Принцип законности правосудия
Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел. Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности: 1. Правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов; 2. При осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением). Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону. В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права: 1. Только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка; 2. Именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение. 28. Общая характеристика задач и подведомственности арбитражных судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "Осудебной системе Российской Федерации" (ст. 4) и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров , возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений. Арбитражные суды имеют: 1. Собственную подведомственность; 2. Специфику порядка судопроизводства (установленную АПК РФ). Система арбитражных судов В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в Российской Федерации включает: 1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФупразднен, в настоящее время - Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации); 2. Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); 3. Арбитражные апелляционные суды; 4. Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации); 5. Специализированные арбитражные суды. Подведомственность — это свойство гражданских дел, благодаря которому они относятся к компетенции того или иного органа; иначе - это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на 1) Исключительную (специальную); Множественную. Критерии подведомственности дел арбитражным судам:
1) Характер или предмет дела - спор либо иное дело должны: 1. Носить экономический характер и 2. Быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью. 2) Субъектный состав сторон: Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием: · Организаций, являющихся юридическими лицами; · Граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ИП); · РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане) - в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |