Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономичекие блага и их классификация



2016-01-02 558 Обсуждений (0)
Экономичекие блага и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Оновные черты и формы совершенной конкуренции.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

· Основные черты рынка совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции – свободный рынок. Его признаки:

- наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей

- мобильность всех экономических ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.).

- полная экономическая информация о рынке у производителя и потребителя.

- продажа всеми продавцами однородной, стандартной/унифицированной продукции

- стоимость отвергнутых возможностей.

Совершенная конкуренция, была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако кон­куренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и воз­никновению монополий, разрушающих конкуренцию.

В современных условиях совершенная конкуренция - скорее исключение, чем правило.

Основные черты и формы несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.

Признаки несовершенной конкуренции:

1.наличие входных барьеров в отрасль;

2.продукция по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами;

3.основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;

4.возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия(одна фирма, однообразная продукция, полный контроль над ценами), олигополия(малое количество фирм, практически однообразная продукция, частичная степень контроля цен )и монополистическая конкуренция(Большое количество фирм, разнообразная продукция, относительно небольшая степень контроля цен).

Экономичекие блага и их классификация.

Для удовлетворения потребностей людей служит благо. Благо – это средство удовлетворения потребностей человека.

Экономические блага– это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями. Они включают в себя две категории: товары и услуги.

Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическимиили даровыми.

И все же, основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:

1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;

2) может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;

3) приходится тем или иным способом распределять.

С точки зрения потребления экономических благ их подразделяют на потребительскиеи производственные ,которые называются, соответственно, предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные благаможно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.

Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

Нематериальные благапредставлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги – специфический продукт труда, который, в основном, не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

Полезный эффект услуг не существует отдельно от их оказания, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако, результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.

Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:

1. Коммуникационные – услуги транспорта, связи.

2. Распределительные – торговля, сбыт, складское хозяйство.

3. Деловые – финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.

4. Социальные – образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.

5. Общественные – услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благопредоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.
Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

Взаимодополняемые блага,или комплементы, дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом, блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благамотносятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие благаобладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличивается (картофель, хлеб).

45. Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора оптимального решения.

Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству что связано с постоянно растущей потребностью человека.

В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы, при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы.

Проблема оптимального выбора:

Так как человек не может удовлетворить все свои потребности имеющимися в наличии ресурсами — ему приходится выбирать, какие потребности удовлетворить первыми, сравнивать их полезность с необходимыми для их получения ресурсами (утилитаризм), или сравнивать товары и услуги между собой без присвоения им конкретных значений полезности. В любом случае приходится решать как потратить как можно меньшее количество ресурсов на как можно большее удовлетворение от товаров и услуг, в которые они воплотятся.

При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор: какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от каких отказаться. В ходе выбора возникает альтернативная стоимость - эта стоимость наилучшая из упущенных возможностей, которая обладает большей ценностью. Графически выбор иллюстрируется кривой производственных возможностей (сокращённо КПВ). Альтернативная стоимость растет в результате убывания производительностей ресурсов. КПВ всегда выпукла от начала координат, так как характеризуется ростом альтернативных издержек. Если точки лежат на кривой, то это эффективное производство, так как затрачиваются все ресурсы. Точка Е характеризует неэффективное производство, ввиду не использования части ресурсов, Ж - невозможный объем производства. КПВ может изменить свое положение если:

1. улучшается технология производства одного товара, изменяется угол наклона и увеличиваются возможности производства одного из товаров;

2. если увеличивается количество располагаемых ресурсов, КПВ смещается от начала координат.

Традиционно выделяют три вида ресурсов

· труд — рабочая сила

· «земля» — сырьё: пашни, недра, леса и воды

· «капитал» — средства производства

 

46.Частная собственность на средства производства ,ее возникновение и эволюция ,роль в развитии производительных сил. Виды частной собственности.

Частная собственность - одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности .

Частная собственность на средства производства это когда одно лицо или группа лиц владеет средствами производства - фабриками, заводами, нефтяными скважинами, сельскохозяйственными угодьями. Такое лицо использует наёмный труд, так как не в состоянии само обработать или обслужить то, что ему принадлежит.

 

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская или соседская община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

Виды частной обственности:

Индивидуальная собственность — это такой вид собственности, когда право собственника на имущество принадлежит одному лицу.

Предприятия, функционирующие на основе индивидуальной собственности, наиболее эффективны в сфере услуг (парикмахерские, кафе, ремонтные мастерские и т.п.).

Коллективная собственность — это такая собственность, когда право собственности принадлежит группе лиц. Наиболее распространенными формами коллективной собственности являются кооперативная, партнерская и акционерная собственность.

Кооперативная собственность возникает в результате денежных и имущественных взносов лиц (членов кооператива), доходов, полученных от реализации продукции.

Распределение дохода осуществляется в соответствии с паем и трудовым вкладом членов кооператива.

Партнерская форма коллективной собственности предполагает образование так называемого складочного капитала в виде денежных или иных добровольных взносов.

Данный вид собственности также имеет свои преимущества и недостатки: предприятия не обладают более широкими финансовыми возможностями по сравнению с предприятиями индивидуальной формы собственности. Однако согласование интересов партнеров может быть противоречивым, что усложнит управление производством.

Акционерная собственность — это такой вид коллективной собственности, которая образуется в результате выпуска и реализации акций. Держатели акций относятся к субъектам акционерной формы собственности. Существуют организационные и финансовые сложности учреждения предприятий, функционирующих на акционерной собственности. Они несут тяжесть двойного налогообложения, кроме того, возможны расхождения в функциях контроля и присвоения между управляющими компаниями.

Несмотря на обилие экономических теорий, введение частной собственности на средства производства приводит к наиболее эффективному развитию экономики. По мнению многих специалистов, частная собственность на средства производства позволяет организовать бизнесо-процессы максимально эффективным образом, что ведет к процветанию государства.

 

 



2016-01-02 558 Обсуждений (0)
Экономичекие блага и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономичекие блага и их классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)