Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О современном иностранном театре



2015-11-08 980 Обсуждений (0)
О современном иностранном театре 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарубежные театральные искания (Беседа с А. Я. Таировым). — «Известия», 1923. 12 января.

Театр на Западе [Изложение беседы А. Я. Таирова с труппой Камерного театра]. — «Программы гос. ак. театров», М., 1923, январь, № 2 – 3, стр. 7.

Зарубежные театральные искания (Беседа с А. Я. Таировым). — «Театр». Еженедельник, Киев, 1923, 27 января – 5 февраля, № 3 – 4, стр. 4 – 5.

А. Я. Таиров о своей поездке за границу (Беседа). — «Вечерняя Москва», 1926, 28 августа.

А. Я. Таиров о западном театре (Беседа). — «Вечерняя Москва», 1927, 30 августа.

Театры Европы и Советского Союза. — «Клубная сцена», М., 1928, февраль — март, № 2 – 3, стр. 6 – 11.

А. Я. Таиров о зарубежном театре (Беседа). — «Новый зритель», М., 1928, 23 сентября, № 39, стр. 14.

Заграничные впечатления. — «Современный театр», М., 1929, 27 августа, № 34 – 35, стр. 448.

Театр в Берлине и Париже (Беседа с А. Я. Таировым). — «Жизнь искусства». Л., 1929, 25 августа, № 34, стр. 14.

Кризис театра в Западной Европе и в Южной Америке. — «Клубная сцена», М., 1931, № 1 – 2, стр. 13 – 20.

Кризис западноевропейского театра. — «Советский театр», М., 1931, № 2 – 3, стр. 60 – 62.

{341} В Южной Америке. — «Советский театр», 1931, № 5 – 6, стр. 48 – 49.

Искусство на Западе [Сокращенная стенограмма доклада в редакции «Литературной газеты»]. — «Литературная газета», 1932, 17 октября.

Театр в полосе кризиса. — «За рубежом», 1932, ЗС ноября, № 1, стр. 20.

Международный театральный конгресс. Письмо из Рима. — «Правда», 1934, 20 октября.

Выступление А. Я. Таирова на международном театральном конгрессе [Изложение речи]. — «Советское искусство», 1934, 23 октября.

Римский конгресс. Впечатления делегата [Изложение речи А. Я. Таирова в Клубе мастеров искусств]. — «Советское искусство», 1934, 5 ноября.

Театральный конгресс в Риме. — «Известия», 1934, 5 ноября.

Буржуазный театр в тупике. — «Культура и жизнь», 1947, 21 сентября.

Обращение к английской актрисе Эдит Эванс, английскому актеру Джону Гилгуду, французскому актеру Луи Жуве, английскому актеру Лоренсу Оливье «Мы не имеем права молчать». — «Советское искусство», 1950, 19 августа.

{342} Указатель имен

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Адамов Е. — 304

Адамова-Френкель Е. — 318

Адельгейм Р. и Р., братья — 5

Адуев Н. А. — 248, 320

Азаров В. Б. — 162

Айхенвальд Ю. И. — 120, 238

Александров А. А. — 319

Александров А. Н. — 320

Александров И. Н. — 265

Алперс Б. В. — 221, 285, 303, 311, 315

Альберто (А. Санчес) — 322

Альтман И. Л. — 16, 300

Андреев Л. Н. — 6, 7, 15, 25, 49, 91, 96, 317, 318

Анисфельд Б. И. — 318

Анненский И. Ф. — 25, 74, 120, 121, 300, 319

Антокольский П. Г. — 320

Антуан А. — 28, 289

Арабажин К. И. — 299

Арапов А. А. — 318, 319

Арго А. М. — 248, 320

Аркадия И. И. — 117, 265

Арцыбашев М. Н. — 96, 160

Асенкова В. Н. — 75

Аскольд — 299

Афиногенов А. Н. — 80, 305

Ашар М. — 289

Ашкинази З. — 299, 304

 

Баженов П. Д. — 322

Байрон Д.‑Г. — 7, 26, 317

Бальмонт К. Д. — 9, 119

Барро Ж.‑Л. — 237, 297

Бати Г. — 152, 308

Бачелис И. И. — 256, 314

Бегак Е. А. — 314

Бедный Д. — 14, 16, 68, 300, 322

Белинский В. Г. — 87, 305

Беляев Ю. Д. — 318

Бенавенте Х. — 7, 318

Бенелли С. — 121

Бенримо Г. — 318

Бенуа А. Н. — 305

Берггольц О. Ф. — 53, 67, 184, 304

Бердслей О. — 27

Берковский Н. Я. — 42, 103, 301, 306

Бернар С. — 237

Бертенсон С. Л. — 324

Беспалов И. М. — 167

Бетховен Л., ван — 90, 93, 237, 247, 321

Бизе Ж. — 54, 55, 284, 338

Блок А. А. — 6, 8, 25, 67, 71, 145, 180, 229, 246, 312

Блок Ж.‑Р. — 18, 42, 293, 295

Блюм В. И. — 13, 299, 301, 310

Боборыкин П. Д. — 319

Бодлер Ш. — 221

Большаков К. А. — 306

Бомарше (П.‑О. Карон) — 121, 319

Бонч-Томашевский М. М. — 313

Бородай М. М. — 5

Бородин А. П. — 14, 322

Бояджиев Г. Н. — 138, 178 – 181, 183, 308, 309

Бояджиева Х. Ф. — 154

Бравич К. В. — 6

Брамсон Р. М. — 22, 299

Браун Я. — 307

Брехт Б. — 13, 20, 79, 321

Брук П. — 297

{343} Брюсов В. Я. — 9, 25, 29, 229, 251, 312, 320

Буасси Г. — 31, 290

Булгаков М. А. — 12, 67, 156, 321

Буриан Э.‑Ф. — 295

Бьернсон Б. — 318

 

Василевский Л. М. — 318

Васильев А. — 324

Вахтангов Е. Б. — 26, 63, 183, 298

Вейль К. — 321

Верхарн Э. — 9

Веснин А. А. — 109, 188, 192, 199, 202, 320, 334

Вечора Г. Ю. — 322

Вилар Ж. — 295, 297

Вилькина Л. Н. — 320

Вишневский Вс. В. — 15, 17, 18, 66, 71, 122, 156 – 162, 164, 182, 183, 197, 198, 226, 242, 244, 255 – 257, 308, 309, 312, 315, 322, 323, 326, 337, 340

Владимиров В. К. — 327

Вознесенский А. Н. — 317

Волкова Н. Б. — 22

Волконский С. М. — 104, 215, 326

Волькенштейн В. М. — 231

Вольтер М.‑Ф. — 42

Врубель М. А. — 184

 

Гаварни П. — 155

Газенклевер В. — 47 – 51, 313, 315, 321

Гайдебуров П. П. — 6, 58, 139, 245, 282, 284, 317

Галич А. А. — 340

Гальперина Е. Л. — 16, 300, 315

Гамсун К. — 91

Ганзен А. В. и П. Г. — 317, 319

Ганшин В. Н. — 200

Гарбо Г. — 133

Гауптман Г. — 25, 318, 340

Гегель Г.‑В.‑Ф. — 86, 305

Гедберг Т. — 319

Гейерманс Г. — 7

Генель Е. — 310

Гете И.‑В. — 339

Гилгуд Д. — 298, 341

Гильденблат М. — 323

Глаголь С. С. — 299

Глан Н. А. — 231, 321

Глоба А. П. — 320, 321

Гоголь Н. В. — 87, 101, 151, 237, 305

Гольдони К. — 72, 119, 319

Гончарова Н. С. — 319

Городецкий С. М. — 50, 51, 151, 302, 321

Горький М. — 17, 48, 52, 97, 101, 122, 151, 156, 166, 169 – 175, 184, 197, 235, 298, 308, 309, 322, 323, 328, 331, 339

Гофман Э.‑Т.‑А. — 30, 74, 234, 235, 320

Гофмансталь Г., фон — 25, 318

Гофмейстер А. — 312, 313

Граф Г. — 305

Грибоедов А. С — 251, 252

Грин Э. — 324

Гринвальд Я. Б. — 314

Гроссман Л. П. — 28, 41, 51, 246, 301, 302, 313

Гроасман-Рощин И. С. — 141

Гус М. С — 16, 300, 315

Гюго В. — 170

Гютль А. — 319

 

Далькроз — см. Жак-Далькроз

Д’Аннунцио Г. — 23

Данте А. — 23

Данцигер Ю. Б. — 321

Дебюро Ж.‑Б.‑Г. — 223 237

Дебюсси К. — 121, 319

Державин К. Н. — 27, 28, 30, 42, 62, 63, 74 – 75, 220, 244, 301 – 304, 311, 313

Державин Н. — 299

Джонсон И. В. — 300

Дзефирелли Ф. — 297

Дикс О. — 37

Дистлер В. В. — 323

Донани Э. — 318, 319

Доронин П. — 317

Дос-Пассос Д.‑Р. — 293, 338

Достоевский Ф. М. — 151, 170

Драйзер Т. — 20

Дузе Э. — 41, 237, 239, 246

Дункан А. — 224, 231

Дурылин С. Н. — 52, 315

Дымов О. — 7, 215, 311, 318

 

{344} Еврипид — 30

Ермилов Б. В. — 89, 171, 309

Ермолова М. Н. — 9, 10, 89, 96, 179

Есенин С. А. — 9

 

Жак-Далькроз Э. — 203, 310

Жанна д’Арк — 50

Жаров М. И. — 262

Жаткин П. Л. — 322

Жемье Ф. — 31, 291 297, 316

Жуве Л. — 298, 341

Жулавский Ю. — 7, 317

 

Зак В. Г. — 320, 321

Зальцман А. А. — 203, 310

Засулич В. И. — 51

Зелинский Ф. Ф. — 141

Зенкевич П. Б. — 131, 320, 321

Зорина Г. Г. — 309

Зудерман Г. — 318

 

Ибаррури Д. — 57, 303

Ибсен Г. — 91, 317, 318

Иванов А. — 320

Иванов Вс. В. — 156

Иванов Вяч. И. — 6, 75

Иванов И. С. — 231

Игнатов С. С. — 302

Извеков Н. П. — 196, 204, 310, 311

Имберг А. Н. — 154

Ирвинг Г. — 237

 

Йесснер Л. — 295

 

Кабалевский Д. Б. — 217 270, 322

Калашников Ю. С. — 314

Калидаса — 24, 49, 72, 74, 121, 186, 211, 220, 234, 319

Калинин М. И. — 340

Кальдерон (де ла Барка) — 72

Каменский В. В. — 9, 120, 121, 248

Каратыгин В. А. — 76

Карне М. — 237

Качалов В. И. — 9, 340

Кенигсон В. В. — 58, 103, 282, 284, 306

Керженцев П. М. — 300

Кипренский О. А. — 208, 278

Кириленко К. Н. — 22, 303

Кларов В. Л. — 265

Клейнер И. М. — 316

Клодель П. — 20, 27, 58, 107, 234, 320

Книппер Л. К. — 320, 322, 323

Книппер-Чехова О. Л. — 8

Княжнин Я. Б. — 231

Коваленко Е. К. — 138, 201, 322 – 324

Коварский Н. А. — 309

Кожевников В. М. — 323

Коклен Б.‑К. — 65, 91, 92, 107, 237, 247

Кокто Ж. — 240, 290 – 293, 313

Коллэн Н. Э. — 155

Комиссаржевская В. Ф. — 5, 6, 19, 33, 89, 91, 106, 179, 185, 301

Комиссаржевский Ф. Ф. — 230

Коонен А. Г. — 8 – 11, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 28, 30, 32, 38, 40 – 45, 51, 52, 54, 56, 75, 88, 89, 117, 122, 133, 148, 149, 152, 153, 155, 179, 181, 182, 194, 195, 212, 223, 224, 228, 231, 240, 241, 245, 246, 250, 260 – 286, 292, 295, 299 – 301, 308, 310 — 314, 322

Корде Ш. — 51

Корнейчук А. Е. — 323

Корнель П. — 18, 41, 231, 242

Костин К. К. — 318

Красовский Л. — 320

Кржижановский С. Д. — 302, 320

Кривошеина В. Ф. — 201, 322 – 324

Крон А. А. — 162

Крымова Н. М. — 320, 321

Крэг Г. — 8, 123, 140, 229, 246, 295, 308, 312

Кугель А. Р. — 72, 304

Кузмин М. А. — 6, 318, 319

Кузнецов П. В. — 186, 319

Кулаковская И. — 323

Кулиш М. Г. — 12, 13, 122, 321

 

Лабиш Э.‑М. — 319

Ларионов М. Ф. — 319

Лассаль Ф. — 303

Лащилин Л. А. — 320

Леви С. — 310, 312

Левидов М. Ю. — 12, 321, 322

Легуве Э. — 320

{345} Леже Ф. — 291, 292

Лекок Ш. — 199, 234, 320, 321

Лекуврер А. — 41, 42, 64

Ленский А. П. — 64

Лентулов А. В. — 9, 319

Леонов Л. М. — 118, 184, 307

Лилина М. П. — 10

Литовский О. С — 259, 300, 314, 315

Лотар Р. — 26, 27, 300, 319

Луговской В. А. — 145, 322

Луковский И. В. — 323

Лукьянов Л. Л. — 136, 137, 321, 323, 324, 334, 337 – 339

Луначарский А. В. — 5, 6, 13, 17, 20, 29, 30, 33, 35 – 37, 66, 73, 75, 90, 109, 186, 297, 299, 301, 303 – 306, 310, 339, 340

Любомудров М. Н. — 301, 305, 312

 

Мазерель Ф. — 37

Макогоненко Г. П. — 53

Малюгин Л. А. — 252

Мандельштам О. Э. — 249

Мане Э. — 208

Марджанов К. А. — 8, 9, 73, 228, 304, 318, 326, 340

Мариенгоф А. Б. — 67

Маркиш П. Д. — 322

Марков П. А. — 10, 24, 29, 30, 43, 44, 122, 224, 241, 299 – 302, 307, 313

Маркс К. — 60, 303

Мартин К.‑Г. — 295

Масс В. З. — 320, 321

Матисс А. — 186

Маяковский В. В. — 90, 151, 166 – 169, 309, 322, 339

Мдивани Г. Д. — 322, 323

Медунецкий К. К. — 320

Мейерхольд В. Э. — 5, 6, 19, 22, 25, 34, 36, 63, 68, 80, 91, 94, 98, 101, 102, 105 – 110, 113, 118, 119, 157, 161, 186, 215, 247, 295, 298, 320, 327

Мериме П. — 54, 55, 210

Метерлинк М. — 6

Метнер А. К — 254, 320 – 323

Миганджиан А. Э. — 319

Миклашевская А. Л. — 137

Михайловский Н. Н. — 7, 300, 317

Млечин В. М. — 299, 300, 311

Мокульский С. С. — 295, 297, 314, 315

Мольер Ж.‑Б. — 7, 119, 298

Москвин И. М. — 9

Мосолов А. В. — 323

Мочалов П. С. — 89, 179, 184

Музиль Е. Н. — 233, 241

Мэй-Лань фан — 295

 

Назаров А. И — 308

Наумов А. И. — 321

Незлобии К. Н. — 317

Немирович-Данченко Вл. И. — 8, 9, 58, 97, 101, 102, 110, 115 – 118, 161, 174, 299, 307, 309, 327

Никитин Н. Н. — 321, 336

Ницше Ф. — 30, 214

Новицкий П. И. — 165, 308

Новлянский Н. М. — 265

 

Оливье Л. — 298, 341

Олидор О. Н. — 303

О’Нил Ю. — 5, 20, 31, 35, 37 – 41, 44, 46, 49, 79, 122, 130, 131, 193, 194, 200, 225, 291, 294, 301, 307, 321, 326, 335, 336, 340

Островский А. Н. — 7, 31, 32, 52, 64, 70, 84 – 90, 101, 122, 150, 151, 184, 192, 197, 232, 233, 249 – 252, 278, 312, 320, 323

Остужев А. А. — 179

Оттен Н. Д. — 308

Охлопков Н. П. — 182

 

Павлов И. П. — 68, 116

Павлова А. П. — 229

Панн Е. — 320

Панова В. Ф. — 323

Панферов Ф. И. — 300, 314

Пастернак Б. Л. — 67, 180, 184, 304

Пасхалова А. А. — 6

Паустовский К. Г. — 15, 60, 67, 176, 177, 181, 182, 184, 323

Первомайский Л. С. — 17, 68, 321

Перовская С. Л. — 51

Платон И. С — 319

Плутарх — 145

Подольский С. С. — 161

Полевой Н. А. — 317

{346} Половинкин Л. А. — 320 – 322

Поль В. — 319

Попов Н. А. — 231

Пристли Д.‑Б. — 20, 136 – 138, 200, 295, 303, 323, 339

Прокофьев С. С. — 100, 147, 218, 219, 222, 311, 322, 329

Прусаков Н. П. — 323

Прут И. Л. — 323

Пудовкин В. И. — 161

Пушкин А. С. — 52, 55, 86, 87, 139, 184, 202, 208, 251, 252, 278, 305, 311, 322

Пшибышевский С. — 6, 7, 317, 318

 

Райх З. Н. — 161

Расин Ж. — 9, 18, 29 – 31, 56, 173, 202, 212, 231, 234, 290, 296, 320

Рашель Э. — 51, 64, 75, 246

Резников Б. — 300, 314

Рейнеке А. К. — 7, 215, 318

Рембрандт Х. ван Рейн — 181

Ренуар О. — 208

Репин И. Е. — 165, 181, 184

Роден О. — 89

Розовский С. — 318

Романов Б. Г. — 318

Росси Э. — 239

Ростан Э. — 121, 319

Рубинштейн А. Г. — 229, 319

Рубинштейн Р. И. — 315

Румнев А. А. — 244, 245, 312, 313

Рындин В. Ф. — 132, 147, 149, 196 – 198, 205, 254, 258, 259, 285, 310, 311, 314, 321 – 323, 337, 338

 

Сайчук И. М. — 22

Салтыков М. Е. (Щедрин Н.) — 151

Сальвини Т. — 92

Самойлов Г. К. — 199, 207, 254, 258

Сахновский В. Г. — 101

Свиридов Г. В. — 323

Сельвинский И. Л. — 340

Семенов С. А. — 12, 67, 321, 322, 338

Семенова Е. С. — 75

Серов В. А. — 181, 184

Сеченов И. М. — 116

Симов В. А. — 319

Синг Д. — 121

Скарамуш — 119

Скриб Э. — 18, 41, 42, 64, 81, 122, 320

Скрябин А. Н. — 8, 9

Слонимская Ю. Л. — 312

Собинов Л. В. — 9

Соколов В. А. — 320

Соколов И. П. — 313

Соколовский А. Л. — 141

Сологуб Ф. К. — 25

Софокл — 7, 50, 240

Станиславский К. С. — 8, 10, 17, 22, 26, 34, 67, 68, 80, 91 – 93, 95 – 99, 101, 102, 104, 105, 109 – 116, 156, 221, 231, 289, 295, 297 – 299, 305, 306, 326, 327, 340

Старк Э. А. — 313

Стенберг В. А. — 33, 193 – 195, 254, 320, 321

Стенберг Г. А. — 33, 193 – 195, 254, 320, 321, 340

Столица Л. Н. — 319

Страдивариус — 19, 73, 222, 272

Стрепетова П. А. — 179

Судейкин С. Ю. — 191, 318, 319

Сумароков А. П. — 231

Сургучев И. Д. — 91, 96

Сурков Е. Д. — 315

Сухоцкая Н. С. — 53, 324

 

Тамарин Н. Н. — 311

Татлин В. Е. — 322

Толстой А. К. — 7

Толстой А. Н. — 160, 322

Толстой Л. Н. — 299

Тоом Л. — 323

Тредуэлл С. — 5, 17, 31, 40, 44, 45, 130, 131, 135, 195, 221, 307, 308, 322, 337

Тренев К. А. — 156

Тугендхольд Я. А. — 299, 300

Тургенев И. С — 51, 151

 

Уайльд О. — 7, 17, 24, 28, 43, 95, 122, 235, 300, 318, 319, 324

Уварова Е. А. — 117

Удин (Ж. д’Удин) — 313

{347} Уистлар Д.‑М.‑Н. — 66

Украинец И. — 300

 

Фальк Р. Р. — 324

Фалья М. де — 216

Федоров П. С. — 319

Федотов И. С. — 319

Фейдер В. — 309

Фельдман К. И. — 314

Феона А. Н. — 6

Фердинандов Б. А. — 191, 192, 319, 320

Филимонов А. А. — 323

Филиппов Б. — 324

Флобер Г. — 16, 17, 56, 122, 161 – 155, 166, 197, 210, 242, 269, 275, 300, 315, 322

Фортер А. — 319, 320

 

Хазлтон Д.‑К. — 318

Христофоров А. Г. — 199

Худолеев И. Н. — 319

 

Цвейг С — 291

Ценин С. С. — 137, 265

Церетелли Н. М. — 26, 38

 

Чайковский П. И. — 90, 184, 214, 216, 237, 253

Чаплин Ч. — 237, 312

Чаплыгин Н. Н. — 38, 137, 155, 265, 269, 270, 284

Чепурин Ю. П. — 179

Черневский В. В. — 275

Чернов М. М. — 317

Честертон Г.‑К. — 199, 320

Чехов А. П. — 7, 17, 52, 59, 70, 88 – 90, 101, 122, 150, 151, 172, 184, 214, 216, 249, 252, 253, 298, 309, 317, 318, 323

Чириков Е. Н. — 91, 96

Чужак Н. (Насимович Н. Ф.) — 90

Чуковский К. И. — 317

 

Шагинян М. С — 204, 310, 311

Шаломытова А. М. — 320

Шаляпин Ф. И. — 238, 312

Швецова Л. К. — 300

Шебалин В. Я. — 322

Шекспир В. — 12, 14, 18, 42, 50, 52, 58, 60, 81, 88, 102, 119, 127 – 129, 139 – 146, 149, 150, 175, 209, 234, 298, 299, 303, 307, 311, 317, 320, 322, 338

Шелестова Е. М. — 254

Шеншин А. А. — 321

Шершеневич В. Г. — 320, 321

Шестаков В. А. — 109

Шиллер Л. — 295

Шиллер Ф. — 318

Шкловский В. Б. — 52

Шницлер А. — 27, 313, 318, 319

Шопен Ф. — 214

Шостакович Д. Д. — 90 237

Шоу Б. — 7, 12, 14, 20, 31, 32, 50, 129, 139, 140, 147 – 150, 190, 308, 311, 317, 320, 322, 334

Шюккинг Л. Л. — 141

Шторм Г. П. — 67

 

Щеглов И. Л. — 5

Щепкин М. С — 184

Щепкина-Куперник Т. Л. — 319

Щуко Б. В. — 322

Щуко В. А. — 322

 

Эванс Э. — 298, 341

Эзоп — 91

Эйхенгольц М. Д. — 16, 273, 300, 315

Экстер А. А. — 9, 188, 191, 319, 320

Эльстон Л. М. — 324

Энгельс Ф. — 59, 303

Эренбург И. Г. — 16, 48, 154, 300, 324

Эсхил — 240

Эфрос А. М. — 33, 188, 189, 194, 196, 199, 211, 212, 301, 310, 311, 334

 

Южин А. И. — 9, 327, 339

Юзовский Ю. (И. И.) — 300, 314

Юшкевич С. С. — 318

 

Яблочкина А. А. — 9

Якобсон А. — 323

Якулов Г. Б. — 9, 192, 225, 254, 318, 320, 321, 339

Яниковский Г. А. — 155, 265, 273

Яновский Ю. И. — 322

Ярцев П. М. — 299

{348} Указатель названий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Э Я

«Адмирал Нахимов» И. В. Луковского — 200, 323, 339

«Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве — 18, 41 – 43, 64, 76, 122, 186, 189, 192, 211, 223, 228, 242, 293, 301, 320, 333

«Актеры» А. Васильева и Л. М. Эльстона — 324

«Альбатрос» Ш. Бодлера — 221

«Алькасар» Г. Д. Мдивани — 322

«Анатэма» Л. Н. Андреева — 7, 25, 300, 317

«Анна Каренина» Л. Н. Толстого — 101

«Антигона» В. Газенклевера — 47 – 51, 71, 302, 321, 326, 335

«Антигона» Ж. Кокто — 292

«Антигона» Софокла — 7

«Антоний и Клеопатра» В. Шекспира — 12, 127, 129, 139 – 150, 170, 218, 322, 338

«Апостол сатаны» Б. Шоу — см. «Ученик дьявола»

«Арлезианка» Ж. Бизе — 284

 

«Багровый остров» М. А. Булгакова — 321, 336

«Балаганчик» А. А. Блока — 6

«Батальон идет на запад» Г. Д. Мдивани — 323

«Бегство Габриэля Шиллинга» Г. Гауптмана — 318

«Без вины виноватые» А. Н. Островского — 5, 15, 17, 52, 57, 63, 85 – 88, 90, 150, 184, 197, 206, 208 – 210, 216, 221, 232, 244, 251, 278 – 286, 303, 305, 306, 313, 315, 323

«Бесприданница» А. Н. Островского — 151

«Благовещение» П. Клоделя — 13, 27, 58, 192, 204, 223, 320, 334

«Богатыри» Д. Бедного на музыку А. П. Бородина — 14, 15, 68, 300, 322, 338

«Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского — 91

«Бронепоезд 14‑69» Вс. В. Иванова — 17, 156

 

«Вавилонский адвокат» А. Б. Мариенгофа — 67

«Веер» К. Гольдони — 304, 319

«Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда — 17, 324

Венера Милосская — 113

«Верные сердца» О. Ф. Берггольц и Г. П. Макогоненко — 52, 302

«Вершины счастья» Д.‑Р. Дос-Пассоса — 338

«Ветер с юга» Э. Грина и Б. Филиппова — 324

«Вечная сказка» С. Пшибышевского — 6, 318

«Вечный странник» О. Дымова — 215, 311, 318

«Вильгельм Телль» Ф. Шиллера — 318

{349} «Вишневый сад» А. П. Чехова — 7, 10, 96, 214, 318

«Враги» А. П. Чехова — 89

«Все божьи дети имеют крылья» Ю. О’Нила — см. «Негр»

 

«Гамлет» В. Шекспира — 6, 8, 113, 145, 128, 317

«Гаудеамус» Л. Н. Андреева — 318

«Герой» А. С. Пушкина — 86

«Гибель “Надежды”» Г. Гейерманса — 7

«Голубой ковер» Л. Н. Столицы — 319

«Горе уму» («Горе от ума») А. С. Грибоедова — 109, 251

«Гроза» А. Н. Островского — 7, 12, 18, 31 – 34, 51, 58, 76, 79, 86, 110, 122, 124, 127, 190, 192, 193, 207, 212, 216, 221, 246, 250, 251, 253, 301, 302, 313, 320, 334

 

«Два мира» Т. Гедберг — 319

Девятая симфония Л. Бетховена — 90, 93

«Демон» А. Г. Рубинштейна — 319

«День и ночь» Ш. Лекока — 59, 199, 321, 335

«Дети райка» М. Карне — 237

«Дети солнца» М. Горького — 174, 309, 322

«Дни Турбиных» М. А. Булгакова — 156

«Дума о Британке» Ю. И. Яновского — 322, 339

«Духов день в Толедо» М. А. Кузмина — 220, 238, 245, 319

«Дядя Ваня» А. П. Чехова — 7, 25, 96, 104, 214, 300, 317

 

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина — 219, 252, 338

«Египетские ночи» А. С. Пушкина — 139, 322

«Египетские ночи» — композиция А. Я. Таирова из текстов «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу, «Египетских ночей» А. С. Пушкина и «Антония и Клеопатры» В. Шекспира — 12, 14, 47, 71, 77, 83, 84, 100, 129, 139 – 150, 206, 207, 218, 219, 222, 302, 305, 308, 311, 322, 338

«Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — 91, 96, 97

 

«Желтая кофта» Г. Бенримо и Д.‑К. Хазлтона — 8, 9, 232, 318, 333

«Женитьба Фигаро» Бомарше — 12, 58, 121, 191, 319

«Живой труп» Л. Н. Толстого — 10, 299

«Жизнь в цитадели» А. Якобсона — 323

«Жизнь есть сои» Кальдерона — 72

«Жизнь Человека» Л. Н. Андреева — 6, 49

«Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока — 13, 59, 192, 199, 223, 234, 248, 291, 292, 296, 320, 334

 

«Заговор равных» М. Ю. Левидова — 12, 321, 336

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина — 165

«Зеленое кольцо» З. Н. Гиппиус — 93

«Зеленый попугай» А. Шницлера — 27, 318

«Золото» А. А. Филимонова и В. В. Дистлера — 323

«Золушка» С. С. Прокофьева — 329

«Зори» Э. Верхарна — 19, 34, 107, 300, 303, 306, 327

 

«Иван Мироныч» Е. Н. Чирикова — 91, 96

«Идеальный муж» О. Уайльда — 318

{350} «Идиот» Ф. М. Достоевского — 235

«Изнанка жизни» Х. Бенавенте — 318

«Инспектор пришел» Д.‑Б. Пристли — см. «Он пришел»

«Ирландский герой» Д. Синга — 121

 

«Каин» Д.‑Г. Байрона — 26, 34

«Кармен» Ж. Бизе — 54, 338

«Кармен» П. Мериме — 54, 210

«Клеопатра» А. А. Блока — 145

«Клоп» В. В. Маяковского — 15, 166 – 169, 309, 322, 339

«Король-Арлекин» Р. Лотара — 12, 26, 27, 58, 191, 239, 300, 319

«Косматая обезьяна» Ю. О’Нила — 5, 12, 31, 35 – 37, 46, 82, 109, 130, 189, 193, 194, 301, 305, 306, 321, 334, 335

«Красный цветок» И. Л. Щеглова — 5

«Кто — кого» П. Маркиша — 322, 337

«Кукироль» П. Г. Антокольского, В. З. Масса, А. П. Глобы и В. Г. Зака — 12, 67, 216, 320

 

«Лев на площади» И. Г. Эренбурга — 324

«Линия огня» Н. Н. Никитина — 321, 336

«Лес» А. Н. Островского — 109

«Любовь под вязами» Ю. О’Нила — 5, 12, 28, 31, 37 – 40, 44, 46, 49, 77, 78, 82, 189, 193, 194 – 196, 200, 207, 220, 224, 225, 227, 235, 240, 241, 294, 301, 310, 312, 321, 335

«Любовь Яровая» К. А. Тренева — 17, 156

 

«Мадам Бовари» по Г. Флоберу, инсценировка Г. Бати — 152, 308

«Мадам Бовари» по Г. Флоберу, инсценировка А. Г. Коонен — 5, 15 – 17, 20, 47, 53, 63, 66, 104, 151 – 155, 166, 197, 201, 207, 209, 213, 216 – 218, 220, 235, 245, 267 – 277, 300, 302, 306, 315, 322

«Марсельеза» — 51

«Машиналь» С. Тредуэлл — 5, 12, 18, 31, 40, 44 – 46, 52, 71, 130 – 136, 195 – 197, 205, 207, 209, 212, 216, 221, 227, 242, 243, 302, 307, 308, 322, 337

«Месяц в деревне» И. С. Тургенева — 151

«Мещане» М. Горького — 91

«Мизерере» С. С. Юшкевича — 318

 

«На дне» М. Горького — 171

«Наталья Тарпова» С. А. Семенова — 12, 67, 68, 198, 321, 336

«Нахлебник» И. С. Тургенева — 161

«Начало пути» А. А. Галича — 340

«Небо Москвы» Г. Д. Мдивани — 323

«Негр» Ю. О’Нила — 5, 12, 13, 31, 38 – 41, 44 – 46, 49, 51, 52, 82, 130, 131, 195, 206, 209, 216, 226, 227, 235, 241, 294, 299, 301, 307, 321, 326, 336

«Неизвестные солдаты» Л. С. Первомайского — 17, 68, 162, 206, 235, 304, 321, 337

«Не сдадимся» С. А. Семенова — 322, 338

 

«Обмен» П. Клоделя — 107, 192, 320

«Озеро Люль» А. М. Файко — 109

«Ольга Нечаева» В. Ф. Пановой — 323

{351} «Он пришел» Д.‑Б. Пристли — 136 – 139, 200, 295, 303, 323, 339

«Опера нищих» Б. Брехта — 13, 79, 235, 299, 321

«Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского — 5, 12, 13, 17, 18, 50, 63, 66, 68, 71, 109, 110, 122, 156 – 161, 165, 181, 182, 187, 197, 198, 205, 226, 235, 242, 243, 255 – 267, 295, 308, 314, 322, 337, 338

«Осенние скрипки» И. Д. Сургучева — 91, 96

«Отверженные» В. Гюго — 170

 

«Патетическая соната» М. Кулиша — 12 – 14, 300, 321

«Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка — 58

«Первая Конная» Вс. В. Вишневского — 159

«Пер Гюнт» Г. Ибсена — 10, 11

«Персы» Эсхила — 240

«Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского — 15, 60, 176 – 178, 180 – 183, 246, 323

«Покрывало Пьеретты» А. Шницлера — Э. Донани — 8, 9, 12, 27, 53, 236, 238, 245, 313, 318, 319

«Последний решительный» Вс. В. Вишневского — 157

«Принцесса Брамбилла» по Э.‑Т.‑А. Гофману — 30, 192, 204, 216, 223, 234, 238 – 240, 245, 313, 320, 326, 334

«Принцесса Мален» М. Метерлинка — 58

«Принцесса Турандот» К. Гоцци — 29

«Путаница» Ю. Д. Беляева — 318

Пятая симфония Д. Д. Шостаковича — 90

 

«Ради счастья» С. Пшибышевского — 7, 317

«Раскинулось море широко» Вс. В. Вишневского, А. А. Крона и Вс. А. Азарова — 162

«Роза и крест» А. А. Блока — 67

«Розита» А. П. Глобы — 216, 321, 335

«Рождены в Ленинграде» О. Ф. Берггольц и Г. П. Макогоненко — 53

«Ромео и Джульетта» В. Шекспира — 12, 23, 24, 27, 29, 32, 74, 127, 202, 320, 334

«Русские люди» К. М. Симонова — 183

 

«Сакунтала» Калидасы — 10 – 12, 27, 28, 49, 54, 72, 74, 95, 121, 186, 191, 210, 211, 220, 238, 319

«Саломея» О. Уайльда — 11, 12, 26 – 28, 34, 43, 53, 74, 80, 95, 122, 187 – 189, 191, 195, 204, 206, 212, 300, 319

«Сарданапал» Д.‑Г. Байрона — 7, 317

«Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя — 318

«Святая Иоанна» Б. Шоу — 12, 31, 32, 50, 58, 76, 190, 320, 334

«Свыше сил» Б. Бьёрнсона — 318

«Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского — 151

«Северные богатыри» Г. Ибсена — 317

«Сентиментальное воспитание» Г. Флобера — 153

«Сердце не камень» А. Н. Островского — 311, 315

«Сестра Беатриса» М. Метерлинка — 6

«Сильнее смерти» П. Л. Жаткина и Г. Ю. Вечоры — 322

«Синьор Формика» по Э.‑Т.‑А. Гофману — 13, 244, 320

{352} «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — 12, 58, 121, 182, 319

«Сирокко» В. Г. Зака и Ю. Б. Данцигера — 235, 321, 336

«Смерть Тентажиля» М. Метерлинка — 58

«Снегурочка» А. Н. Островского — 7

«Соломенная шляпка» Э. Лабиша — 319

«Сталинградцы» Ю. П. Чепурина — 179

«Старик» М. Горького — 15, 16, 48, 55, 57, 59, 169 – 175, 184, 197, 200, 245, 302, 309, 323, 339

«Стенька Разин» В. В. Каменского — 120, 248

«Столпы общества» Г. Ибсена — 318

«Судьба Реджинальда Девиса» В. М. Кожевникова и И. Л. Прута — 323

«Сыновья трех рек» В. М. Гусева — 182

 

«Тартюф» Мольера — 7

«Трехгрошовая опера» Б. Брехта — см. «Опера нищих»

«Три сестры» А. П. Чехова — 7, 214, 318

 

«Ужин шуток» С. Бенелли — 121

«Укрощение мистера Робинзона» В. А. Каверина — 337

«У стен Ленинграда» Вс. В. Вишневского — 15, 162 – 166, 243, 304, 308, 309, 313, 323, 339

«Ученик дьявола» Б. Шоу — 7, 317

«Учитель Бубус» А. М. Файко — 109

 

«Фамира-кифарэд» И. Ф. Анненского — 11, 25, 74, 75, 80, 120, 191, 192, 203, 206, 220, 223, 239, 248, 249, 300, 319

«Федра» Ж. Расина — 5, 12, 13, 28 – 31, 34, 43, 56 – 58, 62, 73, 75 – 77, 90, 127, 173, 188, 189, 192, 201, 202, 211, 212, 223, 224, 240, 246, 249, 251, 289, 290, 292, 296, 299, 301, 302, 304, 305, 310, 313, 320, 334

«Фронт» А. Е. Корнейчука — 183, 323

 

«Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу — 12, 129, 139 – 150, 322

«Цыганы» А. С. Пушкина — 55

 

«Чайка» А. П. Чехова — 15, 17, 52, 63, 70, 89, 90, 122, 150, 184, 207, 208, 216, 252, 253, 302, 304, 306, 314, 323

«Человек, который был Четвергом» по Г. Честертону — 80, 109, 192, 199, 320, 334

«Черные маски» Л. Н. Андреева — 318

«Чертов мост» А. Н. Толстого — 322

«Честь» Г. Зудермана — 318

 

Шестая симфония П. И. Чайковского — 90

 

«Эрос и Психея» Ю. Жулавского — 7, 317

 

«Ящик с игрушками» К. Дебюсси — 121, 238, 245, 319

{299} Примечания


[1] Имеется в виду спектакль «Синьор Формика».

[2] Эта пьеса О. Берггольц и Г. Макогоненко в дальнейшем с некоторыми изменениями была поставлена Театром имени В. Ф. Комиссаржевской под названием «Рождены в Ленинграде».

[3] Луначарский иронически добавляет: игра в базаровское плебейство «должна быть давным давно отброшена или предоставлена в исключительное пользование тов. Чужаку» [Н. Чужак — один из литературных деятелей Пролеткульта, позже «Лефа». В 1923 году он — соредактор журнала «Леф». — Ю. Г.].

[4] Отсюда название статьи Г. Бояджиева — «Выражение лица».

[5] Кстати, Таиров в беседе с режиссерами — выпускниками ГИТИСа в 1936 году говорил, что художник «должен иметь творческое лицо… но горе тому, кто будет с этим носиться».

[6] Речь идет о моментах, параллельных жизни Эллен Джонс.

[7] Благодаря этому достигался эффект мизансцены: лежащая на постели Эллен казалась истязаемой.

[8] Работа над инсценировкой «Евгения Онегина» шла в 1936 году, прослушивалась музыка С. Прокофьева.

[9] Указываются даты премьер.

[10] Позже А. Я. Таиров поставил «Оптимистическую трагедию» в Ростовском театре драмы. Премьера 8 января 1936 г. Художник В. Рындин. Музыка Л. Книппера.

[11] Книга «Записки режиссера» переводилась на иностранные языки: на немецкий («Das entfesselte Theater», Potsdam, 1923; Potsdam, 1927; Köln, 1964); на чешский («Osvobožené divadlo», Praha, 1927); на польский («Notatki rezysera i proclamacye artysty», Warszawa, 1964).

[12] Спектакль «Укрощение мистера Робинзона» поставлен в МКТ режиссером Л. Лукьяновым, художник В. Рындин (премьера 13 апреля 1933 г.).

[13] Спектакль «Вершины счастья» Дос-Пассоса поставлен в МКТ режиссером Л. Лукьяновым, художник В. Рындин (премьера 6 апреля 1934 г.).

[14] Постановка «Кармен» не была осуществлена.

[15] Постановка «Евгения Онегина» не была осуществлена.

[16] См. также статью о Вс. Вишневском в первом разделе библиографии: «Новое в трагедии».


[i] А. Таиров. План книги. Автограф и запись Р. М. Брамсон под диктовку. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 244.

[ii] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 2.

[iii] С. В. Шекспир и народ. — «Сегодня», П., 1907, 17 декабря, № 400, стр. 3.

[iv] Провинциальная летопись. Н. Державин. Симбирск. — «Театр и искусство», 1910, 3 октября, № 40, стр. 746.

[v] А. Таиров. План книги. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 244.

[vi] К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 1, М., 1954, стр. 276.

[vii] К. С. Станиславский. Письмо Вл. И. Немировичу-Данченко от 13 августа 1909 г. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 7, М., 1960, стр. 442 – 443.

[viii] П. Марков. Алиса Коонен. — «Театр и студия», М., 1922, № 1/2, стр. 18.

[ix] К. Арабажин. «Живой труп» Л. Н. Толстого в постановке Художественного театра. — «Биржевые ведомости», П., 1911, 24 сентября.

[x] П. Ярцев. Спектакли Московского Художественного театра. — «Речь», 1913, 17 апреля.

[xi] Вл. К‑ич. Камерный театр. — «Рампа и жизнь», 1916, № 42, стр. 11.

[xii] З. Ашкинази. Камерный театр. — «Аполлон», П., 1914, № 10, стр. 74.

[xiii] Я. Тугендхольд. Письмо из Москвы. — «Аполлон», П., 1917, № 1, стр. 72 – 74.

[xiv] Аскольд. Камерный театр. — «Театр», М., 1917, 14 декабря, № 2075, стр. 3.

[xv] С. Глаголь. В бесплодных поисках. — «Рампа и жизнь», 1917, № 41 – 42, стр. 8 – 9.

[xvi] А. В. Луначарский. «Федра» в Камерном театре. — «Известия», 1922, 11 февраля. Цит. по Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 3, М., «Художественная литература», 1964, стр. 109.

[xvii] Садко [В. Блюм]. Оперетка в Камерном. — «Правда», 1922, 11 октября.

[xviii] П. Марков. «Негр». — «Правда», 1929, 5 марта.

[xix] В. Млечин. «Опера нищих». — «Вечерняя Москва», 1930, 3 февраля.

[xx] {300} И. Украинец. О «Патетической сонате» Н. Г. Кулиша. — «Правда», 1932, 4 марта.

[xxi] Ф. Панферов, Б. Резников. Победа театра. — «Правда», 1933, 23 декабря.

[xxii] Ю. Юзовский. Суровый стиль правды. — «Вечерняя Москва», 1933, 25 декабря.

[xxiii] В. Млечин. А сфинкс молчит… — «Известия», 1935, 26 февраля.

[xxiv] О. Литовский. «Богатыри». — «Советское искусство», 1936, 29 октября.

[xxv] Там же.

[xxvi] П. Керженцев. Фальсификация народного прошлого. — О «Богатырях» Демьяна Бедного. — Сб. «Против фальсификации народного прошлого», М.‑Л., «Искусство», 1937, стр. 15.

[xxvii] Д. Бедный. «Богатыри». К премьере в Камерном театре. — «Правда», 1936, 24 октября.

[xxviii] Л. Швецова. Демьян Бедный. — «История русской советской литературы» в 4‑х томах, т. 1, 1967, стр. 461 – 462.

[xxix] Е. Гальперина. Флобер и Камерный театр. — «Литературная газета», 1940, 12 ноября.

[xxx] Там же.

[xxxi] И. Альтман. Драма Эммы Бовари. — «Советское искусство», 1940, 24 ноября.

[xxxii] М. Гус. Столкновение с Флобером. — «Советское искусство», 1940, 24 ноября.

[xxxiii] М. Эйхенгольц. «Мадам Бовари» в Камерном театре. — «Театр», 1941, № 2, стр. 42.

[xxxiv] И. Эренбург. Алиса Коонен — Эмма Бовари. — «Вечерняя Москва», 1941, 28 мая.

[xxxv] П. Марков. Театральные портреты. Алиса Коонен, М.‑Л., 1939, стр. 172.

[xxxvi] Лекция А. Я. Таирова «Сумерки “Зорь”», прочитанная 17 января 1921 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 22.

[xxxvii] Беседа А. Я. Таирова в Передвижном театре 24 августа 1908 г. о «Дяде Ване». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 270.

[xxxviii] Беседа А. Я. Таирова в Драматическом театре Н. Н. Михайловского в Риге в 1910 г. об «Анатэме». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 261.

[xxxix] И. Анненский. Фамира-кифарэд, П., 1919, стр. 5.

[xl] Я. Тугендхольд. Письмо из Москвы. — «Аполлон», 1917, № 1, стр. 72 – 74.

[xli] И. Джонсон. Московские письма. — «Театр и искусство», П., 1916, № 42, стр. 250.

[xlii] Листовка к пятилетию Камерного театра (1919), изд. ХПСРО. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 1250.

[xliii] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69.

[xliv] Р. Лотар. Король-Арлекин, Нарва, 1917.

[xlv] О. Уайльд. Саломея, Изд‑во «Пантеон».

[xlvi] {301} К. Державин. Книга о Камерном театре, Л., 1934, стр. 49 – 50.

[xlvii] Там же, стр. 52.

[xlviii] Л. Гроссман. Алиса Коонен, М.‑Л., «Academia», 1930, стр. 49 – 50.

[xlix] Там же, стр. 61.

[l] А. Коонен. Из воспоминаний о Таирове. — «Театральная жизнь», 1961, № 11, стр. 24.

[li] П. Марков. Театральные портреты, стр. 175.

[lii] А. В. Луначарский. «Федра» в Камерном театре. — «Известия», 1922, 11 февраля. Цит. по Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 3, стр. 110 – 111.

[liii] К. Державин. Книга о Камерном театре, стр. 109.

[liv] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69.

[lv] А. Таиров. Мы ставим «Грозу». — «7 дней МКТ», № 17, 1924, стр. 2.

[lvi] Беседа А. Я. Таирова о спектакле «Гроза». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 412. Сообщено М. Н. Любомудровым.

[lvii] Выступление А. Я. Таирова на диспуте о театральном искусстве в ноябре 1924 г. — ЦГАЛИ, ф. 279, оп. 1, ед. хр. 33. Сообщено М. Н. Любомудровым.

[lviii] А. Коонен. Скорбная песня. — «Советское искусство», 1934, 11 декабря.

[lix] А. Эфрос. Введение к книге «Камерный театр и его художники», М., 1934, стр. XI.

[lx] Заметки А. Я. Таирова «О театре при В. Ф. Комиссаржевской», — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 2.

[lxi] Доклад А. Я. Таирова «Современная театральная ситуация» 2 февраля 1923 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 27. Сообщено М. Н. Любомудровым.

[lxii] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 4 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69.

[lxiii] Садко [В. Блюм]. «Косматая обезьяна». — «Известия», 1926, 26 января.

[lxiv] А. В. Луначарский. «Косматая обезьяна» в Камерном театре. — «Искусство трудящимся», 1926, № 4. Цит. по Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 3, стр. 288 – 289.

[lxv] В. Инбер. «Косматая обезьяна». — «Новый зритель», 1926, № 5, стр. 8.

[lxvi] А. В. Луначарский. «Косматая обезьяна» в Камерном театре. — Цит. по Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 3, стр. 289.

[lxvii] Выступление А. Я. Таирова на «суде над персонажами» спектакля «Любовь под вязами». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 428.

[lxviii] Режиссерские примечания А. Я. Таирова к пьесе «Негр». — О’Нейль. «Негр», М., МОДПИК, 1930, сир. 6 – 114.

[lxix] Выступление А. Я. Таирова на заседании репертуарной комиссии Художественного совета Камерного театра 5 марта 1928 г. — ЦГАЛИ, ф. 2030, оп. 1, ед. хр. 7.

[lxx] А. Ш. «Адриенна Лекуврер». — «Вестник театра», 1919, № 44, стр. 8.

[lxxi] Л. Гроссман. Алиса Коонен, стр. 51 – 52.

[lxxii] Н. Я. Берковский. Литература и театр. Таиров и Камерный театр, М., «Искусство», 1969, стр. 308.

[lxxiii] {302} К. Державин. Книга о Камерном театре, стр. 77.

[lxxiv] П. Марков. Театральные портреты, стр. 173 – 174, 176.

[lxxv] Автор о постановке «Машиналь». — «Вечерняя Москва», 1933, 22 мая.

[lxxvi] Доклад А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 марта 1934 г. — режиссерская экспозиция «Египетских ночей». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 68.

[lxxvii] Записи А. Я. Таирова к возобновлению «Мадам Бовари». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 542.

[lxxviii] Режиссерская экспозиция А. Я. Таирова к спектаклю «Старик». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 623.

[lxxix] Беседа А. Я. Таирова с труппой Камерного театра об «Антигоне». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр., 439.

[lxxx] А. Таиров. Постановка «Антигоны». — «Антигона», брошюра к спектаклю М., Теакинопечать, 1928, стр. 10 – 16.

[lxxxi] С. Городецкий. Как работалась «Антигона». — «Антигона», брошюра к спектаклю, стр. 8.

[lxxxii] Л. Гроссман. Алиса Коонен, стр. 86 – 87, 90.

[lxxxiii] С. Игнатов. «Гроза» — трагедия русского быта. — «7 дней МКТ», № 15, 1923, стр. 3.

[lxxxiv] Приведено в сб. «Камерный театр. Статьи, заметки, воспоминания», 1914 – 1934, М., 1934, стр. 92.

[lxxxv] Беседа А. Я. Таирова с участниками Всесоюзного совещания режиссеров и художников 25 июня 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 174.

[lxxxvi] Беседа А. Я. Таирова с театральной общественностью в Ленинграде 24 ноября 1946 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 204.

[lxxxvii] Беседа А. Я. Таирова с участниками Всесоюзного совещания режиссеров и художников 25 июня 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 174.

[lxxxviii] Заметки А. Я. Таирова во время работы над «Чайкой». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 575.

[lxxxix] Докладная записка А. Я. Таирова в Художественный совет Комитета по делам искусств о спектакле «Верные сердца». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 615.

[xc] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69.

[xci] С. Кржижановский. МКТ и его тема. — «7 дней МКТ», № 8, 1924, стр. 2.

[xcii] План лекции А. Я. Таирова о пути Московского Камерного театра. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 175.

[xciii] Режиссерская экспозиция А. Я. Таирова к спектаклю «Старик». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 623.

[xciv] Беседа А. Я. Таирова с труппой Камерного театра 20 марта 1946 г. — режиссерский план возобновления «Федры». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 392.

[xcv] Беседа А. Я. Таирова с театральной общественностью в Ленинграде 24 ноября 1946 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 204.

[xcvi] Беседа А. Я. Таирова с труппой Камерного театра 20 марта 1946 г. — режиссерский план возобновления «Федры». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 392.

[xcvii] Режиссерская экспозиция А. Я. Таирова к спектаклю «Старик». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 623. Таиров цитирует фразу {303} Долорес Ибаррури, произнесенную ею на митинге в Париже в 1936 году (Долорес Ибаррури. Речи и статьи 1936 – 1938 гг., М., ОГИЗ, 1938, стр. 10).

[xcviii] Доклад А. Я. Таирова труппе Камерного театра 9 мая 1944 г. Режиссерская экспозиция спектакля «Без вины виноватые» — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 591.

[xcix] Лекция А. Я. Таирова «Сумерки “Зорь”», прочитанная 17 января 1921 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 22.

[c] Лекция А. Я. Таирова труппе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69.

[ci] Доклад А. Я. Таирова в Комитете по делам искусств при СНК СССР 25 июля 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 962, оп. 7, ед. хр. 1315.

[cii] Заметки А. Я. Таирова «Человек и проблема». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 96. Таиров ссылается на слова Ф. Энгельса из письма Ф. Лассалю 18 мая 1859 г. и на формулу К. Маркса из письма к Ф. Лассалю от 19 апреля 1859 г. — См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 29, 1962, стр. 492 и 484.

[ciii] Речь А. Я. Таирова о Шекспире, произнесенная в Коммунистической Академии 1 декабря 1933 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 86.

[civ] Беседа А. Я. Таирова с режиссе



2015-11-08 980 Обсуждений (0)
О современном иностранном театре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О современном иностранном театре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (980)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)