Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 9 страница



2016-01-02 530 Обсуждений (0)
ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




2. «Херсонесский* (конец третьей четверти IV - II вв. до н.э.). Начало ему было положено вооруженным противостоянием ионийской Ольвии и Херсонеса Таврического, поддерживаемого его метрополией


Гераклеей Понтийской. В конфликт этих полисов, скорее всего и сосед­ние кочевые племена скифов. После поражения Ольвии все земли отхо­дят к Херсонесу, который к концу IV столетия превращается в крупное территориальное государство. Калос Лимен становится его главным" фор­постом на завоеванных землях. Возводятся крепостные стены, усиленные по углам башнями, а внутренняя территория города застраивается типич­ными для Херсонеса домами, количество которых достигало 60.

Сохранившееся ионийское население находилось в полуподчиненном положении. Для обработки земель были переселены и представители тав-рского населения, находившиеся на правах илотов*. В это время количе­ство жителей Прекрасной Гавани достигало 1000-1200 человек.

Разгром хоры Херсонеса в 70-х гг. IIIв. до н.э. привел к запустению Калос Лимена и близлежащих территории. Только в конце столетия Хер­сонес снова смог реколонизировать эти земли. Реконструируются внеш­ние оборонительные стены, возводятся новые укрепления. Наиболее мощ­ное — угловая многобашенная цитадель, прикрывавшая подходы к гава­ни.

Затянувшийся военный конфликт между Херсонесом Таврическим и Крымской Скифией, длившийся на протяжении всего II в. до н.э., при­вел к оставлению Северо-западного Крыма греческим населением.

3. Скифский (вторая половина II в. до н.э. — начало II в. н.э.). Выделяются три этапа:

Первый - со второй половины II в. до н.э. — характеризуется вклю­чением Калос Лимена в состав Крымской Скифии и превращением его в один из главных портов царства, в который заходили корабли ольвийских купцов. Он заканчивается Диофантовыми войнами, во время которых Прекрасная Гавань была захвачена объединенным понтийско-херсонесским войском.

Окончание этих военных действий привело к включению практичес­ки всей Таврики, в том числе и Херсонеса, в сферу влияния державы Митридата VI Евпатора. Часть земель Северо-Западного Крыма контро­лировалась размещенными здесь его гарнизонами.

Второй этап относится ко второй половине I в. до н.э. и длится до начала II в. н.э. Произошедшая децентрализация позднескифского госу­дарства привела к распаду его на несколько крупных районов, видимо сравнительно самостоятельных в военно-политическом и экономическом отношении. Центром одного из них в Северо-Западном Крыму являлся Калос Лимен.

Не исключено, что после побед над скифами во второй половине I в. н.э. боспорский царь Савромат подчинил себе не только район предгорной части Крымского полуострова, но в ключе римской политики опекал и Херсонес Таврический и его ближайшую округу. Есть основания считать, что Боспор мог осуществлять и контроль над поселениями на всем побережье Западного Крыма, в том числе и над наиболее стратегически важным из них — Калос Лименом. Для этого там размещались военные отряды, составленные из дружественных племен аланского союза.

* ІЗ современном понимании - крепостных.


Возможно, руководство над этими контингентами, расквартированными в наиболее укрепленных пунктах, таких как цитадель Калос Лимена, поручалось представителям эллинизированной сарматской знати. Среди них могли быть и родственники царя. На это указывает ряд сарматских знаков, обнаруженных у въезда в городскую цитадель.

В начале II в. н.э. Калос Лимен был в крайней спешке оставлен жителями. Причиной, видимо, послужило активное продвижение сарматских племен на запад. В это время удару сарматов подвергаются городища Нижнего Поднепровья. На данном этапе полностью запустевают и другие памятники на северо-западном побережье Таврики. Хотя целиком не исключены и иные причины, которые могли крыться в развитии скифо-боспорских отношений. С этого момента заканчивается многовековая история Калос Лимена. Городище, брошенное жителями, медленно, с течением времени, превращалось в руины. Возможно, его развалины использовались кочевыми сарматами для зимовий.

В конце III — первой половине IV вв. н.э. в районе цитадели Калос Лимена прослежены незначительные следы жизнедеятельности. Вероятно, это как-то связано с теми военными операциями, которые херсонесцы проводили на Дунае при Константине Великом в 322 г. н.э. Не исключено, что в Калос Лимене тогда же была устроена временная база для стоянки судов, а возможно, и размещен небольшой гарнизон.

В эпоху раннего средневековья на месте когда-то процветавшего городка возникает небольшое открытое поселение, связываемое с салтово-маяцкой культурной общностью. Просуществовало оно сравнительно недолго и во второй половине IX в. н.э. было заброшено, после чего следов оседлого или полуоседлого населения здесь не прослеживается.

Крайне разрушенные морским прибоем остатки строений Калос Лимена находятся в полутора километрах к северу от современного поселка Черноморское, на невысоком скалистом мысу в самой глубине бухты Узкая (бывшая Ак-Мсчстская). К настоящему времени они имеют вид прямо­угольного всхолмления, размером 230x136 м, вытянутого с востока на запад и возвышающегося над окружающей местностью на 2-3 м.

К востоку от оборонительных рубежей крепости на 3-4 м возвышается зольник, датируемый по подъемному материалу первыми веками н.э., хотя его нижнее напластование подстилают эллинистические поверхности. Самые ранние находки, представленные краснофигурными сосудами с фасосскими и гераклейскими клеймами, относятся к середине IV века до н.э.

Уже на расстоянии 150 м к северу и северо-западу от оборонительных стен Калос Лимена раскрыты руины различных строений, являвшихся, вероятнее всего, остатками усадеб, на глубине 0,5-1,5 м. Время их появления можно отнести ко второй половине IV века до н.э. На самой дальней оконечности мыса, прикрывавшего залив с севера, выявлены огромные обработанные блоки, частично обрушившиеся на береговые скалы. Не исключено, что именно здесь мог находиться один из маяков, позволявших судам беспрепятственно заходить в бухту ночью.

В позднескифскос время вся территория внутрикрепостных стен Калос Лимена была застроена наземными каменными зданиями. За их пределами находились постройки пригорода, располагавшиеся без какого-либо плана и отстоявшие друг от друга на значительном расстоянии.


ПОЗДНЕСКИФСКАЯ КУЛЬТУРА КРЫМА (И в. до н.э.- III в.н.э.)

Давно и хорошо известные определения «поздние скифы» и «поздне-скифское царство» применительно к позднескифской археологической культуре Крыма обычно имеют явную этнополитическую окраску. Другими словами, предполагается преемственность «ранних» и «поздних» скифов, а также наличие у последних государственного образования.

Между тем, если строго следовать древним источникам, многократно упомянутый термин «Скифия» имел, скорее, географическое значение, а производные от него «скифы» могли обозначать население определенной территории независимо от их этнического происхождения, подобно сочетанию «Крым» и «крымчане».

Не все так однозначно и с позднескифским государством. Прямых указаний на существование такового в древних текстах и надписях нет, за исключением греческого термина «басилевс» — царь, жрец, предводитель, который был применен по отношению к знаменитому Скилуру, жившему во второй половине II в. до н.э.

Современное состояние археологических источников позволяет достоверно реконструировать историю поздних скифов Крыма примерно с первой половины - середины II в. до н.э. В это время в предгорной части центрального Крыма и на западном его побережье появляются первые поселения и примитивные крепости-городища*, а также коллективные захоронения, совершенные по различному обряду - в каменных подкурганных склепах-гробницах и подземных склепах-катакомбах**, образующих бескурганные, так называемые грунтовые, некрополи-кладбища.

Для этого периода особенно интересен Неаполь скифский - самая большая позднескифская крепость, расположенная на территории современного Симферополя.

* Городище - населенный пункт, окруженный оборонительными сооружениями.

** В позднескифской культуре катакомбы служили для коллективных, может быть семейных, захоронений.


Современными исследованими установлено, что здесь сначала находилась группа своеобразных усадеб, сходных с усадьбами сельской территории Ольвии и других античных центров Северного Причерноморья. Несколько позже, примерно в 140-130-е гг. до н.э., на этом месте была возведена южная оборонительная стена, превратившая большую часть поселения в крепость площадью около 18-20 гектаров.

Мегарон (реконструкция).

У центральных ворот крепости находился Южный дворец - большой и сложный архитектурный комплекс, предполагаемая резиденция царя Скилура. Главным зданием дворца был мегарон - большая постройка особой планировки, напоминающая греческий храм. Здесь, по видимому, жил царь, совершались религиозные церемонии, происходили пиршества и военные советы. В комплекс Южного дворца также были включены два фундамен­тальных погребальных сооружения -мавзолеи Аргота и Скилура.

Мавзолей Аргота (реконструкция фасада).

Мавзолей Аргота - предшественника Скилура, вероятно, имел вид небольшого греческого храма с подземной гробницей, которая была разграблена в древности. Имя «Аргот» названо в уникальной стихотворной надписи, выполненной на древнегреческом языке и найденной рядом с остатками мавзолея. Эта истори­ческая личность также упоминается в другой надписи, найденной в Пантикапее (современная Керчь), в качестве мужа боспорской царицы Камасарии. Существует мнение, согласно которому овдовевшая боспорская царица заключила повторный династический брак с представителем царской семьи одного из соседних варварских племен.

Мавзолей Скилура находился рядом, но уже за крепостной стеной и имел вид боевой башни. Царское захоронение в нем было совершено в подземной каменной гробнице и сохранилось нетронутым. Захоронение в каменной гробнице мавзолея Неаполя скифского было исследовано в 1946 году и является одним из наиболее важных и интересных погребальных комплексов позднескифской культуры Крыма. Недавний повторный анализ всех данных раскопок позволил полностью подтвердить гипотезу о том, что здесь был похоронен известный царь Скилур и сделать попытку реконструировать события, происходившие в конце II в. до н.э..

Мавзолей был построен между 130 - 125 гг. до н. э., одновременно с общей реконструкцией всего Южного дворца - резиденции Скилура.


Смерть Скилура произошла между 114 и 113 гг. до н.э., перед прибытием Диофанта, полководца Митридата VI Евпатора. Тело умершего царя было помешено в мавзолей на деревянном тронном ложе (которое прежде было неправильно реконструировано как «саркофаг царицы»), покрытом резьбой, красочной росписью и позолотой. Вместе с ним в камере размещены три убитых лошади и различные приношения - большой терракотовый алтарь, амфора, другие предметы. Затем, в течение довольно короткого времени, в камеру мавзолея были захоронены другие члены царской фамилии, в том числе несколько мужчин-воинов.

Спустя полгора-два года, осенью - зимой 112-111 гг. до н. э., объединенное войско скифов и ревксиналов под предводительством Палака и Тасия было неожиданно и полностью разгромлено в решающей битве с Диофантом, что резко усилило опасность ограбления и осквернения царского захоронения. Возникла необходимость максимально быстрого и тайного перезахоронения тела, при котором были допущены некоторые небрежности и технические просчеты. Тело Скилура было помещено в подземную гробницу, но при этом центральная плита перекрытия провалилась вниз и достать ее так и не смогли, очевидно из за большой тяжести. Образовавшееся отверстие было заставлено двумя гробами из числа находившихся в мавзолее. Все это позволяет предположить, что исполнителями этой необычной погребальной церемонии было несколько представителей аристократии, возможно из ближайшего окружения покойного.

Затем наружная дверь мавзолея была наглухо забаррикадирована, а внутри камеры, над местом перезахоронения - каменной подземной гробницей, сооружена монументальная лестница, которая вела в длинный коридор, прорубленный в глинобитной части оборонительной стены и ведущий на территорию дворца.

Несмотря на все предосторожности солдаты армии Диофанта вероятно все же проникли в погребальную камеру и разорили несколько погребений, а произойти это могло после второго захвата Неаполя в 111 гг. до н. э. однако, царская могила осталась неприкосновенной и была исследована Тавро-Скифской экспедицией под руководством П.Н.Шульца. При раскопках здесь были найдены сотни золотых украшений, бронзовые и железные предметы, керамические сосуды и огромное количество бус.

Активное правление энергичного царя Скилура, согласно последним исследованиям, может быть ограничено временем примерно между 130 и 114-113 гг. до н.э. Именно за эти полтора десятилетия, вероятно, были осуществлены и подчинение Ольвии (современное с.Парутино Николаевской обл.), и захват сельской округи Херсонеса (современный Севастополь), и укрепление династических связей с царями Боспора.

Смерть Скилура и воцарение его старшего сына Палака совпали с началом победоносной военной кампании Диофанта, полководца Митридата VI Евпатора - могущественного царя Понтийской державы (территория современной Турции), предпринятой против варваров в защит}-' Херсонеса.

Ход и результаты последовавших затем военных действий Диофанта хорошо известны: по свидетельству древних письменных источников, объединенное войско Палака и предводителя сарматского племени


роксоланов Тасия было полностью разгромлено в генеральном сражении.

I в. до н.э. - I в. н.э. считается «археологическим» расцветом поздне-скифской культуры Крыма. В это время сравнительно благополучно существуют десятки городищ и сотни поселений в Центральном, Северо-Западном и Юго-Западном Крыму, активно функционируют обширные некрополи-кладбища, на которых открыто множество коллективных и одиночных захоронений.

На современном уровне знаний политическая обстановка, в которой существовала Крымская Скифия в I в. до н.э. — I в. н.э., выглядит следующим образом. После окончания военных действий Митридат VI Евпатор некоторое время держал в Скифии свои гарнизоны, а Еарварские контингента участвовали на его стороне в войнах с Римом. Сына Митридата, Фарнака, в борьбе за боспорский престол поддержали некие скифы и сарматы. Также предполагается, что боспорский царь Асандр заключил военно-политический союз против Херсонеса с правителями Скифии. В первые десятилетия I в. н.э. боспорский царь Аспург предпринял против скифов и тавров успешные военные действия, которые были направлены на подчинение варварских территорий Крыма Боспору.

Для этого времени особый интерес представляет Усть-Альминское городище и его богатейший некрополь, расположенные на Западном побережье Крыма у современного села Песчаное Бахчисарайского района. Судя по результатам раскопок, это был оживленный торговый порт, где перекрещивались морские и сухопутные пути Востока и Запада. В непо­тревоженных богатых захоронениях найдены, например, римская бронзовая и стеклянная посуда, многочисленные золотые украшения, расписные лаковые шкатулки из далекого Китая, многие другие импортные изделия. Еще одна особенность Усть-Альминского некрополя - очень хорошая сохранность предметов из дерева, ткани и кожи — шкатулок, гребней, веретен, сосудов, ритуальных предметов и т.п.

Во второй половине I — третьей четверти II вв. н.э. происходят важные, но пока не совсем понятные события в жизни тюзднескифской культуры Крыма. Так, на Неаполе скифском и многих других городищах и поселениях происходит постепенное запустение строительных комплексов. Примерно в то же время массово распространяется новый тип погребальных сооружений — одиночные подбойные могилы, в которых умерший помещался в специальную нишу, закрытую каменными плитами.

Согласно господствующей версии, такие изменения были вызваны обновлением значительной части населения Крымской Скифии. «Пришельцам» были присущи новый погребальный обряд и иной образ жизни, который выразился, например, в отсутствии стационарных каменных домов. Многими исследователями сформулирован вывод о том, что это были сарматы - кочевые племена, жившие, в основном, на Дону, в Поволжье и Приуралье.

По другой версии, такие процессы могли быть следствием неких внутренних процессов, в основе которых лежала смена способов ведения хозяйства в сочетании с различными внешними факторами. Население при этом не менялось, а в течение нескольких поколений изменило образ


жизни и погребальный обряд.

На Неаполе скифском в это время существует новый, Северный дворец, основу которого по прежнему составляли здания-мегароны, оформленные в античном стиле.

Политическая история этого времени была насыщена событиями самого различного характера. В римско-боспорскую войну середины I в. н.э., помимо основных противников, были вовлечены различные сарматские племена, а местами военных действий стали многие районы Северного Причерноморья.

Возросшая военная активность скифов по отношению к Херсонесу и Боспору в разное время вызвала ответную реакцию Римской империи. Из различных источников известны, например, военные акции легата (наместника) провинции Мезия Тита Плавтия Сильвана в 68 г. н.э. и боспорских царей Савромата I и Котиса II, которые предприняли успешные действия по отношению к противнику.

Несмотря на это, «тавроскифы» постоянно и с переменным успехом воевали с соседями вплоть до 175 г. н.э., когда, как предполагается, были побеждены боспорским царем Савроматом II.

В последней четверти II — первой половине III вв. н.э. наступил второй и последний «археологический» расцвет позднескифской культуры Крыма. Например, Неаполь скифский в это время представлял собой крупный неукрепленный населенный пункт, который был плотно и хаотично застроен примитивными хозяйственно-жилыми комплексами. Рядом с каждым из таких комплексов находилось крупное зернохранилище, состоявшее из десятков вырубленных в скале ям, закрытых каменными крышками.

В этот период в предгорной и горной местности появляется множество новых небольших городищ-убежищ и поселений, рядом с которыми располагались некрополи с однообразными небогатыми захоронениями.

В настоящее время считается признанной гипотеза о политической и экономической зависимости большей части Крымской Скифии от соседнего Боспорского царства. Возможно, следствием этого факта и стали относи­тельная стабильность жизни в Скифии и ее превращение во вспомога­тельный аграрный регион Боспорского царства.

Археологическая ситуация Неаполя скифского и многих других памятников демонстрирует выразительную картину единовременного и внезапного военного разгрома: повсеместно зафиксированы разрушения построек, под развалинами которых остались скопления разнообразной разбитой посуды и костяки внезапно погибших людей.

Традиционное представление о разгроме Неаполя и всей Крымской Скифии отрядами готов в 255-256 гг. н.э. в последнее время пересмотрено. Согласно разработкам последних лет, катастрофа может быть отнесена приблизительно к 218 г. н.э., либо ко времени около рубежа первой-второй четвертей III в. н.э. Исследователи считают возможным связывать это событие с военными действиями аланских кочевых объединений.

В результате этих катастрофических событий жизнь на большинстве городищ и поселений Крымской Скифии замирает.


САРМАТЫ И АЛАНЫ

После катастрофических событий III в. до н. э., когда Скифия и многие греческие поселения (см. карту на стр. 48) подверглись разрушительному военному нападению, степи Северного Причерноморья находились в запустении. Считается, что в разгроме участвовали племена кочевников, известные древним авторам под обобщенным названием савроматы (сарматы)*. Как пишет Диодор Сицилийский**, они «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Эти походы совпали с губительным изменением климатических условий, поэтому лишь со II в, до н.э. незваные гости начинают осваивать регион. Сарматы подразделялись на несколько племен, среди которых наиболее крупными были языги, сатархи, роксоланы, аорсы, сираки и аланы. Сменяя друг друга, они господствовали в Северном Причерноморье до IV в. н. э.

О наличии постоянных сарматских контингентов в Крыму исторических сведений немного. Наиболее ранним источником, повествующем о походе сарматов вглубь полуострова, является новелла Полнена о царице Амаге. Согласно Полиену, граждане Херсонеса из-за притеснений скифов обратились к сарматской царице за помощью. Амага вместе с отрядом из 120 всадников, преодолев расстояние около 200 км, ворвалась в царскую ставку (крепость), где располагался дворец и находились царь скифов и его приближенные. Внезапность решила исход битвы: царь скифов был убит, а территория Херсонесского государства восстановлена. С этой легендой сопоставляют события 179 г. до н. э., когда был подписан мирный договор причерноморских государств и правителей, в число которых вошли Херсонес и сарматский царь Гатал.

Римский историк Помпоний Мела (I в. н. э.) локализует в Крымском Присивашье сатархов, которых Плиний*** называет среди сарматских племен, перешедших Танаис (Дон) и вторгшихся в Скифию.

* Согласно античной традиции восточными соседями скифов были племена савроматов, а затем сарматов. Геродот сообщает легенду о том, что савро маты произошли от брака скифских юношей с амазонками. Амазонки -воинственные женщины, после неудачного сражения в Малой Азии были пленены греками и на трех кораблях переправлялись через Черное море. Во время плавания амазонки перебили всех мужчин, а неуправляемые корабли выбросило на берег Меотиды (Азовское море). После войны скифов с амазонками, скифские юноши вступили с ними в брак и по требованию своих жен ушли вместе с ними на восток, за реку Танаис (Дон). Савроматские женщины, как рассказывает историк, ездят на охоту верхом, участвуют в войнах и носят одинаковую с мужчинами одежду. Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Другой автор, Гиппократ, пишет, что девушка-савроматка должна до брака убить трех неприятелей, но после свадьбы она перестает ездить на коне, пока не появится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, которую выжигают еще в детстве для удобства стрельбы из лука. Говоря об амазонках, Гиппократ пересказывает легенду о том, как они калечат ноги детям мужского пола, чтобы те были хромыми и не восставали против женщин, а те используют мужчин для ремесленных работ, требующих сидячего образа жизни.

** Древне-греческий историк, живший в I в. до н.э.

*** Плинии Старший (Plinius Maior) - римский писатель и историк, живший вів. н.э.


Среди союзников скифов в борьбе с херсонесско-понтийскими войсками херсонесская надпись в честь Диофанта и Страбон называют роксоланов («ревксиналов»). Этот кочевой народ появился на равнинах между Танаисом и Борисфеном (Днепр), т. е. в степях у Перекопа, Сиваша и Азовского моря, не ранее 20-х гг. II в. до н. э,, вероятно, вытеснив обитавших здесь сатархов в Крым, а также к западу от Днепра. Страбон отмечает: «Кибитки номадов сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасется скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами». Зимовки роксоланов находились в болотах около Меотиды (Азовское море). Именно войско роксоланов под предводительством вождя Тасия пришло на помощь скифскому царю Палаку, но потерпело поражение.

Памятники раннесарматской культуры в Крыму (II-I вв. до н. э.) представлены впускными захоронениями в курганы. Наиболее ярким является погребение воина с комплектом вооружения и конского снаряжения у с. Чистенькая (Симферопольский р-н). Известны грунтовые склепы с семейными захоронениями в кургане у городища Кермен-Кыр (с, Мирное, Симферопольский р-н), а также вторично использованные погребальные сооружения (склепы, катакомбы) предшествующей поры (Керкинитида, Цветочное). В мужских захоронениях этого периода встречаются портупейно-поясные наборы, оружие (копья, мечи, стрелы), конская узда. В женских - гончарные флаконы, фибулы-застежки, бусы из полихромного стекла.

Римско-боспорская война 45-49 гг. н. э., когда в конфликт были втянуты сарматские группировки сираков и аорсов*, привела к изменению политического равновесия в кочевническом мире. Римский историк Тацит пишет, что сираки выступили на стороне боспорского царя Митридата, сына Аспурга (основателя сарматской династии), а аорсы приняли сторону его брата Котиса и поддерживаюших того римлян. После поражения сираков, Митридат бежал к царю аорсов Эвнону. Римляне, опасаясь войны со своими недавними союзниками, приняли условия выдачи им Митридата: он был привезен в Рим и содержался как подобает знатным пленникам. Под давлением новой волны восточных кочевников - аланов**, аорсы и сираки мигрируют на запад - в междуречье Днепра и Дуная. Аланы составили основу среднесарматской культуры (I - начало II вв. н. э.), как свидетельствуют современные археологические данные, постепенно осваивая регион на протяжении первой половины 1 в. н.э.

* Греческий историк и географ Страбон о силе этих сарматских племен, обитавших в его время (конец 1 в. до н. э. - начало I в. н. э.) между Азовским и Каспийским морями вплоть до Кавказских гор, сообщает следующее: Царь сираков Абеак выставил в одном из конфликтов 20 000 всадников, царь аорсов Спадин - 200 000, а верхние аорсы - еще больше.

**По современным научным представлениям аланы фиксируются в Северном Причерноморье с 35 г. н. э., когда были привлечены Албанией (на территории совр. Азербайджана) в войне против Парфии (совр. Иран и Ирак). Аланы прошли через Дарьяльский проход, после чего союзное войско нанесло парфянам поражение, в котором была задействована конница, в°оруженная длинными копьями и мечами.


Сформировавшийся в Подонье и на Северном Кавказе аланский союз был устремлен на периодические рейды в Подунавье с целью грабежа римских провинций*. В это время имя алан упоминается римским поэтом Сенекой, а Плиний сообщает об их обитании к северу от Истра (Дуная), рядом с роксоланами. Во время таких набегов в руках у предводителей оказывались предметы роскоши и античной утвари. Среди находок в богатых захоронениях, помимо западных трофеев и подарков, много украшений и предметов быта центральноазиатского происхождения.

К раннему этапу среднесарматской культуры относится богатейшее погребение в Ногайчинском кургане (с. Червоное, Нижнегорский р-н). В насыпи кургана эпохи бронзы было обнаружено захоронение в деревянном саркофаге, поверх которого залегали многочисленные золотые бляшки, в древности нашитые на покрывало. В саркофаге находились останки женщины. Голову покойной украшала диадема и серьги с фигурными украшениями и вставками из стекла и эмали, шею - массивная (900 г) гривна из кованой золотой проволоки с изображением грифонов. На груди лежала золотая брошь, на руках - браслеты, украшенные фигурными изображениями и жемчугом. Кисти рук покоились в двух серебряных чашах. На щиколотках ног - спиральные, литые из золота браслеты. В головах покойной стоял гончарный кувшин и небольшой флакон. У правой руки лежало бронзовое зеркало с костяной ручкой. В ногах нашли деревянную шкатулку, а в ней - золотые предметы: туалетные коробочки, флаконы, броши, одна из них - с фигуркой дельфина из горного хрусталя, медальон с агатом, два перстня с резными изображениями на вставках, кольцо, подвески в виде львиных голов и антропоморфный амулет.

В устье реки Альмы (с. Песчаное, Бахчисарайский р-н), в грунтовом могильнике, обнаружены погребения сармато-аланской знати I в. Захоронения производились в подземных склепах. Умерших хоронили в долбленых дубовых колодах и гробах. Их сопровождал богатый и разнообразный инвентарь: культовые предметы (мраморная ступка, алебастровые сосуды, курильницы, серебряный сосуд с ручками в виде фигурок оленя и орла), бронзовая и серебряная римская посуда, стеклянные флаконы, всевозможные амулеты, железные канделябры. В женских погребениях одежда была расшита золотыми бляшками, головы умерших украшали золотые серьги со вставками из полудрагоценных камней, на руках найдены золотые браслеты и перстни со вставками из сердолика и граната и вырезанными на них изображениями, на шее и груди - ожерелья из бус (стекло, агат, сердолик, халцедон, янтарь), фибулы-броши. Встречены бронзовые зеркала в деревянных чехлах, костяные туалетные коробочки (пиксиды) с косметическими средствами, серебряный флакон. Уникальными являются находки китайских лаковых шкатулок с росписью в виде геометрических орнаментов и фигурок животных, а также фрагмент



2016-01-02 530 Обсуждений (0)
ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 9 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)