Шесть этапов развития ФС
1. Узнавание и различение неречевых звуков. 2. Различение звуков по высоте, тембру, силе голоса (мама и детеныши, маша и медведь). 3. Дифференциация слов.(слова-паронимы) 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация звуков (сначала гласные от согласных, затем согл. на звонкие, глухие, твердые, мягкие). 6. Звуковой анализ.
2 Положение. Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ). ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте. Эльконин выделил ряд интеллектуальных операций, которые формируются у ребенка последовательно и которые характеризуют уровень сформированности ФВ: 1. умение определять наличие или отсутствие звука в слове. 2. умение определять позицию (местоположение) звука в слове 3. умение определять последовательность звуков в слове и их количество Звуковой анализ = фонематический слух (естественный, в норме к 1г.7мес.) + фонематическое восприятие (искусственный, в норме к 5 годам).
3-я задача добукварного периода - формирование операций лексико-синтаксического анализа. Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений: 1. умение определять первое слово в предложении Первое слово является линейной точкой отсчета в структуре всего предложения. 2. Умение определять количество слов в предложении 3. Умение определять последовательность слов в предложении
Работа по формированию операций лексико-синтаксического анализа проводится на материализованной основе. В качестве такой основы используется денотативно-предикативный план, предложенный А.К. Марковой. В современной логопедии денотативно-предикативные планы используются в разных методиках. - в методике коррекции нарушений письма и чтения (раиса Ивановна Лалаева, Сергей Борисович Яковлев) - методика развития связной речи (В.К, Воробьева, В.П, Глухов) В качестве основы обучения используются осн. модели предложений, которыми дети овладевают последовательно. Модели предложений 1) Субъект предикат Учитель вывешивает на доску картинку на которой изображена машина Вопросы: -что может происходить с машиной (едет, стоит, везет, сломалась) Задачи: - развитие глагольной синонимии ( собака дремлет, спит, мальчик кушает, ест) 2) Субъект-предикат-объект действия Появляется две предметные картинки Собака -> кость Возникает проблемная ситуация. - Каким словом-действием можно соединить картинки, чтобы получилось действие (собака грызет кость) - Назовите первое слово в предложении - Сколько всего слов в предложении? Какое второе слово? И т.д. С точки зрения методики вторая модель заслуживае особого внимания, т.к. все последующие модели будут строится на основе данной. 3) Субъект-предикат-объект действие На этом этапе появляется дополнительно фишка-маркер (треугольник желтого цвета), который будет обозначать слова-признаки. В третьей модели маркер появляется у субъекта. Предварительно проводим работу по развитию словаря-признака. Собака-какая она? Столько фишек, сколько признаков назовут дети. Далее работа строится как бы в 2 этапа: а) Составление предложений с заменой слова признака б) Составление предложений с заменой слова признака и слова действия. Каждый ребенок меняет свой треугольник и свою стрелку. 4) Субъект-предикат-объект действие На этом этапе фишка, обозначающая слово признак, появляется у объекта действия. Далее составляется предложение только с заменой признака (собака грызет суповую кость) Далее с заменой действия и признака. (Собака стащила большую кость) Но всегда задается вопрос-какое первое слово. 5) Субъект-предикат-объект действие На этом этапе расширяется структура предложения. В составе предложения появляются 2 слова признака. (большая собака грызет суповую кость. Лохматая собака стащила суповую кость) 6) Субъект-предикат-объект действие На этом этапе появляется фишка-маркер. (круг красного цвета), которая будет обохзначать предлог. В качестве подготовительной работы можно использовать схемы предлогов, предложенные И.Н. Садовниковой (Коррекция нарушений письма у школьников) Должны прийти к выводу, что одного слова недостаточно. «Книга лежит … столе» Какое маленькое слово нужно добавить, чтобы получилось предложение. 7) Субъект-предикат-объект действие На столе лежит книга 8) Субъект-предикат-объект действие
На этом этапе происходит сочетание двух маркеров в схеме предложения.(Полевые цветы стоят в вазе) 9) Субъект-предикат-объект действие Предлог будет первым словом «В вазе стоят полевые цветы» 10) Субъект-предикат-объект действие Расширение структуры предложения за счет сочетаний различных маркеров у одного из слов «Полевые цветы стоят в хрустальной вазе» На развитие речи один урок – одна модель.
4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков. Последовательность работы: 1) Знакомство с направлениями штриховки (вертикально, горизонтально, наискось) 2) Знакомство с видами штриховки: - сполошная/плотная - параллельные частые - параллельные редкие - прерывистая (пунктирная) Карандаши должны быть острозаточенные. При штриховании трафаретов первый слой штриховки даётся по внешней левой стороне, второй слой – слева направо, потом- сверху вниз. - знакомство с трафаретами и шаблонами. Важно детям дать представление о том, что трафарет – это внутренний контур предмета. Шаблон- внешний контур. Удобнее держать шаблон (первый шаблон равен площади ладони) После переходим к трафарету (тоже примерно равен площади ладони) Постепенно переходим к тому, что объёмы сжимаются.
5-я задача добукварного периода –Формирование оптико-пространственных представлений. Систем работы по формированию оптико-пространсвенных представлений представлена в работе Ф.И. Лалаевой «Нарушения чтения у младших школьников. Последовательность работы: 1. Уточнение понятий о латерализации – ориентировка в схеме собственного тела (право-лево) 2. Ориентировка в помещении (покажи те предметы, которые находятся от тебя справа, впереди, позади, вверху, внизу, что ближе расположено, что находиться дальше) 3. Ориентировка с поворотом на 90 и 180 градусов. Важно ребенку показать, что не пространство меняется вокруг него, а он изменяет свое положение в пространстве. Ориентировка в схеме тела человека сидящего напротив; ориентировка в схеме тела куклы, сидящей напротив; определение правой-левой перчатки, лежащей напротив; далее варежки; ботинки стоящие напротив; след, лежащий напротив) 4. Ориентировка на листе бумаги. На этом этапе используют чистый нелинованный лист бумаги: - научить определять правую и левую сторону листа (положить ладошки на лист бумаги) - научить определять верх, низ листа (положить ладошки, ближний край – нижний, дальний край – верхний) - дать представление об углах (правый верхний, правый нижний и т.д.) - дать понятие о центре листа, находиться путем предметно-практической деятельности – складывание бумаги. 5. Ориентировка в клетке. Клетка является уменьшенной копией листа, поэтому ориентировку на клетке проводим в той же последовательности, что и на листе. Определить право, лево, центр и т.д., заштриховать правую половинку клетки. Затем только переходить к написанию цифр (цифра занимает правую половину клетки) 6. Ориентировка на листе в линию (используют узкую косую линовку). На начальном этапе учим выделять в тетради рабочую строчку (красим цветным карандашом, штрихуем). Учим детей рисовать фигуры (круг, треугольник) в определенной последовательности: над рабочей строкой, на строке, под строкой. Далее переходим к прописыванию элементов букв. Начинаем с самых простых элементов – 1)короткие наклонные линии, 2) длинные наклонные 3) написание крючков: -короткая наклонная с закруглением внизу - короткая наклонная с закруглением вверху -длинная наклонная с закруглением внизу - длинная наклонная с закруглением вверху - сочетание линий. 4) написание овалов, полуовалов 5) написание петель. 7. Уточнение значений предлогов.Для этой работы можно использовать маркеры, предложенные И.Н.Садовниковой «Нарушение письменной речи у младших школьников и их коррекция» Предлоги простые – у, на, над, под, из Сложные – через, между, около. Составные – из-за, из-под
6-я задача добукварного периода –Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.
Слуховое восприятие. На уроке грамоты работа по развитию слухового восприятия проводится в рамках формирования операций языкового анализа и синтеза. Первоначально учим выделять фразу из речевого потока. На этом этапе важным является постановка вопроса. Методически неверно звучат вопросы: Кто? Что? Что делает? Методически верно вопросы должны звучать так: -О ком (о чем) говорится в предложении? - Что происходит с субъектом или какое действие выполняет субъект? Ребенок должен отвечать на вопрос полным ответом (правило полного ответа – в полном ответе должно быть слов не меньше, чем в вопросе)
При формировании операций слогового анализа наиболее частотными являются следующие методические приемы: 1) распевание гласных в слове. 2) распевание слогов 3) прием дирежирования 4) отстукивание, отхлопывание ритмического рисунка слова 5) тактильный контроль (ладонь под подбородком), здесь лучше использовать слова с открытыми слогами- вата, малина. 6) для слов сложной слоговой структуры – наращивание слогов. Прекрасный 1) е а ы -чтение гласных 2) а - выделяем корневую гласную 3) ра – кра – крас – прекрас – прекрасный - наращивание слогов Прекрасный 1) Е а ы - выделение гласных 2) делим на слоги 3) ре ра ны - выделяем слог слияния 4) прекрасный- выделяем примыкающие звуки 5)Проводим звуко-буквенный анализ слова
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (954)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |