Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



2016-01-02 534 Обсуждений (0)
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 0.00 из 5.00 0 оценок




Начало войны. Оборона.Цели Германии в войне против СССР были окончательно сформулированы 30 марта 1941 г. на совещании Гитлера и германского военно-политического руководства. С военной точки зрения они должны были заключаться в достижении линии «Архангельск - Астрахань», а в политической плоскости необходимо было сделать так, чтобы «никакая организованная сила не могла противостоять немцам по эту сторону Урала». В заключение своего выступления Гитлер выразился более конкретно: «Наши задачи в отношении России - разгромить ее вооруженные силы, уничтожить государство».

В 3 часа 22 июня 1941 г. на Севастополь и Черноморский флот обру­шились немецкие бомбы. Так началась для Крыма Великая Отечественная война, вписавшая много трагических страниц в его историю. В тот же день в Симферополе состоялось совещание партийных, советских и хозяйственных руководителей, на нем были поставлены задачи, связанные с военным временем: развернугь военно-мобилизационную работу, перестроить народное хозяйство на военный лад. В Симферополе, Севастополе и Керчи были созданы городские комитеты обороны. Их возглавили первые секретари горкомов партии С.В.Мартынов, Б.А.Борисов, Н.А.Сирота,

Реализация принятых мер началась не очень оперативно, так как дыхание войны по-настоящему еще не коснулось республики. Однако, когда противник стал стремительно продвигаться вглубь СССР, местные власти предприняли решительные шаги по выполнению собственных постановлений. В результате мобилизация в целом прошла организованно. Всего по Крыму в первые месяцы войны было мобилизовано 93 тыс. чело­век, создано 155 подразделений народного ополчения, 30 истребительных батальонов и других формирований. В них насчитывалось более 166 тыс. человек. Развернулось строительство различных оборонительных соору­жений. Налаживалось производство военной продукции. Так, на Керчен­ском заводе им. Войкова начали выпуск противотанковой зажигательной смеси, а вскоре коллектив завода построил бронепоезд «Войковец», укомплектованный его командой. В целом предприятия Крыма передали фронту 7 бронепоездов, 280 минометов и 130 тыс. мин.

В связи с мобилизацией остро встала проблема рабочих кадров. Взамен ушедших на фронт отцов, мужей, сыновей на рабочие места пришли женщины, молодежь, пенсионеры. Население республики оказывало материальную помощь фронту: отчисления от зарплаты, передача личных сбережений и драгоценностей, сбор теплых вещей и т.п. На базе здравниц Южного берега Крыма развернули 51 госпиталь на 17,3 тыс. коек.

Приближение врага к полуострову ускорило процесс эвакуации в тыл населения (около 200 тыс. человек), производственного оборудования и культурных ценностей. Часть эвакуационных ценностей удалось вывезти через Чонгар но железной дороге, а после захвата ее противником — по морю, через Керчь, Феодосию, Севастополь.

Вначале командование Вермахта не планировало борьбы за Крым и полагало, что в ходе осуществления плана «Барбаросса» при глубоком


продвижении немецких войск на восток проблема полуострова решится автоматически*. Однако, когда 14 августа 1941 г. в Москве Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о формировании в Крыму 51-й армии, в состав которой вошли 9-й стрелковый корпус, де­вять дивизий и несколько отдельных частей, из Берлина наступавшим немецким войскам поступила директива незамедлительно «овладеть Крымом, который, будучи авиабазой противника, представляет особенно большую угрозу румынским нефтяным районам». Захват полуострова для врага был крайне необходим еще и потому, что лишал Черноморский флот выгодного района базирования, кроме того, отсюда шел прямой путь на Кавказ, открывалась возможность давления на позиции Турции и Ирана.

Поэтому немцы приостанавливают свое наступление на Ростов-на-Дону, и с этого направления в Северную Таврию перебрасываются 11-я армия (командующий — генерал-полковник Э.Манштейн) и румынский горный корпус, которые поддерживал 4-й воздушный флот. К 15 августа 1941 г. противник захватывает Сальково и Геническ, выходит к Перекопскому перешейку и таким образом закрывает выход из Крыма на материк.

Борьба за удержание Крыма длилась более двух месяцев. Советские войска в тот период еще не овладели искусством создания устойчивой обороны. Неудовлетворительным оказалось взаимодействие сухопутных войск и Черноморского флота на этом этапе войны. Кроме того, при подготовке Крыма к обороне был допущен ряд серьезных промахов. Укреплением перешейков, соединяющих Крым с материком, командование войсками Крыма стало заниматься только с середины июля, когда началось быстрое продвижение немецко-румынских войск к Днепру. В сентябре выяснилось, что сооружение оборонительных укреплений далеко не завершено. Сдерживающее влияние оказывал и поток дезинформации о подготовке крупного десанта в Крым. Недостаточно быстро шло формирование 51-й армии, ее дивизии по огневым средствам и тактиче­ским данным не были достаточно мощными, недостаточной была воздушная и бронетанковая поддержка.

С 12 сентября вражеская авиация начала активные действия в Северной части Крыма. Вскоре развернулись действия сухопутных частей. Противник имел значительное превосходство в живой силе и технике. Ему противостояли героизм и мужество необстрелянных бойцов. Особенно упорно дрались бойцы 156-й дивизии ген. П.В.Черняева. Однако целый ряд промахов и ошибок советского командования, когда, к примеру, 5 стрелковых и 3 кавалерийские дивизии в глубине Крыма готовились к отражению мифических десантов вместо обороны на северных позициях, привели к поражению. К концу сентября немецко-румынские войска заняли большую часть Переконского вала и поселок Армянск. 28 сентября советские войска отошли на Ишуньские позиции. Кровопролитные бои на этом плацдарме остановили 11-ю армию, но ненадолго.

* Нацистская верхушка Германии планировала превратить полуостров в район немецкой колонизации. Население Крыма предполагалось выселить, Крым присоединить непосредственно к Рейху и сделать его местом отдыха под названием Готенланд, заселив немцами из Южного Тироля и Бессарабии.


Сложившаяся ситуация требовала решительных мер. Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение использовать войска Одесского оборонительного района для усиления обороны Крыма, и в первой половине октября скрытно и фактически без потерь морем из Одессы было вывезено 86 тыс. бойцов, 500 орудий, 1158 автомобилей, 163 трактора, 3500 лошадей, 20 тыс. тонн боеприпасов.

13 октября противник прорвал оборону советских войск на Ишунь-ских высотах и части отдельной Приморской армии (ком. — генерал И.Е.Петров), эвакуированные из Одессы, были брошены на север полу­острова. Однако это не смогло изменить обстановку, и враг ворвался в степную часть Крыма. 51-я армия стала отступать на Керченский полуос­тров, а Приморская армия — к Севастополю. В целях улучшения управ­ления войсками Ставка Верховного Главнокомандования объединила дей­ствовавшие в Крыму сухопутные и морские силы, создав 22 октября коман­дование войск Крыма во главе с вице-адмиралом Г. И, Левченко. На полуострове развернулись тяжелые бои. 51-я армия, неся большие поте­ри, попыталась остановить противника на акмойнайских позициях, но была вынуждена отойти к Керчи, и 16 ноября, исчерпав все возможности обо­роны, эвакуировалась на Тамань. А основные силы Приморской армии через горы отходили к Севастополю, где вместе с моряками-черноморцами готовились к отражению штурма врага.

Несмотря на упорное сопротивление советских войск, к середине ноября 1941 г. весь Крым, кроме Севастополя, был оккупирован. Э.Манштейн предпринял попытку завладеть Севастополем с ходу, но она закончилась неудачей. 4 ноября сухопутные войска и силы флота, занимавшие город, были объединены в Севастопольский оборонительный район (СОР). Командующим СОР назначается вице-адмирал Ф.С.Октябрьский, командующий Приморской армией генерал И.Е.Петров — его заместителем по сухопутной обороне; в составе СОР насчитывалось до 50 тыс. человек, 170 орудий, до 100 самолетов. Основные силы флота в ноябре перебазировались в порты Кавказского побережья, но в Севастополе периодически находились линейный корабль, крейсера и другие суда.

Ярким примером героизма, беззаветного исполнения своего воинского долга явилась схватка с врагом группы краснофлотцев под командованием политрука Н.Д.Фильченкова. Он и краснофлотцы В.Ф.Цибулько, Ю.К.Паршин, И.М.Красносельский, Д.С.Одинцов должны были недопустать прорыва вражеских танков в районе дер. Дуванкой (ныне с. Верхнесадовое). Вначале моряки вступили в борьбу с семью фашистскими танками, вскоре появилось еще пятнадцать. Цибулько поджег один из них, а когда кончились патроны, он со связкой гранат бросился под гусеницы другого. Два танка поджег И.М.Красносельский, но сам погиб. У остальных остались только связки гранат; подвязав их к поясу, Н.Д.Фильченков, Ю.К.Паршин и Д.С.Одинцов бросились под вражеские танки. За этот подвиг пятерым морякам было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

11 ноября противник, сосредоточив четыре пехотных дивизии, моторизированный отряд и румынскую мотобригаду (всего ок. 60 тыс.


человек), возобновил наступление на Севастополь, нанеся главный удар вдоль Ялтинского шоссе на Балаклаву и вспомогательный — из района Черкез-Кермен вдоль долины Кара-Кобя. Но в результате тяжелых боев ему удалось лишь вклиниться на отдельных участках в первую обо­ронительную полосу на 1-4 км. Понеся большие потери, немецкие войска с 21 ноября перешли к планомерной осаде города.

17 декабря 1941 г. начался второй штурм Севастополя. В нем участвовало семь немецких пехотных дивизии, две румынских горнострелковых бригады, 1275 орудий и минометов, более 150 танков и до 300 самолетов. Главный удар наносился силами трех дивизий через Мекензиевы горы по Севастопольской бухте, вспомогательный — одной дивизией вдоль р. Черной на Инкерман. Противник имел почти двойное превосходство в людях и технике, но, несмотря на это, и второй штурм Севастополя провалился. Защитники города проявили массовый героизм.

Большую роль в срыве второго штурма города сыграла Керченско-Феодосийская десантная операция 25 декабря 1941 — 2 января 1942 г., вынудившая противника оттянуть значительные силы от Севастополя. 29 декабря десантники овладели Феодосией, 30 декабря освободили Керчь. К исходу 2 января 1942 г. советские войска очистили от врага Керченский полуостров. Попытка продвинуться в глубь полуострова не удалась. Стремясь не допустить переброски сил противника к Керченскому полуострову, в районе Евпатории, Судака в январе 1942 г. в тяжелых погодных условиях были также высажены морские десанты. Но, не поддержанные войсками, почти все десантники погибли. С боями советские войска отступили к акмойнайским позициям и там закрепились. 28 января был образован Крымский фронт в составе 44-й, 47-й и 51-й армий. Командованию фронта были подчинены СОР, Черноморский флот, Азовская военная флотилия, Керченская военно-морская база и Северо-Кавказский военный округ. Возглавлял его генерал Д.Т.Козлов. С 27 февраля по 13 апреля 1942 г. войска Крымского фронта трижды переходили в наступление с целью оказания помощи Севастополю, но безуспешно.

Командование Вермахта требовало от Манштейна скорейшего взятия Севастополя, но без разгрома Крымского фронта это сделать было невозможно. 8 мая 1942 г. немецкие войска начали наступательную опера­цию против Крымского фронта, оказавшуюся успешной. В крымской катастрофе погибло свыше 176 тыс. человек. Лишь немногим удалось переправиться на Тамань, часть бойцов и командиров, около 18 тысяч человек, укрылась в Аджимушкайских каменоломнях в Керчи, повторив подвиг героев Брестской крепости и Одессы.

(Причины трагедии Крымского фронта широко представлены в науч­ной и мемуарной литературе. В ряду других причин, в частности, отмечается, что операция по разгрому Крымского фронта в Ставке Гитлера разра­батывалась особенно тщательно. Для ее проведения привлекались отборные части немецкой и румынской армий. Войска же Крымского фронта, израс­ходовав свои резервы, не получили должного подкрепления. Более того, 21 апреля по приказу Ставки Черноморский флот, Азовская военная флотилия, Севастопольский оборонительный район были выведены из подчинения командующего Крымским фронтом.)


Теперь немцы могли сосредоточить все свои силы против Севастополя. А город продолжал жить и бороться. Несмотря на тяжелейшие условия осадного положения, промышленность поставляла на фронт бронепоезда, минометы, гранаты, мины, снаряды, ремонтировала военную технику. Было создано 65 женских бригад численностью в 1,5 тыс. человек по стирке, пошиву и ремонту обмундирования, сбору теплых вещей, оказанию помощи раненым. Продовольствие в городе распределялось по карточкам. Весной 1942 г. было организовано 73 подсобных хозяйства, посажено 900 га огородов. Во избежание жертв земельные участки обрабатывались ночью. В Севастополе продолжали работать медицинские учреждения, парикмахерские, магазины, бани, библиотеки. Огромной популярностью среди защитников города пользовались выступления концертной бригады артис­тов театра им. А.В.Луначарского, которая дала более 350 концертов. Работал подземный кинотеатр «Ударник», где ежедневно проводилось по несколько киносеансов. Пять кинопередвижек действовало на предприятиях. Издавались газеты, в частности городская газета «Моя коммуна». Массовым тиражом выходили листовки, брошюры, плакаты, бюллетени.

Не были забыты и дети. В укрытиях вплоть до июня 1942 г. работало девять средних и начальных школ, в них обучалось более 3 тыс. ребят. Функционировали детский приемник, интернат для детей, потерявших родителей, детские сады.

К началу июня 1942 г. немецкое командование сосредоточило под Севастополем почти все силы 11-й армии (свыше 200 тыс. человек, 450 танков, более 2 тыс. орудий и минометов, в том числе тяжелой и сверхмощной артиллерии калибра до 600 мм, ок. 600 самолетов). Войска СОР имели 106 тыс. человек, 600 орудий и минометов, 38 танков и 53 самолета. Противник блокировал город с воздуха, активизировал действия на море. 2-7 июня враг провел мощную артиллерийскую и'авиациоиную подготовку, после которой утром 7 июня перешел в наступление. На­чался третий штурм Севастополя.

Главный удар наносился с севера и северо-востока в направлении восточного берега северной бухты, вспомогательный — из района Камары через Сапун-гору на юго-восточную окраину города. В течение первых пяти дней защитники города успешно отражали атаки противника, однако к середине июня сказался недостаток боеприпасов. 18 июня ценой боль­ших потерь немцам удалось выйти к Северной бухте, Инкерману, Сапун-горе. 22-26 июня в Севастополь прибыло последнее пополнение — 142-я стрелковая бригада. Боеприпасы и продовольствие стали доставляться в город только подводными лодками и в небольшом количестве. 29 июня противник ворвался в Севастополь, 30 июня — на Корабельную сторону, где развернулись упорные бои за Малахов курган. Вечером 30 июня защитники города по приказу Ставки Верховного Главнокомандования отошли к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес. Их положение было крайне тяжелым. К 1 июля враг блокировал с моря и держал под артиллерийским огнем все побережье в районе Севастополя. Только небольшому числу воинов удалось эвакуироваться на катерах, подводных лодках и других мелких судах. Оставшиеся на берегу защит-


ники города (5,5 тыс. человек) под командованием генерала П.Г.Новикова, имея лишь стрелковое оружие, немного минометов и орудий малока­либерной артиллерии, самоотверженно отражали немецкие атаки до тех пор, пока не кончились боеприпасы, продовольствие, питьевая вода. Борьба продолжалась до 4 июля, а на отдельных участках и позже. Часть бойцов прорвалась в горы к партизанам.

Оборона Севастополя вошла в военную историю как образец длительной активной обороны приморского города и крупной военно-морской базы, оказавшихся в глубоком тылу противника. Надолго сковав значительные силы немецко-румынских войск и нанеся им большой урон (ок. 300 тыс. человек убитыми и ранеными), защитники города нарушили планы вражеского командования на южном крыле советско-германского фронта. В оборону города существенный вклад внесли моряки Черно­морского флота: было совершено 207 боевых походов, в осажденный Севастополь доставлено 90 тыс. воинов, 21 тыс. т боеприпасов, эвакуировано 45 тыс. раненых, женщин, детей, стариков.

За боевые отличия 54 воина получили звание Героя Советского Союза. В ознаменование подвигов защитников города 22 декабря 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Севастополя», которой были награждены свыше 40 тыс. человек.

Оккупация.После поражения Крымского фронта и оставления Севас­тополя в первой декаде июля 1942 г. и до мая 1944 г. весь Крым оказался оккупированным врагом, в основном, немецко-румынскими войсками.

Но еще 20 июня 1941 г. в Берлине состоялось совещание высшего военно-политического руководства Германии, на котором главный нацистский теоретик Альфред Розенберг представил Гитлеру окончательный план будущего административно-политического устройства того, что должно было остаться от СССР. Согласно этому плану пред­полагалось создать пять административных единиц - рейхскомиссариатов, один из которых - «Украина» (большая часть Украины и Крым)*.

В рейхскомиссариат «Украина» (во главе - гауляйтер Э.Кох, с рези­денцией в г. Ривнз) согласно плана вошли генеральные округа «Волыния-Подолия», «Житомир», «Киев», «Николаев» и «Днепропетровск». Крым вместе с территорией Херсонской и Запорожской областей вошел в генеральный округ «Таврия». Центром округа был выбран Мелитополь.

Высшим органом гражданской оккупационной администрации в генеральном округе «Таврия» был генеральный комиссариат, который было поручено возглавить Альфреду Фрауэнфельду. Однако, вследствие того, что до лета 1942 г. подведомственная ему территория являлась ближним тылом действующей армии, к своим обязанностям он смог приступить только 1 сентября 1942 г. К этой дате относится окончательное офор-

* В иелом, Гитлер согласился с таким решением проблемы, и уже 17 июля 1941 г. подписал приказ о введении гражданского управления на оккупированных советских территориях. Согласно этому приказу было создано Министерство оккупированных восточных областей, возглавил которое автор плана, знаток межнациональных отношений А.Розенберг. Однако, вследствие провала «молниеносной войны» против СССР, удалось создать только два рейхскомиссариата - «Остланд» и «Украина».


мление территории генерального округа «Таврия», каким его плани­ровалось учредить в министерстве Розенберга*. Однако территория Крыма так и не перешла под юрисдикцию генерального комиссара Фрауэнфельда. Крым и дальше считался находящимся под двойным управлением: гражданским (номинально) и военным (фактически). То есть, из состава генерального округа Крым не изымал никто, однако гражданские чиновники не имели здесь никакой власти. Реальная власть на полуострове принадлежала командующему расквартированных здесь частей Вермахта.

С целью осуществления всех необходимых полномочий, при должности Командующего войсками Вермахта в Крыму был создан штаб, состоящий из нескольких отделов, главными из которых были оперативный (I), разведьшательньнї (II) и административный (VII) отделы. Через первый отдел шло управление войсками оккупационной группировки на полу­острове (немецкие, румынские и словацкие полевые части и соединения). Через второй - подразделениями Абвера - немецкой военной разведки.

Начальник седьмого отдела руководил военно-административными органами, которые состояли из полевых и местных комендатур и наделялись всей полнотой власти в зоне своего действия. Все комендатуры должны были выполнять две задачи: охранную и управленческую. К первой относилось «обеспечение покоя» в оккупированных районах и охрана тылов действующей армии. Ко второй - создание, руководство, и контроль над органами местного управления, а также «мобилизация резервов» для ведения войны. В целом, это сводилось к следующим основным функциям: борьба с партизанами; охрана коммуникаций, военных объектов и лагерей военнопленных; разведывательная и контрразведы­вательная деятельность; ведение пропаганды.

Всего же, за период с 1941 по 1944 г., на территории Крыма функцио­нировали 4 полевые и 23 местные комендатуры.

Наконец, согласно приказу Гитлера на рейхсфюрера СС и шефа германской полиции Генриха Гиммлера было возложено «полицейское обеспечение восточных территорий». Последний назначал главных фюреров СС и полиции в рейхскомиссариаты.

* А до этого во главе местного аппарата военной администрации находился так называемый Командующий войсками Вермахта в Крыму.

С декабря 1941 по май 1942 г. на этом посту находился командующий 337-й пехотной дивизией генерал-лейтенант Карл Шпат. В силу целого ряда причин, его административная власть являлась в тех условиях, скорее, вре­менной и распространялась только на те районы Крыма, где боевые дейст­вия уже не велись. Кроме того, в функции этого военного чиновника входило обеспечение тыла стоявшей под Севастополем и Феодосией 11-й немецкой армии генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна. С мая по июль 1942 г., когда в Крыму развернулись интенсивные бои, вся полнота военно-админи­стративной власти на территории Крыма перешла к соответствующим органам штаба 11-й армии. Должность же Шпанга была упразднена. Но уже в августе-сентябре 1942 г. 11-я армия покинула Крым. В октябре 1943 г. после эвакуации Кубанского плацдарма, на территорию Крыма были введены части и соединения 17-й немецкой армии, и после завершения передислокации армии, ее командующий генерал-полковник Эрвин Йенеке занял одновременно и высший административный пост на полуострове (1 мая 1944 г. ни этой должности его сменил генерал пехоты Карл Альмендингер).


В генеральных округах, входивших в состав рейхскомиссариатов, назначались местные фюреры СС и полиции. Так, в генеральном округе «Таврия» эту должность со штаб-квартирой в Симферополе занимал СС-бригаденфюрер Людольф фон Альвенслебен, в подчинении которого находились гестапо, СД, криминальная полиция, а также полиция порядка.

В округах и районах генерального округа «Таврия» находились струк­турные подразделения аппарата фюрера СС и полиции, которые возглавля­ли, соответственно, окружные и районные фюреры. Всего было пять по­лицейских округов, которые, фактически, территориально совпадали с округами гражданской администрации. Охранная полиция и полиция порядка были представлены в этих округах соответствующими отделами. Например, летом 1942 г. местные отделы этих ветвей полицейской администрации располагались в следующих населенных пунктах: Симферополь, Бахчисарай, Ялта, Алушта, Карасубазар (Белогорск), Зуя, Евпатория и Феодосия.

Другой особенностью полицейского аппарата на оккупированной со­ветской территории было то, что он не был, все-таки, таким структури­рованным, как в Германии. Сказывался недостаток профессиональных кадров. В связи с этим, оккупанты были вынуждены создавать комбини­рованные полицейские органы. То есть, сотрудники полиции безопасности и СД выполняли одновременно функции и гестапо, и криминальной полиции. Так же обстояло дело и в сфере компетенции полиции порядка.

Нельзя пройти мимо еще одной особенности немецкого полицейского аппарата на территории Крыма. Если следовать фактам, СС-штандар-тенфюрер Олендорф не являлся руководителем полиции безопасности и СД округа «Таврия». С июня 1941 по июль 1942 г. он занимал пост начальника так называемой Оперативной группы «Д» полиции безопасности и СД (Einsatzgruppe D) - специального органа, созданного Главным управ­лением имперской безопасности (РСХА) Третьего Рейха. По договорен­ности с руководством Вермахта, эта, и еще три другие подобные группы, должны были выполнять функции по обеспечению порядка в тыловых районах, очищая их от «нежелательных элементов». Структурные подраз­деления группы Отто Олендорфа - специальные команды (Sonderkom-mando) занимались этим в Симферополе, Керчи, Ялте и в ряде других городов. В дальнейшем полицейский аппарат на Украине подвергся значительной многоступенчатой реорганизации.

Крым рассматривался захватчиками не только как геополитическая или стратегическая, но и как хозяйственная единица — продовольственная база. На землях ликвидированных колхозов и совхозов оккупанты организовали «общинные хозяйства» и «государственные имения»; собран­ный урожай вывозился в Германию. Многие предприятия, школы, боль­ницы, санатории, учреждения культуры оказались разграбленными, высшие учебные заведения — закрытыми. Работающие школы были разделены по национальному признаку, образование — согласно нуждам оккупантов — низведено до четырехклассного.

На полуострове установился режим массового террора. Многочис­ленные приказы гитлеровцев «о новом порядке» неизменно заканчивались фразой: «Виновные будут наказаны смертью». Тысячи крымчан были


брошены в концентрационные лагеря, где оолынинство из них после зверских истязаний были расстреляны или отравлены газом в специально оборудованных машинах — «душегубках». Особо усердствовала в злоде­яниях «Айнзатц-группа Д» под командованием штандартенфюрера СС Олендорфа (расстрелян в 1951 г. как военный преступник).

С октября 1941 по апрель 1942 г. было истреблено, согласно немецким документам, 91678 человек (одна десятая населения Крыма). По другим данным — до 135 тыс. Погибло свыше 40 тыс. евреев и крымчаков.

Коллаборационизм.В целом, проблема коллаборационизма является очень сложной и трудной для объективного понимания, в Крыму же она приобрела еще большую остроту, так как возникла в многонациональном регионе и протекала в самых активных формах - политической и военной.

Первая форма коллаборационизма (политическая) подразумевает под собой участие в работе органов самоуправления или подобных им структур, которые создавались оккупантами из представителей местного населения. Вторая - службу в вооруженных формированиях, созданных под эгидой Вермахта, войск СС или полицией.

В политической сфере это было первоначально выражено в создании и функционировании органов так называемого местного самоуправления: сельских, районных и городских управлений.

В руках начальника районного управления находилось общее руко­водство районом. Он нес политическую ответственность за все подчинен­ные ему местные учреждения, хозяйство и управления, должен был обеспе­чивать «покой и порядок» на подведомственной территории, бороться с проявлениями саботажа, диверсиями, неподчинением оккупационным властям, организовывать изъятие продукции для нужд Германии и удовлетворять потребности подразделений Вермахта, которые были расквартированы на территории его района.

Руководитель района назначался и увольнялся с должности по предло­жению полевой комендатуры, командующего тыловым районом армии, а в генеральном комиссариате - коменданта местной комендатуры или районного комиссара. Структура районного управления предусматривала такие основные отделы: общего управления, вспомогательной полиции, школ и культурных учреждений, охраны здоровья, ветеринарный, финан­совый, строительства, промышленности, снабжения и обеспечения рабочей силой. Со временем появился еще один отдел - пропаганды. Их руково­дители назначались обычно начальником районного управления по согласованию с местным военным или гражданским немецким начальником.

Следующей по значению фигурой органов местного самоуправления был бургомистр.

В данном случае этот термин имел два значения:

• руководитель общинного управления (обычно, бывший советский
сельский совет, состоявший из нескольких сел) и

• руководитель городского управления, которые подчинялись
начальнику соответствующего районного управления.

Для своей территории задачи бургомистра были абсолютно те же, что и у начальника районного управления для района.


Низшей инстанцией местного самоуправления было сельское управ­ление, во главе которого стоял староста. Последнего, как правило, назначал бургомистр общины.

Староста со своим помощником, бухгалтером и подчиненными управ­лению полицейскими должен был проводить в жизнь все распоряжения немецкой администрации, бургомистра и начальника районного управления. Например, в их задачи входила регистрация прибывших, учет местного населения, сбор налогов, обеспечение поставок для частей Вермахта, предоставление рабочей силы, гужевого транспорта, квартир для воинских подразделений и т.п.

Как правило, на должности начальников местного самоуправления всех уровней назначались люди, которые уже зарекомендовали себя «политически благонадежными» и активными пособниками оккупантов. Что же касается комплектования исполнительного аппарата управлений (отделы), то немцы старались набрать в них сотрудников, которые были уже знакомы с работой таких органов. Поэтому, нет ничего удивительного, что в этих отделах осталось работать много бывших советских служащих, которые, в целом ряде случаев, продолжали сочувствовать прежней власти.

Национальная окраска в политической сфере проявилась в создании так называемых национальных комитетов*. Из немецких документов известно, что с зимы 1941 и в 1942 г. на полуострове появились татарские, армянские, болгарские, украинские и другие комитеты. Интересно, что эти комитеты организовывались параллельно органам самоуправления, но не являлись параллельной им властью (хотя многие национальные лидеры и претендовали на это).

Их основной задачей являлось отстаивание интересов данной национальной группы (или влияние на членов этой группы в нужном оккупантам направлении). Культурные, религиозные, экономические, но ни в коем случае не политические интересы. Еще одним их отличием от органов местного самоуправления, подчиненным военной администрации, было то, что вся их деятельность направлялась и контролировалась полицией безопасности и СД.

Национальные комитеты должны были содержаться исключительно на средства, собранные от деятельности подведомственных ему культурных учреждений, а также за счет добровольных пожертвований.

В целом, ни одна из национальных групп на территории Крыма не смогла получить для своего комитета сколько-нибудь серьезный политический статус. У некоторых из них, например, симферопольского украинского комитета, даже не было возможности создать свои филиалы в других городах и районах полуострова**.

Несколько более успешно действовали болгарский и армянский национальные комитеты: они имели свои филиалы почти во всех крупных

* Согласно переписи 1939 г. на территории Крыма проживало 1 126 429 человек: русские - 55с? 481 (49,6%), украинцы - 154 120 (13,7%), крымские татары -218 179 (19,8%), армяне - 12 873 (1,1%), немцы - 65 452(4,6%), болгары - 15 353(1,4%), греки - 20 652 (1,8%) и остальные - 29 276 (2,5%).

** Не секрет, что украинское национальное движение, преследовалось оккупантами до начала 1944 г. наравне с коммунистическим подпольем.


городах Крыма, а их деятельность была более разносторонней, чем у «украинцев», которым из-за отсутствия ясной идеологической платформы только и оставалось, как привлекать «украинцев» продажей муки и других продуктов питания из специального «украинского магазина». Но, пожалуй, наиболее показательной в данном случае является история татарских национальных комитетов. В силу разного рода причин они смогли добиться от немцев больше, чем все остальные национальные комитеты вместе взятые.

Начало создания татарских комитетов на территории Крыма относится к концу 1941 - началу 1942 г. Так, уже в конце декабря 1941 г. в Бахчисарае был создан первый Мусульманский комитет, а затем, на его основе, комитет в Симферополе. По замыслу его основателей -председателя Джемиля Абдурешидова и двух его заместителей - Ильми Керменчиклы и Османа Меметова - этот комитет должен был представлять всех крымских татар и руководить всеми сферами их жизни. Однако начальник полиции безопасности и СД, при поддержке которого был создан этот орган, сразу же запретил им называть комитет «крымским», оставив в его названии только слово «симферопольский». В этом качестве он должен был служить только примером районным мусульманским комитетам, которые стали создаваться в других городах и населенных пунктах Крыма в январе-марте 1942 г. (за исключением Севастополя, мусульманские комитеты были созданы также в Евпатории, Ялте, Алуште, Карасубазаре, Старом Крыму и Судаке).

Персональный состав Симферопольского мусульманского комитета состоял из 18 человек: президента, двух его заместителей и пятнадцати членов, каждый из которых отвечал за определенную сферу деятельности. Все члены комитета в обязательном порядке утверждались начальником полиции безопасности и СД генерального округа «Таврия».

Согласно уставу, главной целью создания комитета было содействие немецкой оккупационной администрации во всех направлениях ее де­ятельности. Решением же каждого конкретного вопроса должен был зани­маться соответствующий отдел, которых в структуре комитета было создано пять:

■ 1-й - по борьбе с бандитами (т.е. с советскими партизанами) -собирал сведения о партизанских отрядах, коммунистах и других «подозрительных элементах», которые могли мешать немецким и татарским интересам (отдел работал в тесном контакте с соответствующими службами начальника полиции безопасности и СД);

■ 2-й - по комплектованию татарских добровольческих формирований;

 

• 3-й - по оказанию помощи семьям добровольцев (занимался снабжением сотрудников мусульманского комитета, родственников и семей добровольцев, служивших в частях Вермахта и полиции, а также нуждающегося татарского населения);

• 4-й - пропаганды и агитации (в ведении этого отдела находились все вопросы национальной культуры, так как в уставе комитета прямо было сказано, что «все они тесно связаны с пропагандой»; кроме того, его руководителю подчинялись крымскотатарские пропагандисты в «добровольческих организациях», кураторы народного образования,


учреждений культуры и искусства, а также персонал редакции газеты «Azat Kirirn» («Освобожденный Крым»);

• 5-й - религии (занимался открытием мечетей и обучением мулл, а
также духовным оформлением татарских добровольцев; кроме того, это
был единственный отдел, директивам которого могли подчиняться отделы
религии районных мусульманских комитетов).

Штат каждого отдела состоял, в целом, из 4-5 человек: руководителя, его заместителя, секретаря отдела, переводчика, машиниста или писца. Отдел пропаганды и агитации, как один из важнейших и специфических, имел в своем штате еще и должность пропагандиста. Каждый член каждого отдела и все члены мусульманского комитета работали не на общественных началах, а получали соответствующее штатному расписанию жалованье.

Все районные мусульманские комитеты имели такую же структуру и в своих действиях, в целом, руководствовались (хоть и не официально) указаниями Симферопольского комитета. Разумеется, на содержание этих комитетов уходило гораздо меньше средств, а в некоторых районах их члены работали на общественных началах.

Простое перечисление отделов Симферопольского мусульманского комитета показывает, что он и аналогичные организации на местах были весьма ограничены в своей деятельности. В целом, ее можно свести к трем основным направлениям:

• помощь в организации татарских коллаборационистских формирова­ний, и все, чт



2016-01-02 534 Обсуждений (0)
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)