Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформы П. А. Столыпина



2016-01-02 420 Обсуждений (0)
Реформы П. А. Столыпина 0.00 из 5.00 0 оценок




П. А. Столыпин, совмещавший посты министра внутренних дел и председателя Совета министров с июля 1906 г., предлагал создать в деревне мощный слой зажиточного крестьянства, которое стало бы надежной опорой государственной власти и позволило бы избежать новых революционных взрывов. Решение этой проблемы он видел в ликвидации крестьянской общины при неприкосновенности помещичьей собственности на землю. Указ от 9 ноября 1906 г. предусматривал для крестьян право свободного выхода из общины и закрепления за ними собственных земель. В основу реформы ставилась идея образования хуторов и отрубов. Отруба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе их хозяина в одном месте. Если на этот участок из деревни выносился и крестьянский двор, получался хутор. Для финансовой поддержки зажиточных крестьян был создан Крестьянский поземельный банк. Чтобы ослабить напряжение, вызванное нехваткой общинной земли в центральных губерниях России, реформа предполагала проведение активной переселенческой политики. Переселенцы с семьями отправлялись в Сибирь и Казахстан. Столыпинская аграрная реформа носила половинчатый, незавершенный характер:

а) из общины вышло менее трети всех крестьян, окончательно разрушить общину и создать новые формы крестьянского землевладения не удалось;

б) переселенческая политика не принесла ожидаемых результатов – около 16 % переселенцев вернулись обратно, что создало новый очаг напряжения в деревне;

в) противоречия между помещиками и крестьянами дополнились противоречиями между зажиточными крестьянами (кулаками) и остальными сельскими жителями.

В 1911 г. проведение реформы практически прекратилось с гибелью П. А. Столыпина от руки террориста. Эсера Багрова-(информатора полиции.)

Культура в начале ХХ в.

15—20 лет конца ХIХ– начала ХХ в. стали Серебряным веком русской культуры, временем модернизма в искусстве, крупных мировых достижений в науке.

Образование. Около четверти населения России к 1914 г. было грамотным. В начале ХХ в. значительно увеличилось количество начальных, земских и церковно-приходских, школ. Развивалось педагогическое образование. Все больше открывалось профессиональных и коммерческих училищ. Студенты высших учебных заведений активно втягивались в политическую борьбу. Появляются «народные вузы на средства благотворителей (университет А. Л. Шанявского, пединститут П. Г. Шелапутина и др.).

Наука. И. П. Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности, об условных и безусловных рефлексах (в 1904 г. награжден Нобелевской премией). И. И. Мечников обосновал теорию иммунитета, вел активную борьбу с эпидемиями (в 1908 г. стал лауреатом Нобелевской премии). К. А. Тимирязевым создана русская школа физиологии растений. В. И. Вернадский стал одним из основателей новой науки – геохимии, создал учение о ноосфере. К. Э. Циолковский развил теорию практической космонавтики. Н. Е. Жуковскому принадлежит разработка основ аэродинамики. Большой вклад в развитие физики внес П. И. Лебедев. Начало русскому самолетостроению положил И. И. Сикорский. В общественные науки значительный вклад внесли В. О. Ключевский, П. Н. Милюков, С. Ф. Платонов и др. Сформировалось особое направление в философии – русская религиозная философия, представленная именами В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, К. Н. Леонтьева. В 1909 г. несколько известных русских публицистов, обществоведов и философов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А. С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А. Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». В нем отвергался революционный путь развития, и содержался призыв идти к религиозному сознанию, соединению знания и веры. В это же время идеи марксизма развивали Г. В. Плеханов, В. И. Ленин.

Литература. Кризисные черты русской жизни оказали мощное воздействие на русскую литературу. В ней, с одной стороны, продолжался расцвет критического реализма, унаследованного от ХIХ в. Завершается творчество Л. Н. Толстого («Воскресенье», 1899 г.; «Живой труп», 1903 г.; «Хаджи-Мурат», 1904 г.). А. П. Чехов в последние годы жизни пишет пьесы «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1904), рассказы. Социально-психологические проблемы глубоко отражены в творчестве И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, А. Н. Толстого, А. М. Горького, В. Г. Короленко и др. С другой стороны, в литературе возникают модернистские течения – символизм, акмеизм, футуризм, которые обозначают часто понятием «декоданс» (упадничество). Объединяющая их черта – отказ от отображения окружающей действительности, скучной и пугающе опасной. Поэты и прозаики модернистских направлений (символисты А. А. Блок, Ф. Сологуб, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Андрей Белый, акмеисты Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Мандельштам, футуристы В. Маяковский, В. Хлебников и др.) стремились создавать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, для этого шли поиски новых выразительных средств искусства.

Искусство. Живопись. В живописи также существовали два направления: реализм и модернизм. В русле реализма продолжалось творчество И. Е. Репина («Заседание Государственного совета»), В. А. Серова (портрет М. Н. Ермоловой). В это же время возникали группировки художников, отрицавших реализм передвижников. В 1898 г. во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым было создано общество «Мир искусства». В него входили Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, З. Е. Серебрякова и др. «Мирискусники» стремились изображать вечные темы искусства, а не грубые реалии жизни. М. А. Врубель развивал символизм в своем искусстве («Пан», «Демон»). Группа «Бубновый валет» также выступала против реализма, но она не имела единой программы: в группу входили и символисты, и футуристы, и кубисты. Например, П. Н. Филонов и Д. В. Кандинский.

Скульптура. Архитектура. Своим искусством прославились А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, С. М. Волнухин. В архитектуре утвердился стиль эклектики: здание Политехнического музея в Москве, главный фасад Третьяковской галереи по эскизу В. М. Васнецова, здание Казанского вокзала в Москве (архитектор А. В. Щусев). Эклектика сменяется модерном с использованием новых конструктивных средств, свободной планировкой, убранством, индивидуальностью зданий (дом Рябушинского в Москве, здание Ярославского вокзала, здание Московского Художественного академического театра, построенные архитектором Ф. О. Шехтелем).

Музыка. В музыке, как и в других видах искусства конца ХIХ – начала ХХ в., соседствуют два направления. Продолжалось творчество Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китиже», «Золотой петушок»). Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности характеризует творчество композиторов А. Н. Скрябина («Поэма экстаза»), А. К. Глазунова (балет «Раймонда»), С. В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Скупой рыцарь»), И. Ф. Стравинского (балет «Петрушка»). В начале ХХ в. русская музыка становится все более заметным явлением мировой культуры, во многом благодаря «Русским сезонам», организованным в 1907–1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.

Россия в Первой мировой войне

В 1914–1918 гг. тридцать восемь государств, в том числе и Российская империя, были вовлечены в Первую мировую войну. Она стала результатом противоборства двух военных блоков: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и держав Антанты, в которую входили Россия, Франция и Англия. Поводом к войне стало убийство 15(28) июня 1914 г. террористами австрийского эрц-герцога (наследника австрийского престола) Франца Фердинанда в Сараево.

Германия 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России, поддерживавшей Сербию. Немецкая армия через Бельгию вторглась во Францию, намереваясь разгромить ее до начала военных действий со стороны России. Несмотря на недостаточную подготовленность к войне, Россия двинула войска в Восточную Пруссию и в Австро-Венгрию, оттянув на себя силы врага с Западного фронта, что помогло предотвратить поражение Франции.

Вступление России в войну поначалу привело к консолидации политических сил внутри страны. В IV Государственной думе за военные кредиты, т. е. за поддержку решения правительства вступить в войну, проголосовали все фракции за исключением большевиков. П. Н. Милюков, лидер кадетской партии, сформулировал основную для России задачу в этой войне: захват черноморских проливов. Большевики призывали превратить войну империалистическую в войну гражданскую и выступали за поражение российского правительства.

Военные действия в 1914 г. начались в Восточной Пруссии успешным наступлением с востока 1-й армии под командованием П. К. Ранненкампфа и 2-й армии с юга под командованием А. В. Самсонова. Используя несогласованность действий российских войск, германские войска окружили и разгромили армию Самсонова. 1-я армия отступила.

Более успешным было наступление в августе – сентябре в Галиции 8-й армии генерала А. А. Брусилова: взяты Львов и Галич, осажден Перемышль. Австрийцев оттеснили от границы на 300 км.

Осенью 1914 г. Турция выступила против России на стороне Тройственного союза, открыв Кавказский фронт. Началась затяжная позиционная война.

В 1915 г. враг перенес направление главного удара на Россию, стремясь вывести ее из войны. Союзники в течение всего года не оказывали помощь царскому правительству. К концу 1915 г. были оставлены Польша, Галиция, Литва, Западная Белоруссия, Западная Украина. К осени 1915 г. враг был остановлен, но вывести Россию из войны не удалось. Осенью 1915 г. Тройственный союз превратился в Четверной (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария), а Италия присоединилась к Антанте.

Поражение отрицательно сказывалось на внутренней политической и экономической обстановке в стране, армия все менее обеспечивалась самым необходимым. В IV Думе кадеты, октябристы и представители ряда других оппозиционных фракция образовали так называемый «Прогрессивный блок», главным требованием которого становится создание «правительства общественного доверия», тесно сотрудничающего с Думой.

В 1916 г. основные усилия германское командование направило с Восточного фронта на Западный, но в битве за крепость Верден, преграждавшую немецким войскам путь на Париж («Верденская мясорубка» продолжалась 8 месяцев), не смогло добиться окончательного успеха. Русские войска вновь оказали помощь союзникам. 22 мая – 31 июля 1916 г. на Восточном фронте был совершен прорыв австрийских позиций русскими войсками под командованием А. А. Брусилова («Брусиловский прорыв»), продвинувший фронт намного вперед. Германские подкрепления позволили австро-венграм стабилизировать линию фронта в Галиции и Буковине. Война приобрела позиционный характер.

В 1917 г., в связи с начавшейся в России революцией, основное внимание правительства было привлечено к внутренним проблемам.

В марте 1918 г. Россия вышла из Первой мировой войны. За время войны Россия потеряла 6 млн человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести. В России начался голод. Война ускорила наступление революции в стране.

 

Образцы заданий

 

При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Проведение реформы, ставившей целью разрушение крестьянской общины, началось в

1) 1897 г.

2) 1906 г.

3) 1908 г.

4) 1916 г.

 

Ответ: 2.

 

А2. Какое крупнейшее морское сражение произошло в ходе русско-японской войны?

1) крейсера «Варяг» в бухте Чемульпо

2) Мукденское

3) Цусимское

4) Чесменское

 

Ответ: 3.

 

А3. Какая партия в начале ХХ в. считала возможным использовать тактику террора?

1) октябристов

2) кадетов

3) эсеров

4) РСДРП

 

Ответ: 3.

 

А4. Какое из государств было союзником России в Первой мировой войне?

1) Австро-Венгрия

3) Болгария

2) Франция

4) Турция

 

Ответ: 2.

 

А5. В общество «Мир искусства» входили

1) С. Дягилев, А. Бенуа, Л. Бакст

2) И. Репин, С. Коровин, А. Куинджи

3) Ф. Шаляпин, А. Павлова, В. Нижинский

4) А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам

 

Ответ: 1.

 

А6. Роспуск II Государственной думы можно характеризовать понятием

1) «государственный переворот»

2) «конституционная реформа»

3) «дворцовый переворот»

4) «революция»

 

Ответ: 1.

 

А7. Что характеризует социально-экономическое развитие России конца XIX – начала XX в.?

1) преобладание мелкотоварного уклада в экономике

2) наличие мощного государственного сектора

3) отсутствие монополий в промышленности

4) невмешательство государства в экономику

 

Ответ: 2.

 

А8. По своей идейной направленности партию «Союз 17 октября» можно считать

1) либеральной

3 монархической

2) социалистической

4) революционной

 

Ответ: 1.

 

А9. Какие из перечисленных ниже явлений характеризовали процесс развития капитализма в России в конце ХIХ – начале ХХ в.?

А) развитое капиталистическое производство сельскохозяйственной продукции

Б) отсутствие монополий в промышленности

В) отсутствие профессиональных союзов рабочих

Г) участие иностранного капитала в российской промышленности

Д) высокий уровень концентрации производства в промышленности

Е) представительство буржуазии в органах государственной власти

 

Укажите верный ответ.

 

1) АБЕ

2) БВГ

3) ВГД

4) ВДЕ

 

Ответ: 3.

 

А10. Поражение России в русско-японской войне привело к

1) временной оккупации японцами Владивостока

2) ослаблению влияния России в Маньчжурии

3) выплате больших репараций

4) полной утрате острова Сахалин

 

Ответ: 2.

 

А11. Укажите лозунг, с которым партия большевиков выступила в годы Первой мировой войны

1) «Превратить войну империалистическую в войну гражданскую!»

2) «Создать правительство общественного доверия!»

3) «Да здравствует установление внутреннего мира!»

4) «Защищать свое Отечество до победного конца!»

 

Ответ: 1.

 

А12. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и укажите время событий, о которых идет речь.

«Дягилев был главным редактором, а за ним потянулась целая вереница его товарищей, сотрудников, в том числе и А. Бенуа. Вместе с Дягилевым ко мне приблизились Серов, Головин, Коровин… кроме того, бывали Левитан, Врубель… Бакст и многие другие… желавшие попасть в журнал. Вышел первый номер „Мира искусства“ и наделал много шума. Задачей „Мира искусства“ было выдвинуть молодых, способных и талантливых художников, заговорить о них в журнале».

1) 1780-е гг.

3) 1870-е гг.

2) 1810—1820-е гг.

4) 1890—1900-е гг.

 

Ответ: 2.

 

Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

В1. Прочтите фрагмент из письма солдата и напишите название войны, о которой в нем идет речь.

«…Теперь идем в глубь России, да, собственно, не идем, а бежим. „Герман“ двигается за нами по пятам. Где остановимся, неизвестно. Кажется, из Москвы будем утекать до Урала. Эта война хуже и японской. Ту пропили, а эту продали… Есть пушки тяжелые, стоят уже на позиции, а стрелять не дают, патронов не подвозят. Отступая, увозят без единого выстрела. Эх, много есть похожего на измену прямо на глазах…»

 

Ответ: Первая мировая.

 

В2. Прочтите отрывок из выступления в Государственной думе государственного деятеля начала ХХ в. и напишите его фамилию.

«В основу закона 9 ноября положена определенная мысль, определенный принцип… В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землей, надо избавить его от кабалы отжившего общинного строя».

 

Ответ: Столыпин.

 

В3. Установите правильное соответствие между событием и его датой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Ответ: 5123.

 

В5. Установите правильное соответствие между названием периода российской истории и его временем.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Ответ: 1542.

 

В6. Расположите события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) Всероссийская политическая стачка

Б) «Кровавое воскресенье»

В) начало проведения аграрной реформы П. А. Столыпина

Г) третьеиюньский государственный переворот

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Ответ: БАВГ.

 

В7. Какие три из перечисленных ниже идей характеризуют либеральные взгляды? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) необходимость укрепления собственности крестьян на землю

2) необходимость радикальных революционных преобразований

3) следование реформаторскому пути преобразования общества

4) стремление к созданию пролетарской партии

5) сохранение политической власти в руках дворянского сословия

6) необходимость ограничения самодержавной монархии

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Ответ: 136.

 

Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С4. Назовите причины русско-японской войны 1904–1905 гг.

 

Ответ:


Тема 2. Россия в 1917–1920 гг.



2016-01-02 420 Обсуждений (0)
Реформы П. А. Столыпина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформы П. А. Столыпина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)