О современном иностранном театре
Зарубежные театральные искания (Беседа с А. Я. Таировым). — «Известия», 1923. 12 января. Театр на Западе [Изложение беседы А. Я. Таирова с труппой Камерного театра]. — «Программы гос. ак. театров», М., 1923, январь, № 2 – 3, стр. 7. Зарубежные театральные искания (Беседа с А. Я. Таировым). — «Театр». Еженедельник, Киев, 1923, 27 января – 5 февраля, № 3 – 4, стр. 4 – 5. А. Я. Таиров о своей поездке за границу (Беседа). — «Вечерняя Москва», 1926, 28 августа. А. Я. Таиров о западном театре (Беседа). — «Вечерняя Москва», 1927, 30 августа. Театры Европы и Советского Союза. — «Клубная сцена», М., 1928, февраль — март, № 2 – 3, стр. 6 – 11. А. Я. Таиров о зарубежном театре (Беседа). — «Новый зритель», М., 1928, 23 сентября, № 39, стр. 14. Заграничные впечатления. — «Современный театр», М., 1929, 27 августа, № 34 – 35, стр. 448. Театр в Берлине и Париже (Беседа с А. Я. Таировым). — «Жизнь искусства». Л., 1929, 25 августа, № 34, стр. 14. Кризис театра в Западной Европе и в Южной Америке. — «Клубная сцена», М., 1931, № 1 – 2, стр. 13 – 20. Кризис западноевропейского театра. — «Советский театр», М., 1931, № 2 – 3, стр. 60 – 62. {341} В Южной Америке. — «Советский театр», 1931, № 5 – 6, стр. 48 – 49. Искусство на Западе [Сокращенная стенограмма доклада в редакции «Литературной газеты»]. — «Литературная газета», 1932, 17 октября. Театр в полосе кризиса. — «За рубежом», 1932, ЗС ноября, № 1, стр. 20. Международный театральный конгресс. Письмо из Рима. — «Правда», 1934, 20 октября. Выступление А. Я. Таирова на международном театральном конгрессе [Изложение речи]. — «Советское искусство», 1934, 23 октября. Римский конгресс. Впечатления делегата [Изложение речи А. Я. Таирова в Клубе мастеров искусств]. — «Советское искусство», 1934, 5 ноября. Театральный конгресс в Риме. — «Известия», 1934, 5 ноября. Буржуазный театр в тупике. — «Культура и жизнь», 1947, 21 сентября. Обращение к английской актрисе Эдит Эванс, английскому актеру Джону Гилгуду, французскому актеру Луи Жуве, английскому актеру Лоренсу Оливье «Мы не имеем права молчать». — «Советское искусство», 1950, 19 августа. {342} Указатель имен А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Адамов Е. — 304 Адамова-Френкель Е. — 318 Адельгейм Р. и Р., братья — 5 Адуев Н. А. — 248, 320 Азаров В. Б. — 162 Айхенвальд Ю. И. — 120, 238 Александров А. А. — 319 Александров А. Н. — 320 Александров И. Н. — 265 Алперс Б. В. — 221, 285, 303, 311, 315 Альберто (А. Санчес) — 322 Альтман И. Л. — 16, 300 Андреев Л. Н. — 6, 7, 15, 25, 49, 91, 96, 317, 318 Анисфельд Б. И. — 318 Анненский И. Ф. — 25, 74, 120, 121, 300, 319 Антокольский П. Г. — 320 Антуан А. — 28, 289 Арабажин К. И. — 299 Арапов А. А. — 318, 319 Арго А. М. — 248, 320 Аркадия И. И. — 117, 265 Арцыбашев М. Н. — 96, 160 Асенкова В. Н. — 75 Аскольд — 299 Афиногенов А. Н. — 80, 305 Ашар М. — 289 Ашкинази З. — 299, 304
Баженов П. Д. — 322 Байрон Д.‑Г. — 7, 26, 317 Бальмонт К. Д. — 9, 119 Барро Ж.‑Л. — 237, 297 Бати Г. — 152, 308 Бачелис И. И. — 256, 314 Бегак Е. А. — 314 Бедный Д. — 14, 16, 68, 300, 322 Белинский В. Г. — 87, 305 Беляев Ю. Д. — 318 Бенавенте Х. — 7, 318 Бенелли С. — 121 Бенримо Г. — 318 Бенуа А. Н. — 305 Берггольц О. Ф. — 53, 67, 184, 304 Бердслей О. — 27 Берковский Н. Я. — 42, 103, 301, 306 Бернар С. — 237 Бертенсон С. Л. — 324 Беспалов И. М. — 167 Бетховен Л., ван — 90, 93, 237, 247, 321 Бизе Ж. — 54, 55, 284, 338 Блок А. А. — 6, 8, 25, 67, 71, 145, 180, 229, 246, 312 Блок Ж.‑Р. — 18, 42, 293, 295 Блюм В. И. — 13, 299, 301, 310 Боборыкин П. Д. — 319 Бодлер Ш. — 221 Большаков К. А. — 306 Бомарше (П.‑О. Карон) — 121, 319 Бонч-Томашевский М. М. — 313 Бородай М. М. — 5 Бородин А. П. — 14, 322 Бояджиев Г. Н. — 138, 178 – 181, 183, 308, 309 Бояджиева Х. Ф. — 154 Бравич К. В. — 6 Брамсон Р. М. — 22, 299 Браун Я. — 307 Брехт Б. — 13, 20, 79, 321 Брук П. — 297 {343} Брюсов В. Я. — 9, 25, 29, 229, 251, 312, 320 Буасси Г. — 31, 290 Булгаков М. А. — 12, 67, 156, 321 Буриан Э.‑Ф. — 295 Бьернсон Б. — 318
Василевский Л. М. — 318 Васильев А. — 324 Вахтангов Е. Б. — 26, 63, 183, 298 Вейль К. — 321 Верхарн Э. — 9 Веснин А. А. — 109, 188, 192, 199, 202, 320, 334 Вечора Г. Ю. — 322 Вилар Ж. — 295, 297 Вилькина Л. Н. — 320 Вишневский Вс. В. — 15, 17, 18, 66, 71, 122, 156 – 162, 164, 182, 183, 197, 198, 226, 242, 244, 255 – 257, 308, 309, 312, 315, 322, 323, 326, 337, 340 Владимиров В. К. — 327 Вознесенский А. Н. — 317 Волкова Н. Б. — 22 Волконский С. М. — 104, 215, 326 Волькенштейн В. М. — 231 Вольтер М.‑Ф. — 42 Врубель М. А. — 184
Гаварни П. — 155 Газенклевер В. — 47 – 51, 313, 315, 321 Гайдебуров П. П. — 6, 58, 139, 245, 282, 284, 317 Галич А. А. — 340 Гальперина Е. Л. — 16, 300, 315 Гамсун К. — 91 Ганзен А. В. и П. Г. — 317, 319 Ганшин В. Н. — 200 Гарбо Г. — 133 Гауптман Г. — 25, 318, 340 Гегель Г.‑В.‑Ф. — 86, 305 Гедберг Т. — 319 Гейерманс Г. — 7 Генель Е. — 310 Гете И.‑В. — 339 Гилгуд Д. — 298, 341 Гильденблат М. — 323 Глаголь С. С. — 299 Глан Н. А. — 231, 321 Глоба А. П. — 320, 321 Гоголь Н. В. — 87, 101, 151, 237, 305 Гольдони К. — 72, 119, 319 Гончарова Н. С. — 319 Городецкий С. М. — 50, 51, 151, 302, 321 Горький М. — 17, 48, 52, 97, 101, 122, 151, 156, 166, 169 – 175, 184, 197, 235, 298, 308, 309, 322, 323, 328, 331, 339 Гофман Э.‑Т.‑А. — 30, 74, 234, 235, 320 Гофмансталь Г., фон — 25, 318 Гофмейстер А. — 312, 313 Граф Г. — 305 Грибоедов А. С — 251, 252 Грин Э. — 324 Гринвальд Я. Б. — 314 Гроссман Л. П. — 28, 41, 51, 246, 301, 302, 313 Гроасман-Рощин И. С. — 141 Гус М. С — 16, 300, 315 Гюго В. — 170 Гютль А. — 319
Далькроз — см. Жак-Далькроз Д’Аннунцио Г. — 23 Данте А. — 23 Данцигер Ю. Б. — 321 Дебюро Ж.‑Б.‑Г. — 223 237 Дебюсси К. — 121, 319 Державин К. Н. — 27, 28, 30, 42, 62, 63, 74 – 75, 220, 244, 301 – 304, 311, 313 Державин Н. — 299 Джонсон И. В. — 300 Дзефирелли Ф. — 297 Дикс О. — 37 Дистлер В. В. — 323 Донани Э. — 318, 319 Доронин П. — 317 Дос-Пассос Д.‑Р. — 293, 338 Достоевский Ф. М. — 151, 170 Драйзер Т. — 20 Дузе Э. — 41, 237, 239, 246 Дункан А. — 224, 231 Дурылин С. Н. — 52, 315 Дымов О. — 7, 215, 311, 318
{344} Еврипид — 30 Ермилов Б. В. — 89, 171, 309 Ермолова М. Н. — 9, 10, 89, 96, 179 Есенин С. А. — 9
Жак-Далькроз Э. — 203, 310 Жанна д’Арк — 50 Жаров М. И. — 262 Жаткин П. Л. — 322 Жемье Ф. — 31, 291 297, 316 Жуве Л. — 298, 341 Жулавский Ю. — 7, 317
Зак В. Г. — 320, 321 Зальцман А. А. — 203, 310 Засулич В. И. — 51 Зелинский Ф. Ф. — 141 Зенкевич П. Б. — 131, 320, 321 Зорина Г. Г. — 309 Зудерман Г. — 318
Ибаррури Д. — 57, 303 Ибсен Г. — 91, 317, 318 Иванов А. — 320 Иванов Вс. В. — 156 Иванов Вяч. И. — 6, 75 Иванов И. С. — 231 Игнатов С. С. — 302 Извеков Н. П. — 196, 204, 310, 311 Имберг А. Н. — 154 Ирвинг Г. — 237
Йесснер Л. — 295
Кабалевский Д. Б. — 217 270, 322 Калашников Ю. С. — 314 Калидаса — 24, 49, 72, 74, 121, 186, 211, 220, 234, 319 Калинин М. И. — 340 Кальдерон (де ла Барка) — 72 Каменский В. В. — 9, 120, 121, 248 Каратыгин В. А. — 76 Карне М. — 237 Качалов В. И. — 9, 340 Кенигсон В. В. — 58, 103, 282, 284, 306 Керженцев П. М. — 300 Кипренский О. А. — 208, 278 Кириленко К. Н. — 22, 303 Кларов В. Л. — 265 Клейнер И. М. — 316 Клодель П. — 20, 27, 58, 107, 234, 320 Книппер Л. К. — 320, 322, 323 Книппер-Чехова О. Л. — 8 Княжнин Я. Б. — 231 Коваленко Е. К. — 138, 201, 322 – 324 Коварский Н. А. — 309 Кожевников В. М. — 323 Коклен Б.‑К. — 65, 91, 92, 107, 237, 247 Кокто Ж. — 240, 290 – 293, 313 Коллэн Н. Э. — 155 Комиссаржевская В. Ф. — 5, 6, 19, 33, 89, 91, 106, 179, 185, 301 Комиссаржевский Ф. Ф. — 230 Коонен А. Г. — 8 – 11, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 28, 30, 32, 38, 40 – 45, 51, 52, 54, 56, 75, 88, 89, 117, 122, 133, 148, 149, 152, 153, 155, 179, 181, 182, 194, 195, 212, 223, 224, 228, 231, 240, 241, 245, 246, 250, 260 – 286, 292, 295, 299 – 301, 308, 310 — 314, 322 Корде Ш. — 51 Корнейчук А. Е. — 323 Корнель П. — 18, 41, 231, 242 Костин К. К. — 318 Красовский Л. — 320 Кржижановский С. Д. — 302, 320 Кривошеина В. Ф. — 201, 322 – 324 Крон А. А. — 162 Крымова Н. М. — 320, 321 Крэг Г. — 8, 123, 140, 229, 246, 295, 308, 312 Кугель А. Р. — 72, 304 Кузмин М. А. — 6, 318, 319 Кузнецов П. В. — 186, 319 Кулаковская И. — 323 Кулиш М. Г. — 12, 13, 122, 321
Лабиш Э.‑М. — 319 Ларионов М. Ф. — 319 Лассаль Ф. — 303 Лащилин Л. А. — 320 Леви С. — 310, 312 Левидов М. Ю. — 12, 321, 322 Легуве Э. — 320 {345} Леже Ф. — 291, 292 Лекок Ш. — 199, 234, 320, 321 Лекуврер А. — 41, 42, 64 Ленский А. П. — 64 Лентулов А. В. — 9, 319 Леонов Л. М. — 118, 184, 307 Лилина М. П. — 10 Литовский О. С — 259, 300, 314, 315 Лотар Р. — 26, 27, 300, 319 Луговской В. А. — 145, 322 Луковский И. В. — 323 Лукьянов Л. Л. — 136, 137, 321, 323, 324, 334, 337 – 339 Луначарский А. В. — 5, 6, 13, 17, 20, 29, 30, 33, 35 – 37, 66, 73, 75, 90, 109, 186, 297, 299, 301, 303 – 306, 310, 339, 340 Любомудров М. Н. — 301, 305, 312
Мазерель Ф. — 37 Макогоненко Г. П. — 53 Малюгин Л. А. — 252 Мандельштам О. Э. — 249 Мане Э. — 208 Марджанов К. А. — 8, 9, 73, 228, 304, 318, 326, 340 Мариенгоф А. Б. — 67 Маркиш П. Д. — 322 Марков П. А. — 10, 24, 29, 30, 43, 44, 122, 224, 241, 299 – 302, 307, 313 Маркс К. — 60, 303 Мартин К.‑Г. — 295 Масс В. З. — 320, 321 Матисс А. — 186 Маяковский В. В. — 90, 151, 166 – 169, 309, 322, 339 Мдивани Г. Д. — 322, 323 Медунецкий К. К. — 320 Мейерхольд В. Э. — 5, 6, 19, 22, 25, 34, 36, 63, 68, 80, 91, 94, 98, 101, 102, 105 – 110, 113, 118, 119, 157, 161, 186, 215, 247, 295, 298, 320, 327 Мериме П. — 54, 55, 210 Метерлинк М. — 6 Метнер А. К — 254, 320 – 323 Миганджиан А. Э. — 319 Миклашевская А. Л. — 137 Михайловский Н. Н. — 7, 300, 317 Млечин В. М. — 299, 300, 311 Мокульский С. С. — 295, 297, 314, 315 Мольер Ж.‑Б. — 7, 119, 298 Москвин И. М. — 9 Мосолов А. В. — 323 Мочалов П. С. — 89, 179, 184 Музиль Е. Н. — 233, 241 Мэй-Лань фан — 295
Назаров А. И — 308 Наумов А. И. — 321 Незлобии К. Н. — 317 Немирович-Данченко Вл. И. — 8, 9, 58, 97, 101, 102, 110, 115 – 118, 161, 174, 299, 307, 309, 327 Никитин Н. Н. — 321, 336 Ницше Ф. — 30, 214 Новицкий П. И. — 165, 308 Новлянский Н. М. — 265
Оливье Л. — 298, 341 Олидор О. Н. — 303 О’Нил Ю. — 5, 20, 31, 35, 37 – 41, 44, 46, 49, 79, 122, 130, 131, 193, 194, 200, 225, 291, 294, 301, 307, 321, 326, 335, 336, 340 Островский А. Н. — 7, 31, 32, 52, 64, 70, 84 – 90, 101, 122, 150, 151, 184, 192, 197, 232, 233, 249 – 252, 278, 312, 320, 323 Остужев А. А. — 179 Оттен Н. Д. — 308 Охлопков Н. П. — 182
Павлов И. П. — 68, 116 Павлова А. П. — 229 Панн Е. — 320 Панова В. Ф. — 323 Панферов Ф. И. — 300, 314 Пастернак Б. Л. — 67, 180, 184, 304 Пасхалова А. А. — 6 Паустовский К. Г. — 15, 60, 67, 176, 177, 181, 182, 184, 323 Первомайский Л. С. — 17, 68, 321 Перовская С. Л. — 51 Платон И. С — 319 Плутарх — 145 Подольский С. С. — 161 Полевой Н. А. — 317 {346} Половинкин Л. А. — 320 – 322 Поль В. — 319 Попов Н. А. — 231 Пристли Д.‑Б. — 20, 136 – 138, 200, 295, 303, 323, 339 Прокофьев С. С. — 100, 147, 218, 219, 222, 311, 322, 329 Прусаков Н. П. — 323 Прут И. Л. — 323 Пудовкин В. И. — 161 Пушкин А. С. — 52, 55, 86, 87, 139, 184, 202, 208, 251, 252, 278, 305, 311, 322 Пшибышевский С. — 6, 7, 317, 318
Райх З. Н. — 161 Расин Ж. — 9, 18, 29 – 31, 56, 173, 202, 212, 231, 234, 290, 296, 320 Рашель Э. — 51, 64, 75, 246 Резников Б. — 300, 314 Рейнеке А. К. — 7, 215, 318 Рембрандт Х. ван Рейн — 181 Ренуар О. — 208 Репин И. Е. — 165, 181, 184 Роден О. — 89 Розовский С. — 318 Романов Б. Г. — 318 Росси Э. — 239 Ростан Э. — 121, 319 Рубинштейн А. Г. — 229, 319 Рубинштейн Р. И. — 315 Румнев А. А. — 244, 245, 312, 313 Рындин В. Ф. — 132, 147, 149, 196 – 198, 205, 254, 258, 259, 285, 310, 311, 314, 321 – 323, 337, 338
Сайчук И. М. — 22 Салтыков М. Е. (Щедрин Н.) — 151 Сальвини Т. — 92 Самойлов Г. К. — 199, 207, 254, 258 Сахновский В. Г. — 101 Свиридов Г. В. — 323 Сельвинский И. Л. — 340 Семенов С. А. — 12, 67, 321, 322, 338 Семенова Е. С. — 75 Серов В. А. — 181, 184 Сеченов И. М. — 116 Симов В. А. — 319 Синг Д. — 121 Скарамуш — 119 Скриб Э. — 18, 41, 42, 64, 81, 122, 320 Скрябин А. Н. — 8, 9 Слонимская Ю. Л. — 312 Собинов Л. В. — 9 Соколов В. А. — 320 Соколов И. П. — 313 Соколовский А. Л. — 141 Сологуб Ф. К. — 25 Софокл — 7, 50, 240 Станиславский К. С. — 8, 10, 17, 22, 26, 34, 67, 68, 80, 91 – 93, 95 – 99, 101, 102, 104, 105, 109 – 116, 156, 221, 231, 289, 295, 297 – 299, 305, 306, 326, 327, 340 Старк Э. А. — 313 Стенберг В. А. — 33, 193 – 195, 254, 320, 321 Стенберг Г. А. — 33, 193 – 195, 254, 320, 321, 340 Столица Л. Н. — 319 Страдивариус — 19, 73, 222, 272 Стрепетова П. А. — 179 Судейкин С. Ю. — 191, 318, 319 Сумароков А. П. — 231 Сургучев И. Д. — 91, 96 Сурков Е. Д. — 315 Сухоцкая Н. С. — 53, 324
Тамарин Н. Н. — 311 Татлин В. Е. — 322 Толстой А. К. — 7 Толстой А. Н. — 160, 322 Толстой Л. Н. — 299 Тоом Л. — 323 Тредуэлл С. — 5, 17, 31, 40, 44, 45, 130, 131, 135, 195, 221, 307, 308, 322, 337 Тренев К. А. — 156 Тугендхольд Я. А. — 299, 300 Тургенев И. С — 51, 151
Уайльд О. — 7, 17, 24, 28, 43, 95, 122, 235, 300, 318, 319, 324 Уварова Е. А. — 117 Удин (Ж. д’Удин) — 313 {347} Уистлар Д.‑М.‑Н. — 66 Украинец И. — 300
Фальк Р. Р. — 324 Фалья М. де — 216 Федоров П. С. — 319 Федотов И. С. — 319 Фейдер В. — 309 Фельдман К. И. — 314 Феона А. Н. — 6 Фердинандов Б. А. — 191, 192, 319, 320 Филимонов А. А. — 323 Филиппов Б. — 324 Флобер Г. — 16, 17, 56, 122, 161 – 155, 166, 197, 210, 242, 269, 275, 300, 315, 322 Фортер А. — 319, 320
Хазлтон Д.‑К. — 318 Христофоров А. Г. — 199 Худолеев И. Н. — 319
Цвейг С — 291 Ценин С. С. — 137, 265 Церетелли Н. М. — 26, 38
Чайковский П. И. — 90, 184, 214, 216, 237, 253 Чаплин Ч. — 237, 312 Чаплыгин Н. Н. — 38, 137, 155, 265, 269, 270, 284 Чепурин Ю. П. — 179 Черневский В. В. — 275 Чернов М. М. — 317 Честертон Г.‑К. — 199, 320 Чехов А. П. — 7, 17, 52, 59, 70, 88 – 90, 101, 122, 150, 151, 172, 184, 214, 216, 249, 252, 253, 298, 309, 317, 318, 323 Чириков Е. Н. — 91, 96 Чужак Н. (Насимович Н. Ф.) — 90 Чуковский К. И. — 317
Шагинян М. С — 204, 310, 311 Шаломытова А. М. — 320 Шаляпин Ф. И. — 238, 312 Швецова Л. К. — 300 Шебалин В. Я. — 322 Шекспир В. — 12, 14, 18, 42, 50, 52, 58, 60, 81, 88, 102, 119, 127 – 129, 139 – 146, 149, 150, 175, 209, 234, 298, 299, 303, 307, 311, 317, 320, 322, 338 Шелестова Е. М. — 254 Шеншин А. А. — 321 Шершеневич В. Г. — 320, 321 Шестаков В. А. — 109 Шиллер Л. — 295 Шиллер Ф. — 318 Шкловский В. Б. — 52 Шницлер А. — 27, 313, 318, 319 Шопен Ф. — 214 Шостакович Д. Д. — 90 237 Шоу Б. — 7, 12, 14, 20, 31, 32, 50, 129, 139, 140, 147 – 150, 190, 308, 311, 317, 320, 322, 334 Шюккинг Л. Л. — 141 Шторм Г. П. — 67
Щеглов И. Л. — 5 Щепкин М. С — 184 Щепкина-Куперник Т. Л. — 319 Щуко Б. В. — 322 Щуко В. А. — 322
Эванс Э. — 298, 341 Эзоп — 91 Эйхенгольц М. Д. — 16, 273, 300, 315 Экстер А. А. — 9, 188, 191, 319, 320 Эльстон Л. М. — 324 Энгельс Ф. — 59, 303 Эренбург И. Г. — 16, 48, 154, 300, 324 Эсхил — 240 Эфрос А. М. — 33, 188, 189, 194, 196, 199, 211, 212, 301, 310, 311, 334
Южин А. И. — 9, 327, 339 Юзовский Ю. (И. И.) — 300, 314 Юшкевич С. С. — 318
Яблочкина А. А. — 9 Якобсон А. — 323 Якулов Г. Б. — 9, 192, 225, 254, 318, 320, 321, 339 Яниковский Г. А. — 155, 265, 273 Яновский Ю. И. — 322 Ярцев П. М. — 299 {348} Указатель названий А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Э Я «Адмирал Нахимов» И. В. Луковского — 200, 323, 339 «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве — 18, 41 – 43, 64, 76, 122, 186, 189, 192, 211, 223, 228, 242, 293, 301, 320, 333 «Актеры» А. Васильева и Л. М. Эльстона — 324 «Альбатрос» Ш. Бодлера — 221 «Алькасар» Г. Д. Мдивани — 322 «Анатэма» Л. Н. Андреева — 7, 25, 300, 317 «Анна Каренина» Л. Н. Толстого — 101 «Антигона» В. Газенклевера — 47 – 51, 71, 302, 321, 326, 335 «Антигона» Ж. Кокто — 292 «Антигона» Софокла — 7 «Антоний и Клеопатра» В. Шекспира — 12, 127, 129, 139 – 150, 170, 218, 322, 338 «Апостол сатаны» Б. Шоу — см. «Ученик дьявола» «Арлезианка» Ж. Бизе — 284
«Багровый остров» М. А. Булгакова — 321, 336 «Балаганчик» А. А. Блока — 6 «Батальон идет на запад» Г. Д. Мдивани — 323 «Бегство Габриэля Шиллинга» Г. Гауптмана — 318 «Без вины виноватые» А. Н. Островского — 5, 15, 17, 52, 57, 63, 85 – 88, 90, 150, 184, 197, 206, 208 – 210, 216, 221, 232, 244, 251, 278 – 286, 303, 305, 306, 313, 315, 323 «Бесприданница» А. Н. Островского — 151 «Благовещение» П. Клоделя — 13, 27, 58, 192, 204, 223, 320, 334 «Богатыри» Д. Бедного на музыку А. П. Бородина — 14, 15, 68, 300, 322, 338 «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского — 91 «Бронепоезд 14‑69» Вс. В. Иванова — 17, 156
«Вавилонский адвокат» А. Б. Мариенгофа — 67 «Веер» К. Гольдони — 304, 319 «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда — 17, 324 Венера Милосская — 113 «Верные сердца» О. Ф. Берггольц и Г. П. Макогоненко — 52, 302 «Вершины счастья» Д.‑Р. Дос-Пассоса — 338 «Ветер с юга» Э. Грина и Б. Филиппова — 324 «Вечная сказка» С. Пшибышевского — 6, 318 «Вечный странник» О. Дымова — 215, 311, 318 «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера — 318 {349} «Вишневый сад» А. П. Чехова — 7, 10, 96, 214, 318 «Враги» А. П. Чехова — 89 «Все божьи дети имеют крылья» Ю. О’Нила — см. «Негр»
«Гамлет» В. Шекспира — 6, 8, 113, 145, 128, 317 «Гаудеамус» Л. Н. Андреева — 318 «Герой» А. С. Пушкина — 86 «Гибель “Надежды”» Г. Гейерманса — 7 «Голубой ковер» Л. Н. Столицы — 319 «Горе уму» («Горе от ума») А. С. Грибоедова — 109, 251 «Гроза» А. Н. Островского — 7, 12, 18, 31 – 34, 51, 58, 76, 79, 86, 110, 122, 124, 127, 190, 192, 193, 207, 212, 216, 221, 246, 250, 251, 253, 301, 302, 313, 320, 334
«Два мира» Т. Гедберг — 319 Девятая симфония Л. Бетховена — 90, 93 «Демон» А. Г. Рубинштейна — 319 «День и ночь» Ш. Лекока — 59, 199, 321, 335 «Дети райка» М. Карне — 237 «Дети солнца» М. Горького — 174, 309, 322 «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — 156 «Дума о Британке» Ю. И. Яновского — 322, 339 «Духов день в Толедо» М. А. Кузмина — 220, 238, 245, 319 «Дядя Ваня» А. П. Чехова — 7, 25, 96, 104, 214, 300, 317
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина — 219, 252, 338 «Египетские ночи» А. С. Пушкина — 139, 322 «Египетские ночи» — композиция А. Я. Таирова из текстов «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу, «Египетских ночей» А. С. Пушкина и «Антония и Клеопатры» В. Шекспира — 12, 14, 47, 71, 77, 83, 84, 100, 129, 139 – 150, 206, 207, 218, 219, 222, 302, 305, 308, 311, 322, 338 «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — 91, 96, 97
«Желтая кофта» Г. Бенримо и Д.‑К. Хазлтона — 8, 9, 232, 318, 333 «Женитьба Фигаро» Бомарше — 12, 58, 121, 191, 319 «Живой труп» Л. Н. Толстого — 10, 299 «Жизнь в цитадели» А. Якобсона — 323 «Жизнь есть сои» Кальдерона — 72 «Жизнь Человека» Л. Н. Андреева — 6, 49 «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока — 13, 59, 192, 199, 223, 234, 248, 291, 292, 296, 320, 334
«Заговор равных» М. Ю. Левидова — 12, 321, 336 «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина — 165 «Зеленое кольцо» З. Н. Гиппиус — 93 «Зеленый попугай» А. Шницлера — 27, 318 «Золото» А. А. Филимонова и В. В. Дистлера — 323 «Золушка» С. С. Прокофьева — 329 «Зори» Э. Верхарна — 19, 34, 107, 300, 303, 306, 327
«Иван Мироныч» Е. Н. Чирикова — 91, 96 «Идеальный муж» О. Уайльда — 318 {350} «Идиот» Ф. М. Достоевского — 235 «Изнанка жизни» Х. Бенавенте — 318 «Инспектор пришел» Д.‑Б. Пристли — см. «Он пришел» «Ирландский герой» Д. Синга — 121
«Каин» Д.‑Г. Байрона — 26, 34 «Кармен» Ж. Бизе — 54, 338 «Кармен» П. Мериме — 54, 210 «Клеопатра» А. А. Блока — 145 «Клоп» В. В. Маяковского — 15, 166 – 169, 309, 322, 339 «Король-Арлекин» Р. Лотара — 12, 26, 27, 58, 191, 239, 300, 319 «Косматая обезьяна» Ю. О’Нила — 5, 12, 31, 35 – 37, 46, 82, 109, 130, 189, 193, 194, 301, 305, 306, 321, 334, 335 «Красный цветок» И. Л. Щеглова — 5 «Кто — кого» П. Маркиша — 322, 337 «Кукироль» П. Г. Антокольского, В. З. Масса, А. П. Глобы и В. Г. Зака — 12, 67, 216, 320
«Лев на площади» И. Г. Эренбурга — 324 «Линия огня» Н. Н. Никитина — 321, 336 «Лес» А. Н. Островского — 109 «Любовь под вязами» Ю. О’Нила — 5, 12, 28, 31, 37 – 40, 44, 46, 49, 77, 78, 82, 189, 193, 194 – 196, 200, 207, 220, 224, 225, 227, 235, 240, 241, 294, 301, 310, 312, 321, 335 «Любовь Яровая» К. А. Тренева — 17, 156
«Мадам Бовари» по Г. Флоберу, инсценировка Г. Бати — 152, 308 «Мадам Бовари» по Г. Флоберу, инсценировка А. Г. Коонен — 5, 15 – 17, 20, 47, 53, 63, 66, 104, 151 – 155, 166, 197, 201, 207, 209, 213, 216 – 218, 220, 235, 245, 267 – 277, 300, 302, 306, 315, 322 «Марсельеза» — 51 «Машиналь» С. Тредуэлл — 5, 12, 18, 31, 40, 44 – 46, 52, 71, 130 – 136, 195 – 197, 205, 207, 209, 212, 216, 221, 227, 242, 243, 302, 307, 308, 322, 337 «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — 151 «Мещане» М. Горького — 91 «Мизерере» С. С. Юшкевича — 318
«На дне» М. Горького — 171 «Наталья Тарпова» С. А. Семенова — 12, 67, 68, 198, 321, 336 «Нахлебник» И. С. Тургенева — 161 «Начало пути» А. А. Галича — 340 «Небо Москвы» Г. Д. Мдивани — 323 «Негр» Ю. О’Нила — 5, 12, 13, 31, 38 – 41, 44 – 46, 49, 51, 52, 82, 130, 131, 195, 206, 209, 216, 226, 227, 235, 241, 294, 299, 301, 307, 321, 326, 336 «Неизвестные солдаты» Л. С. Первомайского — 17, 68, 162, 206, 235, 304, 321, 337 «Не сдадимся» С. А. Семенова — 322, 338
«Обмен» П. Клоделя — 107, 192, 320 «Озеро Люль» А. М. Файко — 109 «Ольга Нечаева» В. Ф. Пановой — 323 {351} «Он пришел» Д.‑Б. Пристли — 136 – 139, 200, 295, 303, 323, 339 «Опера нищих» Б. Брехта — 13, 79, 235, 299, 321 «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского — 5, 12, 13, 17, 18, 50, 63, 66, 68, 71, 109, 110, 122, 156 – 161, 165, 181, 182, 187, 197, 198, 205, 226, 235, 242, 243, 255 – 267, 295, 308, 314, 322, 337, 338 «Осенние скрипки» И. Д. Сургучева — 91, 96 «Отверженные» В. Гюго — 170
«Патетическая соната» М. Кулиша — 12 – 14, 300, 321 «Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка — 58 «Первая Конная» Вс. В. Вишневского — 159 «Пер Гюнт» Г. Ибсена — 10, 11 «Персы» Эсхила — 240 «Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского — 15, 60, 176 – 178, 180 – 183, 246, 323 «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера — Э. Донани — 8, 9, 12, 27, 53, 236, 238, 245, 313, 318, 319 «Последний решительный» Вс. В. Вишневского — 157 «Принцесса Брамбилла» по Э.‑Т.‑А. Гофману — 30, 192, 204, 216, 223, 234, 238 – 240, 245, 313, 320, 326, 334 «Принцесса Мален» М. Метерлинка — 58 «Принцесса Турандот» К. Гоцци — 29 «Путаница» Ю. Д. Беляева — 318 Пятая симфония Д. Д. Шостаковича — 90
«Ради счастья» С. Пшибышевского — 7, 317 «Раскинулось море широко» Вс. В. Вишневского, А. А. Крона и Вс. А. Азарова — 162 «Роза и крест» А. А. Блока — 67 «Розита» А. П. Глобы — 216, 321, 335 «Рождены в Ленинграде» О. Ф. Берггольц и Г. П. Макогоненко — 53 «Ромео и Джульетта» В. Шекспира — 12, 23, 24, 27, 29, 32, 74, 127, 202, 320, 334 «Русские люди» К. М. Симонова — 183
«Сакунтала» Калидасы — 10 – 12, 27, 28, 49, 54, 72, 74, 95, 121, 186, 191, 210, 211, 220, 238, 319 «Саломея» О. Уайльда — 11, 12, 26 – 28, 34, 43, 53, 74, 80, 95, 122, 187 – 189, 191, 195, 204, 206, 212, 300, 319 «Сарданапал» Д.‑Г. Байрона — 7, 317 «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя — 318 «Святая Иоанна» Б. Шоу — 12, 31, 32, 50, 58, 76, 190, 320, 334 «Свыше сил» Б. Бьёрнсона — 318 «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского — 151 «Северные богатыри» Г. Ибсена — 317 «Сентиментальное воспитание» Г. Флобера — 153 «Сердце не камень» А. Н. Островского — 311, 315 «Сестра Беатриса» М. Метерлинка — 6 «Сильнее смерти» П. Л. Жаткина и Г. Ю. Вечоры — 322 «Синьор Формика» по Э.‑Т.‑А. Гофману — 13, 244, 320 {352} «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — 12, 58, 121, 182, 319 «Сирокко» В. Г. Зака и Ю. Б. Данцигера — 235, 321, 336 «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка — 58 «Снегурочка» А. Н. Островского — 7 «Соломенная шляпка» Э. Лабиша — 319 «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина — 179 «Старик» М. Горького — 15, 16, 48, 55, 57, 59, 169 – 175, 184, 197, 200, 245, 302, 309, 323, 339 «Стенька Разин» В. В. Каменского — 120, 248 «Столпы общества» Г. Ибсена — 318 «Судьба Реджинальда Девиса» В. М. Кожевникова и И. Л. Прута — 323 «Сыновья трех рек» В. М. Гусева — 182
«Тартюф» Мольера — 7 «Трехгрошовая опера» Б. Брехта — см. «Опера нищих» «Три сестры» А. П. Чехова — 7, 214, 318
«Ужин шуток» С. Бенелли — 121 «Укрощение мистера Робинзона» В. А. Каверина — 337 «У стен Ленинграда» Вс. В. Вишневского — 15, 162 – 166, 243, 304, 308, 309, 313, 323, 339 «Ученик дьявола» Б. Шоу — 7, 317 «Учитель Бубус» А. М. Файко — 109
«Фамира-кифарэд» И. Ф. Анненского — 11, 25, 74, 75, 80, 120, 191, 192, 203, 206, 220, 223, 239, 248, 249, 300, 319 «Федра» Ж. Расина — 5, 12, 13, 28 – 31, 34, 43, 56 – 58, 62, 73, 75 – 77, 90, 127, 173, 188, 189, 192, 201, 202, 211, 212, 223, 224, 240, 246, 249, 251, 289, 290, 292, 296, 299, 301, 302, 304, 305, 310, 313, 320, 334 «Фронт» А. Е. Корнейчука — 183, 323
«Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу — 12, 129, 139 – 150, 322 «Цыганы» А. С. Пушкина — 55
«Чайка» А. П. Чехова — 15, 17, 52, 63, 70, 89, 90, 122, 150, 184, 207, 208, 216, 252, 253, 302, 304, 306, 314, 323 «Человек, который был Четвергом» по Г. Честертону — 80, 109, 192, 199, 320, 334 «Черные маски» Л. Н. Андреева — 318 «Чертов мост» А. Н. Толстого — 322 «Честь» Г. Зудермана — 318
Шестая симфония П. И. Чайковского — 90
«Эрос и Психея» Ю. Жулавского — 7, 317
«Ящик с игрушками» К. Дебюсси — 121, 238, 245, 319 {299} Примечания [1] Имеется в виду спектакль «Синьор Формика». [2] Эта пьеса О. Берггольц и Г. Макогоненко в дальнейшем с некоторыми изменениями была поставлена Театром имени В. Ф. Комиссаржевской под названием «Рождены в Ленинграде». [3] Луначарский иронически добавляет: игра в базаровское плебейство «должна быть давным давно отброшена или предоставлена в исключительное пользование тов. Чужаку» [Н. Чужак — один из литературных деятелей Пролеткульта, позже «Лефа». В 1923 году он — соредактор журнала «Леф». — Ю. Г.]. [4] Отсюда название статьи Г. Бояджиева — «Выражение лица». [5] Кстати, Таиров в беседе с режиссерами — выпускниками ГИТИСа в 1936 году говорил, что художник «должен иметь творческое лицо… но горе тому, кто будет с этим носиться». [6] Речь идет о моментах, параллельных жизни Эллен Джонс. [7] Благодаря этому достигался эффект мизансцены: лежащая на постели Эллен казалась истязаемой. [8] Работа над инсценировкой «Евгения Онегина» шла в 1936 году, прослушивалась музыка С. Прокофьева. [9] Указываются даты премьер. [10] Позже А. Я. Таиров поставил «Оптимистическую трагедию» в Ростовском театре драмы. Премьера 8 января 1936 г. Художник В. Рындин. Музыка Л. Книппера. [11] Книга «Записки режиссера» переводилась на иностранные языки: на немецкий («Das entfesselte Theater», Potsdam, 1923; Potsdam, 1927; Köln, 1964); на чешский («Osvobožené divadlo», Praha, 1927); на польский («Notatki rezysera i proclamacye artysty», Warszawa, 1964). [12] Спектакль «Укрощение мистера Робинзона» поставлен в МКТ режиссером Л. Лукьяновым, художник В. Рындин (премьера 13 апреля 1933 г.). [13] Спектакль «Вершины счастья» Дос-Пассоса поставлен в МКТ режиссером Л. Лукьяновым, художник В. Рындин (премьера 6 апреля 1934 г.). [14] Постановка «Кармен» не была осуществлена. [15] Постановка «Евгения Онегина» не была осуществлена. [16] См. также статью о Вс. Вишневском в первом разделе библиографии: «Новое в трагедии». [i] А. Таиров. План книги. Автограф и запись Р. М. Брамсон под диктовку. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 244. [ii] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 2. [iii] С. В. Шекспир и народ. — «Сегодня», П., 1907, 17 декабря, № 400, стр. 3. [iv] Провинциальная летопись. Н. Державин. Симбирск. — «Театр и искусство», 1910, 3 октября, № 40, стр. 746. [v] А. Таиров. План книги. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 244. [vi] К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 1, М., 1954, стр. 276. [vii] К. С. Станиславский. Письмо Вл. И. Немировичу-Данченко от 13 августа 1909 г. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 7, М., 1960, стр. 442 – 443. [viii] П. Марков. Алиса Коонен. — «Театр и студия», М., 1922, № 1/2, стр. 18. [ix] К. Арабажин. «Живой труп» Л. Н. Толстого в постановке Художественного театра. — «Биржевые ведомости», П., 1911, 24 сентября. [x] П. Ярцев. Спектакли Московского Художественного театра. — «Речь», 1913, 17 апреля. [xi] Вл. К‑ич. Камерный театр. — «Рампа и жизнь», 1916, № 42, стр. 11. [xii] З. Ашкинази. Камерный театр. — «Аполлон», П., 1914, № 10, стр. 74. [xiii] Я. Тугендхольд. Письмо из Москвы. — «Аполлон», П., 1917, № 1, стр. 72 – 74. [xiv] Аскольд. Камерный театр. — «Театр», М., 1917, 14 декабря, № 2075, стр. 3. [xv] С. Глаголь. В бесплодных поисках. — «Рампа и жизнь», 1917, № 41 – 42, стр. 8 – 9. [xvi] А. В. Луначарский. «Федра» в Камерном театре. — «Известия», 1922, 11 февраля. Цит. по Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 3, М., «Художественная литература», 1964, стр. 109. [xvii] Садко [В. Блюм]. Оперетка в Камерном. — «Правда», 1922, 11 октября. [xviii] П. Марков. «Негр». — «Правда», 1929, 5 марта. [xix] В. Млечин. «Опера нищих». — «Вечерняя Москва», 1930, 3 февраля. [xx] {300} И. Украинец. О «Патетической сонате» Н. Г. Кулиша. — «Правда», 1932, 4 марта. [xxi] Ф. Панферов, Б. Резников. Победа театра. — «Правда», 1933, 23 декабря. [xxii] Ю. Юзовский. Суровый стиль правды. — «Вечерняя Москва», 1933, 25 декабря. [xxiii] В. Млечин. А сфинкс молчит… — «Известия», 1935, 26 февраля. [xxiv] О. Литовский. «Богатыри». — «Советское искусство», 1936, 29 октября. [xxv] Там же. [xxvi] П. Керженцев. Фальсификация народного прошлого. — О «Богатырях» Демьяна Бедного. — Сб. «Против фальсификации народного прошлого», М.‑Л., «Искусство», 1937, стр. 15. [xxvii] Д. Бедный. «Богатыри». К премьере в Камерном театре. — «Правда», 1936, 24 октября. [xxviii] Л. Швецова. Демьян Бедный. — «История русской советской литературы» в 4‑х томах, т. 1, 1967, стр. 461 – 462. [xxix] Е. Гальперина. Флобер и Камерный театр. — «Литературная газета», 1940, 12 ноября. [xxx] Там же. [xxxi] И. Альтман. Драма Эммы Бовари. — «Советское искусство», 1940, 24 ноября. [xxxii] М. Гус. Столкновение с Флобером. — «Советское искусство», 1940, 24 ноября. [xxxiii] М. Эйхенгольц. «Мадам Бовари» в Камерном театре. — «Театр», 1941, № 2, стр. 42. [xxxiv] И. Эренбург. Алиса Коонен — Эмма Бовари. — «Вечерняя Москва», 1941, 28 мая. [xxxv] П. Марков. Театральные портреты. Алиса Коонен, М.‑Л., 1939, стр. 172. [xxxvi] Лекция А. Я. Таирова «Сумерки “Зорь”», прочитанная 17 января 1921 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 22. [xxxvii] Беседа А. Я. Таирова в Передвижном театре 24 августа 1908 г. о «Дяде Ване». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 270. [xxxviii] Беседа А. Я. Таирова в Драматическом театре Н. Н. Михайловского в Риге в 1910 г. об «Анатэме». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 261. [xxxix] И. Анненский. Фамира-кифарэд, П., 1919, стр. 5. [xl] Я. Тугендхольд. Письмо из Москвы. — «Аполлон», 1917, № 1, стр. 72 – 74. [xli] И. Джонсон. Московские письма. — «Театр и искусство», П., 1916, № 42, стр. 250. [xlii] Листовка к пятилетию Камерного театра (1919), изд. ХПСРО. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 1250. [xliii] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69. [xliv] Р. Лотар. Король-Арлекин, Нарва, 1917. [xlv] О. Уайльд. Саломея, Изд‑во «Пантеон». [xlvi] {301} К. Державин. Книга о Камерном театре, Л., 1934, стр. 49 – 50. [xlvii] Там же, стр. 52. [xlviii] Л. Гроссман. Алиса Коонен, М.‑Л., «Academia», 1930, стр. 49 – 50. [xlix] Там же, стр. 61. [l] А. Коонен. Из воспоминаний о Таирове. — «Театральная жизнь», 1961, № 11, стр. 24. [li] П. Марков. Театральные портреты, стр. 175. [lii] А. В. Луначарский. «Федра» в Камерном театре. — «Известия», 1922, 11 февраля. Цит. по Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 3, стр. 110 – 111. [liii] К. Державин. Книга о Камерном театре, стр. 109. [liv] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69. [lv] А. Таиров. Мы ставим «Грозу». — «7 дней МКТ», № 17, 1924, стр. 2. [lvi] Беседа А. Я. Таирова о спектакле «Гроза». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 412. Сообщено М. Н. Любомудровым. [lvii] Выступление А. Я. Таирова на диспуте о театральном искусстве в ноябре 1924 г. — ЦГАЛИ, ф. 279, оп. 1, ед. хр. 33. Сообщено М. Н. Любомудровым. [lviii] А. Коонен. Скорбная песня. — «Советское искусство», 1934, 11 декабря. [lix] А. Эфрос. Введение к книге «Камерный театр и его художники», М., 1934, стр. XI. [lx] Заметки А. Я. Таирова «О театре при В. Ф. Комиссаржевской», — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 2. [lxi] Доклад А. Я. Таирова «Современная театральная ситуация» 2 февраля 1923 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 27. Сообщено М. Н. Любомудровым. [lxii] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 4 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69. [lxiii] Садко [В. Блюм]. «Косматая обезьяна». — «Известия», 1926, 26 января. [lxiv] А. В. Луначарский. «Косматая обезьяна» в Камерном театре. — «Искусство трудящимся», 1926, № 4. Цит. по Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 3, стр. 288 – 289. [lxv] В. Инбер. «Косматая обезьяна». — «Новый зритель», 1926, № 5, стр. 8. [lxvi] А. В. Луначарский. «Косматая обезьяна» в Камерном театре. — Цит. по Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 3, стр. 289. [lxvii] Выступление А. Я. Таирова на «суде над персонажами» спектакля «Любовь под вязами». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 428. [lxviii] Режиссерские примечания А. Я. Таирова к пьесе «Негр». — О’Нейль. «Негр», М., МОДПИК, 1930, сир. 6 – 114. [lxix] Выступление А. Я. Таирова на заседании репертуарной комиссии Художественного совета Камерного театра 5 марта 1928 г. — ЦГАЛИ, ф. 2030, оп. 1, ед. хр. 7. [lxx] А. Ш. «Адриенна Лекуврер». — «Вестник театра», 1919, № 44, стр. 8. [lxxi] Л. Гроссман. Алиса Коонен, стр. 51 – 52. [lxxii] Н. Я. Берковский. Литература и театр. Таиров и Камерный театр, М., «Искусство», 1969, стр. 308. [lxxiii] {302} К. Державин. Книга о Камерном театре, стр. 77. [lxxiv] П. Марков. Театральные портреты, стр. 173 – 174, 176. [lxxv] Автор о постановке «Машиналь». — «Вечерняя Москва», 1933, 22 мая. [lxxvi] Доклад А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 марта 1934 г. — режиссерская экспозиция «Египетских ночей». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 68. [lxxvii] Записи А. Я. Таирова к возобновлению «Мадам Бовари». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 542. [lxxviii] Режиссерская экспозиция А. Я. Таирова к спектаклю «Старик». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 623. [lxxix] Беседа А. Я. Таирова с труппой Камерного театра об «Антигоне». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр., 439. [lxxx] А. Таиров. Постановка «Антигоны». — «Антигона», брошюра к спектаклю М., Теакинопечать, 1928, стр. 10 – 16. [lxxxi] С. Городецкий. Как работалась «Антигона». — «Антигона», брошюра к спектаклю, стр. 8. [lxxxii] Л. Гроссман. Алиса Коонен, стр. 86 – 87, 90. [lxxxiii] С. Игнатов. «Гроза» — трагедия русского быта. — «7 дней МКТ», № 15, 1923, стр. 3. [lxxxiv] Приведено в сб. «Камерный театр. Статьи, заметки, воспоминания», 1914 – 1934, М., 1934, стр. 92. [lxxxv] Беседа А. Я. Таирова с участниками Всесоюзного совещания режиссеров и художников 25 июня 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 174. [lxxxvi] Беседа А. Я. Таирова с театральной общественностью в Ленинграде 24 ноября 1946 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 204. [lxxxvii] Беседа А. Я. Таирова с участниками Всесоюзного совещания режиссеров и художников 25 июня 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 174. [lxxxviii] Заметки А. Я. Таирова во время работы над «Чайкой». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 575. [lxxxix] Докладная записка А. Я. Таирова в Художественный совет Комитета по делам искусств о спектакле «Верные сердца». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 615. [xc] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69. [xci] С. Кржижановский. МКТ и его тема. — «7 дней МКТ», № 8, 1924, стр. 2. [xcii] План лекции А. Я. Таирова о пути Московского Камерного театра. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 175. [xciii] Режиссерская экспозиция А. Я. Таирова к спектаклю «Старик». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 623. [xciv] Беседа А. Я. Таирова с труппой Камерного театра 20 марта 1946 г. — режиссерский план возобновления «Федры». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 392. [xcv] Беседа А. Я. Таирова с театральной общественностью в Ленинграде 24 ноября 1946 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 204. [xcvi] Беседа А. Я. Таирова с труппой Камерного театра 20 марта 1946 г. — режиссерский план возобновления «Федры». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 392. [xcvii] Режиссерская экспозиция А. Я. Таирова к спектаклю «Старик». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 623. Таиров цитирует фразу {303} Долорес Ибаррури, произнесенную ею на митинге в Париже в 1936 году (Долорес Ибаррури. Речи и статьи 1936 – 1938 гг., М., ОГИЗ, 1938, стр. 10). [xcviii] Доклад А. Я. Таирова труппе Камерного театра 9 мая 1944 г. Режиссерская экспозиция спектакля «Без вины виноватые» — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 591. [xcix] Лекция А. Я. Таирова «Сумерки “Зорь”», прочитанная 17 января 1921 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 22. [c] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69. [ci] Доклад А. Я. Таирова в Комитете по делам искусств при СНК СССР 25 июля 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 962, оп. 7, ед. хр. 1315. [cii] Заметки А. Я. Таирова «Человек и проблема». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 96. Таиров ссылается на слова Ф. Энгельса из письма Ф. Лассалю 18 мая 1859 г. и на формулу К. Маркса из письма к Ф. Лассалю от 19 апреля 1859 г. — См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 29, 1962, стр. 492 и 484. [ciii] Речь А. Я. Таирова о Шекспире, произнесенная в Коммунистической Академии 1 декабря 1933 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 86. [civ] Беседа А. Я. Таирова с режиссе
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (980)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |