Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические основы белорусского государства



2015-11-08 798 Обсуждений (0)
Исторические основы белорусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок




История Беларуси насчитывает не одно тысячелетие и представляет собой часть общеславянской, европейской и мировой цивилизации. Историческое прошлое нашего народа является непреходящей ценностью и важнейшим фактором национального самосознания и идеологии белорусского государства.

С учётом направленности процессов формирования белорусского народа, его антропологических, языковых, культурно-бытовых особенностей в истории Беларуси выделяются 4 этнические эпохи:

- первая обозначается как время заселения Беларуси и существования здесь древнейшего доиндоевропейского населения (совпадает с каменным веком – палеолитом, мезолитом, неолитом);

- вторая эпоха начинается с появления индоевропейцев и обозначается как балтская (на рубеже III-II тыс. до н. э., соответствует бронзовому и железному веку археологической шкалы) и характеризуется перевесом балтского этнического элемента;

- третья эпоха включает в себя славянское заселение Беларуси (VI в. н. э. –VIII в. н. э.), время существования восточнославянских племенных союзов полочан, дреговичей, радимичей (последняя четверть I тыс. н. э.) и Древнерусского государства (IX-XIII вв.), а также образование Великого княжества Литовского;

- четвёртая эпоха (с XIV в. и до нашего времени отличается становлением и развитием белорусской народности. В период 1917-1991гг. происходят значительные исторические события в жизни белорусского народа, связанные со становлением БНР и БССР, а собственного государства и государственной идеологии – с 1991г.

Согласно формационному подходу, в истории Беларуси выделяют такие периоды, как первобытнообщинный, феодальное общество (IX в. – 1861), период капитализма (1861 – 1917), эпоха социализма (с 1917). В результате критического переосмысления формационного подхода обнаружились его «слабые» места, в том числе и претензии на универсализацию периодизации человеческой истории, например, утверждение, что восточные славяне в своём развитии не проходили стадию рабовладения. В связи с этим в белорусской исторической науке последних десятилетий используется цивилизационный подход, сочетающийся с формационным и обеспечивающий более адекватное понимание белорусской истории в контексте мирового исторического процесса с признанием национальных и общечеловеческих ценностей и приоритетов в осмыслении исторических событий и фактов, рассмотрением отечественной истории как органического компонента европейской и мировой истории, актуализации проблемы белорусской государственности и государственной идеологии, культуры и духовного развития. В соответствии с цивилизационным подходом в истории Беларуси выделяют периоды древности, средних веков (VI-XV вв.), Нового времени (XVI в. – 1918г.), современный период или новейшей истории.

Уже в середине 80-х годов Беларусь вступила в период радикальных социально-политических трансформаций, обусловленных кризисными событиями в жизни советского общества, исчерпанием возможностей административных методов в экономике, провозглашением «ускорения социально-экономического развития страны» и «курса на перестройку».

В политической реформе Беларуси, как и других союзных и автономных республик, важную роль сыграло обновление избирательной системы. В октябре 1989г. сессия Верховного Совета БССР приняла закон о выборах народных депутатов Белорусской ССР и о выборах депутатов местных Советов. Расширялись демократические основы выборов, и появилась возможность избирать депутатов из нескольких кандидатур. Радикальные события 90-х годов, способствующие становлению белорусской государственности и идеологии белорусского государства, можно перечислить в такой последовательности:

1990г., 26 января – принятие закона о языках в Белорусской ССР. Белорусский язык стал юридически государственным.

1990г., 4 марта – выборы в Верховный Совет БССР и местные Советы по новому законодательству.

1991г., 19-21 августа – попытка государственного переворота в Москве.

1991г., 25 августа – Верховный Совет БССР придал «Декларации о государственном суверенитете БССР» статус конституционного закона. Приняты постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР, о департизации органов государственной власти и управления, о приостановке деятельности КПБ – КПСС.

1991г., 19 сентября – Верховный Совет БССР принял постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь и законы о новых Государственном флаге и Государственном гербе РБ.

1991г., 8 декабря – Беловежское соглашение о прекращении деятельности СССР и организации Содружества Независимых Государств (СНГ).

1991г., 10 декабря – Верховный Совет РБ ратифицировал Беловежское соглашение.

1994г., 15 марта – принятие Верховным Советом РБ Конституции (Основного Закона) РБ.

1994г., 10 июля – избрание А. Г. Лукашенко первым президентом РБ.

1995г., 14 мая – парламентские выборы и референдум по вопросам придания русскому языку равного с белорусским статуса, установления новых Государственного флага и Государственного герба РБ, экономической интеграции с Россией, расширения полномочий Президента.

1996г., 2 апреля – подписание в Москве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора о создании Союза суверенных республик.

1996г., 19-20 октября – Первый Всебелорусский съезд.

1996г., 24 ноября – Референдум. Принятие первой редакции Конституции РБ.

1997г., 2 апреля – подписание в Москве Договора о Союзе Беларуси и России (ратифицирован 10 июня 1997г.)

2001г., 18 мая – Второй Всебелорусский съезд.

2001г., 9 сентября – переизбрание А. Г. Лукашенко на второй срок Президентом РБ.

2006г., 19 марта - переизбрание А. Г. Лукашенко на третий срок Президентом РБ.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, Симеон Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в XXв. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная культура – культура определённой нации, сложившаяся на протяжении её исторического развития на основе этнической культуры. Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп – литовцев, русских, евреев, татар и др. Своеобразие белорусской культуры – в её «пограничном» характере, тесных взаимоотношениях с другими народами. Белорусская культура на протяжении всего своего развития чувствовала влияние других культур, и сама повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших культурных регионов (влияние двух миров) – православно-византийского и римско-католического.

До конца VII- начала VIII в. населением современных земель Беларуси были преимущественно балты. Во время «великого переселения народов» из Центральной Европы на юг и на восток направилась мощная волна славян. В VI- VII вв. они поселились на северных землях Украины и на юге Беларуси (до Припяти). Тут образовалось сильное славянское ядро. Результатом активных межэтнических контактов и постепенного смешивания славян с коренным балтским населением стало образование новых межплеменных общностей – кривичей, дреговичей и радимичей. На их основе складывается белорусская народность, а также общая для всех восточнославянских племен культура. За время совместного существования в составе Киевской Руси, или Древнерусского государства (IХ – первая треть ХIII в.), в основном сформировалась довольно близкая в этничном плане для всего ее населения материальная и духовная культура, творения которой почти в одинаковой степени принадлежит духовному наследию белорусского, украинского и русского народов.

При общности культуры Киевской Руси на территории современной Беларуси она имела свои характерные особенности. Наиболее ярко они проявились в искусстве Полоцкой земли, где уже в начале ХII в. сложилась самобытная школа зодчества, живописи, пластики, декоративно-прикладного искусства. Вторая такая школа сложилась в Гродно.

Культурный процесс в Беларуси ускорился с принятием христианства. Но оно возникло не на пустом месте. До этого времени существовал огромный пласт языческой культуры со своими верованиями, обычаями и обрядами. Некоторые языческие обычаи христианство включило в свой ритуал. Следы язычества долгое время сохранялись в христианских праздниках и обрядах. Христианские просветители Ефросиния Полоцкая, Кирилл Туровский стремились приобщить как можно больше людей к христианской религии. В обогащении духовной жизни в Беларуси большую роль сыграли выдающиеся церковные деятели, писатели и мыслители Климент Смолятич и Авраамий Смоленский.

В области художественной культуры христианство принесло каменную монументальную архитектуру, прежде всего культовую (до этого были постройки из дерева). Христианство также способствовало появлению и развитию монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки. Самобытное развитие получила монументальная живопись, которая соединила народные традиции и лучшие византийские образцы.

В ХVI в. усиливаются западные влияния в Беларуси. В этот период происходит складывание собственного белорусского типа культуры: становление языка, развитие художественной культуры (архитектуры, изобразительного и прикладного искусства и т.д.) на основе собственных культурных особенностей в сочетании с византийскими и западноевропейскими образцами. Именно в это время формируются основные ценности и характеристики культуры, которые на столетия определяют ее существование. «Христианский» гуманизм белорусского Возрождения, этическая направленность произведений белорусской литературы, ценности либерализма, религиозная толерантность - все это особое значение этого периода и было положено в основание белорусской культуры.

Оформление белорусской народности в период Великого княжества Литовского и становление белорусского типа культуры связано, прежде всего, с развитием языка. В это время Ф. Скориной был сделан перевод на старобелорусский язык библии. Утверждается государственность старобелорусского (по тогдашней терминологии «русского») языка. На нем писались соглашения, велись делопроизводство и архив государственной канцелярии, который сохранился под названием «Метрика Великого княжества литовского», были созданы три редакции литовского Статута. Старобелорусский язык оказывал в ХV-ХVI вв. большое влияние на развитие языков соседних народов.

Гуманистические идеи и ценности европейского ренессанса дали толчок созданию на отечественной почве оригинальных произведений. Недаром этот период называют «золотым веком» Беларуси. В области художественной культуры значительных успехов достигла архитектура самобытных романского и готического стилей, преимущественно в формах замков, крепостей, укрепленных дворцов и храмов.

Очень насыщенной была литературная жизнь Беларуси. Только во второй половине ХVI столетия в Беларуси было издано столько книг, что их общее количество в десять раз превышало количество изданий, которые были выпущены в Московском государстве за весь ХVI и начало ХVII веков. Белорусская печатная и рукописная литература ХVI в. испытала восточное (православное) и западное (католическое и протестантское) влияния. При издании белорусских кириллических книг сохранялись принципы византийской эстетики. Книги, напечатанные латиницей, имели западное оформление.

Положение на «границе» давало белорусской культуре возможность вести интенсивный диалог между Западом и Востоком.

Важным этапом в развитии белорусской культуры является ХVII-начало ХVIII в., когда конфессиональный фактор начинает играть первостепенную роль. Религия берет на себя выразителя культурной принадлежности. Попыткой создать собственную белорусскую религию стало униатство (объединение западной и восточной ветвей христианства с признанием верховенства римского папы с сохранением греческой обрядности). Именно с ним отождествляло себя около 70% населения Беларуси в конце ХVIII столетия. Уния не только стало религией большинства населения, она сохраняла белорусский язык.

Униатство с уважением отнеслось к народным традициям. Постепенно оно приобретало белорусскую национальную форму. На протяжении более чем двухсот лет в униатстве выросло и было воспитано несколько поколений. После ликвидации унии в 1839 г. начался массовый переход в католичество и православие. В вопросах религии у белорусов к ХIХ в. сложились определения – «веры польской» (уния и католичество) или «веры русской» (православие). Такое представление осталось до нашего времени: католик – значит поляк, православный – русский. В середине ХIХ – начале ХХ в. греко–католицизм (униатство) был наиболее близкой народу религией, воспринимался как особенность «литвинов», «белорусцев».

В ХVII-ХVIII вв., когда земли Беларуси вошли в состав Речи Посполитой, расширяется политическое и культурное влияние Польши. Западноевропейское влияние на культурную жизнь в это время было как никогда сильным. Однако и в этих сложных условиях белорусская культура и искусство сохраняли свою самобытность (специфику), свою византийскую первооснову.

В это время Беларусь выступает своеобразным посредником между Западом и Востоком – западнославянским и восточнославянским мирами. Она стала второй страной в мире, которая приобщилась к развитию европейского стиля барокко, центром которого являлась Италия. Именно через белорусские земли барокко как художественное направление получило распространение в Московской Руси и на Украине. Носителями барокко в Беларуси были католический орден иезуитов и униатский орден базилиан. Иезуиты заложили фундамент в Беларуси и Литве высшего образования, школьного театра, укоренили профессиональное преподавание поэтики, риторики и философии.

В результате разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. белорусские земли оказались в составе Российской империи. Все это привело к утрате самобытности, ассимиляции народа русской культурой. Борьба двух цивилизованных основ, западной и восточной, не привела к их здоровому и органичному синтезу.

Развитие белорусской культуры конца ХVIII –ХIХ вв. характеризуется тем, что первостепенное значение начинают приобретать явления народной культуры. Это было закономерно в условиях, когда высшие слои переходили в русло сначала польской, а затем и русской государственности и культуры. Белорусской культуре для того, чтобы сохранить себя, требовалось «перейти» на иной уровень – народной, фольклорной культуры, которая и стала на тот момент единственной белорусской культурой.

Начиная с ХIХ в. она приобретает уникальную особенность. Это культура прямого крестьянского происхождения. Таким образом, в генетической основе белорусской культуры лежит богатейший фольклор. Продолжительное и широкое его существование формировало устойчивые образно – мифологические и образно – фольклорные представления в крестьянской среде, которые позже будут плодотворно питать письменную национальную литературу. Новый белорусский литературный язык возникает в ХIХ в. на действительно народной основе. Своеобразие развития белорусской нации заключается в том, что свой творческий потенциал она развивала через фольклор.

В формировании белорусского национального сознания, возрождения духовной культуры огромную роль сыграла литература, которая обозначила ценностные ориентиры белорусской нации – в частности, ценность собственного языка. Расцвет белорусской поэзии способствовал «пробуждению» народа, выявлению его творческого потенциала, возможности стать активным творцом собственной судьбы, своей «доли» и своей «воли». Газета «Наша нива» вела неустанную просветительскую работу, ставя своей целью возрождение белорусской народной культуры, обращаясь к народу на его языке, пробуждая в нем чувство собственного достоинства.

В формировании национальной культуры большую роль играет национальная интеллигенция, элита общества.

Национально – культурный геноцид 30-х гг. ХХ в. приостановил процесс развития белорусской национальной культуры. Под флагом борьбы с так называемыми нацдемовцами начался процесс физического уничтожения белорусской интеллигенции, в первую очередь творческой. В сталинских лагерях, а затем и в годы войны погибло то поколение белорусской интеллигенции, которое позже могло придать силу национальной культуре.

Во времена Советского Союза сложился вариант так называемой советской белорусской культуры. В условиях советского государства белорусская культура формировалась как составная часть общегосударственной, общесоюзной культуры, которая также внесла свой вклад в мировую культуру. Развитие белорусской культуры в советский период характеризуется значительными достижениями прежде всего в области литературы и искусства. Например, в начале 1980-х гг. ЮНЕСКО издало «Антологию белорусского рассказа», «Антологию белорусской поэзии», исследования о творчестве Янки Купалы и Якуба Коласа.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно – цивилизованных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой путь. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих государственных традиций наравне с другими нациями. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории.

С исчезновением СССР ушел в небытие «советский народ» - понятие, с которым более чем все остальные нации, отождествлял себя белорусский этнос. Сегодня стоит проблема выбора социальной ориентации белорусов, их приоритетов в области государственной, национальной, культурной жизни. Основными (доминирующими) приоритетами были советские; национальное сознание населения было низким, белорусский язык оказался вытесненным из широкого общественного употребления. С начала 90-х годов идет поиск собственной идентичности. Этот период назван Возрождением, возрождением и развитием собственной истории, государственности (независимости), культуры.

«Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни.

Сегодня приоритетными для белорусов должны стать материальные и моральные ценности, такие как государственность, ценности языка, собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости.

 



2015-11-08 798 Обсуждений (0)
Исторические основы белорусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические основы белорусского государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)