Концептуальная модель профилактики вредных привычек среди студентов
Состояние здоровья населения, особенно подрастающего поколения и молодежи представляет одну из самых актуальных проблем современного российского общества. Главными вызовами долгосрочного периода в этой области являются: высокие факторы риска здоровья, ухудшение генофонда нации, демографическая проблема (низкий уровень рождаемости, старение населения страны и превышение смертности над рождаемостью среди коренного населения). При этом в структуре факторов, способствующих патологическим состояниям в человеческом организме, образ жизни занимает 50-52%. Проблемы здоровья современной молодежи, согласно предложенной нами классификации, в свою очередь можно подразделить на 4 основные группы: факторы риска, собственно состояние здоровья молодого поколения, физическое развитие и физическая подготовленность. Основу факторов риска составляют вредные привычки. Привычка -это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. К наиболее вредным привычкам, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека и наносящим вред обществу, относятся табакокурение, употребление алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ и игромания. Необходимо отметить, что до настоящего времени основное внимание уделялось профилактике наркомании, которая была вычленена из факторов риска благодаря тому, что распространение наркотизма, как негативного социального явления планетарного масштаба, происходит в основном в подростково-молодежной среде и представляет очевидную угрозу обществу не только в настоящем, но и будущем. Вместе с тем такие вредные привычки как употребление алкоголя, табакокурение и игромания до определенного времени воспринимались обществом толерантно. Основные меры борьбы с данными вредными привычками -запретительные: на законодательном уровне ликвидированы казино и игровые автоматы, принят ряд законов, направленных на борьбу с табакокурением и употреблением алкоголя. Однако, как показывает практика и данные статистики, только запретительными мерами проблему уменьшения факторов риска здоровья решить нельзя. Нами были опрошены курсанты курсов, средний возраст которых составил 18,4 года. Более 52,3% респондентов ответили, что курят или курили; только 9,4% никогда не пробовали алкоголь. По праздникам и очень редко спиртные напитки употребляют 83,2% респондентов, а 3,7% - довольно часто; 6,5% опрошенных пьют все подряд, 24,3% - крепкие и крепленые напитки. По отношению к школьникам 10-11 классов число курильщиков у курсантов возросло на 30,8%; на 12,0% снизилось количество респондентов, никогда не употреблявших алкоголь. Приведенные данные свидетельствуют о том, что необходимо проводить планомерно профилактическую работу в первую очередь в образовательных учреждениях всех уровней. В данном случае речь пойдет о профилактике вредных привычек в учреждениях высшего профессионального образования. В настоящее время в вузах физическая культура и спорт рассматриваются как основа здорового образа жизни студентов и функция отвлечения от вредных привычек. Но при этом отсутствует единое образовательное пространство, не уделяется должного внимания формированию физической культуры личности, приобретению образовательных компетенций о факторах риска здоровья. Например, студентам предлагается вместо занятий по общепринятой программе физического воспитания посещать занятия физическими упражнениями по выбору [1, 2]. Мы считаем, что, как и в профилактике наркомании, профилактика вредных привычек должна включать три основные модели: медицинскую, образовательную и психосоциальную. Медицинская модель предусматривает проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья студентов с определением качества их жизни. При этом индикаторами здоровья являются основные объективные и субъективные показатели состояния здоровья, уровня физического развития, физической активности и подготовленности человека, вредные привычки. Все показатели заводятся в базу данных экспертной системы «Здоровье студента». Образовательная модель направлена на приобретение студентами образовательных компетенций о факторах риска здоровья, влиянии вредных привычек на уровень состояния здоровья человека; о пользе двигательной активности и физических упражнений, спорта, здорового образа жизни: на формирование физической культуры личности. Психосоциальная модель призвана обеспечить развитие у студентов определенных психологических навыков в противостоянии вредным привычкам, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков, алкоголя, табакокурения и пр. Предлагается следующая организационная модель профилактики вредных привычек: мониторинг состояния здоровья студентов с выявлением трех групп: 0 группа - студенты без вредных привычек; I группа - группа риска (студенты, имеющие предрасположенность к вредным привычкам); II группа -студенты с дезадаптивными формами поведения (имеющие вредные привычки, но не имеющие физической зависимость от них). Третичная профилактика, по-нашему мнению, в учреждении высшего профессионального образования не предусматривается, поскольку студентов с заболеваниями алкоголизмом и наркоманией быть не должно, а лечение и реабилитация таких больных проводится лечебными и лечебно-профилактическими учреждениями. Заключение Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. В своей работе я постаралась осветить все стороны здорового образа жизни студента и пути его достижения, в чем мне помогла различная литература, прослеживающая соблюдение здорового образа жизни ни только студентов, но и всего населения, озабоченного сохранением здоровья. Список литературы: 2. В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья; 3. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. Школа здоровья; 4. В. И. Ильинич Физическая культура студента: Учебник. М.: - Гардарики, 2004 I Алкоголь https://docs.google.com/document/d/1wWOjLS0TjJtMTzZCYHxluqu48IEt2tMNSQNXlKrESEk/edit?hl=ru&pli=1 анкета
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |