Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Манифест Екатерины II от 8 апреля 1783 г. о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России. Ликвидация Крымского ханства



2016-01-02 1491 Обсуждений (0)
Манифест Екатерины II от 8 апреля 1783 г. о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России. Ликвидация Крымского ханства 0.00 из 5.00 0 оценок




С восстановлением Шагин-Гирея на ханском престоле позиция этого хана отнюдь не стала прочнее. В создавшихся условиях Екатерина II принимает решение о ликвидации Крымского ханства и включении его земель в состав Российской империи. Императрица впервые открыто высказала эту идею Г.А.Потемкину в рескрипте от 14 декабря 1782 г. Сам Г.А.По­темкин также был сторонником ликвидации Крымского ханства и, скорее всего, предложил Екатерине II план действий в этом направлении. Было принято решение об устранении с ханского престола Шагин-Гирея, и недопущении выборов нового хана. Генерал Самойлов, посланный со специальной миссией от российского правительства к Шагин-Гирею, передал хану повеление Екатерины Н добровольно отказаться от власти и передать Крым России. Взамен ему были обещаны персидский шахский престол, а также ежегодная субсидия в 200 тыс. рублей. Шагин-Гирей, лишенный поддержки своих подданных, в феврале 1783 г. отрекся от престола.

8 апреля 1783 г. Екатерина II издает специальный манифест «О принятии полуострова Крыма, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». В нем среди прочего говорилось: «... Но ныне... по долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Российскою и Оттоманскою заключенный, который мы навсегда искренне сохранить желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших, решилися Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону». Екатерина II обещала в манифесте татарскому населению «содержать их наравне с природными Нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру».

В соответствии с манифестом и по приказу Г.А.Потемкина россий­ские войска под командованием де Бальмена, стоявшие в крепости Кизикермен, вошли в Крым, а войска А.В.Суворова и М.А.Потемкина заняли Керченский полуостров и Тамань. С моря эти войска прикрывала Азовская эскадра вице-адмирала Ф.А.Клокачева.

В июне 1783 г. близ Карасубазара, на вершине горы Ак-Кая Г.А.По­темкин принял присягу крымской знати и представителей всех слоев крым­ского населения на верность России. Созданным земским правительством вначале руководил де Бальмен, а с августа — барон Игельстром. Процедура включения Крыма в состав Российской империи завершилась.

Бывший хан Шагин-Гирей так и не дождался персидского престола. Он проживал сначала в Воронеже, а затем в Калуге, получая обещанное содержание в 200 тыс.рублей. В 1786 г. Шагин-Гирей стал проситься в Турцию и был отпущен. В январе 1787 г. он покинул пределы Россий­ской империи, а через несколько недель после прибытия в Турцию был казнен по повелению султана на о.Родос.


Политика России в Крыму. Этнический состав населения полу­острова.После включения Крыма в состав Российской империи началось создание новых местных органов управления. В декабре 1783 г. по ука­занию председателя земского правительства И.А.Игельстрома было обра­зовано «Таврическое областное правление», в которое наряду с российскими чиновниками вошли почти все влиятельные представители крымскотатар­ской знати. 14 июня 1784 г. в Карасубазаре прошло его первое заседание. Были изданы указы, имевшие целью привлечь на сторону новой власти крымскотатарскую знать. 22 февраля 1784 г. указом Екатерины II высшему сословию Крыма - беям и мурзам — были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Русскими и татарскими чиновниками по приказу Г.А.Потемкина были составлены списки, включавшие 334 новых крымских дворян, сохранявших за собой земельную собственность.

Были приняты меры по расширению возможностей для торговли в Крыму. Уже в 1783 г. отменяются внутренние торговые пошлины, что привело к увеличению торгового оборота внутри Крыма, быстрому росту таких торговых центров, как Карасубазар, Бахчисарай, Гезлев (он был переименован в Евпаторию) и Ак-Мечеть (переименован в Симферополь). 22 февраля 1784 г. Севастополь, Феодосия и Херсон были объявлены открытыми городами для всех народов, дружественных Российской империи. Иностранцы могли теперь свободно приезжать и жить в этих городах, а также принимать российское гражданство.

В аграрном вопросе царская администрация стремилась изменить сложившиеся на протяжении столетий традиционные земельные отношения и привести их в соответствие с законодательством, действовавшим в Российской империи. Вместо приблизительно 10 форм местного землевладения и землепользования: бывшие ханский и султанский домены, калагалык, ходжалык, бейлик, мурзинский и поселянский клинья, вакуфы - духовенства (вакф-шер) и обычный (вакф-адет), пустоши (меват) — должны были утвердиться только 2 формы, принятые в России: государственная и частная дворянская земельная собственность.

Формально в Крыму не вводилось крепостное право, и татарские земле­дельцы были объявлены казенными крестьянами, что не препятствовало началу передела земельной собственности. Земли и доходы, принадле­жавшие ранее крымскому хану, перешли к российской казне, а мелкая земельная собственность трудового населения, земли эмигрантов, наряду с турецкими землями были объявлены «пустопорожними» и подлежали раздаче российским и местным дворянам. Благодаря этому крупнейшими землевладельцами Крыма стали Г.А.Потемкин, его секретарь В.С.Попов, граф Безбородко, адмиралы Мордвинов и Ушаков. Из крымскотатарского дворянства больше всего выиграли Мехмет-Шах Ширинский, получивший округу Коккозы-2, и Батыры-ага, завладевший Салгирской округой.

На полуострове стал утверждаться новый тип землепользования, кото­рому были свойственны юридические нормы и формы эксплуатации, при­сущие крепостнической России. Крестьяне были обложены феодальными повинностями - 15-дневной барщиной, неограниченной трудовой по­винностью во время уборочной страды, десятиной, увеличенной до 20%


всего собранного урожая и 30 копеек с каждой головы крупного рогатого скота. Устанавливалась неограниченная подворная повинность, обязанность делать помещику натуральные подношения и бесплатно работать на него на дому. Случаи протеста местного населения против насаждения новых порядков жестоко подавлялись властями.

Здесь необходимо напомнить, что среди этносов, которые, наряду с крымскими татарами и ногайцами, населяли Крым в конце XVIII в., были также караимы, крымчаки, цыгане, греки и армяне.

Армяне*.Первые свидетельства о пребывании армян в Крыму отно­сятся ко времени византийского присутствия на полуострове**. Однако организованная армянская община начала складываться на полуострове лишь в XI-XIIIвв. В этот период, по всей видимости, усилился приток армян из Византийской империи, куда они переселялись в VII-XIвв., спасаясь от нашествия на Армению арабов и тюрок-сельджуков. На основании имеющихся данных можно говорить, что небольшая группа армян в этот период проживала в Солхате (Старом Крыму), но наиболее многочисленная и сильная община находилась в Каффе. Считается, что в XIII в. постоянное армянское население проживало и в Херсоне.

После падения в 129J г. г.Акры***, Каффа - «столица» генуэзских владений в Крыму - стала «ключом» к Востоку - шелку, пряностям, фарфору, через нее стал проходить Великий шелковый путь. Являясь, наряду с генуэзскими купцами, торговыми посредниками между Востоком и Западом, армянские коммерсанты охотно стали селиться в Каффе. Здесь они развили не только местную, но и транзитную торговлю вплоть до берегов Балтийского и Северного морей: на Запад в основном шел шелк-сырец и изделия из него, восточные ткани и ковры, сафьян, пряности и др. До XIV в. почти не встречаются упоминания об общинах армян-земледельцев в Крыму. Горожане же помимо торговли занимались ремеслом (кузнечным, строительным, ювелирным и т.д.), ростовщичеством; военным делом; известны армяне-переводчики при генуэзских властях.

В 1330 г. по договору с генуэзскими властями из г. Ак-Сарая в Каффу переселились нескольких тысяч армян, потомков беженцев из г. Ани. Свою родину, Армению, эти переселенцы покинули еще в 1262 г. Со временем армяне расселились в селах Восточного Крыма - Топти, Салы, Султан-салы, Камышлык (Хамшли), Орталан, Нахичеван, Бахчи-Эли и др. Часть армян-ремесленников и купцов осела в Балаклаве, Карасубазаре, Гезлеве. Они также составили большинство населения генуэзской Каффы, поэтому накануне турецкого вторжения Восточный Крым в итальянских

* Материалы к темам «Армяне», «Греки», «Цыгане» предоставила кандидат исторических наук М.Араджиони.

. ** В основном это были отдельные купцы и ремесленники, а один из патрициев - Вардан, находившийся в VIII в. в Херсоне, впоследствии даже стал императором Восточно-Римской империи.

*** Один из портовых городов на восточном побережье Средиземного моря (находился на Аравийском полуострове между Триполи и Иерусали­мом). Был завоеван крестоносцами (венецианцами и генуэзцами) во'время 1-го Крестового похода (1096-99). Контролируя этот регион, итальянцы смогли монополизировать «левантийскую» торговлю. После захвата города Египтом в 1291 г., купцы вынуждены были искать новый путь на Восток.


хрониках называли Морской Арменией («Armenian maritima»). Особенно славились армянские мастера, занимавшиеся выделкой кож; высоким авторитетом пользовались также седельники, сапожники, ковроделы, кузнецы, котельщики, ножовщики, ювелиры, и конечно же каменщики: очень многие памятники христианского и мусульманского зодчества в Крыму возводились руками армян - строителей и резчиков по камню. Как торговая фактория в середине XV в. возник Армянский Базар (совр. Армянск), позже сформировалась армянская колония в Бахчисарае. Ремесло и торговля приносили значительный доход, что позволило общинам быстро окрепнуть.

На рубеже XIV-XV вв. в городах и селениях полуострова уже функционировало около полусотни церквей и четыре монастыря*. Центром религиозной жизнии летописания стал монастырь Сурб-Хач, основанный в 1358 г. в окрестностях Старого Крыма в трех километрах от более раннего, разрушенного оползнем монастыря св. Степаноса.

Однако не все крымские армяне были григорианами**. Уже в конце ХШ в. среди армянских купцов Крыма начало распространяться католи­чество: в условиях генуэзского господства это сулило значительные ма­териальные выгоды и привилегии. Активной миссионерской деятельностью в Каффе занимались монахи-доминиканцы. Изначально крымские католики относились к Пекинской епархии, а католическая миссия с 1311 г. находилась в Балаклаве. В 1318 г. поступило обращение папы Иоанна XXII к архиепископу Каффы, по поводу учреждения для большой общины армян-католиков города специального епископства. В середине XV в. в городе уже действовали три орденские обители, одна из которых была францисканской. На Флорентийском соборе в 1438-1439 гг. Армянская церковь признала унию с Римской католической. Этот факт, а также тесные связи армян Крыма с западно-украинскими землями, находившимися под властью католической Польши, способствовали увеличению числа католиков. Каффа стала одним из центров подготовки католических миссионеров, отправлявшихся на Восток.

Несмотря на то, что армяне жили в тесном соседстве с татарами и генуэзцами, внутренняя жизнь в колониях регулировалась национальными обычаями и законами «Судебника» Мхитара Гоша. При общинных церквах существовали школы. Учащиеся изучали богословие, философию, грамматику, арифметику, риторику, учились искусству миниатюры и переписывания рукописей. И им было на кого равняться: в этот период в Крыму работали переписчики и миниатюристы, чье мастерство не уступало

*До наших дней дошли лишь некоторые из этих построек: церковь св. Сергия (XV в.), церковь арх. Михаила и Гавриила (1408 г.), церковь Иоанна Предтечи (1348 г.), церковь Иоанна Богослова (вероятно XIV в.) и др,

** Церковь названа <<григорианской» по имени первого армянского като­ликоса и распространителя христианства в Армении Григора Просветителя. В догматическом и культовом отногиениях близка к православию, но является последовательницей течения монофизитов: считает Христа только богом, й не богом и человеком. После Халкидонского Вселенского собора 451 *• армянская церковь стала самостоятельной. Во главе патриарх-католикос, его резиденция находится в Эчмиадзине.


лучшим мировым образцам, например, Огсент, Симеон, Антон, Христосатур, Тадеос Авраменц, Григор Сукиасянц и др.*

31 мая 1475 г. к Каффе подошла турецкая эскадра. Во время шести­дневной осады и взятия города большое число его защитников погибло, несколько тысяч каффинских купцов и ремесленников (в основном армян) турки переселили в Константинополь, многие переехали к родственникам в Каменец-Подольск, Львов, Киев и др. города.

После 1475 г. значительно сократившаяся местная армянская община постепенно стала пополняться выходцами из Малой Азии, армянскими купцами из Западной Украины - григорианами и униатами, В этот период униаты были единственными прихожанами католических храмов Крыма, поскольку генуэзская община прекратила свое существование. В 1704 г. в Бахчисарае при хане Газы-Гирее начал свою деятельность иезуитский орден. В это время существовали католические приходы в Карасубазаре, Эски-Крыме, Гезлеве: здесь иезуиты обращали в католичество преимущественно армян-христиан.

В начале XVI в. армяне все еще составляли большинство населения Каффы (44%), но восстановить былое могущество и численность уже не удалось, несмотря на то, что столетие спустя Крым опять стал убежищем для армян, спасавшихся от набегов джелали (джеляли)**. Вновь прибывшие армяне вливались в уже существующие сельские поселения и городские общины Крыма. В этот же период возросла и окрепла бахчисарайская армянская община.

В армянских колониях Крыма культивировался интерес к естественным наукам, риторике, философии. Особый интерес представляют дошедшие до нас произведения («тахи») поэтов-певцов, творчество которых стимулировало развитие национальной культуры и языка. Оно стало широко известно за пределами полуострова, особенно «тахи» поэта Мартироса Кримеци (умер в 1683 г.).

Следует назвать также крымских епископов, создававших «тахи»: Вртанеса Кафаеци (жил в Каффе в 1560-70 гг.) и Вардана Кафаеци (1615-1712). Прославил свое имя также художник-миниатюрист, переплетчик, ювелир и каллиграф XVII в. Николаос Цахкарар, работавший в скриптории при армянской церкви св.Саркиса в Каффе, а позже (1691 г.) в Бахчисарае.

Вероятно в этот период на полуострове сформировался комплекс традиционного костюма армян Крыма, который имеет много общих элементов с одеждой крымских татар, греко, караимов, крымчаков. Его «восточный» облик является следствием не только интенсивных межэтнических контактов на полуострове, но и моды, существовавшей в Османской империи в XVIII в., следовать которой было престижно.

* 240 рукописей (70 из них были созданы в XIV-XV вв.) из Сурб-Хача, Каффы, Карасубазара сохранились до наших дней и находятся сейчас в специальном хранилище «Матенадаран» в Армении.

** Так в XVI XVII вв. называли участников народных движений, восстаний и бунтов в восточной части Османской империи - Анатолии. Происходит от имени Джеляля - вождя, одного из крупнейших восстаний, произошедшего в 1519 г. В основном в отряды объединялись разорившиеся мелкие феодалы, безземельные крестьяне, деклассированные элементы; жили


Выход христиан из Крыма произошел в июле-сентябре 1778 г. под руководством знаменитого русского полководца А.В.Суворова*. Необ­ходимо отметить, что это переселение было добровольным, чему способст­вовали обещания выделить в пределах Российской империи на каждую ревизскую душу (т.е. на каждого члена семьи мужского пола) по 30 десятин земли, что значительно превышало размеры земельных владений самых богатых христианских семей в Крыму**. Вместе с греками (18395 чел.), грузинами (219 чел.) и валахами (161 чел.) полуостров покинули 12598 армян. Из них 11418 были горожанами и лишь 1180 - сельскими жителями. Армяне-католики (более 1000 человек) выселялись под предводительством патера Якова вместе с армянами-григорианами, но места для поселения им были назначены разные. Первые должны были поселиться у г. Екатеринослава. Григориане - купцы и ремесленники из Каффы, Старого Крыма, Карасубазара, Бахчисарая, Гезлева в 1779 г. у устья р.Дон образовали город г.Нор (Новый) Нахичеван и 5 сел, получивших крымские названия: Сала, Султан-Сала, Топти, Чалтырь, Несвитай. Несколько позже часть горожан основала шестое село - Екатериновку.

После ухода из Крыма основной массы старожильческого армянского населения полуострова, в Феодосии, Керчи и Ени-Кале осталось около 300 человек. Но как только позволила обстановка, в Крым начали возвращаться армяне, мигрировавшие в Османскую империю еще во время первой русско-турецкой войны (1768-72 гг.), а также купцы и ремесленники из Нового Нахичевана***.

В 1787 г. получили официальное разрешение вернуться из Екатеринослава в Крым армяне-католики. Общину пополнили также армяне-католики из Стамбула и Трапезунда. С 1790 г. для общины был основан и действовал (до 1870 г.) специальный орган местного самоуправления — Карасубазарский римско-католический суд.

* Со стороны крымчан с инициативой переселения выступил последний
митрополит Готфииский и Каффайский Игнатий, хотя на самом деле авто­
ром проекта «выхода из Крыма» являлся И .А, Румянцев-Задунайский. Идея
была активно поддержана Г.А.Потемкиным и русским двором в Санкт-Петер­
бурге. Кроме укрепления авторитета на международной арене как защитни­
цы правое швия во всем мире, Российская империя получала более 30000 новых
подданных
- христиан, причем половина из них были купцами и ремеслен­
никами, торговавшими по всему Черному морю, а другая часть - опытными
земледельцами и скотоводами. Таким образом решался вопрос о заселении
присоединенных к Российской империи южных земель, которые опустели в
связи с уходом кочевых татар и упразднением Запорожской Сечи. К тому
же, крымский хан Шагин-Гирей терял значительный источник дохода и
оказывался в еще более зависимом положении от своих северных покровителей.

** Таким образом, это переселение греков и армян можно назвать «вынуж­денной иммиграцией» (но не «депортагщей»!), хотя есть свидетельства и о нежелании части христиан покидать полуостров, и о большом давлении на них, оказанном представителями местного духовенства, которое получило большие «подарки» от российского двора, а также со стороны войск, рас­квартированных в Крыму.

* Возвращение последних (1779-1818 гг.) являлось незаконным и пресле­
довалось. Лишь в 181Г 1814 гг. более 2000 человек, вернувшихся из Приазовья
и де-факто проживавших в Крыму уже 20-30 лет, были признаны полно­
правными жителями полуострова.


В 1789 г. ожил монастырь Сурб-Хач. На основании царской грамоты 1799 г. армянская община Старого Крыма, которую в основном составили армяне-старожилы (григориане), вернувшиеся из Нового Нахичевана, получила разрешение возобновить старые церкви, строить новые, свободно исповедовать свою религию. С 1808 по 1870 гг. для них была создана и функционировала Старокрымская армянская городская ратуша - орган местного духовного и гражданского самоуправления. В первые десятилетия организацией армянских поселений в Крыму и Приазовье и приходской жизнью занималось Нахичеванское духовное правление. В 1803 г. было учреждено местное Карасубазарское духовное правление как часть Нахичевано-Бессарабской армяно-григорианской епархии с резиденцией в Кишиневе. Главой епархии являлся архимандрит Иосиф Аргутинский, который в немалой степени способствовал возрождению армянской общины полуострова*.

Развивалось просвещение и культура: после Крымской войны на полуострове функционировало около десяти армянских церковно­приходских школ, в Феодосии было открыто Халибовское училище. Здесь с 1860 г. стала работать и первая армянская типография. В ней печатались научная, художественная, церковная литература на русском и армянском языках, а также местные армянские журналы.

К началу Первой мировой войны в Крыму проживало примерно 14-15 тысяч армян-григориан и католиков. В основном это были армяне-старожилы, вернувшиеся из Екатеринослава и Нового Нахичевана, переселенцы из Западной Украины, Бессарабии, Константинополя, Западной Армении. Довольно большой процент среди переселенцев составляли бе­женцы из Османской империи - жертвы геноцида. Для помощи беженцам почти во всех городах Крыма были созданы Армянские комитеты помощи. Во время лихолетья гражданской войны, голода 1921-1922 гг., реп­рессий 1934-1939 гг. довольно много армян эмигрировали из Крыма или погибли. Таким образом, на момент депортации армян с территории по­луострова, которая совершилась согласно приказу ГКО от 2 июня 1944 г., их насчитывалось около 10 тысяч.

В послевоенный период армянская община Крыма формировалась главным образом за счет мигрантов из Армянской ССР. В 1980-90-е гг. в Крым начали активно возвращаться депортированные армяне-старожилы, переселилось Довольно много беженцев - жертв землетрясения в Спитаке и вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. По переписи 2001 г. армяне являются шестой но численности национальной общиной Крыма (8700 чел.). Функционирует республиканская организация - Крымское армянское общество, воскресная армянская школа, существует национальная редакция на радио и телевидении, издаются газеты и журналы на русском и армянском языках.

* В 1858-1865 гг. епархией руководил Габриел Айвазян - брат всемирно известного художника-мариниста Оганеса (Ивана) Айвазяна (Айвазовского), много сделавшего для развития Феодосии, (Этим знаменитым кримчанам Установлен памятник в центре города Симферополя. Увековечены также имена композитора А.Спендиарова (Спендиаряна), адмирала Л.Серебрякова (Арцатагорцян) и др.)


Греки.Необходимо различать четыре группы греков, которые про­живали на полуострове в различные периоды его истории. Эти группы отличаются друг от друга особенностями их формирования, а также свое­образием языка и культуры. Речь идет об античных греках (VI в. до н.э. -IIIв. н.э.), о средневековых крымских греках (III-XVIII вв., их потомков теперь называют «мариупольскими греками»), о греках «российского периода» истории Крыма (XVIII-XX вв.) и о современной греческой общине, которая складывается на полуострове в наши дни (ХХ-ХХІ вв.). Следует отметить, что это деление достаточно условно. Ведь часть «варваризированных» греков позднеантичного периода участвовала в этногенезе средневековых крымских христиан. Часть греков-старожилов, ушедших в 1778 г. на северные берега Азовского моря, вскоре вернулась на родину и обеспечила преемственность элементов культуры, сложившейся на полуострове в средние века, и их развитие в культуре «новых» греков ~ мигрантов из разных областей Османской империи. В свою очередь, потомки этих «новых» греков - носители греческой культуры, сложив­шейся в Крыму, на греческих островах, во Фракии, Малой Азии и в Ана­толии, возвратившись из депортации, участвуют в формировании совре­менной греческой общины.

Описывая историю греков античного периода, можно достаточно точно обозначить дату их появления на полуострове, но на вопрос «Когда заканчивается история этой общности?» однозначно ответить нельзя. Со средневековыми греками все обстоит как раз наоборот: мы точно знаем дату, когда основная их масса покинула полуостров - 1778 г., и весьма условно определяем начало формирования этой группы в Крыму IIIв. н.э., поскольку ученые на основании многолетних, главным образом, археологических, исследований отрицают прямую связь между античными греками, жившими на полуострове, и греками средневековья, точнее их прямую культурную преемственность. Особую трудность представляет и исследование самого процесса формирования этой группы, так как речь идет не о переселении сюда какой-то части греческого этноса извне - на­дежных источников на сей счет пока не обнаружено, а о возникновении на крымской земле новой этнической общности, которую археологи пред­почитают называть «горнокрымская народность» или «крымские христиане».

Вероятно, в период раннего средневековья на полуострове происходил процесс межэтнической интеграции, который привел к образованию у потомков позднеантичного населения, греков-мигрантов.из разных про­винций Византийской империи, крещенных тюрок, готов и алан некоторых сходных черт культуры, а также элементов общего самосознания, что отразилось в названии «ромей», декларировавшего в первую очередь их политическую и религиозную идентичность. В течение последующих сто­летий на территории полуострова происходил достаточно редкий процесс (специалисты его называют «этногенетическая миксация»), в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Основными консолидирующими факторами, способствовавшими этому слиянию, которое произошло, вероятно, в период XII-XVIIвв., были: общность религии («греческого православия»), греческого языка и куль-


туры; общность территории и политического подданства, обусловленного возникновением на территории Крыма собственного государства - «гото-греческого» княжества Феодоро; а также необходимость сплочения перед внешней угрозой: кочевниками степей и генуэзцами.

Османское завоевание (1475 г.) вновь изменило политическую карту Крыма: исчезло княжество Феодоро, потеряли свои владения генуэзцы, Крымское ханство попало в вассальную зависимость. Бывшие феодоритские и генуэзские земли - территории, на которых в основном и проживало христианское население, стали частью Османской империи - Кефинским санджаком, а позже - эялетом, который просуществовал до 1774 г. Всем немусульманским общинам на полуострове была предоставлена религиозная автономия. Православное население было объединено в единый «миллет» - замкнутую конфессиональную общность с собственным самоуправлением, судами, единым налоговым сбором. Это позволило еще более сплотиться крымским христианами, которые спустя два века после османского завоевания практически утратили память о своих этнических предках и превратились в этнос крымских греков - «румеев».

Динамику численности христианского населения Крыма после османского завоевания можно пронаблюдать по двум переписям населения, проведенным в 1512-1520 и 1542-43 гг. Согласно этим документам насе­ление города Кефе (название Каффы в период османского владычества) было достаточно пестрым: в начале века мусульманская община составляла 34%, армяне - 44%, цжкн 15%, однако в селах санджака греческое население было преобладающим. Через 20 лет, число греческих семей уменьшилось на 5%, а число мусульманских семей увеличилось на 15%, что свидетель­ствует как о миграциях, происходивших в пределах Османской империи, так и о явлениях культурной ассимиляции, выражавшейся в смене религии и языка. Причем не всегда этот процесс был насильственным и сопро-вождался кровью. Чаще всего основными причинами смены языка* и

'Вообще процессы языковой ассимиляции активно происходили на полу острове еще с «оофеодоритского» периода истории крымских христиан. С возникновением в Юго-Западном Крыму Бахчисарая (30-е гг. XVI в.), ставшего политическим и культурным центром Крымского ханства, влияние тюркского языка в этом регионе значительно возросло, и он постепенно вытеснил гре­ческий язык, как средство межэтнического общения на полуострове. После вхождения южного Крыма в состав Османской империи с юга постепенно начал увеличиваться приток турок, а с севера - крымских татар, которые селились вместе с греками, составляя этнически смешанные села. Вследствие сужения сферы употребления греческого языка христианское население Юго Западного Крыма, а также греки-горожане от двуязычия (кроме греческого или готского языка крымские христиане также говорили и на тюркских диа­лектах) перешли полностью на крымскотатарский язык. Греки, утратившие свой язык и перешедшие на крымскотатарский (они составляли больше поло­вины от общего количества), были *не одиноки» как в Крыму, так и в масш­табе всей Османской империи. Почти одновременно с ними языковой асси­миляции подверглись часть крымских армян, крымские цыгане, крымчаки и др. Не случайно фольклор всех этих народов, разных по этническому проис­хождению и конфессиональной принадлежности, обнаруживает столько общих черт и имеет прямые аналогии в крымскотатарском и турецком фольклоре. Поразительно, что тюрский язык (урумский или «греко-татарский» как его в общении с соседями называют сами греки или некоторые исследователи) до сих пор живет в населенных пунктах Северного Приазовья.


языка значимы™., Условиях> сужение сферы употребления родного ^owZmmmZ ГерИальные BbIra^: налогообложение мусульма™

-ccm^Z)7ZeK^rTmTb' ЧТ°УТраТЭР0ДН0Г°ЯЗЫКа (~овая
же время смена n^rur П0ТЄрЮ этническ«й идентичности, в то

общность,' ч оГср«ковьТбаЛа ПЄРЄХ0Д В ДРУГУЮ ко«Ф^иональную
идентификации KST^ равнозначно смене также и этнической

полной ™ г- Этнической ассимиляции). Так, например, утратившие

«а™и™

SPr<^

в°"^&°2^^ К0НтаКТаМ В КРЫМУ СП0Сбст-

ным бракам kSoSS™ приводила к многочисленным смешан-
Крыму. Р несомненно развивали интеграционные процессы в

«^SSSSS^S^""* И3 КРЫШ ГРЄКИ "Р™*™ в более чем
была г^^ЩЕ^.ГОРаХ И Н3 ЮЖН°М 6ЄРЄГУ' ЧЄТВЄрть из них
ремеслом и лишь meSi ІЇЇЇІ ГОродского вселения промышляла
занятиями сеГскихжаТт^^ЛРЄІ<0В Занималась ™рговлей. Основными
земледелие пж И 6ЫЛИ отг°нно-пастбищное скотоводство,

o^^L^ST!? Р0ЖЬ' ПР0С°' ""У' ЯЧМень' лен>^ ■» ^ном oLb^,^SЈ^™«Cb На Садово^тве- -ноградарстве,

нов1е6шГо\ХвоГн1ТапМТеЛИ КРЫМСКТИХ ХрИСТИан "висали поста-щесгво под нмзопом рп« ПЄреселении в Росс™- Распродав свое иму-^ЇЇЇК;,ГГ,ИИ Г°В0ДИЛ А-В-Сув°Р°в, гРекУивыделялась толью оянН и,самыми необходимыми вещами (на 2 семьи

раїиссимус рГоптовГ £ТтТ°™ ЩШ^ В СЄНТябре гене'

т^^іїіїії^^^Аї пГи армяне-валахи и

родиПн°;ЛеэТоТ^Л:НуИпЯЦы геРмИа30ВЬЄ ЧаСТЬ ГРЄК0В СМ0ГЛа ВСрнУ-ся на ядром новой ф^™; р?месленники> м°РЯ1<и- Рыбаки, которые стали

npeeMnZZSZZlTZm °бЩИНЬ! КРЫМСКИХ ГРЄК0В и обеспечили Манифе^ЖХ"^««««вои греческой культуры полуострова.

в PoccS^ZlZlvZ? ШРТа 1775 Г'ГОЖНачало Астению
ихеИЮназыю^Жс^В~-ВОенно^жащих «ГРеческого» или как
Паварином иТдр^их г™ ^ прославив™еся в боях под Чесмою,

Эпира, Македонш ZZ ™Г*Х' 3быЛИ ВЫХ0ДЦЫ из Пелопоннеса,
морей ПрЕ^ ЭгеЙСК0Г0 И Ионического

1500 человекьГачаїш бГ™ К°РабЛЯХ Т™ И ЧЛЄНЬІИХ семей (около После щш^^я£ымТЛтеЩтЫ В КЄРЧИ' ЕнИ~Кале и ^ганроге. Р соединения Крыма к России греков-военнослужащих перевели


на поселение в Балаклаву и окрестные селения, оставленные незадолго до этого крымскими греками-старожилами - Кады-кой, Камару, Карань, Алсу, Лаки, Шурю, Керменчик, Аутку. С тех пор их стали называть «балаклавс­кими греками»*. Отставники «Греческого войска» переходили в число «военных поселян» и селились в основном в Керчи-Еникале, где занимались рыболовством, садоводством, мелкой торговлей и ремеслом. Там был создан Воспорский магистрат, а после его ликвидации существовало особое сословие «керченские мещане-греки». Постепенно они расселились по всему Крыму - в городах и в пожалованных им от казны имениях. Военнослужащие батальона в мирное время несли пограничную службу, стояли в оцеплениях и карантинах во время эпидемий чумы и холеры. В период военных действий греки сражались в различных регионах Османской империи, защищали Новороссийск, Севастополь, Балаклаву, где во время Крымской войны дали последний бой, удивив противников-англичан своим мужеством и героизмом. В 1859 г. эта воинская часть была упразднена.

В конце XVIII - начале XIX вв. на полуострове постоянно проживали около 3000 греков. Если принять во внимание все количество христианского населения того периода (14000 человек), то окажется, что каждый четвертый православный крымчанин был эллином. Многие из них поступили на службу в Российский Черноморский флот и в немалой степени способствовали его становлению и развитию. Прославив русское оружие, многие из них сделали блестящую карьеру. Учитывая знание греками турецкого и татарского языков, опыт проживания в подобных крымским ландшафтно-климатических условиях, российская администрация активно привлекала их на государственную службу. Многие греки смогли подтвердить свое дворянское происхождение и уже к середине XIX в. в родословную книгу дворян Таврической губернии было внесено более 80 греческих фамилий.

В XIX в. в Крыму значительно выросло число мигрантов из двух османских провинций - Румелии и Анатолии. Из Румелии приезжали в основном греки, именовавшие себя по названию своей прежней родины -«фракиоты», «малоазийцы» и «константинопольцы». Из Анатолии -регионов Триполи, Бафры, Самсуна, Трапезунда, Батуми, Эрзерума и Карса - прибывали греки, которых сегодня называют «понтийцами». Эти две группы греков имеют общее самоназвание - «ромьос», но отличаются не только от греков материковой и островной Греции, но и друг от друга особенностями диалекта, материальной и духовной культуры, сфор­мировавшейся у фракийцев под влиянием Балкан и малоазийского побережья, а у понтийцев - под влиянием народов Малой Азии и Кавказа (продолжение темы «Греки» читайте на с. 210).

*Из среды «балаклавских греков» вышло множество знаменитых офицеров российской армии и флота - полковник М.А.Манто и его сын контр-адмирал И.М.Манто, контр-адмиралы М.Н.Кулани, И.С.Антипа, вице-адмирал К.С.Кутров, генерал-майор Ф.Ревелиоти и мк. др. Сын национального героя Греции Ламброса Кацониса - основателя знаменитой крымской Ливадии -подполковник Ликург Качиони много лет был командиром Балаклавского греческого батальона.


Караимы*.Иудейская община, существовавшая на протяжении многих веков на территории Крымского полуострова, включала в себя самые разнообразные течения и народности. К ним относились тюрко-язычные раввинисты-крымчаки, кочевники Хазарского каганата, караимы, отрицавшие учение Талмуда, говорящие на идише евреи-ашкеназы, греко-говорящие евреи-романиоты и даже субботники - перешедшие в иудейскую веру православные славянского происхождения.

Об истории караимов и времени их появления в Крыму ученые, литераторы и представители обществе



2016-01-02 1491 Обсуждений (0)
Манифест Екатерины II от 8 апреля 1783 г. о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России. Ликвидация Крымского ханства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Манифест Екатерины II от 8 апреля 1783 г. о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России. Ликвидация Крымского ханства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)