Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание Таврической губернии. Ее административное устройство. 5 страница



2016-01-02 978 Обсуждений (0)
Создание Таврической губернии. Ее административное устройство. 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Еще одним проявлением общественной активности в пореформенные годы было кооперативное движение. Появившееся на волне реформ, оно стало проявлением жажды общественного творчества активной части населения Крыма, стремившейся пересадить на родную почву ростки западноевропейской кооперации. В 1868-1870 гг. в Крыму возникли: Керченское потребительское общество «Сбережение и потребление», Севастопольское потребительское общество с тем же названием и «Симферопольское потребительское общество». Практичность и энтузиазм зачинателей нового дела первоначально позволили добиться роста числа покупателей в кооперативных магазинах, роста числа взаимовыгодных сделок, но усиление консерватизма правительства в 70-е гг., недовольство торговцев «старого закала» новоявленными конкурентами постепенно привели эту «первую волну» кооперативного движения к упадку. В 70-80 гг. была на время потеряна сама вера в кооперацию.

К проявлениям общественной активности следует отнести и деятельность в Крыму представителей революционного народничества, самого сильного в то время оппозиционного царизму течения общественной мысли, применявших на разных этапах своей деятельности различные приемы борьбы с царизмом: от пропаганды своих идей среди крестьян и создания рабочих кружков до индивидуального террора. Народники были грозным и влиятельным фактором общественной жизни Российской империи. С Крымом были связаны детство и юность одного из лидеров организации «Народная воля» Андрея Желябова, уроженца Феодосийского уезда, выпускника Керченской гимназии. Именно в Крыму в беседах с крестьянами А.Желябов разочаровался в действенности пропаганды и пришел к идее террора. В июле 1879 г А.Желябов и его сообщник П.А.Теллалов разрабатывали план покушения на императора Александра II в Крыму, изучали возможности для покушения в Ялте, Севастополе и Симферополе, тренировались в метании бомб на тогдашней окраине Симферополя - Феодосийском шоссе. А.Желябов неоднократно бывал на железнодорожном вокзале Симферополя, тщательно изучая возможности для покушения. В конце концов А.Желябов за организацию цареубийства был приговорен к смертной казни и повешен.


Изменения в национальном составе населения полуострова. Массо­вый выезд крымских татар. Переселение в Крым эстонцев, болгар, немцев, чехов.Главной характерной чертой демографических процессов в Крыму второй половины XIX в. был рост многообразия национального состава населения полуострова. Одним из важнейших факторов этого процесса была эмиграция крымских татар, усилившаяся после Крымской войны. Первая волна послевоенной крымскотатарской эмиграции была сравнительно немногочисленной и состояла из протурецки настроенных феодалов - беев и мурз и некоторых представителей мусульманского духовенства, опасавшихся репрессий за свои симпатии к Стамбулу в годы недавней войны. Вторая волна, относящаяся к началу 1860-х гг., вовлекла в эмиграцию несравненно большее число крымских татар. Причиной тому было ухудшение социально-экономического положения крымских татар в этот период. Созданная в 1856 г. Комиссия по разбору жалоб на помещи­ков и вообще для изыскания способов нормализации татарской экономики в 1859 г. приняла решение, согласно которому ходатайства о наделах вообще не принимались к рассмотрению, а арендная плата, ранее натуральная, заменялась денежной, что ставило крымскотатарских крестьян, которые вели преимущественно натуральное хозяйство, в экономический тупик. В ходе Крымской войны был прерван сбыт аграрной продукции по тради­ционным черноморским торговым путям, что привело к разорению многих крымскотатарских хозяйств, бедствовавших в условиях обезземеливания и произвола царских властей. В силу этих причин с начала 1860 г. эмигра­ционное движение принимает массовый характер. Пик этой волны пере­селения пришелся на 1863 г., когда совершенно опустели 784 деревни. Основную часть переселенцев составили жители степных уездов. Обитатели горных районов в большинстве своем остались на месте, так как имели больше возможностей для экономического выживания. По официальным данным, в период эмиграции 60-х гг. Крым покинули 141667 человек, но если учесть количество татар, выехавших нелегально, без паспорта, то вполне вероятно, что число эмигрантов могло намного превысить 150 тыс. Эмиграция нанесла тяжелый ущерб экономике полуострова. Резко сократилось сельскохозяйственное население. Если в 1853 г. количество сельских жителей составляло 225,6 тыс. человек, то в 1865 г. оно равнялось только 112 тысячам.

Следующий этап эмиграции крымских татар относится к 1873-1890 гг. Он был также порожден целым комплексом социально-экономических, политических и идеологических причин. Недовольство татар актами экономического и национального притеснения со стороны царского правительства и российского дворянства усилилось после принятия в 1874 г. закона о всеобщей воинской повинности, который лишил крымских мусульман прежнего освобождения от военной службы в общеармейских частях. Принятие вышеуказанного закона привело к тому, что уже к весне 1874 г. Крым покинули первые 300 крымскотатарских призывников, а губернская канцелярия была завалена прошениями о выдаче паспортов на выезд за границу. До конца 1874 г. эмигрировало около 500 человек, не считая выехавших без паспортов на турецких фелюгах, отходивших по


ночам из Евпатории, Судака, Севастополя и Гурзуфа. Поток эмигрантов прекратился только после обострения российско-турецких отношений и начала русско-турецкой войны 1877-1878 гг.* Последняя, третья волна эмиграции имела место в 1890-е гг., когда в Крыму поднялась паника из-за создания Противомусульманской лиги. Ходили распускаемые кем-то слухи, что цель лига - насильственное обращение всех татар в православие. Публикациям об истинных целях лиги не верили. Власти также не препятствовали насаждению панических настроений. Сыграл свою роль и непомерный рост арендной платы, при котором работа на арендованных участках себя не окупала. В итоге эмиграции заметно сократился удельный вес крымскотатарского населения полуострова. К 1917 г. крымские татары оставляли 36,6% сельского населения и 11,3%— городского. Одновременно с процессом эмиграции крымских татар шел процесс быстрого роста числа переселенцев в Крым, большинство из которых составляли бывшие русские крепостные крестьяне.

В 1860-е гг. начинается переселение в Крым эстонцев, которых прив­лекла дешевизна земли из-за эмиграции татар. В 1861-1863 гг. эстонцы из Эстляндии и, частично, Лифляндской губернии основали на территории Симферопольского, Евпаторийского и Перекопского уездов поселения То-кульчак, Джурчи, Кият-Орка, Суерак, Моний, Темир-Булат, Замрук и др. Эстонцы имели весомые причины для переселения: малоземелье, преследования властей по религиозным мотивам (за участие в религиозном движении крестьянина Ю.Лейнберга и Т.Мальтсвета). Эстонские поселенцы сумели наладить в Крыму высокопродуктивное сельскохозяйственное производство, уступавшее разве что производству немецких колонистов.

Также в 1860-е гг. происходит новый этап переселения в Крым болгар. Правда, часть из них после войны 1877-1878 гг. вернулась на родину, но и в 1897 г. в Крыму проживали 7,5 тыс. болгар.

В это же время начинается новая волна переселения немцев. Уже в 1864 г. в Крыму появились 3245 новых немецких поселенцев, образована 41 колония, преимущественно в степной части полуострова. К концу столетия немцы составляли 22% населения Перекопского уезда, 12% — Евпаторийского и 4% — Феодосийского. Среди немецкого населения, как и прежде, преобладали сектанты-менонниты. Характерной чертой этой группы населения была замкнутость и нежелание общаться с другими национальными общинами Крыма. С экономической точки зрения немцы были самой преуспевающей частью переселенцев. Они добивались блестящих результатов в земледелии, скотоводстве, садоводстве, виноградарстве и шелководстве. По переписи 1897 г., в Крыму проживало более 30 тыс. немцев.

* К началу войны уже был восстановлен Севастополь, начал возрождаться Черноморский флопї. В ходе войны Славные традиции русского оружия приумножили подвиг парохода «Веста», одолевшего турецкий броненосец «Фетхи Буленд», и удачные минные атаки, организованные С.О.Макаровым, оудуиіим адмиралом (войну начал лейтенантом, закончил капитаном 2-го ранга). Тогда же при освобождении болгарских городов (Ловиче, Плевнс и ор.) от турок отличились две команды лейб-гвардии крымских татар собственного Его Величества конвоя, находившиеся в деіїствующей армии.


В начале 1860-х гг. царское правительство попыталось организовать переселение в Крым выходцев из Чехии, входившей тогда в состав Австрийской империи. Планировалось расселить в Таврической губернии до 10 тыс. чехов. Но прибывшие в Крым переселенцы не смогли быстро приспособиться к новым условиям, не получили пригодной для хозяйства земли и оказались в тяжелейших условиях. В результате многие из них вернулись на родину. Остальные были расселены на казенных землях Перекопского уезда, где образовали 4 деревни.

Таким образом, в 1860-е - 1890-е гг. за счет переселенцев произошло стремительное, небывалое в истории Крыма увеличение численности населения. За 30 с небольшим лет оно утроилось (со 194 тыс. человек в 1865 г. до 547 тыс. в 1897 г.). К 1897 г. доля русских среди жителей Крыма достигла 33,1% и почти сравнялась с долей крымских татар, украинцев стало 11,8%, немцев — 5,8%, евреев - 4,7%, греков — 3,1%, армян - 1,5%. Кроме того, в Крыму проживали поляки, эстонцы, чехи, крымчаки, караимы и другие, народы.

Начало превращения Крыма в здравницу.В XIXв. начинается процесс превращения Крыма в центр оздоровления. У истоков научного изучения лечебных факторов Крыма были такие выдающиеся медики как С.П.Боткин и В.Н.Дмитриев.

В годы Крымской войны молодой врач С.П.Боткин добровольно вступил в отряд врачей, сформированный Н.И.Пироговым для службы в осажденном Севастополе. Это было его первое знакомство с Крымом. В 1870 г. С.П.Боткин, получивший к тому времени звание академика, первым из русских врачей был назначен лейб-медиком царской семьи. Сопровождая по долгу службы императрицу каждое лето в Крым (Ливадию), он одним из первых врачей открыл исключительную благоприятность климатических условий Южного берега Крыма для лечения туберкулезных больных. Наилучшими по своим целебным качествам он считал районы Эреклика и Ливадии. Согласно рекомендациям С.П.Боткина, в Эреклике был построен санаторий для императрицы. По его же инициативе был заложен лечебный корпус на Поликуровском холме. С.П.Боткин предсказывал Крыму «большую будущность».

Достойным соратником С.П.Боткина по научному обоснованию и практическому обустройству курортов Крыма был В.Н.Дмитриев, которого коллеги назвали «собирателем и устроителем крымских курортов». Начиная с 1867 г. В.Н.Дмитриев занимался врачебной практикой в Ялте, одновременно изучая климатические и лечебные условия Южного берега Крыма. Будучи первооткрывателем в области изучения климата Южного берега, он уделял первостепенное внимание проблемам климатолечения, аэротерапии - лечения воздухом, тем более что сам лично избавился от болезни легких благодаря крымскому воздуху, В.Н.Дмитриев первый ввел во врачебную практику лечение виноградом, морскими купаниями, разумно дозированными физическими нагрузками, кефиром как лечебным средством. Итоги исследований В.Н.Дмитриева были обобщены в его печатных трудах: книгах «Очерки климатических условий Южного берега Крыма» (1890), «О пользовании воздухом в Ялте» (1894), «Лечение


виноградом в Ялте и на Южном берегу Крыма» (1886).

Во второй половине XIX в. в Крыму начинается организация центров лечебного и оздоровительного характера. Особо модным и престижным с 1861 г. становится Южный берег Крыма, когда Ливадия стала летней царской резиденцией. Следом за царской семьей потянулись дворяне, военная знать, элита чиновничества, купцы, предприниматели. Они скупали здесь земли, строили дворцы и дачи. Человеку без высоких доходов отдых на Южном берегу был практически недоступен. Отдельные энтузиасты-филантропы пытались как-то изменить это положение. В конце XIX в. московский хирург А.А.Бобров решил создать детский санаторий для лечения костного туберкулеза. За счет собственных сбережений и при помощи общественности он сумел в 1902 г. открыть на западной окраине Алупки детский санаторий, получивший неофициальное имя «Бобровка». Усилиями великого русского писателя А.П.Чехова в 1900 г. на частные пожертвования был открыт сначала пансионат, а затем и санаторий для туберкулезных больных.

Развивались оздоровительные учреждения и в других уголках Крыма. В Евпатории с 1874 г. в помещениях, где ранее размещалась карантинная служба, была открыта военно-санитарная глазная станция, где лечили морскими и лиманными купаниями, а также гимнастикой. Разработанные на станции под руководством талантливого врача В.Н.Парийского рекомендации стали, по сути, началом климатолечения в Евпатории, С 1874 г. начинается систематическое лечение больных на Мойнакском озере, при этом брало «Грязевое заведение» за услуги недешево. Тем не менее, лечение приносило исцеление людям и открывало дорогу более совершенным медицинским методам. В 1884 г. земские врачи С.И.Ходжаш и С.П.Цеценовский взяли озеро в аренду на 40 лет и уже через 2 года построили здесь здание грязелечебницы и купальню с 16 номерами.

Во второй половине XIX в. начинается восстановление разрушенной в годы Крымской войны Сакской грязелечебницы. Она возобновила свою работу в 1858 г., но до 1864 г. больных на курорте было сравнительно мало, лечились здесь в основном военные. В мае 1880 г. грязелечебницу приняла под свою опеку Таврическая губернская земская управа. Земству удалось построить гостиницу на 70 номеров для зажиточных больных, бараки для немногочисленных «земских» больных, лечившихся за счет земства, два ванных здания и другие постройки. Все эти расходы окупились и дали прибыль. В 1890 г. на земском собрании было решено заложить курортный парк. Усилиями талантливого садовода П.С.Мельниченко в 1891-1892 гг. был создан «роскошный парк».

Образование. Создание женской гимназии, научных центров, музе­ев. Впроцессе осуществления реформы образования 1863 г. происходило увеличение числа общеобразовательных учебных заведений. Открывались новые средние учебные заведения. Так, наряду с существовавшей с 1812 г- Симферопольской казенной мужской гимназией, были открыты: Керченская Александровская классическая гимназия, созданная по решению Совета Одесского учебного округа от 27 ноября 1863 г. на основе ранее существовавшего уездного училища. Были повышены в статусе из


прогимназий Феодосийская классическая гимназия (в 1883 г.), Ялтинская Александровская классическая гимназия (в 1894 г.) и Евпаторийская классическая гимназия (в 1903 г.). Кроме государственных, в Симферополе были созданы 2 частные классические гимназии. Мужская гимназия М. А.Волощенко, преобразованная из частного восьмилетнего мужского училища 1 разряда, была открыта в 1904 г., а гимназия Е.И.Свищова была повышена из категории прогимназии в 1907 г.

В пореформенные годы начала создаваться система среднего женского образования. Согласно уставу учебных заведений 1871 г., в том же году в Симферополе была открыта первая в Крыму министерская женская гимназия. С 1876 г. начала работу Севастопольская женская гимназия. В 1889 г. из ранее существовавшей прогимназии была образована Ялтинская казенная гимназия. И, наконец, в 1900 г. открылась Карасубазарская женская гимназия. Были и частные средние учебные заведения для женщин. В Симферополе в 1904 г. открылась частная женская гимназия Е.И.Оливер, а в 1907 г. - гимназия В.А.Станишевской.

Созданные после проведения школьной реформы реальные гимназии с естественнонаучным профилем обучения просуществовали недолго и были, в соответствии со школьным уставом 15 мая 1872 г., преобразованы в реальные училища с шестилетним курсом обучения. Среди реальных училищ самую высокую репутацию имели Симферопольское и Севастопольское Констангиновское. Кроме того, в Таврической губернии существовало несколько коммерческих училищ, в том числе Симферополь­ское, открытое в 1892 г., Ялтинское, работавшее с 1914 г., и Частное семиклассное коммерческое училище А.И.Хохловкина, начавшее работу с 1905-1906 гг. Они были подведомственны министерству торговли и промышленности и создавались за счет купечества Крыма.

В рамках государственной системы образования существовало специальное учебное заведение, обеспечивавшее для Крыма подготовку кадров православного духовенства. В 1873 г. по решению учебного комитета Святейшего Синода в Симферополе была создана Таврическая духовная семинария. Аналогичные государственные учебные заведения имели и представители некоторых других этно-конфессиональных групп полуострова. Они имели статус прогимназий, как, например, Александ­ровское караимское духовное училище, основанное в 1894 г., подчиняв­шееся Министерству народного просвещения, курировавшееся попечи­телем Одесского учебного округа и контролировавшееся Таврическим и Одесским караимским гахамом, или Симферопольская татарская учительская школа, созданная в 1871 г. и готовившая педагогов для русско-татарских министерских училищ.

Вообще в Крыму этого периода возможность получать религиозное образование имели представители практически всех существовавших тогда конфессий. Кроме учебных заведений для христиан православного обряда - духовной семинарии, епархиальных училищ и церковно-приходских школ, существовали школы для христиан-католиков: римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные училища; протестантские учебные заведения: евангельско-лютеранские училища и


менониитские учебные заведения, школы для армяно-григорианской церкви - церковно-приходские школы и, наконец, учебные заведения для старообрядцев. Для представителей иудаизма существовали как еврейские учебные заведения различных типов (училища «Талмуд-Тора», училища при молитвенных домах и др.), так и караимские. Исламская конфессия, представленная крымскими татарами, турками, цыганами-мусульманами, имела систему крымскотатарских учебных заведений мектебов и медресе.

Еще большее разнообразие имело деление учебных заведений по этни­ческому признаку. Учебные заведения имели представители следующих этнических групп: восточнославянские народы (русские, украинцы, белорусы), болгары, греки, поляки и литовцы, крымские татары, евреи, караимы, крымчаки, армяне, немцы, австрийцы, чехи, эстонцы.

Свидетельством культурного развития Крыма рассматриваемого периода является совершенствование уже существующих и создание новых музеев. Так, открытый еще в 1811 г. первый на полуострове музей -Феодосийский музей древностей получил новую жизнь после того, как в 1871 г. на средства, собранные выдающимся живописцем И.К Айвазов­ским, и по его проекту было выстроено новое музейное здание. Уникальным явлением в музейном деле стала основанная в 1880 г. в той же Феодосии картинная галерея, ставшая единственным в мире музеем маринистической живописи. Она также была построена на средства знаменитого феодосийца И.К.Айвазовского и в 1900 г., согласно его завещанию, передана городу Феодосии. Основу экспозиции составили произведения И.К.Айвазовского, его учеников и последователей. В 1897 г. в Севастополе был открыт Севастопольский морской музей-аквариум, экспозиция которого была призвана показать богатсва растительного и животного мира Черного моря, его уникальные природные свойства.

Память героев обороны Севастополя в Крымскую войну была призвана увековечить панорама обороны Севастополя, выполненная художником Ф.А.Рубо. Она была открыта 14 мая 1905 г.

Все более оживленной становилась и научная жизнь Крыма. Ярким примером тому может служить деятельность Таврической ученой архив­ной комиссии.

Таврическая ученая архивная комиссия (ТУАК).Во второй половине XIX в. возрастает интерес к научному отбору для постоянного хранения и изучения архивных материалов. В Крыму с этой целью 24 января 1887 г. была создана Таврическая ученая архивная комиссия (сокращенно ТУАК). Она была шестой но счету из 35 подобных комиссий, организованных в губернских центрах Российской империи. Перед комиссией стояла задача изучения и упорядочения многочисленных архивных фондов Таврической губернии, накопившихся за столетие пребывания Крыма в составе России. ТУАК занималась также учетом и обследованием археологических памятников.

В первые годы существования Комиссию возглавлял ее первый почет­ный председатель Александр Христианович Стевен(1814-1910), младший сын знаменитого Х.Х.Стевена, основателя Никитского ботанического сада, «Нестора ботаников». А.X.Стевен с золотой медалью окончил


Симферопольскую мужскую гимназию, а затем физико-математический факультет Петербургского университета. Он испытал благотворное влияние отца и его друзей - академиков П.И.Кеппена и А.Я.Фабра, врачей Ф.К.Мильгаузена и А.Ф. Арендта. А.Х.Стевен рано проникся уважением и интересом к историческому прошлому Крыма. Еще до образования ТУАК он пытался привлечь внимание местных властей к проблеме охраны памятников истории и культуры полуострова, основал при губернской земской управе библиотеку «Таврика», где были собраны книги и рукописи о Крыме на русском и иностранных языках (ныне это собрание стало основой библиотеки «Таврика» при краеведческом музее АР Крым). А.Х.Стевен был активным общественным деятелем. Он создал благотворительный фонд для безвозмездной выдачи пособий населению, пострадавшему от стихийных бедствий, стал инициатором благоустройства Сакской земской грязелечебницы, основания в Симферополе отделения Русского общества садоводства, учреждения при губернской земской управе первого в России энтомологического кабинета. А.Х.Стевен собрал превосходные археологическую и нумизматическую коллекции, которые подарил ТУАК, поддерживал раскопки Херсонеса, стал инициатором создания археологической карты Крыма, а в 1889-1890 гг. лично участвовал в раскопках курганов в окрестностях Симферополя.

На первом заседании ТУАК 30 мая 1887 г. был определен круг ее работ и намечена первостепенная задача — безотлагательно обследовать губернские архивы с минимальной гарантией сохранности и спасти исторически значимые документы. Решено было обследовать и древности, особенно те, которые нуждались в срочных охранных мерах, препятствовать вывозу из Крыма ценных археологических и археографических памятников. Было принято решение о периодической публикации «Известий ТУАК» и создании при Комиссии специальной библиотеки.

Несмотря на самые неблагоприятные условия, крайнюю нехватку средств и помещений Комиссия вела самоотверженную работу по сохранению архивов Крыма, организовала выпуск первых томов «Известий ТУАК», создавала музей и библиотеку. При участии сотрудников ТУАК были организованы экспедиции по Крыму под руководством Н.И.Веселовского и Ю. А.Крачковского в Керчи, на Южном берегу Крыма и Мангуп-Кале. Сотрудники ТУАК разыскивали и изучали старинные документы, археологические, эпиграфические и нумизматические материалы, путевые записки, мемуарные и литературные работы по истории Крыма, вводя в научный оборот мало известные, а то и вовсе не известные сведения о полуострове. Значение Комиссии в научной жизни было настолько велико, что быть ее членами считали честью такие видные ученые, как В.Д.Смирнов, В.Б.Антонович, Н.И.Веселовский, А.С.Лаппо-Данилевский, А.И.Багалей, В.В.Латышев, М.В.Довнар-Запольский.

Помимо ТУАК, заметное место в научной жизни полуострова занимала открытая в 1871 г. Симферопольская морская биологическая станция, сотрудники которой занимались изучением живых организмов Черного моря, внесли немало полезных рекомендаций по рациональному использованию его рыбных ресурсов.


Развитие библиотечного дела.С деятельностью ТУАК было связано и развитие библиотечного дела в Крыму. В 1873 г. при ней по инициативе А.Х.Стевена была организована первая на полуострове научная библиотека, знаменитая «Таврика». Ее основу составили труды К.И.Таблица, «Памятная книга Таврической губернии», Новороссийские календари, сочинения П.С.Палласа, П.И.Сумарокова, П.И.Кеппена.

В Крыму возникают и общественные библиотеки. В 1870-х гг. купец Ицка Берг устроил в Симферополе городскую платную библиотеку В 1884 г. ее купил С.Б.Туманов, согласно завещанию которою эта библиотека в 1890 г. была передана городу и начала действовать как бесплатная городская библиотека и Тумановская бесплатная читальня.

Развитие крымскотатарской культуры.Во второй половине XIX в. становится заметным возрождение светской научно-педагогической и художественной крымскотатарской литературы, продолжился процесс оформления национального языка. Этому способствовала деятельность выдающихся просветителей Абдурахмана Крым Ховадже и Абдурефи Боданинского. Они стремились сблизить русскую и крымскотатарскую культуру, творчески воспринять наиболее известные достижения мировой культуры. Их позиция основывалась на осознании необходимости развития просвещения и интеграции родного народа в полиэтническую среду Российской империи. Известным гуманистом и деятелем национальной культуры был Асан Нури, который вместе с Исмаилом Гаспринским обсуждал вопросы о необходимости создания и развития крымскотатарской печати, в том числе и периодической.

Исмаил бей Мустафа оглу Гасприискийродился 8 марта 1851 г. (здесь и далее даты даны по юлианскому календарю) в дер, Аджикой в семье офицера русской службы, утвержденного в дворянском достоинстве. Первоначальное образование И.Гаспринский получил в начальной этно-конфессиональной школе. Позже продолжил обучение в Симферопольской казенной мужской гимназии (1861-1862), в Воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Ке окончив учебы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. В 1871 г. уехал во Францию. С 1874 по 1875 гг. жил в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы, а с 13 февраля. 1879 но 5 марта 1884 гг. возглавлял органы местного самоуправления в должности городского головы.

С 1879 г. И.Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство для единоверцев Российской империи. Известны его предложения организовать выпуск периодических изданий на крымскота­тарском языке «Файдалы эглендже» (1879-1880), «Закон» (1881). После дол­гой борьбы с 10 апреля 1883 г. И.Гасприяскому разрешили издавать и редак­тировать первую крымскотатарско-русскую газету «Переводчик — Терджи-ман», которая долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с начала XX в. — старейшей мусульманской газетой в мире. Она просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 г.

Через газету его идеи, а также информация о положении тюрко-мусуль-манских народов в Российской империи распространялись во многих стра­нах. Известно, что о деятельности И.Гаспринского часто писали ведущие из­дания Франции и Англии, которые, как известно, имели свои политические и экономические интересы на Востоке. Однако больше всего материалами изда­ния И.Гаспринского пользовалась печать исламских народов. На ее страки-


цах проявился талант И.Гаспринского — редактора, публициста, писателя.

С именем И.Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, звуковой метод обучения грамоте), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский ха­рактер. И.Гасприкским были разработаны основы преобразования мусульман­ской этно-конфессиональной системы народного образования. Его «новые мето­ды обучения» с успехом применялись не только в Крыму, но к в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргиз-стане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новомстодных школ, Многие из них добивались присвоения им имени И.Гаспринского.

С 1905 г. И, Гаспринский и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию «Иттифак эль муслимин» («Союз мусульман»), сто­явшую на позициях, сходных с программой «партии народной свободы» консти­туционных демократов (партия лево-либерального направления). Он был членом ЦК и непосредственно возглавил Крымское отделение «Иттифак эль мусли­мин». Осенью 1905 г. он и возглавляемое им отделение организации перешли на позиции «Союза 17 октября» (партия право-либерального направления).

Мировоззренческие принципы и идеи И.Гаспринского зиждились на ос­нове либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы сла­вянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и му­сульман, неприятия наиболее радикальных требований социалистов. Ему были чужды революционные- методы изменения общества.

И.Гаспринский - автор нескольких художественных произведений. Сре­ди них необходимо отметить роман «Письма Моллы Аббаса Франсови», час­тью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; антиутопическую повесть — «Африканские письма»; исторический рассказ «Арслан Кыз»; мистическую новеллу — «Горе Востока» и некоторые другие. Он явился родоначальником многих литературных и публицистических жан­ров не только у крымских татар, но и у других тюркских народов.



2016-01-02 978 Обсуждений (0)
Создание Таврической губернии. Ее административное устройство. 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание Таврической губернии. Ее административное устройство. 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (978)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)