Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первая четверть 19 века. Философские интересы русского общества. Первый философский кружок. Основополагающие темы в зарождающейся русской философской традиции



2016-01-02 813 Обсуждений (0)
Первая четверть 19 века. Философские интересы русского общества. Первый философский кружок. Основополагающие темы в зарождающейся русской философской традиции 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее значительные философствующие личности в России 18 века.

Собственной философской традиции в России 18 века еще не сложилось. Происходило только формирование т.н. читающей публики, увеличение числа людей, получивших образование за границей, зарождение и распространение переводческого и издательского дела, приучение дворянского сословия к чтению.

Можно назвать лишь несколько отдельных философствующих личностей.

  1. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Простого происхождения. Из Архангельской губернии. С юности проявил неутомимую тягу к наукам и незаурядные способности. Самовольно оставил отеческий дом для получения образования. Поступил в Славяно-греко- латинскую Академию в Москве. Некоторое время был в Киевской Академии. В числе лучших учеников направлен из Москвы в гимназию при Санкт-Петербургской Академии наук. Продолжил образование в Германии под началом профессора Христиана Вольфа – известного немецкого философа. Преодолев многочисленные жизненные невзгоды, вернулся в Санкт-Петербургскую Академию наук. Прославился как учёный в разных областях знания: история, литература, химия, физика, математика, астрономия, география. Во многих областях сделал ряд открытий. Одним из первых составил «Записки по Русской истории». Открыл наличие атмосферы на Венере. Раскрыл и усовершенствовал секреты итальянской цветной стеклянной мозаики и создал на этой основе ряд бессмертных произведений мозаичного искусства. Ввёл в русскую литературу размер стихосложения, называемый ямб (в основе поэзии Пушкина). Сам был замечательным поэтом. Предметом философских размышлений Ломоносова был вопрос о соотношении веры и знания. Будучи одновременно и глубоко верующим человеком и первоклассным учёным, Ломоносов так определял соотношение религии и науки: «Неверно рассуждает математик, который циркулем старается измерить Волю Божию. Но неправ и богослов, если думает, что по Псалтири можно выучиться химии».

 

 

  1. Григорий Саввич Сковорода (1722-1794)

Глубоко верующий человек и необычайно свободный внутренне. В 28 лет окончил Киевскую Духовную Академию. От духовного звания отказался. Странствовал по Европе, изучил языки греческий, латинский, немецкий. Посещал лекции в университетах Польши, Венгрии, Австрии, Германии, Италии. Везде ходил пешком. Хорошо знал как святых отцов, так и античных авторов. Вернувшись на Украину, вёл образ жизни странствующего учителя, имея идеалом Сократа. Строгий аскет. Прославился христианскими проповедями на морально-нравственные темы. По отношению к церковной иерархии держался независимо.

 

3. РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749–1802)

Русский мыслитель, основоположник революционной теории в интеллектуальном российском движении, поэт, общественный деятель.

 

Первая четверть 19 века. Философские интересы русского общества. Первый философский кружок. Основополагающие темы в зарождающейся русской философской традиции.

 

В начале 19 века в России появляются знатоки новой немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг). Связано это было с открытием новых университетов по всей России. В петровское время в Петербурге была основана Академия наук, а также хирургическая академия. В 1755 году стараниями М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова открыт первый русский университет в Москве. В начале 19 века открываются университеты:

1804-1805г.г. – в Казани и Харькове. 1819г. – в Петербурге. И др.

1809г. – Духовная Академия в Петербурге.

Открытие новых учебных заведений потребовало большого штата преподавателей. К преподавательской деятельности привлекали иностранцев, главным образом – немцев.

Немецкая философия в те времена занимала первенствующее положение в европейской философской культуре. В России начала 19 века также просыпается большой интерес к немецкой философии. Кант, Фихте, Шиллер, Шеллинг. Самым большим влиянием здесь пользуется Шеллинг. – пантеистическо-мистико-романтическая натурфилософия. Вовлёк в сферу филсофии естествознание. Учил об одухотворённости природы. Одухотворённость имеет разные степени: камни, растения, животные, человек. Происхождение разных степеней – постепенное развитие одухотворённой природы. Философски доказывал необходимость эстетического творчества для полноценного познания. У Шиллера (.1759-1805), философа-поэта, эстетический элемент стоит на первом месте и играет функцию религиозной скрепы. Происходит замена религии эстетикой.

Всеобщее увлечение русскими образованными людьми философией Шеллинга получает название русского шеллингианства.Непосредственно немецкая философия не преподавалась, но были преподаватели разных дисциплин, умудрявшиеся в свои лекции вплетать философские мысли, как бы популяризировать немецкую философию. Студенты с увлечением читают и обсуждают немецкие философские тексты. Многие даже специально для этого изучают немецкий язык.

В 20‑е годы этот интерес к философии стал распространяться уже более-менее широко. Организовывались кружки любителей философии; был в 23‑м году в Москве организован заметный кружок любомудров (общество любомудрия): Иван Киреевский, Погодин и другие организовали этот кружок ещё юными людьми. Их занятием было знакомить друг друга с философскими идеями, почерпнутыми ими из немецких книг. Интерес был именно к новой немецкой философии, а не к французской просвещенческой или к масонскому мистическому пониманию религии. Прежде всего, интерес к Шеллингу. Упоминался и Спиноза, потому что он – популярный среди немецких философов мыслитель. Шеллинг был возобновителем философии Спинозы (пантеизм, рационализм), его философию даже называли "неоспинозизмом". Потом о Спинозе, видимо, забыли, целиком разбирали Шеллинга, а потом и Гегеля. Люди были образованные, т.е. прекрасно владели немецким, так что усвоение было. . Степень ознакомления была лишь на уровне чтения книг. Это не то философское брожение, которое было в Германии, где были университеты, профессора, которые десятилетиями занимались философской литературой, которые свое знание философской литературы выражали в книгах, статьях, диссертациях, это совсем другой уровень, более напряженный, квалифицированный, обсуждение было совсем иное. Здесь же просто знакомство и пересказы – нравится это – и всё.

До уровня немецкого университета это не доходило. Но литературное знакомство было и была какая‑то техника. В 40‑е годы запас философской культуры, начитанности, уже был в русском образованном обществе.

 

Через 2 года этот кружок был закрыт в связи с выступлением декабристов,

20-е и 30-е годы прот. Г. Флоровский называет временем философского пробуждения в России. Это было время после войны с Наполеоном, когда Россия встретилась с Западом особенно близко. Образованные люди стали задумываться об исторической судьбе России, о её месте среди других европейских народов, о её роли в истории. Эта тема и стала основополагающей для зарождающейся русской философской традиции. В связи с этим вопросом в России 30-х и 40-х годов формируются два основных направления философской мысли: славянофилы и западники.

 

Прежде чем приступить к рассмотрению мировоззрения славянофилов и западников, необходимо познакомиться с жизнью и творчеством замечательного русского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева. Именно этот философ поднял в русском образованном обществе вопрос об исторической судьбе России и предопределил философские интересы мыслящих людей в России на много десятилетий вперёд.

ЧААДАЕВ, ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794-1856), русский философ, публицист. Родился 27 мая (7 июня) 1794 в Москве в дворянской семье. Дедом Чаадаева по линии матери был известный историк и публицист князь М.М.Щербатов. После ранней смерти родителей Чаадаева воспитывали тетя и дядя. В 1808 поступил в Московский университет, где сблизился с писателем А.С.Грибоедовым, будущими декабристами И.Д.Якушкиным и Н.И.Тургеневым и др. видными деятелями своего времени. В 1811 оставил университет и вступил в гвардию. Участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничном походе русской армии. В 1814 в Кракове был принят в масонскую ложу.

 

Вернувшись в Россию, Чаадаев продолжил военную службу в качестве корнета лейб-гвардии гусарского полка. Его биограф М.Жихарев писал: "Храбрый обстрелянный офицер, испытанный в трех исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях, он не имел причины не пользоваться глубокими, безусловными уважением и привязанностью товарищей и начальства". В 1816 в Царском Селе Чаадаев познакомился с лицеистом А.С.Пушкиным и вскоре стал любимым другом и учителем молодого поэта, которого называл "грациозным гением" и "нашим Дантом". Чаадаеву посвящены три стихотворных послания Пушкина, его черты воплотились в образе Онегина. Личность Чаадаева Пушкин охарактеризовал знаменитыми стихами К портрету Чаадаева: "Он вышней волею небес / Рожден в оковах службы царской; / Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, / А здесь он — офицер гусарской". Постоянное общение Пушкина и Чаадаева было прервано в 1820 в связи с южной ссылкой Пушкина. Однако переписка и встречи продолжались всю жизнь. 19 октября 1836 Пушкин написал Чаадаеву знаменитое письмо, в котором спорил со взглядами на предназначение России, высказанными Чаадаевым в Философическом письме.

 

В 1821 Чаадаев неожиданно для всех отказался от блестящей военной и придворной карьеры, вышел в отставку и вступил в тайное общество декабристов. Не найдя в этой деятельности удовлетворения своим духовным потребностям, в 1823 отправился в поездку по Европе. В Германии Чаадаев познакомился с философом Ф.Шеллингом, с представителями различных религиозных течений, в числе которых были приверженцы католического социализма. В это время он переживал духовный кризис, который пытался разрешить, усваивая идеи западных теологов, философов, ученых и писателей, а также знакомясь с социальным и культурным укладом Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии.

 

В 1826 Чаадаев вернулся в Россию и, поселившись в Москве, несколько лет жил отшельником, осмысляя увиденное и пережитое за годы странствий. Начал вести активную общественную жизнь, появляясь в светских салонах и высказываясь по актуальным вопросам истории и современности. Отмечаемые современниками просвещенный ум, художественное чувство и благородное сердце Чаадаева снискали ему непререкаемый авторитет. П.Вяземский называл его "преподавателем с подвижной кафедры".

 

Одним из способов распространения своих идей Чаадаев сделал частные письма: некоторые из них ходили по рукам, читались и обсуждались как публицистические произведения. В 1836 он опубликовал в журнале "Телескоп" свое первое Философическое письмо, работу над которым (оригинал был написан по-французски в виде ответа Е.Пановой) начал еще в 1828. Это была единственная прижизненная публикация Чаадаева. Всего им было написано восемь Философических писем (последнее в 1831). Чаадаев изложил в них свои историософские взгляды. Особенностью исторической судьбы России он считал "тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя".

 

Публикация первого Философического письма стала важнейшим этапом в формировании русского исторического самосознания. По мнению А.Григорьева, оно "было тою перчаткою, которая разом разъединила два дотоле если не соединенные, то и не разъединенные лагеря мыслящих и пишущих людей" — западников и славянофилов. Общественный резонанс был огромным, Философическое письмо обсуждалось всеми мыслящими членами общества. Студенты Московского университета явились к председателю цензурного комитета графу Строганову и заявили, что готовы с оружием в руках вступиться за оскорбленную Чаадаевым Россию. Жандармский генерал Перфильев донес своему начальнику Бенкендорфу о всеобщем негодовании, вызванном чаадаевской статьей. Министр народного просвещения Уваров представил Николаю I соответствующий доклад, на который царь наложил резолюцию, объявляющую статью "дерзостной бессмыслицей, достойной умалишенного". После этого журнал "Телескоп" закрыли, а Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и обречен на отшельничество в своем доме на Басманной улице, где его посещал врач, ежемесячно докладывавший о его состоянии царю.

 

В такой атмосфере Чаадаевым была написана статья Апология сумасшедшего (1836-1837), задуманная как своеобразное оправдание перед правительством и обществом, как разъяснение особенностей своего патриотизма, своих взглядов на высокое предназначение России. Чаадаев писал: "Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной… У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество". Чаадаев считал, что Россия призвана быть "совестным судом" человеческого духа и общества.

 

Умер Чаадаев в Москве 14 (26) апреля 1856.

 



2016-01-02 813 Обсуждений (0)
Первая четверть 19 века. Философские интересы русского общества. Первый философский кружок. Основополагающие темы в зарождающейся русской философской традиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первая четверть 19 века. Философские интересы русского общества. Первый философский кружок. Основополагающие темы в зарождающейся русской философской традиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)