Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 2 страница



2016-01-02 995 Обсуждений (0)
ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В дополнение к свинье, которую в ограниченном количестве разводили в Горном Крыму, появился домашний бык на Керченском полуострове. Поскольку свинья и бык (тур) как домашние животные известны в Северном Причерноморье с более раннего времени, чем на Ближнем Востоке, имеются основания думать, что на первой из названных территорий (включающей Крым), где обитали дикие предки этих животных, сложился отдельный центр доместикации. Однако крымское скотоводство существовало в мезолите лишь в зачаточном состоянии.

Ряд авторов придерживается мнения, согласно которому в ме­золитическом Крыму уже имел место кризис охотничьей экономики, проявившийся в использовании виноградной улитки, зачатках скотоводства, тщательном извлечении мозга из костей и пр. Но «доживайте» охоты и собирательства, как основных хозяйственных секторов, до энеолитиче-ского века включительно, благодаря значительному количеству промысло­вых животных в горных лесах и живучести традиций, позволяет говорить только о первых признаках такого кризиса.

Важным занятием крымского мезолитического населения была обработка кремня, кости и дерева. Из резцов многие угловые: рабочая кромка оформлена изломом и резцовым сколом. Среди костяных предметов со стоянок Мурзак-Коба и Ласпи VII, из третьих слоев Шан-Кобы и


Фатма-Кобы, помимо гарпунных наконечников, имеются веретенообразные наконечники дротиков с одним или двумя пазами для кремневых вкладышей, проколки, иглы, проушная мотыга (роговая), подвеска (просверленный зуб хищника). В отличие от степей Украины, в крымских горных лесах и даже к северу от них, на стоянке Вишенное I, были най­дены кремневые тесла для работ по дереву — макролиты. По-видимому, кремневые вкладыши кукрекского типа, служившие для тех же целей и имеющие часто дугообразный профиль, вставлялись в пазы изогнутых деревянных скобелей, как это прослежено в мезолите Северо-Востока европейской России (поселение Вис I).

Мурзак-кобинская и кукрекская культуры.Основной горной куль­турой Крыма в мезолитическую эпоху была мурзак-кобинская, степной — кукрекская, но памятники последней известны также в Предгорье (Кукрек), на Ай-Петринской, Чатырдагской, Долгоруковской и Караби-яйле (Балин-Кош, Домчи-Кая, Кизил-Коба, Су-Ат III, Таш-Хабах II). На Главной гряде кукрекских стоянок выявлено даже больше, чем мурзак-кобинских, но в этом нет ничего удивительного: яйлы представляют собой нагорные степи.

Мурзак-кобинские памятники распространены не только в Юго-Западном Крыму, но и на Керченском полуострове, где намечен вариант этой культуры с некоторыми кукрекскими чертами. Мурзак-кобинские комплексы неоднородны и принадлежат двум традициям. Первая из них характеризуется отсутствием или незначительным количеством трапеций (вместо которых встречены острия: например, IV и II слои Фатма-Кобы), вторая — их широким распространением (IIIслой). Обе традиции находят параллель в тарденуазской культуре, которая близка к мурзак-кобинской. Тарденуазская культура — мезолитические памятники VII-VI тысячелетий до н.э. на Северо-Востоке Франции с различными микролитами (симметричные и асимметричные трапеции, острия, треугольники). Сходные памятники известны от Пиренейского полуострова до Крыма, вследствие чего стоянки мурзак-кобинской культуры часто именуются тарденуазскими.

Мурзак-кобинская культура (Мурзак-Коба; Замиль-Коба I, I слой; Алимовский Навес I, II слой; Кара-Коба; Шпан-Коба, верхний слой; Аджи-Коба III; Ласпи VII; Кореиз III; Киль-Бурун; Фронтовое I и пр.) довольно существенно отличается от кукрекской (Вишенное I, Кукрек, Таш-Хабах II, Ивановка I, Тасуново I и пр.). Нуклеусы первой из них — плоские, второй — конические или карандашевидные (рис. 5, с. 17). Мурзак-кобинские микролиты часто имеют вид трапеций и сегментов, а кукрекские — лишь пластинок с подтесанным брюшком (вкладыши строгальных ножей) и микро­пластинок без обработки или с концом, который скошен мелкой ретушью (вкладыши наконечников дротиков с костяной основой, снабженной пазом). Для мурзак-кобинских стоянок типичны скребки и резцы на пластинах, а для кукрекских — на отщепах, причем скребки округлые. В первом случае преобладала индивидуальная охота, во втором — коллективная.

Судя по двуслойному памятнику открытого типа Вишенное I, кук­рекская культура прошла в мезолите два этапа, первый из которых имеет раннемезолитический возраст. Среди находок в нижнем слое — конусо-


Рис. 5. Мезолит. Кукрекская культура. Кукрек, нижний слой. 1 пластина с ретушью; 2 3 - пластины с выемками; 4,5,13 - вкладыши кукрскского типа; 6-9, 12 - резцы; 10,11,19 - пластинки со скошенным краем; 14, 20 - скребки на отщепах; 15-17 - нуклеусы; 18 - микролит в виде низкой трапеции.

видные и карандашевидные нуклеусы, острие, близкое к типу граветт, серия вкладышей кукрекского типа, скребки и резцы на отщепах, макро-литические орудия (топоры или тесла), костяные ретушеры и наконечник с одним пазом для вкладышей. Комплекс. — типично кукрекский, но с архаическими чертами (макролитический характер инвентаря, наличие граветтоидного острия). Для датировки важно также его стратиграфи­ческое положение: верхний слой Вишенного I содержал позднемезоли-тический материал, аналогичный собранному в нижнем слое стоянки Кукрек, Центром формирования рассмотренной культуры могло быть Побужье. в то время как ареал охватывает значительнуючасть Украины, заклад Кремневый инвентарь мурзак-кобинской культуры при зна»гительном


сходстве существенно отличается от шан-кобинского (финальный пале­олит). Из геометрических микролитов наиболее многочисленными стано­вятся, вместо сегментов, трапеции, среди которых — экземпляры с выемкой на верхней основе. Такую выемку имеют и вытянутые, часто асимметричные «трапеции» фатьма-кобинского типа (с покатыми боковыми сторонами), правильнее называемые остриями. Увеличивается число хорошо огра­ненных микролитических пластинок. Преобладающая часть орудий изго­товляется на пластинах, но увеличивается количество скребков и резцов из отщепов. Получают распространение пластины с выемками. Неге­ометрических микролитов, в частности различных острий, выявлено мало.

К мурзак-кобинской культуре относятся погребения в навесе Фатьма-Коба и гроте Мурзак-Коба (рис. 6, с. 18). В первом из них в скорченном положении был похоронен мужчина со средиземноморскими расовыми чертами, во втором обнаружены остатки мужчины и женщины кроманьонского (чисто европейского) типа в вытянутой позе. У женщины еще при жизни из ритуальных соображений были отрублены копчики обоих мизинцев. Погребения приписываются, соответственно, носителям острийного и типичного тарденуаза. Судя по всему, мурзак-кобинская культура принадлежит двум разным группам населения, которые обитали не смешиваясь на одной и той же территории в течение многих столетии. Исследователями предполагается генетическая связь между этой культурой и предшествующими шан-кобинскими памятниками, но широкое распространение тарденуазской общности не исключает мысли о том, что здесь не обошлось без притока нового населения.

Один из исследованных памятников мурзак-кобинской культуры —


шШШ&тШ*!

щ*


м:


„:г


Рис. 6. Мезолитическое захоронение (Мурзак-Коба) и портретные реконструкции умерших по черепам, выполненные М.М.Герасимовым.


Ласпи VII — по значительной серии некалиброванных радиоуглеродных определений относится к VII тысячелетию до н.э., а верхний слой Шпан-Кобы имеет некалиброванную дату — около 6290 г. до н.э.

В целом же мурзак-кобинская культура условно укладывается в хро­нологические рамки второй половины VIII-VI тысячелетия до н.э., но ее возраст может быть углублен. По-видимому, к ее финальной стадии относится VII слой навеса Таш-Аир І, в котором еще нет керамики, но уже хорошо представлены трапеции и сегменты с уплощенной ретушью, получившей распространение в неолитическую эпоху.

Шпан-кобинские памятники.Недавно выделена еще одна, ранняя мезолитическая культура Горного Крыма, эталонным памятником которой служит пещерная стоянка Шпан-Коба. Здесь слой этой культуры, отде­ленный стерильными прослойками, подстилается шан-кобинским, а перекрыт мурзак-кобинским слоем и датируется временем около 7200 г. до н.э. Найдены острия с микрорезцовым сколом, в том числе с выемкой в основа­нии, оформленной с помощью ретуши (су-атский тип); микролиты-вкла­дыши в виде пластинок с краем, который «обрублен» (с граветтской от­весной притупляющей ретушью), и удлиненные асимметричные треуголь­ники, также с отвесной ретушью, часто с основанием, отретушированным в виде выемки. Комплекс дополняют угловые резцы (на углу сломанной пластины) и концевые скребки. Выделены также наборы шпанских орудий в коллекциях с недостаточно четко стратифицированных стоянок (IV и III слои Шан-Кобы, IV слой Фатьма-Кобы) и с памятников, культурные слои которых разрушены вообще (Су-Ат III и др.). IV и в меньшей мере III слой в Шан-Кобе отличаются от подстилающего V слоя.

Исследователи признают близость IV и III слоев Шан-Кобы к нижне­днепровским могильникам волошко-васильевского типа. Шпанский комп­лекс имеет и другие параллели, например в яниславицкой культуре (Поль­ша), которая моложе, чем средний слой Шпан-Кобы.

Шпанская культура относится ко времени, когда формировалась мур­зак-кобинская, и вполне вероятно, что в ней имеется и шпанский компо­нент. Судя по характеру инвентаря, в Шпан-Кобе могло существовать шпанское стойбище, но на некоторых других стоянках с элементами шпан­ской индустрии эти элементы, вероятно, служат лишь проявлением указан­ного компонента в мурзак-кобинских комплексах. Иными словами, ранне-мезолитические носители шпанской культуры могли раствориться в крым­ской этнической среде и оставить определенный след в мурзак-кобинских памятниках. Происхождение новой культуры связывается, прежде всего, с этносом стоянки Вишенное II, а в общем — с так называемым восточ­ным граветтом.

Абсолютная дата — возраст памятника, культуры и пр., выраженный в

единицах времени. Антсннообразная форма — в виде двух завитков. Ареал — территория распространения. Калиброванная дата — радиоуглеродное определение времени, уточненное

(углубленное) для полного соответствия хронологии, построенной

на исторических данных.


НЕОЛИТ

Общая характеристика.Новокаменный век в Крыму приходится на V и отчасти IV тысячелетия до н.э., заканчиваясь с появлением первых металлических изделий. Здесь эта эпоха сходна с мезолитом по типам поселений и кремневых орудий труда, которые по-прежнему носят микро­литический характер. Новшество заключено прежде всего в появлении форм с поверхностью, сплошь обработанной ретушью. Совершенствуется изготовление колющих и рубящих орудий. Важнейшим признаком эпохи является использование глиняной посуды. Главными объектами охоты мезолитического населения в Крыму были те же копытные, которых добывали в эпоху мезолита. Несколько увеличилась роль скотоводства, и, по-видимому, появилось земледелие, выросшее из собирательства (найдены детали жатвенного ножа и мотыг из оленьего рога). В Северном Причерноморье появились одомашненные овца и коза, заимствованные из Передней Азии. Однако основой хозяйства оставалась охота.

Неолитические поселения, как и мезолитические, открыты главным образом в Южном и Восточном Крыму. Интереснейшая часть горных стоянок расположена в гротах и навесах: Таш-Аир I, Замиль-Коба II, Шан-Коба, Водопадный Грот и пр. Остальные памятники находятся под откры­тым небом, в частности на яйлах Первой гряды Крымских гор: Ат-Баш и Балин-Кош, Аджи-Коба II, нижний слой Кая-Арасы, Зуя I, Койнаут и др. К открытому же типу принадлежат стоянки Керченского п-ва (Фронтовое I, Ленинское I, Тасуново I, Луговое I) и Северного Крыма (Долинка, Алек­сеевская Засуха, Ишунь, Мартыновка). Поселения расположены вблизи речек или источников.

Неолитические культуры.В культурно-этническом отношении крымский неолит близок к мезолиту. Различаются две главные группы памятников: горнокрымская и степная (кукрекской культурной традиции).

Горнокрымская общность памятников вместе с сурско-днепровской (в Надпорожье), ракушечноярской (на Нижнем Дону) и сероглазовской (в Прикаспии) составляют причерноморско-каспийскую историко-куль­турную область. Основой для периодизации горнокрымских памятников служит стратиграфия стоянки Таш-Аир I. Ее слой VI датируется ранним, a Va — поздним неолитом. В VI слое представлены сегменты с дугой на спинке в виде уплощающей ретуши и трапеции с ретушью, которая частично охватывает спинку. В слое же Va господствуют трапеции со струганой спинкой. В ранненеолитическом слое, наряду с костяными шильями, най­денными и выше, обнаружены обломки роговых проушных мотыг, имею­щих параллель в Замиль-Кобе II и ранних памятниках буго-днестровской культуры, а в слое Va найдена костяная основа жатвенного ножа с кремне­выми вкладышами.

Керамика раннего слоя была толстостенной (и, очевидно, остродонной) — как на стоянках Ат-Баш и Балин-Кош. Поздненеолитическая посуда, изу­ченная по стоянкам Таш-Аир I, Кая-Арасы, Шан-Коба (слой I), Водопадный Грот и Фронтовое I (слой I), — это яйцевидные сосуды, часто со слегка выраженной шейкой и приплюснутым сверху венчиком (рис. 7, с. 21). В глиняное тесто добавляли толченые раковины, реже дресву (чтобы предот-


Рис. 7. Неолит. Горнокрымская культура. Фрагменты глиняной посуды. 1,2,4,6,7 - поздний период; 3,5 - ранний. 1, 2,4,6 - Кая-Арасы (нижний слой); 3 ~ Балин-Кош; 5 - Ат-Баш; 7 - Водопадный Грот.

вратить трещины). Орнамент преимущественно лишен зональности и по­крывает не всю поверхность сосуда, но иногда отмечается даже на венчике изнутри. Узоры прочерченные, гребенчатые или в виде мелких углублений, а под венчиком иногда в ряд наносились круглые ямки. Мотивами служили горизонтальные ряды косых линий, горизонтальные линии, зигзаги, косая сетка и пр.

Стоянки кукрекской культурной традиции, распространенные главным образом в Степном, а отчасти и в Предгорном Крыму, обычно имеют компоненты кукрека и горнокрымской культуры, что свидетельствует о смешении двух этносов. Такие памятники могут рассматриваться как отдельный культурный тип, к которому относятся Алексеевская Засуха, Долинка, Ишунь, Мартыновка в Присивашье, Су-Ат III на Караби-Яйле, Кукрек (верхний слой), Тасуново I.


В Долинке и I слое Фронтового I обнаружены фрагменты сосудов с «воротничком» (утолщением на венчике), украшенных зональным орна­ментом. Такая керамика характерна для могильников мариупольского типа, распространенных в Приднепровье и Приазовье. На проникновение в Крым мариупольского населения может прямо указывать Долинский мо­гильник, в большой яме которого захоронено около 50 умерших в вытя­нутом положении на спине, головами в противоположные стороны. В центре могильника покойники были положены ярусами. Многих в свое время посыпали охрой — символом крови и жизни, и краска осела на костях. В качестве инвентаря найдены кремневые ножевидные пластины, округлые скребки на отщепах, проколки, трапеции со струганой спинкой и многочисленные просверленные зубы оленя, очевидно нашитые на головные уборы и одежду, а также костяные бусинки. (Погребальный обряд, инвентарь захоронений являются важной частью археологиче­ской культуры, которую формирует общность однотипных памят­ников на конкретной территории и в определенный период времени.)

Антропогенез - становление человека.

Горит — скифский футляр, вмещавший как лук, так и стрелы.

Гривна — шейное украшение в виде обруча, преимущественно с несомк­нутыми концами.

Доместикация — приручение диких животных.

Дресва — толченый камень.

Ингумация - захоронение умершего в земле.

Культура археологическая — единство сходных между собой памятни­ков конкретного времени на одной и той же территории.

Культурный слой — толща земли на археологическом памятнике, со­держащая культурные остатки (кремень, обломки керамики, кости животных, строительный мусор и т.д.).

Лощение — сглаживание до блеска поверхности глиняного сосуда пе­ред обжигом.

Микролитический — представленный крупными орудиями.

Мегалиты — сооружения из огромных камней.

Неандерталец — ископаемый человек, непосредственный предшествен­ник человека современного физического типа.

Нуклеус — подготовленное оббивкой кремневое ядрище, от которого нанесением ударов отделяли сколы.

Оледенение — период холодного климата с увеличенной территорией, занятой ледником.

Палсомагнитная дата — полученная при исследовании обожженной гли­ны на археологическом памятнике.

Подбой — боковая пещерообразная выемка у дна могильной ямы для помещения умершего.

Портупейный пояс — поясной ремень для ношения оружия.

Пряслице — маховичок веретена.

Псалий — прищечные ограничители, фиксирующие удила в заданном положении и способствующие строгому управлению конем.

Ретушь — система мелких фасеток, превращавших кремневый скол в законченное оруди.

Ритуальный — связанный с обрядами, составляющими оформление ре­лигиозного акта.


ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Ориентировочно с IV по начало I тысячелетия до н.э. в Крыму длилась эпоха раннего металла, или меди и бронзы, включающая энеолит и бронзовый век.

Энеолит. Название периода обозначает время, когда наряду с медными изделиями еще широко использовались кремневые. Медь поддается ковке, но отличается мягкостью и высокой ценой, которые помешали ей полностью вытеснить изделия из кремня. Открыли медь раньше, чем железо, так как она нередко встречается в природе практически в чистом виде.

В Крыму своеобразные, предположительно энеолитические стоянки, выявленные на Южном берегу, относятся к числу так называемых «раковинных куч», расположенных на морском побережье и включающих керамику с кремневым инвентарем (Ласпи I, Гурзуф, Жуковка и пр.). В отличие от мезолитических стоянок (среди которых — расположенная на море Ласпи VII), здесь скопления составляют не раковины наземной улитки (которые тоже встречаются), а, главным образом, створки морс­ких моллюсков — мидий и устриц, хотя отмечена и морская улитка пателла. Это говорит о новом этапе в истории собирательства. Найдены также остатки крабов, фрагментированные кости млекопитающих, птиц и рыб.

Среди кремневых орудий, изготовленных из отщепов или пластин, — скребки, нолей, проколки и наконечники стрел с двусторонней сплошной (плоской) ретушью. Керамика — сосуды с четко выраженной, часто ци­линдрической шейкой и отогнутым наружу краем, по-видимому, с круглым или уплощенным дном. Поверхность хорошо сглажена. Орнамент, врезной и гребенчатый, в основном елочный, обычно в виде повторяющихся горизонтальных и вертикальных зигзагов; он характерен для верхней части сосудов, которые подчас лишены декора. По калиброванной радио­углеродной дате Гурзуфская стоянка относится к первой половине IV тысячелетия до н.э.

Южнобережные поселения, рассматриваемые как энеолитические, имеют близкие параллели на удаленных от моря стоянках Горного Крыма (Дружное, верхний слой Фатьма-Кобы, слой V6 Таш-Аира I), где были найдены, в частности, сплошь ретушированные наконечники стрел с выемкой у основания. Металл пока не обнаружен. Дары моря собирали, по-видимому, специальные промысловые группы, выделявшиеся общинами, которые постоянно обитали в Предгорье, главным образом в пещерах. У этих общин шла замена охоты скотоводством в связи с кризисом охотничьей экономики. Существование преемственной связи у описанных стоянок с горнокрымскими неолитическими памятниками обосновать при нынешнем уровне наших знаний трудно.

Общая характеристика бронзового века.Вслед за вещами из «чис­той» меди (в которой всегда отмечаются естественные примеси) входят в употребление предметы из мышьяковистой бронзы, а уже затем получает распространение сплав меди и олова. Вытеснение меди бронзой обуслов­лено тем, что последняя тверже и плавится при более низкой температу­ре. В свою очередь оловянистая бронза превосходит мышьяковистую по твердости, способна закаляться при медленном охлаждении и, что особенно


важно, не токсична. Получали олово из руды (касситерита), нагревая ее в смеси с углем. Обработка меди и бронзы прошла эволюцию от холодной ковки металла до литья в двустворчатых каменных формах.

На поселениях бронзового века почти повсеместно доминируют кости домашних животных: в связи с кризисом охотничьей экономики главная роль в хозяйстве перешла к скотоводству. Другой ведущей отраслью экономики явилось земледелие. Победа скотоводства над охотой открыла путь к развитию ткачества, поскольку теперь в распоряжении людей оказались в значительном количестве овечья шерсть и козий пух. Человек также открыл дикорастущие растения с волокнами, которые пригодны для прядения. Развитие скотоводства, земледелия и металлургии означало рост роли мужского труда. Социально-экономический ячейкой стал род, а затем ею стала большая патриархальная семья.

В раннем бронзовом веке в Крыму уже бытовала повозка с четырьмя колесами, которые изготовлялись из одного, а затем из трех кусков дерева. В нее запрягали быков. Позднее стала применяться конная колесница с двумя колесами, имевшими отдельный обод, ступицу и спицы. Она использовалась, в частности, при вооруженных конфликтах для наступательных действий. Родиной повозки считают Месопотамию, а боевой колесницы — Восточное Средиземноморье.

Связанное со скотоводством освоение колесного транспорта явилось предпосылкой появления курганов в Степном и Предгорном Крыму. Это — кладбища, над которыми возведены насыпи. В связи со сложившимся культом предков, верой в загробную жизнь и желанием закрепить за собой освоенную территорию, сооружение курганов у пастушеских племен, лишенных постоянных поселений, стало обязательным. Однако там, где уже побывали носители курганной культуры, новые пришельцы в широких масштабах использовали готовые насыпи, совершая в них впускные захоронения. В могилу клали сосуды с пищей, орудия труда, оружие, украшения — все, что, по представлениям людей того времени, было необходимо умершему.

Примерно 8% от 474 погребений, исследованных в курганах Крым­ского Присивашья (1962-1964 и 1977-1978 гг.), составляют совместные захоронения, в частности, мужчины с женщиной. Некоторые исследователи предполагают, что в таких случаях перед нами — умерший высокого общественного статуса человек и человек, подвергшийся убийству для того, чтобы он (в такую возможность верили древние люди) сопровождал важного покойника в мире теней. Однако, скорее всего, парные и коллективные ингумации бронзового века — это просто погребения людей, расставшихся с жизнью одновременно. Причинами их гибели могли быть эпидемии или раны, полученные при вооруженных столкновениях.

Средняя продолжительность жизни в бронзовом веке Крыма в значи­тельной мере определялась смертностью детей в возрасте до 15 лет, а они составляли четвертую часть всех погребенных. Однако по сравнению с данными по другим могильникам раннего металла (Правобережная Укра­ина, Среднее и Верхнее Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия) детская смертность в Крыму бронзового века была относительно низкой. По-


видимому, экологические условия здесь были более благоприятны, чем в других районах. К причинам высокой смертности в первобытном обществе следует отнести повышенную ранимость и слабую иммунологическую защищенность детского организма в условиях, когда отсутствует гигиена, а медицинские средства малоэффективны.

Бронзовый век Крыма характеризуется ямной, катакомбной и срубной историко-культурными общностями (группами родственных культур), а также отдельными культурами: кеми-обинской, многоваликовой, камен-ско-ливенцовской, сабатиновской и белозерской. Памятники представляют собой погребения, обычно курганные, и поселения, но последние на полу­острове, за исключением каменско-ливенцовских, сабатиновских и белозер-ских, пока практически не выявлены, поскольку племена вели полуоседлый образ жизни. Ямники, катакомбники, создатели многоваликовой керамики и срубники могут рассматриваться в Крыму как пришлое население.

Ямная историко-культурная общность.Ее памятники встречаются на огромных, в основном степных пространствах от Нижнего Подунавья на западе до Южного Урала на востоке. Ямные племена, представляющие ранний бронзовый век, наряду с носителями кеми-обинской культуры, соорудили основную массу курганов как в Крыму, так и далеко за его пределами; в дальнейшем носители других культур, вплоть до печенегов и половцев, использовали готовые насыпи для своих погребений. В наибольшем количестве ямные погребения встречаются в Присивашье, немногочисленны они на Тарханкуте и в центральной части полуострова. Под насыпями курганов высотой до 3 м и более встречаются охватывающие их кольцевые ровики и такие же ряды камней (кромлехи), связанные с культом солнца.

Умерших хоронили в прямоугольных, нередко довольно крупных (до 2,2 х 2,0 м) ямах, которые были перекрыты плахами, досками или жердями, иногда каменными плитами, а в одном случае даже антропоморфной стелой. Некоторые могилы были с уступами (заплечиками) по всему периметру и снабжались двойным перекрытием. В кургане возле Красноперекопска на перекрытии могилы лежали 12 черепов крупного рогатого скота, свидетельствующие о почитании быка.

Покойники, обильно посыпанные охрой, лежали на спине с согнутыми в коленях ногами, головой преимущественно к востоку или северо-востоку. В могилах встречаются кости козы или овцы, отмечен отпечаток ткани. Встречаются сосуды — яйцевидные или с небольшим плоским дном, обычно с выраженной шейкой, иногда с вертикальной ручкой или выступами в верхней части; орнамент — веревочный и врезной, на поверхности встречается полосчатое сглаживание. Найдены роговые молоточковидные булавки и проколки, амулеты в виде просверленных звериных зубов и костяные кольца, кремневые наконечники стрел с глубокой выемкой у основания и черешковый нож, каменные пестики и терочники, листовидные ножи и четырехгранные шилья из меди и мышьяковистой бронзы.

Молоточковидные булавки были причастны к культу плодовитости скота: их рассматривают как фетиши, предметы, наделяемые магической


силой. Для крепления привесок, создававших шум, они имеют отверстие в головке, как фаллические предметы (фаллос — мужской детородный орган) булавки имеют грибовидные выступы, а в качестве клинка для жертвоприношений — заострение у стержня. Лишь самые мелкие экземпляры применялись как шпильки. В кургане 1 у с.Черноземное Советского р-на (детское погребение 10) выявлены молоточковидные булавки оригинального оформления, при одной из которых лежало пять подвесных блях с орнаментом, а при другой - три для игры двумя руками.

В кургане 14 у с. Болотного на заплечиках ям ной могилы, перекрытой досками (погребение № 5), оказались три деревянных колеса диаметром 70-74 см в виде диска с выступающей втулкой от четырехколесной повозки.

Все подобные захоронения близки к ямной культуре Приазовья и Степного Поднепровья. Позднеямные погребения в Крыму совершены в небольших могилах, ориентировка неустойчивая, охры мало, инвентарь беден, а на завершающем этапе умерших хоронили уже в скорченном положении на боку. В сложении ямной историко-культурной общности большую роль сыграла среднестоговская энеолитическая культура Нижнего Поднепровья и бассейна Северского Донца.

В свете новейших данных (189 калиброванных радиоуглеродных опре­делений) ямная общность укладывается в хронологические рамки XXX-XXIII вв. до н.э. Она приписывается пастушеским индоевропейским племенам, сыгравшим большую роль в истории Юго-Восточной Европы.

Кеми-обинские (ящичные) памятники.Эта культура распространена, главным образом, вдоль границы между Степным и Горным Крымом, но известна также в Нижнем Поднепровье и Северо-Западном Причерноморье. Высота курганов 1-3 м, а иногда и 5-6 м (например, курган Кеми-Оба между г.Белогорском и с. Богатым, который возник в результате досыпки на месте двух примыкавших друг к другу земляных сооружений). Многие курганы имеют кромлехи, а иногда и каменные сооружения в насыпи, в верхней части которой встречаются каменные стелы. Некоторые кеми-обинские курганы представляют собой святилища, перекрытые насыпью, в том числе с примитивными стелами, установленными внутри ограды.

Погребальные сооружения делятся на: каменные ящики с перекрытием, слегка вкопанные в землю; такие же ящики, но впущенные в могилу, и каменные или деревянные сооружения, перекрытые усеченно-коническим куполом либо каменной наброской. Отмечены погребения в каменных ящиках из четырех плит, тщательно обработанных и подогнанных друг к другу, с перекрытием. В одном случае (с. Вилино) ящик имел окно, характерное для западнокавказских погребальных домиков — дольменов. Щели у ящиков иногда замазаны глиной. Известна гробница, вырубленная в каменном блоке (Евпатория). В кургане 6 на месте строившегося Симферо­польского водохранилища была открыта каменная коллективная усыпаль­ница. Покойников клали на левом боку с подогнутыми ногами или скорченно на спине, головой чаще всего на восток или северо-восток и слегка посыпали охрой. В кургане Курбан-Байрам в Присивашье покойник был положен на салазки. Могильный инвентарь подобных захоронений включает кремневые пластины, орудия с плоской ретушью (наконечники стрел с усеченным или



2016-01-02 995 Обсуждений (0)
ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (995)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)