Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Справочник лингвистических терминов



2016-01-02 805 Обсуждений (0)
Справочник лингвистических терминов 0.00 из 5.00 0 оценок




КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (К ЗАЧЁТУ)

Текст 1.

Прочитайте фрагмент поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и выполните следующие задания:

Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер. Мрачный вал
Плескал на пристань, ропща пени
И бьясь об гладкие ступени,
Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей.
Бедняк проснулся. Мрачно было:
Дождь капал, ветер выл уныло,
И с ним вдали, во тьме ночной,
Перекликался часовой...
Вскочил Евгений; вспомнил живо
Он прошлый ужас; торопливо
Он встал; пошел бродить, и вдруг
Остановился — и вокруг
Тихонько стал водить очами
С боязнью дикой на лице.
Он очутился под столбами
Большого дома. На крыльце

С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.

Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

1. Как вы понимаете значение словосочетания обуянный силой черной? С кем автор сравнивает Евгения? Выпишите из текста определения, эпитеты и перифразы (описательные обороты), характеризующие Евгения. Каково отношение автора к этому персонажу? Является ли оно однозначным?

2. Объясните значение слова кумир, истукан. Можно считать эти слова синонимами? Какой оценочный компонент включает в себя лексическое значение каждого слова?

3. Выпишите из текста определения, эпитеты и описательные обороты (перифразы), а также сравнения, характеризующие Медного всадника.

4. Объясните значение словосочетания поднял на дыбы. Как вы считаете, оно употреблено в прямом или в переносном (метафорическом) значении? Объясните смысл метафоры. Какую роль играет метафорический образ в композиции данного фрагмента?

5. Каковы взаимоотношения Евгения и Медного всадника? Можно ли назвать обращение Евгения к Медному всаднику бунтом?

6. Как разрешается конфликт Евгения и Медного всадника? Как трактует Пушкин отношения частного человека с государственной властью?

Текст 2.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение М.Ю.Лермонтова и выполните задания.

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

1829

 

1. Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащее утверждение. Как называются подобные вопросы?

2. Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?

3. Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другие («злобы яд», «жизни чаша»).

4. Какой прием использует автор, характеризуя свое поколение: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветем недолго, быстро увядаем…»?

5. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»

 

 

Текст 3.

Прочитайте фрагмент текста А.Н.Островского и выполните задания.

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

 

Кабанова , Кабанов , Катерина и Варвара .

 

Кабанова . Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова . Не очень‑то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей‑то! Хоть бы то‑то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька…

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи. (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова . Ведь от любви родители и строги‑то к вам бывают, от любви вас и бранят‑то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки‑то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким‑нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов . Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова . Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить‑то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов . Да отсохни язык…

Кабанова . Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов . В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова . Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов . Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!

Катерина . Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова . Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах‑то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах‑то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

1. Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н.Островского «Гроза».

 

2. Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?

 

 

3. Как в драматическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, поведения, интонации, жестов действующих лиц (вздыхая, в сторону; про себя)?

 

4. Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов в фразе («Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»)?

 

 

5. Жизненные позиции и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

 

6. В пьесе А.Н.Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется прием противопоставления различных явлений в художественном произведении?

 

 

7. Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

 

8. Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А.Н.Островского и чем?

Текст 4.

Прочитайте фрагмент романа И.А.Гончарова «Обломов» и выполните следующие задания:

Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда, по случаю какой-то покражи в доме, понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем. Счеты в деревне сводил староста. "Что ж тут было делать науке?" - рассуждал он в недоумении. И он воротился в свое уединение без груза знаний, которые бы могли дать направление вольно гуляющей в голове или праздно дремлющей мысли. Что ж он делал? Да все продолжал чертить узор собственной жизни. В ней он, не без основания, находил столько премудрости и поэзии, что и не исчерпаешь никогда без книг и учености. Изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении. До тех пор он и не знал порядочно своих дел: за него заботился иногда Штольц. Не ведал он хорошенько ни дохода, ни расхода своего, не составлял никогда бюджета - ничего. Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну. Он хотя и жил весь век в деревне, но не мудрил, не ломал себе головы над разными затеями, как это делают нынешние: как бы там открыть какие-нибудь новые источники производительности земель или распространять и усиливать старые и т. п. Как и чем засевались поля при дедушке, какие были пути сбыта полевых продуктов тогда, такие остались и при нем. Впрочем, старик бывал очень доволен, если хороший урожай или возвышенная цена даст дохода больше прошлогоднего: он называл это благословением божиим. Он только не любил выдумок и натяжек к приобретению денег. - Отцы и деды не глупее нас были, - говорил он в ответ на какие-нибудь вредные, по его мнению, советы, - да прожили же век счастливо; проживем и мы: даст бог, сыты будем. Получая, без всяких лукавых ухищрений, с имения столько дохода, сколько нужно было ему, чтоб каждый день обедать и ужинать без меры, с семьей и разными гостями, он благодарил бога и считал грехом стараться приобретать больше. Если приказчик приносил ему две тысячи, спрятав третью в карман, и со слезами ссылался на град, засуху, неурожай, старик Обломов крестился и тоже со слезами приговаривал: "Воля божья; с богом спорить не станешь! Надо благодарить господа и за то, что есть". Со времени смерти стариков хозяйственные дела в деревне не только не улучшились, но, как видно из письма старосты, становились хуже. Ясно, что Илье Ильичу надо было самому съездить туда и на месте разыскать причину постепенного уменьшения доходов. Он и сбирался сделать это, но все откладывал, отчасти и потому, что поездка была для него подвигом, почти новым и неизвестным. Он в жизни совершил только одно путешествие, на долгих, среди перин, ларцов, чемоданов, окороков, булок, всякой жареной и вареной скотины и птицы и в сопровождении нескольких слуг. Так он совершил единственную поездку из своей деревни до Москвы и эту поездку взял за норму всех вообще путешествий. А теперь, слышал он, так не ездят: надо скакать сломя голову! Потом Илья Ильич откладывал свою поездку еще и оттого, что не приготовился как следует заняться своими делами. Он уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете: все это наводило его на разные чуждые им соображения. Он понимал, что приобретение не только не грех, но что долг всякого гражданина честными трудами поддерживать общее благосостояние. От этого большую часть узора жизни, который он чертил в своем уединении, занимал новый, свежий, сообразный с потребностями времени план устройства имения и управления крестьянами. Основная идея плана, расположение, главные части - все давно готово у него в голове; остались только подробности, сметы и цифры. Он несколько лет неутомимо работает над планом, думает, размышляет и ходя, и лежа, и в людях; то дополняет, то изменяет разные статьи, то возобновляет в памяти придуманное вчера и забытое ночью; а иногда вдруг, как молния, сверкнет новая, неожиданная мысль и закипит в голове - и пойдет работа. Он не какой-нибудь мелкий исполнитель чужой, готовой мысли; он сам творец и сам исполнитель своих идей. 1. Объясните значение и стилевую принадлежность слов и словосочетаний лукавые ухищрения, считать грехом, благодарить бога, креститься, воля божья, не поспорить с богом. Подберите синонимы. Как понимает счастье, грех и божие благословение старик Обломов? Какой художественный прием использует автор, характеризуя персонаж?

2. Найдите в тексте фрагмент-повествование. Как вы понимаете значение выражения «на долгих»? Сделайте вывод о том, как путешествие из Обломовки в Москву характеризует героя романа.

3. Найдите фразеологизм, антонимичный выражению «на долгих». Объясните смысл противопоставления.

4. Объясните смысл метафоры груз знаний. Как Обломов понимает роль науки в жизни человека и общества?

5. Какой метафорический образ, дважды встречающийся в тексте, характеризует содержание внутренней жизни Обломова?

6. В чем, по мнению Обломова, заключается долг человека перед обществом? Что он предпринимает, для того, чтобы исполнить этот долг?

 

Текст 5.

Прочитайте фрагмент романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и выполните следующие задания:

Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. "Ну, ─говорил он ему,─ излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, - вы нам дадите и язык настоящий, и законы". Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: "А мы могим... тоже, потому, значит... какой положен у нас, примерно, придел". ─ "Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир? ─ перебивал его Базаров, ─ и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?"

─ Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах, ─ успокоительно, с патриархально-добродушною певучестью объяснял мужик, ─ а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.

Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.

─ О чем толковал? ─ спросил у него другой мужик средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы, присутствовавший при беседе его с Базаровым. ─ О недоимке, что ль?

─ Какое о недоимке, братец ты мой! ─ отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость, ─ так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?

─ Где понять! ─ отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...

 

1. В каком значении, в прямом или в переносном, употреблено существительное отцы? Какой смысл вкладывает в это слово собеседник Базарова? Насколько искренне он говорит? Как семантика существительного соотносится с заглавием романа «Отцы и дети»?

2. В каком значении употребляет слово мир Базаров, а в каком – его собеседник? Какого эффекта достигает автор таким образом?

3. Как вы понимаете значение слова патриархальный.? Найдите в тексте словосочетании, антонимичное словосочетанию патриархально-добродушная певучесть.

4. Найдите в тексте историзмы, объясните их значение и функцию в тексте.

5. Найдите в тексте просторечные слова и словосочетания. Какова их функция в тексте?

6. Герои текста общаются, обмениваясь репликами. Как называется такая форма общения? Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.

7. Объясните значение фразеологизма шут гороховый. Почему Базаров был в глазах крестьян «…чем-то вроде шута горохового...»?

8. Какова роль данного эпизода в создании образа Базарова?

Текст 6.

Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Фонтан» и выполните следующие задания:

 

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной ─

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

 

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

 

 

1. Подберите общеупотребительные синонимы к глаголам ниспасть, стремит, мятет.

2. Определите значение слова длань. К какому стилю оно относится? Укажите другие архаизмы. Какова эмоциональная окрашенность используемой лексики?

3. Найдите обращение в первой строфе стихотворения. К кому обращается автор? Какова функция обращения? Каким представляется нам автор?

4. Объясните значение и происхождение слов фонтан и водомет. Определите стилевую принадлежность слов. Как противопоставляются эти слова в произведении, какие понятия они обозначают?

5. Выпишите из стихотворения метафоры, используемые автором для характеристики фонтана. Можно ли их отнести к описанию водной стихии?

6. Определите основной лирический мотив стихотворения.

Текст 7.

Прочитайте стихотворение А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом …» и выполните следующие задания:

 

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

 

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

 

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

1843

 

 

1. Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?

2. Укажите термин, которым обозначается одушевление природы, её «очеловечение» в художественном произведении («…лес проснулся…»).

3. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков («на меня весельем веет»)?

4. Укажите название созвучия концов стихотворных строк, играющего важную роль в организации стиха (страстью - счастью; снова - готова и т.п.).

5. Каким размером написано стихотворение А.А.Фета?

6. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А.А.Фета и почему?

Текст 8.

Прочитайте фрагмент романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и выполните следующие задания:

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С ─ м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К ─ ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, ─ нет уж, лучшепроскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

"На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! ─ подумал он с странною улыбкой. ─ Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!":

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,─ всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться... А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: "Эй ты, немецкий шляпник!" ─ и заорал во всё горло, указывая на него рукой,─ молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его.

"Я так и знал! ─ бормотал он в смущении, я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная... К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее... Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё..."

Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, "безобразную" мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя всё еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее.

 

1. Прочитайте описание внешности молодого человека, назовите его имя.

2. Каким образом портрет раскрывает характер и психологическое состояние героя? Каково отношение автора к персонажу?

3. Объясните значение слова ипохондрия. Подберите синонимы. В каком душевном состоянии находится Раскольников в начале романа? Можно ли сделать предположение о причине такого состояния?

4. Прочитайте описание комнаты главного героя. Найдите в описании сравнительный оборот. Какое эмоциональное состояние создает образ комнаты? Вспомните, с чем еще эта комната сравнивается в романе. Какую роль в создании образа персонажа играет описание его комнаты?

5. Прочитайте описание Петербурга. Какую роль в характеристике внутреннего состояния героя играет городской пейзаж? Объясните значение слова омерзение, прокомментируйте его стилевую принадлежность.

6. Прочитайте заключительный абзац фрагмента. О какой «мечте» думает герой романа? Почему автор называет мечту Раскольникова «безобразной»? Определите вид тропа.

 

 

 

Приложение 1

Справочник лингвистических терминов.

1. Фонетика и орфоэпия.

Аллитерация. Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

Ассонанс.Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический прием. Забил снаряд я в пушку туго и дума: угощу я друга!.. (Лермонтов).

2. Морфемика и словообразование.

Корень слова. Общая часть родственных слов, являющаяся носителем вещественного значения слова. Корень выделяется путем отделения аффиксов и вычленения общей, далее нечленимой части родственных слов.

Морфема.Значимая часть слова, далее неделимая.

Окончание. Служебная морфема, находящаяся за пределами основы и служащая для выражения синтаксических отношений данного слова к другим словам в словосочетании и предложении.

Основа слова.Часть слова, в которой содержится его лексическое значение и которая остается, если отнять окончание и формообразующий суффикс.

Приставка (префикс). Служебная морфема, стоящая перед корнем (непосредственно или перед другой приставкой).

Словообразовательный анализ. Выяснение структуры слова с точки зрения современной словообразовательной системы, установление характера и значения составляющих его морфем, их связей и соотношений друг с другом.

Суффикс. Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.

Этимология. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем.

2.Морфология.

Глагол. Часть речи, а) обозначающая действие или состояние как процесс; б) выражающая это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения; в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого.

Переходные глаголы. Глаголы со значением действия, которое направляется на предмет, изменяет или производит этот предмет – объект действия, выраженный винительным падежом без предлога. Проверить работу. Помимо глаголов конкретного действия,к переходным глаголам относятся многие глаголы речи, мыслительной деятельности, чувственных восприятий. Говорить правду.

Деепричастие. Неизменяемая форма глагола, совмещающая признаки и свойства глагола и наречия.

Деепричастный оборот. Оборот, состоящий из деепричастия и зависимых от него слов.

Имя прилагательное. Часть речи, характеризующаяся: а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности); б) изменяемостью по падежам, числам, родам; в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого.

Прилагательные качественные. Разряд прилагательных, обозначающих признак предмета непосредственно, т.е. без отношения к другим предметам. Высокое здание, крепкий чай.

Прилагательные относительные.Разряд прилагательных, указывающих на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству. Лабораторное оборудование (оборудование для лаборатории).

Прилагательные притяжательные.Разряд прилагательных, обозначающих принадлежность предмета определенному лицу или животному. Тургеневская усадьба.

Имя существительное.Часть речи, характеризующаяся: а) значением предметности; б) выражением этого значения при помощи категорий рода, числа и падежа, а также одушевленности и неодушевленности; в) употреблением в предложении в функции подлежащего и дополнения.

Существительные конкретные. Существительные, служащие названиями предметов и явлений реальной действительности, взятых в отдельности и потому подвергающихся счету. Тетрадь, улица.

Существительные отвлеченные (абстрактные).Существительные, называющие понятия, которые обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака. Не образуют форм числа и не сочетаются с количественными числительными. Изучение, автоматизм. Некоторые отвлеченные существительные употребляются во множественном числе, если приобретают конкретное значение: зимние холода, различные температуры.

Местоимение. Часть речи, включающая слова, которые не обозначают предметов, их признаков, количества или порядка по счету, а лишь указывают на них.

Наречие. Часть речи, включающая слова, а) обозначающие признак действия, признак признака, реже признак предмета; б) неизменяемые; в) выступающие преимущественно в функции обстоятельств.

Причастие. Глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола с признаками имени прилагательного.

Причастия действительные настоящего времени. Образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (глаголы I спряжения) и –ащ-, -ящ- (глаголы II спряжения). Читающий, держащий.

Причастия действительные прошедшего времени. Образуются от основы неопределенной формы или от основы прошедшего времени при помощи суффиксов -вш- или -ш-. Читавший, принесший.

Причастия страдательные настоящего времени. Образуются от основы настоящего времени переходных глаголов при помощи суффикса -ем- (глаголы I спряжения) и -им- (глаголы II спряжения). Читаемый, гонимый.

Причастия страдательные прошедшего времени. Образуются, как правило, от основы неопределенной формы переходных глаголов (в основном совершенного вида) при помощи суффиксов -нн-,- енн-, -т-Читанный, виденный, взятый.

Причастный оборот. Оборот, состоящий из причастия и зависимого слова.

3.Лексика и фразеология.

Антонимы. Слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Близкий ─ далекий.

Архаизмы.Устаревшие слова, имеющие в современном языке соответствующие синонимы. Лицедей (актер).

Иноязычные слова.Слова, заимствованные из других языков.

Исконное слово.Основное слово данного языка, вошедшее в его первоначальный словарный состав или образовавшееся впоследствии из лексического материала этого языка.

Историзмы. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Боярин, урядник.

Лексико-тематические группы слов.Совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров.

Многозначность.Наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений. Зерно злаков – зерно истины.

Синонимы.Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенком значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. Неприятный, противный.

Фразеологизмы.Лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значение словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.

4. Язык и речь.

Аллегория. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках коварство показывается в образе змеи.

Анафора.Стилистическая фигура, заключающаясяв повторении одних и тех ж



2016-01-02 805 Обсуждений (0)
Справочник лингвистических терминов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Справочник лингвистических терминов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)