Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИРИКА-ВЕДУЩИЙ ЖАНР ПОЭЗИИ В ЭТУ ЭПОХУ



2016-01-02 291 Обсуждений (0)
ЛИРИКА-ВЕДУЩИЙ ЖАНР ПОЭЗИИ В ЭТУ ЭПОХУ 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВА III

ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ

 

Общий характер развития греческой драмы до Эсхила в связи с эволюцией

греческого общества. Сдвиги в области идеологии. Лирика — ведущий жанр

поэзии в эту эпоху. Драма — ведущий литературный жанр V в. до н. э..

Греческая трагедия до Эсхила

 

ОБЩИЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ ДО ЭСХИЛА

В СВЯЗИ С ЭВОЛЮЦИЕЙ ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Дошедшие до нас источники не могут дать полной картины развития греческой драмы и театра от начала их зарождения до середины V в. до н. э.

 

Произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана уже предстают перед нами как величайшие создания искусства, в которых глубина идейного содержания сочетается с совершенной художественной формой. Очевидно, что драма V в. до н. э. бесконечно далеко ушла от примитивной драмы более раннего периода. Однако всех этапов этой интереснейшей эволюции мы не знаем.

 

Можно установить лишь некоторые самые общие линии этого развития, обусловленного эволюцией греческого общества в VIII—V вв. до н. э. В греческом обществе в течение указанного времени происходил процесс разложения родового строя и образования рабовладельческих городов-государств, сопровождавшийся ожесточенной социальной борьбой демоса (крестьян, ремесленников, торговцев) с землевладельческой аристократией.

 

Господство аристократии в конце концов было сломлено. Самый ход борьбы в разных местах Греции шел неодинаково, но ее конечным результатом было возникновение рабовладельческого государства в форме античного полиса.

 

Приведем пример борьбы между аристократией и демократией в Афинах, где в 594 г. до н. э. правитель Солон, который был наделен своими согражданами чрезвычайными полномочиями, приступил к проведению ряда реформ.

 

Первой и самой крупной реформой Солона было снятие задолженности с земельных участков мелких и средних землевладельцев — с их полей были убраны «долговые камни». Одновременно с уничтожением долгов запрещались на будущее время кабала и личное рабство. Проданные раньше в рабство за долги на чужбину теперь возвращались на родину.

 

Солон провел и политическую реформу, уничтожив политические привилегии аристократов («эвпатридов»). Он разделил всех граждан Аттики по имущественному положению на четыре класса. За основу этого деления был принят земельный ценз, то есть доход, получаемый с земли. В конституцию таким образом был введен новый элемент — частная земельная собственность, и соразмерно ее величине стали устанавливаться права и обязанности граждан.

 

Законодательство Солона окончательно оформило государство и заложило основы афинской демократии. Из страны крупного родового землевладения Аттика после реформ Солона сделалась страной среднего и мелкого землевладения. Однако реформы Солона не могли удовлетворить все слои афинского общества.

 

Недовольны были крайние группы — богатые возмущались уничтожением долговых обязательств, бедные ожидали от Солона передела земель. Поэтому и после Солона борьба между аристократией и демократией в Афинах продолжалась. Во время тирании Писистрата, захватившего власть в свои руки в 560 г. до н. э., много имений, конфискованных у аристократов, было распределено между беднейшими крестьянами, для нуждающихся земледельцев был введен доступный кредит, в интересах торговцев и ремесленников создан значительный торговый и военный флот. Заключительный этап этой борьбы между аристократией и демократией в Афинах падает на последние годы VI в. до н. э., когда переворот, произведенный в 509 г. Клисфеном. окончательно уничтожает господство аристократии и последние остатки родового строя.

 

Вскоре после этого Афинам пришлось возглавить борьбу греков с персами. Эта борьба привела к установлению афинской морской державы. А затем наступает расцвет афинской рабовладельческой демократии, который уже падает на время после греко-персидских войн.

 

СДВИГИ В ОБЛАСТИ ИДЕОЛОГИИ.

ЛИРИКА-ВЕДУЩИЙ ЖАНР ПОЭЗИИ В ЭТУ ЭПОХУ

 

В ходе борьбы между аристократией и демократией в VII—VI вв. до н. э. рушатся не только экономические устои родового строя, но происходят значительные сдвиги и в области идеологии.

 

Сильно меняются все привычные воззрения и понятия — нравственные, бытовые и эстетические. В литературе ведущим жанром становится лирика.

 

Эпос, прославляющий героев древности, уже не может полностью удовлетворить духовных запросов народных масс, хотя он по-прежнему высоко ценится и является существенным элементом воспитания. Это — признанное сокровище, завещанное греку от его предков и любовно оберегаемое им. Но для эпохи социальных движений VII—VI вв. эпос уже не был художественным отражением реальной обстановки, существовавшей в то бурное время. Необходима была такая литература, которая давала бы народу непосредственные импульсы для активной деятельности. Как ответ на эту потребность появилась лирика, ставшая ведущим литературным жанром эпохи.

 

При родовом строе наблюдается общность умственного и нравственного кругозора. Личность еще не выделилась из коллектива. Это и определяло черты так называемого эпического мировоззрения. Эпический поэт поет о том, что известно всем и всех интересует, что мог бы спеть любой другой, но он делает это лучше других потому, что в него вложен богами дар поэтического слова 1. Но такая общность мировоззрения, такое единение певца и народа не могли сохраниться в Греции в эпоху гражданских войн VII и VI вв. до н. э. потому, что в это время происходил процесс формирования рабовладельческого общества, а внутри класса рабовладельцев происходил процесс социальной дифференциации. Теперь поэт расценивает жизненные явления с точки зрения той социальной группы, к которой он сам принадлежит, или — бывало и так — на точку зрения которой он сам становился, не принадлежа, однако, к этой группе по своему социальному происхождению. Последний случай относится как раз к литературной деятельности Солона. В своих лирических произведениях он отстаивает проведенную им политическую реформу, исходя из интересов средних слоев населения, хотя сам он, как известно, принадлежал к знатному аристократическому роду.

 

Наоборот, в стихотворениях лирического поэта Феогнида из Мегары (VI в. до н. э.) ярко выявляется ненависть аристократа к народу. Переворот заставил Феогнида бежать из родного города и в бедности скитаться по чужим краям,— пишет он в поучении некоему Кирну, очевидно, молодому человеку из аристократической семьи. В другом месте своего поучения Феогнид сравнивает свой город с кораблем, который мчится сквозь непроглядную ночь по бурному морю. Так как добрый кормчий смещен и кораблем управляют другие люди, поэт опасается, как бы кораблю «зыби седой не испить».

 

Распад родовых связей в эпоху социальных движений VII—VI вв. до н. э. сопровождается ростом самосознания человеческой личности, ростом индивидуализма. Лирика той эпохи уделяет внимание и теме любви. Это можно сказать прежде всего о лесбосской поэтессе Сапфо (конец VII — первая половина VI в. до н. э.), в творчестве которой любовь была главным мотивом. Наряду с этой основной темой в нескольких дошедших фрагментах Сапфо дает яркие изображения картин природы. Она говорит о вечерней звезде, прекраснейшей из всех звезд, о том, как цветущий луг сверкает росинками под лунным светом, как ночное дыхание ветра проносится в листьях яблони и их трепет навевает глубокий сон.

 

Порой лирика этой эпохи обращается и к мифологическим сюжетам. Но, привыкнув к самонаблюдению и анализу, лирический поэт вносит их в те эпические предания, которые дошли от глубокой древности. Главный интерес сосредоточивается уже не на самом событии, а на том личном участии, какое принимал в нем мифологический персонаж, на его мотивах и побуждениях.

 

Поэт отбрасывает в мифе то, что кажется ему противоречащим новым нравственным понятиям, или видоизменяет миф в соответствии с той художественной задачей, которую он перед собой ставит. Иногда старые верования подвергаются резкой критике. Так, представитель элегической поэзии и в то же время философского эпоса Ксенофан Элейский (расцвет творчества которого падает, согласно одному древнему свидетельству, на начало 40-х гг. VI в. до н. э.) прямо говорит, что не следует воспевать битвы титанов, гигантов 2 и кентавров 3: все это выдумки старых времен. Ксенофан указывает, что люди приписывают богам не только свойства своего характера, но и свою наружность: эфиопы представляют своих богов черными, фракийцы — голубоглазыми и русыми. Ксенофан порицает Гомера и Гесиода за то, что они приписывали богам людские пороки 4.

 

Наряду с развитием в лирической поэзии индивидуалистических мотивов в эту эпоху появились и такие лирические произведения, которые выражали чувства и мысли целого коллектива. Таковы, например, торжественные хоровые песни в честь богов (гимны) и в честь людей (энкомионы и эпиникии); последние прославляют победителей на общегреческих состязаниях.

 

Помимо этого были еще юношеские песни, девичьи песни, плачи по умершим (трены) и т. д. Исполнение произведений торжественной лирики сопровождалось аккомпанементом флейты или кифары.

 

На первые три десятилетия VI в. до н. э. приходится учреждение в различных государствах Греции общегреческих игр. В 590 г. были установлены в честь Аполлона пифийские игры в Дельфах, в 582 г.— истмийские и в 573 г.— немейские игры в Арголиде5.

 

Наряду с гимнастическими состязаниями на всех этих играх происходили состязания поэтов и музыкантов.

 

Учреждение музыкальных и поэтических состязаний доказывает, что поэзия и музыка в эту эпоху заняли в греческом обществе настолько высокое место, что их достижения выносились на суд не только граждан своего государства, но демонстрировались и перед представителями других греческих государств, стекавшихся на состязания со всех концов тогдашнего греческого мира.

 

Этот факт свидетельствует, далее, о том, что хозяйственные и культурные связи между многочисленными греческими полисами стали к началу VI в. до н. э. более тесными. Не подлежит, наконец, сомнению, что организация публичных поэтических и музыкальных состязаний в VI в. до н. э. в значительной степени подготовляла устройство в V в. до н. э. таких же больших и торжествен пыл- состязаний и в области драмы.

 



2016-01-02 291 Обсуждений (0)
ЛИРИКА-ВЕДУЩИЙ ЖАНР ПОЭЗИИ В ЭТУ ЭПОХУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИРИКА-ВЕДУЩИЙ ЖАНР ПОЭЗИИ В ЭТУ ЭПОХУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)