Практические занятия в 6 семестре
Тема 1. Содержание обучения грамоте по букварям В.Г.Горецкого, М.С. Соловейчик и Д.Б.Эльконина Вопросы и задания для самоподготовки:
Задание на выбор: Подготовьте сообщение-характеристику любого букваря, анализ дидактического материала к букварю и азбуке. Обоснуйте свое отношение к проанализированному букварю. Исследовательское задание: Составьте вопросы для детей на выяснение их отношения к первой учебной книге. Что даст учителю данная информация? Контрольные вопросы: - Почему раздел программы, посвященный обучению грамоте, называется " Обучение грамоте и развитие речи"? - Посредством чего в Азбуке и Букваре формируются следующие виды деятельностей: учебная, речевая, знаково-символическая, читательская? Тема 2. Процесс обучения грамоте. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
Задание на выбор: Подготовить сообщение «Что такое наглядное обучение по К.Д.Ушинскому?» Подготовить сообщение об Азбуке Л.Н. Толстого. Исследовательское задание: Каким образом можно зафиксировать в процессе наблюдения за развертыванием метода на уроке? Контрольные вопросы: - Какая задача считается ведущей на основном этапе обучения грамоте, чем она обусловлена? - Почему метод К.Д. Ушинского определяется как метод письма чтения? Отчетность: - анализ азбуки К.Д Ушинского; - характеристика метода обучения грамоте в историческом его развитии.
Тема 3. Формирование представлений о слоге и ударении Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
Задание на выбор: Приготовьте сообщение «Как организовывать работу со скороговоркой? На уроках чтения в период ОГ» Исследовательское задание: Каким образом можно изучить сформированность у первоклассников умения делить слова на слоги на протяжении всего периода обучения грамоте? Контрольные вопросы: - Как теория слогоделения представлена в Азбуке и Букваре? - Почему дети смешивают понятия "слово" и "слог"? Отчетность: - анализ лингвистической основы; - приемы формирования фонетических умений; -анализ фрагментов уроков.
Тема 4. Работа над звуком в период обучения грамоте Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. Какие фонетические знания приобретают первоклассники? Какие умения формируются на основе фонетических знаний, место их формирования в период обучения грамоте. Сопоставьте буквари, представьте материал в виде таблицы. 2. Проработайте статью Л.Журовой «Как первоклассник учится читать», составьте тезисы и сформулируете вопросы [ ]. 3. Решите методическую задачу № 1.2.37 [21] Специфика фонетического разбора в период обучения грамоте: -слого-звуковой анализ (В.Г.Горецкий); -фонетический разбор слова (Д.Б.Эльконин, М.С. Соловейчик); -фонетико-графический анализ (Д.Б.Эльконина, М.С. Соловейчик). 4. Какие требования к отбору слов для фонетического анализа должны соблюдаться? ( Решите методические задачи №№ 15,16 из пособия М.С.Соловейчик [20], стр. 92-93). На одном слове приготовьте конкретные варианты разборов, указав цели их использования и деятельность учащихся при их проведении. 5. Какие приемы знакомства с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук» используют авторы в своих пособиях? Выпишите фрагменты уроков, попытайтесь дать им комментарий. 6. Составьте фрагменты уроков на знакомство учащихся со звонкими и глухими согласными звуками (на материале Азбуки и Букваря определите место, назначение, приемы знакомства с данной характеристикой звуков) (см. Приложение 9). Задание на выбор: Изготовьте наглядность, которую учитель может использовать на уроке, организуя работу над звуком. Исследовательское задание: Как можно выяснить уровень сформированности фонематического слуха? По каким критериям? Как организовать поиск ответа на данный вопрос? Представьте план исследования. Контрольные вопросы: - В чем проявляется современный звуковой аналитико-синтетический метод ОГ? - Почему изучение звуков речи не начинает обучение грамоте в Азбуке и Букваре? - Какие фонетические ошибки допускают первоклассники, в чем причины их появления? - Почему на уроке одновременно вводятся твердые и мягкие согласные звуки? - Зачем необходимо знакомить детей со звонкими и глухими согласными звуками?
Тема 5. Изучение букв в период обучения грамоте Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. В какой последовательности изучаются буквы в Азбуке В.Г.Горецкого, Букваре Д.Б.Эльконина и М.С. Соловейчик? Выпишите последовательность букв, попытайтесь обосновать их расположение с точки зрения графики, принципов построения учебников, задач обучения, степени готовности первоклассников. Охарактеризуйте: что общего в расположении букв, в чем есть существенные отличия, каковы их причины. 2. Как слоговой принцип русской графики реализуется на уроках изучения букв, способов обозначения твердости и мягкости согласных звуков, обозначения звука [j]? Дайте лингвистическое обоснование реализации слогового принципа. 3. Проанализируйте два фрагмента уроков в методических задачах №№ 1.3.4,1.3.7 [21], предварительно наметив план анализа. 4. Какие упражнения можно предлагать детям для запоминания графического облика букв, их названия? Подготовьте упражнения с методикой их проведения. 5. Какую роль играет лента букв в обучении детей грамоте? Ориентируясь на упражнения из пособия М.С.Соловейчик [20, с.118], составьте свой перечень возможных вопросов и заданий для работы с лентой букв (изготовьте саму ленту букв.) 6. Составьте план урока чтения с буквой Д, учитывая тип урока, учебник (Азбука и Букварь.) Задание на выбор: Какие занимательные задания, упражнения, тексты могут сопровождать изучение детьми букв в период обучения грамоте? Исследовательское задание: Как изучить уровень готовности детей, поступающих в школу на предмет сформированности фонетических умений и знания букв? Составьте план исследования. Контрольные вопросы: - Чем обусловлена предложенная последовательность в изучении букв? - Почему в Азбуке В.Г. Горецкого представлено два урока по изучению буквы «Е»? - Кто вводит парное изучения букв гласных звуков и как это объясняет автор? - Почему буквы Ь и Ъ рассматриваются в Букваре Д.Б.Эльконина на одном уроке? - В чем отличие в изучении букв в Букваре М.С. Соловечик? Отчетность: - лингвистическое обоснование последовательности изучения букв; - упражнения на запоминание и работу с лентой букв; - план урока с методическим обоснованием.
Тема 6. Формирование основного способа чтения на уроках ОГ Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. Что составляет основной способ чтения (лингвистическая, физиологическая природа чтения)? 2. Методические условия введения общего способа чтения по Азбуке и Букварю. Познакомьтесь с введением основного способа чтения в пособиях «Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина» (уроки №№ 10-12,стр.113-119), «Методическое пособие по обучению грамоте и письму» (уроки №№ 1-4, стр.34-42), «Поурочные методические рекомендации …» (с.99-108) [14, 16, 19] 3. Что служит ориентирами в чтении? Составьте фрагменты уроков знакомства первоклассников с ориентирами в чтении. 4. Как организовать обучение первоклассников чтению слов, предложений в период обучения грамоте? Составьте упражнения. 5. Составьте конспект урока чтения (по заданию преподавателя). Задание на выбор: Подготовить сообщения: «Приемы формирования у первоклассников поля чтения», «Наглядность в формировании навыка чтения у первоклассников», по статье Д.Б. Эльконина «Как учить детей читать» [22] Исследовательское задание: Как изучить трудности учащихся в чтении, установить причины их появления и наметить пути устранения. Составьте план исследования. Контрольные вопросы: - Чем отличается методика обучения чтению в Азбуке и Букваре? Чем обусловлено данное отличие? - Что означает «позиционный способ чтения»» -Чем обусловлена необходимость знакомства детей с ориентирами в чтении? - Что значит «механизм чтения»? - Что характеризует понятия «разноструктурные слова», «графический анализ», «позиционный принцип чтения»? Отчетность: - фрагменты уроков знакомства с основным способом чтения по Букварю Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчик и ориентирами в чтении по Азбуке В.Г. Горецкого; - упражнения в чтении; - конспект урока.
Тема 7. Формирование читательской деятельности на уроках ОГ Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
Задание на выбор: Подготовьте сообщение по теме «Как учить детей запоминать стихотворения?». Исследовательское задание: Как изучить состояние читательских интересов детей, поступающих в первый класс? Контрольные вопросы: - Какое место в формировании навыка чтения занимает чтение текстов? - Каким образом происходит первичное знакомство с художественным произведением на уроке и почему? - Каким требованиям должны отвечать тексты для уроков внеклассного чтения в период ОГ? - Как оценивать состояние сформированности навыка чтения у первоклассников? Отчетность: - приемы в организации чтения детьми текстов; - фрагмент урока по формированию у детей читательской самостоятельности.
Тема 8. Формирование письменной деятельности на уроках обучения грамоте Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. В чем состоит специфика письменной деятельности учащихся в период обучения грамоте? 2. По каким направлениям осуществляется ее формирование? 3. Что составляет механизм и технику письма? Какие методы и приемы способствуют формированию графического навыка письма? 4. Составьте план анализа прописей А.Ф.Шанько и Н.Г.Агарковой, Н.С. Кузьменко осуществите анализ на конкретном материале. 5. Какие типы уроков письма выделяют в период обучения грамоте и чем обусловлена существующая типология? На материале прописей приведите планы уроков письма разных типов. 6. Какие методические приемы способствуют формированию у первоклассников таких видов письменной деятельности как письмо на слух и списывание. Составьте фрагменты уроков по знакомству с данными видами письма, вычленив в них способы деятельности учащихся. 7. В чем состоит орфографическая подготовка на уроках письма в период обучения грамоте? Выпишите основные приемы знакомства детей с орфографическими явлениями. 8. Решите методические задачи Задание на выбор: Подготовить сообщения «Обучение письму леворуких детей», «Методика обучения письму по Е.Н.Потаповой» [15], «Наглядность на уроке письма в период ОГ» Исследовательское задание: Как организовать изучение готовности детей, поступающих в школу к овладению графическим навыком письма? Как установить у первоклассников причины возникновения ошибок в начертании букв, наметить пути их преодоления? Контрольные вопросы: - Какие методы используются в процессе формирования у детей каллиграфического навыка письма? - Чем отличается письмо на слух и списывание? - Какой вид анализа присутствует в процессе выполнения детьми различных видов письма? Почему? Отчетность: - анализ прописей; - планы уроков; - фрагменты уроков знакомства детей со списыванием и письмом на слух.
Тема 9. Урок чтения в период обучения грамоте Задания для самостоятельной подготовки:
Задание на выбор: Подготовить сообщение «Особенности организации уроков чтения в послебукварный период». Исследовательское задание: Аспектный анализ урока. Контрольные вопросы: -Чем отличаются уроки чтения системы В.Г. Горецкого, Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчик? - Как в структуре урока чтения реализуется звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте? - Какие трудности испытывает учитель в организации уроков чтения? Чем обусловлены данные трудности? Отчетность: - анализ видео-урока; - конспект урока.
Тема 10. Урок письма в период обучения грамоте Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
Задание на выбор: Подготовить сообщение «Обучение детей умению работать в тетради». Исследовательское задание: Как учитель может провести диагностику сформированности графического навыка? Составьте план исследования. Контрольные вопросы: - Какое место в уроке письма занимает звуко-буквенный анализ? - Чем отличается урок письма основного этапа от подготовительного этапа ОГ? - Какие ошибки относятся к слухо-артикуляционным? - Почему появляются зрительно-двигательные ошибки? Отчетность: - приемы обучения детей самоанализу; - анализ видео-урока; - конспект урока письма.
Тема 11. Совершенствование речи детей в период ОГ Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
Задание на выбор: Подготовить сообщение «Формирование культуры речи детей в период ОГ». Исследовательское задание: Как организовать изучение речевой готовности ребенка, поступающего в школу? Как установить уровень речевого развития первоклассника к концу ОГ? Составьте программу исследовательской работы. Контрольные вопросы: - По каким аспектам осуществляется лексическая работа в период ОГ? - Какие речевые умения формируются у детей в процессе обучения построению предложений (текста)? - Какие виды творческих работ помогают совершенствовать речь детей? Отчетность: - примы работы над словом; - типология упражнений; - фрагменты уроков.
Тема12. Формирование умения учиться у первоклассников Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Задание на выбор: Представить сообщение по статье Д.Б. Эльконина «О структуре учебной деятельности» [22]. Исследовательское задание: Как исследовать у первоклассников состояние сформированности умения учиться? Составьте план исследования. Контрольные вопросы: -В чем смысл психологического закона «незавершенного действия»? Каким образом этот закон проявляется в формировании у детей умения учиться? -Чем отличается умение учиться от организованности? - Какие приемы позволяют подвести детей к постановке учебно-практической задаче? -Что отличает учебную задачу от других видов учебных заданий? Отчетность: - анализ Букваря Д. Б. Эльконина по обучению детей постановке УЗ; - конспект урока; - приемы обучения детей самооценке.
К экзамену разработать диагностику выявления уровня сформированности речевой готовностиу детей, поступающих в 1 класс (см. Приложение 11).
Литература:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1983)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |