Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 5 страница



2016-01-02 534 Обсуждений (0)
ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным жилищем кочевников были войлочные юрты, укрепленные на повозках. В них передвигались со своими семьями < восьминогие» -рядовые общинники, имевшие небольшое стадо животных и двух волов которые тянули повозку. Небольшие парные семьи кочевников входили в состав больших родственных объединений. Пока эти воины-скотоводы составляли основную часть степного населения, Скифия оставалась непобедимой.

Утварь рядового населения была небогатой, состояла из нескольких глиняных, как правило, лепных сосудов, использовавшихся для приготовления и употребления пищи, деревянных чаш, кожаных мешков - бурдюков. На стоянках кочевников часто находят обломки греческих транспортных сосудов - амфор. Первоначально в них находилось вино, к которому скифы были неравнодушны, а затем вместительные амфоры


использовали для хранения воды, молока, кисломолочных продуктов. Судя по находкам в могилах, в скифских семьях была и парадная посуда. Состоятельная верхушка приобретала в греческих городах художественную посуду из драгоценных металлов. Рядовое население наряду с лепной посудой пользовалось и чернолаковыми сосудами, купленными у греков. Такие, сравнительно недорогие чаши, тарелки, миски, кувшины в большом количестве привозили из Греции, в основном из Афин. Судя по почти полному отсутствию среди находок монет, кочевники вели меновую торговлю. Предметом обмена, как правило, являлись продукты кочевого хозяйства, однако, судя по последним исследованиям ученых, заметную роль в скифском товарообмене могла играть работорговля.

Период скифской истории, относящийся к 550-525 гг. до н.э., характеризуется следами интенсивных военных действий в Поднепровье и в восточной части Крымского полуострова. Материалы, полученные при раскопках греческих городов, существовавших в это время на крымском берегу Керченского пролива, достаточно красноречивы. И в Порфмии, и в Мирмекии были построены оборонительные стены, причем Порфмий пережил нападение, сопровождавшееся пожаром. Возможно, какая-то группа скифов, перемещавшаяся из Азии, з'стремилась на Крымский полуостров и столкнулась с сопротивлением, которое им оказали родственные скифам по происхождению и культуре местные племена, а затем и греки-колонисты.

Новый период в истории крымских скифов начался в последние десятилетия VI - начале V вв. до н.э. Археологически он выражается в появлении в Степном и Предгорном Крыму погребений воинского облика, нередко называемых «дружинными».Таких захоронений немало в крымских курганах. Самые ранние из них раскопаны в Золотом кургане под Симферополем и в кургане близ с. Вишневка у Перекопа. В небольших грунтовых могилах были похоронены знатные, тяжело вооруженные конники. Ножны их мечей были декорированы золотом, на гориты были нашиты золотые украшения. От вражеского оружия их при жизни защищали доспехи, состоявшие из сотен железных пластин, нашитых на кожаную основу. На доспехи, разложенные на дне могилы, были положены после смерти тела военачальников. Могилы воинов известны на Керченском полуострове, в районе Феодосии, в Присивашье, в Западном Крыму, в центральной части крымской степи и в предгорьях. В середине второй половине V в. в Крыму уже сформировалось постоянное скифское население. Во главе свободных воинов-кочевников стояла военная ари­стократия. Часть же скифов, вероятно беднейшая, в это время начала переходить к земледелию, оседая на земли близ греческих городов. Например, близ Феодосии, у с. Фронтовое, археологами раскопаны не курганы, сооружение которых требовало усилий большого родственного коллектива, а грунтовый могильник, мало отличающийся от современных сельских кладбищ, состоящий из многочисленных небольших могил с очень скромными вещами, которые должны были сопровождать умерших в их путешествии по загробному миру. Лишь у мужчин изредка находили наконечники стрел и железные кинжалы, а захоронения женщин и детей


сопровождали немногочисленные стеклянные бусы, приобретенные у греков, и небольшие сосуды. Рядом с могильником были обнаружены и остатки поселения- Такой же могильник найден и у с. Приречное между Белогорском и Нижнегорском. И в этом случае невдалеке от него были отмечены следы небольшого села, основанного скифами-земледельцами.

Заметное увеличение числа захоронений в крымских курганах, произошедшее в конце VI — начале V вв. до н.э., очень показательно. В большинстве могил были захоронены, в основном, мужчины-воины, что свидетельствует, по мнению археологов, о появлении в Степном Причерноморье и на Крымском полуострове очередной волны скифов из глубины Евразии и начале здесь формирования новой Скифии. Вскоре они подчинили своих лесостепных соседей и поставили в зависимость некоторые греческие города.

Серьезное противодействие скифам оказали лишь греки, жившие на берегах Боспора Киммерийского. Объединившись около 480 г. до н.э. в единое государство, во главе которого стал род правителя Археонакта, боспорские греки сумели остановить скифскую агрессию. В Пантикаиее в это время интенсивно развивается производство металлических предметов военного назначения. В небольших городках — Мирмекии, Порфмии, Тиритаке возводятся оборонительные стены. Но на сельских поселениях греков, находившихся около Нимфея, заметны следы разгрома.

Но войны нельзя вести бесконечно, и ближе к середине V в. до н.э. мы видим новую ситуацию. Заново отстраивается центральная часть столицы Боспорского государства Пантикапея. А в Нимфее, не вошедшем в состав Боспорского государства или вышедшем из этого объединения после войны, появляются на службе воины-варвары. Об их присутствии археологи судят по богатым захоронениям, над которыми были насыпаны курганы. Находки в гробницах представлены доспехами и оружием скифского типа, греческими сосудами, скифскими и греческими украшениями. Рядом с могилами хозяев находились захоронения боевых коней. Такой обряд хорошо известен и в скифских могилах Прикубанья. Возможно, нимфейские воины и были представителями скифских племен, живших к востоку от Керченского пролива. Опираясь на такой подвижный и хорошо вооруженный отряд, непокорный город мог противостоять посягательствам на свою независимость со стороны вчерашних союзников, объединившихся вокруг Пантикапея, а также защищать его от грабительских набегов обитателей крымских и материковых степей.

Во второй половине V в. до н.э. в курганном некрополе Пантикапея появляются богатые погребения воинов-варваров. Они известны в Акбурунском кургане и Баксинском кургане. Вероятно, и в столице Боспора оценили сильные стороны конных скифских дружин. Еще одно богатое воинское захоронение известно в степной части Керченского полуострова — у с. Ильичево. С ним связан клад из нескольких предметов. Золотые обкладки горита из этого клада очень похожи на такие же украшения из Семибратнего кургана, находящегося в Прикубанье.

Если Боспор сумел отстоять свою независимость, то отношения


степных скифов с быстро развивавшейся Керкинитидой, расположенной в противоположной части Крымского полуострова, строились на основе уплаты дани. Отправка дани упомянута в письме, написанном в конце V в. Апатурием, жителем Керкинитиды.

Труднее охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в этот период в Горном Крыму. Судя по захоронениям в предгорных курганах, скифы включили в свои владения внешнюю горную гряду, подчинив или вытеснив прежних обитателей предгорья — тавров.

В Степном Причерноморье и в Степном Крыму главенствовали скифы царские. Геродот, побывавший вблизи Крымского полуострова около середины V в. до н.э., определил Степной Крым как зону их постоянного обитания: «За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до "Гаврики, а на восток — до рва, выкопанного потомками слепых рабов...». Основным занятием их верхушки, судя по характеру погребального инвентаря, было военное дело. Несомненно, Vb. до н.э. был «героическим периодом» в жизни степной аристократии. Рядовое население, в основном, продолжало заниматься кочевым скотоводством, лишь в округе Феодосии начался переход к оседлости или полуоседлости.

В IV в. до н.э. жизнь в крымских владениях скифов изменилась. В это время население увеличилось в несколько раз. Ограниченность пространства, пригодного для кочевой жизни, привела к тому, что большая часть скифов была вынуждена перейти к земледелию. В Степном и Предгорном Крыму происходил переход массы кочевых скифов к оседлости. Это явление особенно хорошо заметно на Керченском полуострове, а также в степи и предгорье близ Феодосии. Происходила седентаризация (переход к оседлости) на скифских землях, граничивших с землями Боспорского царства, либо на землях, ранее бывших скифскими, но в этом столетии вошедших в состав Боспорского государства. Здесь на протяжении столетия возникло несколько десятков деревень, населенных в основном варварами. Размеры сел были разными, от небольших хуторов с двумя - тремя домами-усадьбами, находившимися на приличном расстоянии друг от друга, до больших, поселков, занимавших площадь в несколько десятков гектаров. В них расстояние между домами составляло 50-30 м. Свободное пространство занимали сады и огороды. Нередко между домами возвышались невысокие холмы - зольники. Это была и мусорная свалка, используемая семьей или родственными семьями, и одновременно служившая святилищем божеств, хранителей домашнего очага и семейного благополучия. Дома состояли из двух- трех комнат, имевших жилое и хозяйственное назначение, небольших помещений, отведенных для содержания животных. Их стены возводили из камня на глиняном растворе. Иногда каменными были лишь цоколи, а выше стены состояли из сырцовых, то есть необожженных, высушенных на солнце кирпичей. Крыши были земляными, лишь изредка археологи находят обломки покупной плоской черепицы. Во дворах находились многочисленные хозяйственные ямы, предназначенные


для хранения зерна в колосках. В каждую из таких емкостей глубиной от 1,5-2 м и более, вмещалось от полутонны до тонны зерна. Иногда встречаются и крупные ямы вместимостью в несколько тонн. Такие хранилища с широкой нижней частью и узким устьем существовали сравнительно недолго. Как правило, через несколько лет после сооружения их засыпали бытовым мусором - пеплом и обломками разбитой посуды. Бытовые предметы, найденные в мусоре, представлены обломками греческих амфор, местной лепной и приобретенной у греков гончарной посуды, кусками глиняных жаровен, глиняными грузиками для веретен - пряслицами. Изредка встречаются более крупные грузы для ткацких станков. Среди находок на поселениях известны единичные греческие монеты, бронзовые украшения для конской упряжи, бронзовые наконечники стрел, железные орудия труда и обломки оружия.

Основным занятием сельских обитателей было земледелие. Они выращивали пшеницу, которую через порты Боспорского царства продавали в Грецию, в основном в древние Афины. Жители сел занимались придомным и пастушеским скотоводством. Характер придомного скотоводства понятен современному человеку, пастушеское может быть связано с длительным нахождением стада вдали от дома на летних и зимних пастбищах. Доля лошадей в их стадах, по сравнению с кочевым стадом, снизилась, зато возросла доля крупного рогатого скота. Часть мясных продуктов получали путем охоты на диких животных. Садоводство и огородничество существовало в небольших размерах и было направлено на удовлетворение потребностей членов семьи. Семьи, судя по размерам домов, были небольшими - парными, состоящими из родителей и их детей. Похоже, что взрослые сыновья отделялись от отцов, создавали собственные усадьбы и получали новые земельные наделы.

Судя по тому, что все эти дома похожи друг на друга, можно думать, что жители поселков имели близкий по уровню материальный достаток. Скорее всего, это были недавние рядовые кочевники и обедневшие скифы, лишившиеся своих стад и права пользоваться пастбищами. Их труд в своих интересах использовала высшая скифская знать. Возможно на землях Боспорского государства такие «соседские» общины эксплуатировала царская власть.

Близ поселений в восточном Крыму появляются курганные могильники, состоящие из многих насыпей, под которыми находились каменные и грунтовые склепы, предназначенные для членов одной семьи. Лучшие гробницы из хорошо обработанного камня сооружали специально приглашенные для этого каменотесы и строители-греки.

В курганах степного Присивашья были распространены могилы в виде катакомб - небольших искусственных пещер, предназначенных для захоронения одного-двух человек. Население этой части Крыма продолжало придерживаться традиций, характерных для степняков. К тому же здесь нет сел, но нередко встречаются следы стойбищ - недолгих остановок скотоводов. Здесь сохранялся кочевой образ жизни. Захоронения кочевников богаче, чем могилы земледельцев: их положение в скифском обществе было выше, чем у земледельцев.


Скифская аристократия высокого ранга в это время сосредоточилась в предгорной части полуострова. В первой половине IV в. до н.э. существовал аристократический могильник Дорт-Оба, исследованный археологами близ Симферополя. Возможно, здесь хоронили номархов — правителей крымской части Скифии, подчинявшихся великому царю Атею, возглавлявшему всех причерноморских скифов. Более поздний, относящийся ко второй половине этого столетия могильник местной знати расположен у современного г. Белогорска. Курганы высотой около десяти метров говорят о том, что на Таврическом полуострове появилась собственная династия, считавшая себя всего лишь на один ранг ниже великих царей всей Скифии.

Действительно, на вершинах гор Ак-Кая и Беш-Оба находится самый большой аристократический могильник крымских скифов, возникший не ранее середины IV в. до н.э. Аккайский курганный некрополь несет оригинальные черты. Они выражены в продуманном использования особенностей местности и характеризуются архитектурным решением, при котором большие курганы оказались включенными в рельеф Горного Крыма. Так, при взгляде из Степного Крыма на горно-предгорное междуречье рек Биюк-Карасу и Кучук-Карасу, уже с расстояния 15-20 км, а в дни с контрастным освещением - с расстояния в несколько десятков километров, открывается ритмическая картина острых и куполовидных вершин Крымских гор, между которыми проступают как бы уравненные с ними по величине и значению силуэты больших курганов. В строго продуманном выборе перспективы убеждает и то, что в другой части Предгорного Крыма при всем старании, не удалось бы добиться такого эффекта. Поэтому памятник можно отнести к числу уникальных для Северного Причерноморья ланшафтно-архитектурных «парков». Среди почти что сотни небольших курганов, здесь возвышаются 10 курганов высотой от 6 до 10 м. Под насыпью каждого из них было совершено захоронение представителя скифской аристократии, который в условиях Крымского полуострова, при жизни мог претендовать на царский титул. За две с половиной тысячи лет эти могилы были разграблены и не один раз (этого не понимают современные торговцы древностями, поэтому бригады алчных осквернителей гробниц проодолжают бессмысленно разрушать памятники). Археологам удалось осмотреть только две гробницы, находящиеся под курганами. В одном случае, это была большая скифская катакомба, такая же, как и в больших курганах древних царей Степной Скифии. Во втором, современные грабители раскрыли большой каменный склеп, построенный специально приглашенными греческими мастерами.

Еще одна ветвь скифской аристократии с высоким уровнем притязаний осела в столице Боспорского царства Пантикапее. Ее богатства создавали скифы, обитавшие в многочисленных селах, остатки которых обнаружены археологами на Керченском полуострове. После смерти знатные скифы были похоронены в курганах Куль-Оба и Патиниоти, расположенных в некрополе Пантикапея среди гробниц знатных греческих семей, живших в Пантикапее.


И Куль-Оба и курган Патиниоти по размерам относятся к той же группе аристократических курганов, что и находящиеся на г. Беш-Оба и Ак-Кая в Крымском предгорье. Это уравнивает социальное положение похороненных в них варварских вождей или царей. Каменный склеп, над которым был сооружен курган Куль-Оба, имел вид прямоугольника с уступчатым перекрытием высотой 5 метров. На деревянном ложе покоился скифский владыка в расшитой дорогими украшениями одежде. Здесь находилось богато декорированное оружие, украшения, драгоценные сосуды. Рядом стоял кипарисовый саркофаг с захоронением женщины, в котором были найдены многочисленные украшения. Покой хозяев охранял слуга - оруженосец. Почти таким же было захоронение в кургане Патиниоти. Возможно, в эти двух недалеко друг от друга расположенных курганах, находились гробницы членов одной аристократической семьи, избравшей местом своего пребывания греческий город.

В западной части Крымского полуострова, в кургане Чаян (близ Евпатории), обнаружено еще одно захоронение скифского аристократа. Вероятно, он возглавлял скифов Западного Крыма.

Судя по оружию, обнаруженному в захоронениях, аристократы в воен­ное время были предводителями скифских отрядов, в которых рядовые кочевники составляли костяк конницы, а земледельцам была отведена роль легко вооруженной пехоты.

О взаимоотношениях скифов с греческим населением Крымского полуострова в IV в. до н.э. можно судить лишь по отрывочным свидетельствам из истории Боспорского государства. Так, в начале столетия скифы, подданные царя всей Скифии Атея, выступили в роли союзников боспорского правителя Левкона в войне Боспорского царства против независимой Феодосии. Во второй половине столетия произошла война уже между скифами и Боспором. Причины ее не ясны, однако это столкновение вряд ли было длительным. Вероятно, Боспор, используя в первую очередь экономические рычаги, сумел умиротворить скифов. Поэтому, когда два десятилетия спустя разгорелась борьба за боспорский престол между законным претендентом Сатиром и его противником Евмелом (кстати, братом Сатира), поддерживаемым приазовскими сираками из мощной сарматской группы племен, скифы выступили на стороне Сатира, который в конечном итоге проиграл. Это было их последнее активное вмешательство в боспорскую политику, приблизившее решающее столкновение между скифами и их восточными соседями — сарматами. О катастрофе, постигшей и скифов, и греков в 70-60-е гг. III в. до н.э., можно судить по материалам скифских поселений Феодосийской и Керченской зоны, а также херсонесских поселений Северо-Западного Крыма, в их числе Керкинитиды и Калос Л имена. Жизнь внезапно прекратилась на сотнях поселений, на некоторых из них были обнаружены следы пожаров и останки погибших людей. Картина полного разгрома удручающа, видимо, пришедшие из-за Дона сарматские племена в течение одного или нескольких походов полностью покончили со скифами, не пощадив и греческих владений. Уцелели лишь греческие города, защищенные мощными каменными стенами.


БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО

Греческая колонизация. Образование Боспорского царства.Огром-ное значение в истории племен, населявших в древности Крым, имела греческая колонизация, в ходе которой на побережьях Черного и Азовс­кого морей появились эллинские города и селения. Массовое колониза­ционное движение греков относится к VIII-V1 вв. до н.э. — времени формирования у них государства (полиса). Этот процесс сопровождался ростом имущественного неравенства, обезземеливанием многих крестьян и части аристократии, социально-политической борьбой. К этим причинам добавлялись другие: поиски источников сырья (особенно металлов, леса), недостающего хлеба, а на втором этапе колонизации (вторая половина VII-VI вв. до н.э.) — рабской рабочей силы и рынков сбыта для греческих товаров. В поисках новой родины приняли участие, в первую очередь, безземельные крестьяне, но также ремесленники, торговцы и отстраненные отдел политики из представителей родовой аристократии.

В Северное Причерноморье греков влекли плодородные почвы, бога­тый растительный и животный мир, обилие рыбы, удобные гавани. Зна­комство с местным населением, видимо, произошло задолго до начала ко­лонизации благодаря случайным, порой пиратским экспедициям эллинских


купцов-мореходов. Собственно колонии (апойкии) здесь появились позднее, чем в других районах Средиземноморья и Причерноморья, — результат отдаленности, несколько более прохладного климата, враждебности части местного населения. Ведущую роль в колонизации играл малоазийский город Милет. Во второй половине VII в. до н.э. было основано первое в Северном Причерноморье поселение на о. Березань, на рубеже VII-VI или в начале VI в. до н.э. — Ольвия (с. Парутино) и Пантикапей (Керчь). В VI в. до н.э. — Феодосия, Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Киммерик в Восточном Крыму; Фанагория, Гермонасса, Синд екая гавань, Кепы — на азиатской стороне Керченского пролива. В Юго-Западном Крыму основываются Керкинигида (Евпатория) и Херсонес (Севастополь)*. Численность поселенцев в каждой колонии, предполагают, колебалась от ста до тысячи человек. Приход греков сразу поставил на повестку дня вопрос об их взаимоотношениях с местным населением. Складывались они по-разному, мирно и враждебно, в зависимости от конкретных ситуаций и заинтересованности аборигенов в контактах с пришельцами. В итоге местные племена познакомились с более развитой античной цивилизацией и позаимствовали некоторые ее достижения, в результате чего усовершенствовалось их общество. Эти взаимодействия породили своеобразный, неповторимый и богатый мир, просуществовавший в Крыму почти тысячелетие.

Наиболее ярким примером активного взаимовлияния пришлых, ан­тичных элементов и местных, варварских является самое большое и сильное государство в Северном Причерноморье — Боспорское царство, возникшее в результате переселения греков с западного побережья Малой Азии и островов Эгейского моря в районы по обе стороны Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Колонисты осваивали окружающие плодородные земли — об этом говорят находки зерен хлебных злаков, хозяйственных ям и глиняных сосудов для хранения зерна, орудий сельского труда, рас­пространение культов божеств плодородия. Земледельцы получали участки за пределами города, на территории так называемой городской хоры, простиравшейся на несколько (обычно пять-семь) километров. Разводили домашних животных, занимались рыболовством, охотой. Сохранились также остатки ремесленных производств (мастерские, орудия труда, оружие, по­суда, черепица, глиняные статуэтки, ткацкие грузила), а также построек жилого, хозяйственного и культурного назначения. Торговали, с одной стороны, с городами Средиземноморья, особенно Малой Азии и соседних с ней островов (Хиоса, Самоса, Родоса), а к концу VI в. до н.э. и с Афинами, с другой стороны, с местными племенами — скифами, спадами, меотами. Из Греции получали оливковое масло, вино, ремесленные изделия, от варваров — продукты сельского хозяйства и промыслов, рабов. Уже со второй половины VI в. до н.э. собственную монету чеканит Пантикапей, несколько позже — и другие города.

В политическом отношении греческие города Керченского пролива были обособленны и сохраняли полисную организацию, принесенную с

* В разных формах греческая колонизация Северного Причерноморья продолжалась до начала 111 в. до н.э., когда было основано поселение Танаис.


собой первыми поселенцами. Формы правления в полисах могли быть различными — как демократическими, так и олигархическими — в зави­симости от самых разнообразных причин. Свободными и полноправными гражданами считались поселенцы-мужчины, которые принимали присягу на верность государству и его гражданскому коллективу. Интересы эко­номики, сложная международная обстановка и угроза нападения со сто­роны окружавших варваров, особенно скифов, привели к необходимости политической консолидации колоний. Удобно расположенный, обладавший хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объе­динились в одно государство греческие города обоих берегов Керченского пролива. На основании указания древнегреческого писателя Диодора Си­цилийского принято считать, что произошло это около 480 г. до н.э. Во главе объединения стояли архонты Пантикапея из греческого (милетского) рода Археанактидов. Должность архонта превратилась в наследственную. Обычно считают, что правление Археанактидов было тираническим. В ознаменование рождения нового государства во второй четверти V в. до н.э. в Пантикапее был возведен храм, посвященный богу-покровителю коло­нистов — Аполлону Врачу.По словам Диодора, через 42 года (в 438/7 г. до н.э.) власть перешла к Спартаку, потомков которого называли Спар-токидами. Последние возглавляли Боспорское царство до конца II в. до н.э. В Спартаке видят и фракийца, и представителя фракизированной или эллинизированной синдо-меотской знати, и эллина из ионийской (милетской) аристократии. Неясно также, имел ли место какой-либо насильственный переворот или переход власти к новой династии произошел мирным путем. Боспорское государство было по характеру монархическим объединением, вероятнее всего, своеобразной формой наследственной тирании, хотя правители и именовали себя традиционно архонтами Боспора, а греческие города пользовались некоторым самоуправлением (имели народное собрание, совет, выборные должности). Опорой власти стали земледель­ческая аристократия, торгово-ремесленные слои и наемная армия, в основном состоявшая из варварских контингентов.

Расцвет Боспора.Приход к власти Спартокидов ознаменовался зна­чительным расширением территории государства, которое начал уже пре­емник Спартака Сатир I, продолжили Левкон I и Перисад I — правители IV в. до н.э., с именами которых связан период наивысшего расцвета Бос­пора. Расширение владений Спартокиды начали с присоединения Нимфея и Феодосии, не вошедпшх в состав объединения. Борьба за Феодосию была длительна и осложнена рядом обстоятельств: при осаде города в 389/8 г. до н.э. умер Сатир I и борьбу продолжил Левкон I, но главное — в ней приняла активное участие на стороне Феодосии Гераклея — город на южном побережье Черного моря. Видимо, в конце 80 — 20-хгг. IV в. до н.э. Феодосия вынуждена была покориться, и Спартокиды стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии». Победа над Феодосией сулила большие возможности в плане присоединения со временем терри­тории всего Керченского полуострова вместе с его скифским населением. Затем Спартокиды обратили взоры на восточное побережье Керченского


пролива и после кровопролитной войны стали обладателями новых земель с синдо-меотским населением. Результатом всех этих завоеваний было приобретение Спартокидами новых портов и торговой монополии, обширных плодородных земель и права хлебного экспорта.

Теперь Боспорское государство стало качественно иным: не грече­ским, а греко-варварским, в котором по отношению к эллинам правители называли себя архонтами, а по отношению к местным племенам — царями. Покоренные народы платили династам дань, поставляли воинов, но во главе племен оставались местные вожди. В новом, этнически разнородном государстве верхушку общества образовала слившаяся эллинская и синдо-меото-скифская аристократия; правители содействовали этому слиянию и сами охотно заключали браки с представителями местной верхушки. Политическое господство знати и Спартокидов основывалось на крупном землевладении и прибыльной торговле, которые приносили большие богатства. Материалы разнообразных источников свидетельствуют о полиэтничном составе городского населения, однако греки по-прежнему составляли его большинство, особенно среди зажиточных торгово-ремесленных слоев. Негреческое же земледельческое население преобладало на территории сельскохозяйственной хоры. Туземное происхождение чаше всего имели рабы. Отмечено, что местный этнос в большей мере преобладал в городах азиатского Боспора, чем европейского, и положение местного населения там было менее зависимым, чем на Керченском полуострове.

Зависимый земледелец был ведущей фигурой в сельском хозяйстве — главной отрасли процветавшей боспорской экономики. Вошедшие в состав государства земли давали большую часть экспортного хлеба. Используя плужное земледелие, выращивали пшеницу, ячмень, просо, зернобобовые, чечевицу, вику. Заботились о повышении плодородия почвы: ее унаваживали, орошали, применяли двуполье, чередовали хлебные злаки с бобовыми. Быков использовали как тягловую силу. Набор сельскохозяйственных орудий был обычен для того времени: рало, мотыга, лопата, кирка, серп, коса. Выращивали огородные (бахчевые, корнеплодные) и садовые культуры. Целый ряд фактов говорит о роли виноградарства и виноделия на Боспоре, особенно в прибрежных районах, уже в V-IV вв.: находки косточек винограда, виноградных ножей и остродонных амфор местного производства для вина, изображение виноградной лозы на монетах Нимфея, широкое распространение культа Диониса, открытие в Нимфее винодельни первой половины IV в. до н.э., совершенное устройство и техническое оборудование виноделен более позднего времени.

Считают, что размер хозяйственной территории государства со времени Левкона I достигал примерно 5 тыс. кв. км (площадь, близкая к территории самого государства), количество населения в сельских районах — 100-150 тыс. человек (при общей численности жителей Боспора в 150-200 тыс.), число землепашцев — не менее 20-25 тыс. С ростом территории Царства значительно выросло число сельских поселений. Для IV-III вв. это были неукрепленные деревни-комы (видимо, на царской или



2016-01-02 534 Обсуждений (0)
ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)