на рынке, посредством общественных контактов всех товаропроизводителей и покупателей, через механизм спроса и предложения.Условия действия закона: обмен товаров перестает быть случайным; товары производятся в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей в них; отсутствует любая естественная или искусственная монополия, которая давала бы возможность продавать товары выше или ниже стоимости. Необходимо, чтобы спрос и предложение свободно взаимодействовали, влияя на обмен и производство товаров, предопределяя конкуренцию между товаропроизводителями. В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания пред-тия, предусмотренным в уставе пред-тия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием цели деятельности пред-тия можно укрупнено разделить на 3 направления: экономические цели; социальные цели; экологические цели Экономическая цель является важнейшей, т.к. для достижения выживаемости предприятию необходимо достижение не только безубыточности, но и прибыльности за счет производства и реализации продукции потребителям. Социальные цели .Эти цели ориентированы на внутреннюю и внешнюю сторону жизни работающих на предприятии. Экологические цели учитывают влияние производственной деятельности на окружающую среду, а именно: снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшение количества отходов и способствование их переработки, устранение шума и др. 17. Коммерческими являются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Создаются в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и объединений, учреждений и всевозможных фондов. Могут заниматься предпринимательской деятельностью, лишь если она соответствует уставным целям и способствует их достижению. Коммерческие и некоммерческие организации, совместно либо раздельно, могут образовывать ассоциации и союзы. 18. Пред-тия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала. В соответствии с критерием численности занятых выделяют: малые пред-тия, или малый бизнес (до 100 человек); средние пред-тия, или средний бизнес (до 500 человек); крупные пред-тия, или крупный бизнес (свыше 500 человек). Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие: тип собственности (частные или государственные); 19 Значение малого среднего и крупного бизнеса в экономике Украины.Значение малого бизнеса. Его огромным потенциалом поддержки со стороны малых и средних фирм через широкий спектр форм хозяйственной интеграции. Тесная взаимосвязь между большим и малым бизнесом, благоприятные условия для развития как одного, так и второго дают плодотворные результаты на уровне национальной экономики. Его роль в жизни общества при рыночной системе хозяйствования заключается в том, что оно: а) является одним из ведущих секторов экономики; б) формируется на основе мелкотоварного производства; в) определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП; г) осуществляет структурную перестройку экономики, характеризуется быстрой окупаемостью затрат, свободой рыночного выбора; г) обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного пользования, а, следовательно, и спроса, реализацию инноваций, дополнительные рабочие места; д) имеет высокую мобильность, рациональные формы управления; е) формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников; е) способствует ослаблению монополизма, развития конкуренции. Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребител.Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. Выбор корпорацией одного или нескольких вариантов развития зависит от ее интересов, результатов экономического обоснования, экономической ситуации в стране, правовых оснований, финансовых возможностей, результатов анализа преимуществ и недостатков схем развития и пр. 1. Создание совместного пред-тия. Наиболее распространенная форма корпоративного партнерства - совместное предприятие (СП). Две или более корпорации объединяются для организации новой, более мощной, совместно управляемой корпорации, которая, по их расчетам, сумеет помочь им достигнуть своих целей и задач. 2. Стратегические альянсы (холдинги и синдикаты). Стратегический альянс состоит минимум из двух корпораций. Единственное, в чем сходятся почти все финансисты: стратегические альянсы раскрывают «зонт» долгосрочных деловых, финансовых, посреднических и т.п. отношений для партнеров, его организовавших. Еще одна общая черта, присущая каждому альянсу, - взаимное партнерское владение акциями его участников. 3. Участие в инвестиционных проектах (частичное инвестирование). Множество крупных корпораций по всему миру, особенно те, что вовлечены в высокотехнологичные производства и работают на наукоемких сегментах рынка, часто создают и долгое время поддерживают программы активного инвестирования ресурсов в более мелкие корпорации и фирмы, находящиеся на тех же сегментах рынка. При помощи этих программ корпорации получают относительно дешевый доступ к новым технологиям. Инвестируемыми корпорациями, как правило, являются небольшие акционерные общества или частные корпорации, находящиеся на «переднем крае» новых технологий и продуктов, но имеющие недостаток в финансовых средствах для развития. Происходит простой и быстрый обмен: инвестор получает дешевый доступ к новым технологиям, а объект инвестиций - необходимые для развития фонды. 4. Венчурные инвестиции. Венчурные капиталы, инвестируемые крупными корпорациями, - ближайшие родственники частичных инвестиций. Основное отличие - более высокие риски, которые принимает на себя инвестор, проводя венчурные инвестиции. Как правило, для того чтобы снизить эти риски и повысить эффективность программы, корпорация-инвестор создает отдельное подразделение, осуществляющее контроль над проведением программы инвестиций в жизнь. В это подразделение включаются специалисты по венчурному инвестированию, финансовые аналитики, риск-менеджеры. 5. Лицензирование. При помощи лицензирования корпорация может значительно увеличить стоимость активов или отъемы входящих потоков денежных средств. Лицензирование наиболее характерно для таких высокотехнологичных отраслей, как электроника, оргтехника, машиностроение, фармацевтика и т.п. Технология лицензирования также может помочь корпорации существенно экономить финансовые ресурсы по проведению рекламных и маркетинговых программ (так как можно приобрести лицензию на производство уже «раскрученного» продукта). 26. Полное товарищество. Преимущество и недостатки.Полное товарищество – это товарищество, в котором его участники в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и должны нести солидарную ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим участникам товарищества имуществом, т. е. кредитор товарищества может предъявить имущественное требование в полном объеме какодновременно ко всем товарищам, так и к любому из них. Участников полного товарищества – двое, максимальное число – любое. Если в товариществе остается один участник, то оно либо реорганизуется в хозяйственное общество, либо ликвидируется. 23) Индивидуальное частное предпринимательство основано на частной собственности и чаще всего носит характер малого бизнеса. В этом качестве индивидуальное предпринимательство способствует демонополизации экономики, усиливает конкурентные начала. Оно делает экономику более гибкой, способной к быстрой саморегуляции без госбюджетных инъекций. Однако к индивидуальному предпринимательству трудно привлечь большие капиталы вследствие более низкой кредитоспособности по сравнению с коллективными формами предпринимательской деятельности. Поскольку индив
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |