ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 15 страница
5) бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры. Другими приоритетами социальной политики РФ являются: а) охрана труда и здоровья людей; 6) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; в) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Анализ состояния жизни российского общества показывает, что сегодня положения ст. 7 Конституции РФ в большей степени являются программной установкой, чем реальностью. В современной России отсутствуют экономические предпосылки формирования социального государства, не созданы Условия, позволяющие осуществлять перераспределение доходов внутри общества. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации экономическая ситуация требует повышения эффективности социальной политики, новых путей ее проведения в жизнь, концентрации ограниченных финансовых и материальных ресурсов на решении наиболее острых социальных проблем, активизации факторов, стиму-лирующих высокоэффективный труд и личную ответственность граждан за свое материальное благополучие. Следует признать, что реальное выравнивание положения людей и создание российским гражданам достойных условий жизни — долговременный процесс. Появление настоящего социального государства в Российской Федерации станет возможным лишь в условиях полного оздоровления экономики страны.
Раздел VII.
ПОЛИТИКА
Примерные вопросы 1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества. 2. Власть, ее происхождение и виды. 3. Происхождение государства. Теории происхождения государства. 4. Государство, его признаки и функции. 5. Форма государства. Форма правления. 6. Форма государственного устройства. 7. Политико-правовой режим. 8. Демократия и ее формы. 9. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы. 10. Государственный аппарат. 11. Гражданское общество и правовое государство. 12. Политическая идеология и ее структура. 13. Политическая культура и ее типы.
1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества
Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация общества, ведущая к появлению социальных противо-речий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирова-ния особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появле-ние политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими. Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие: 1. Политика — это отношения между государства-ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене. 2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания. 3. Политика — это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны: 1) определение целей, задач, путей развитии ооще-ства; 2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей; 3) распределение материальных и духовных ресурсов; 4) согласование разнообразных интересов субъек-тов политического процесса; 5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения; 6) обеспечение стабильности и безопасности общества; 7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни; 8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения. Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические. Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную; 2) коммуникативную; 3) нормативную; 4) культурно-идеологическую. К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударст-ненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе — собственно-политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе — несобственно-политическим -относятся организации, осуществляющие свою де-ятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений. Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами: 1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения; 2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества; 3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены; 4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций; 5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики; 6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба. Коммуникативная подсистема политической-системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют норма-тивную подсистему политической системы обще-ства. Наиболее важную роль играют в ней право-вые нормы (конституции, законы, другие норматив-но-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство. Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели по-ведения человека и социальных групп.
2. Власть, ее происхождение и виды
Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Существенными признаками отношений власти можно считать: 1) наличие не менее двух партнеров; 2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение; 3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить; 4) подчинение воле, выраженной в приказе. С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним. В первобытном обществе власть носила непосредственно общественный характер, поскольку все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Однако созывались родовые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились мужчины имевшие высокий общественный статус и признание. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне — носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном занимались организацией военных походов и распределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников. Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти. Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей в отношении другой. Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом. Для осуществления политической власти необходимо: 1) общественное разделение между группой, осуществляющей власть, и группами, в отношении которых эта власть осуществляется; 2) организованное принуждение в общественном масштабе. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д. Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным — систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным — знания и информацию, к силовым — институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства. Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите. Легальное (или рационально-легальное) господствоосновывается на признании добровольно уста-новленных юридических норм, регулирующих отно-шения власти. При таком типе легитимности зако-нам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрок-ратия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве. Харизматическое господство (от греч. charisma — божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны. Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результатам выборов и т. д. Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах. Получить юридическую законность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти. 3. Происхождение государства. Теории происхождения государства И в прошлом, и в настоящем ученые пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. Из всех существующих сегодня теорий происхождения государства самой старой является теологическая, или религиозная теория. Наиболее авторитетным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил придать ему стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле оличетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви. Теологичеекая теория утвердилась и в юридической науке мно-гих мусульманских стран, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно исламским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Но в то же время ее особенность именно в том и состоит, что приверженцы такой версии происхождения государства апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла и поэтому должны просто верить, что все на Земле создано Богом — в том числе и государство. Родоначальником патриархальной теории возникновения государства является греческий философ Аристотель. В XVII в. основные положения этой теории развивал в своих трудах англичанин Филь-мер, а в конце XIX в. схожие идеи высказывал русский социолог и общественный деятель Н. К. Михайловский. Суть патриархальной теории состоит в том, что, по мнению ее авторов, государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род — в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи — отца (патриарха) — превращается во власть главы государства, власть монархическую, которой следует подчиняться как отеческой. Патриархальная теория отражала одну из особенностей развития общества в эпоху родового строя — концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако и она имеет ряд существенных недостатков. Так, историками установлено, что патриархальная семья появляется в результате разложения родового строя, а не наоборот. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главными функциями семьи является воспроизвод-ство рода и организация совместного потребления, то государственная власть призвана решать иные зада-чи (обеспечивать безопасность населения сглажи" вать возникающие в обществе конфликты и др ) Авторами договорной теории происхождения го сударства принято считать голландского филосо фа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России ее основные положения разделял А. Н. Радищев. Согласно их взглядам, государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создавшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения его условий одной из сторон другая имела право на ответные действия: монарх — на наказание виновного, а народ — на восстание против деспота. Таким образом, договорная теория рассматривала государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфически-ми интересами могли договориться в условиях отсут-ствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. Однако теория общественного договора во многом способствовала борьбе поднимающейся буржуазии с абсолютизмом. Теория насилия утверждает, что государство -это результат завоевания. Немецкий марксист К. Каутскнй и австрийский ученый Л. Гумплович утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покоренными. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим (государства лангобардов, вестготов и т. д.). Но так процесс складывания государства происходил далеко не во всех регионах мира. К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевание одного народа другим зачастую происходило в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур. Представителями психологической теории происхождения государства являются французский ученый Г. Тард и русский юрист Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины возникновения государства коренятся в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других — подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства. Однако современная психология исходит из того, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней. Суть ирригационной теории происхождения государства, которую сформулировал немецкий ученый К. Витфогель, состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созда-нию оросительных каналов и ирригационных сооружений (Междуречье, Египет, Китай). Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только государство. Теория Витфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. К тому же некоторые ученые полагают, что государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения. Основоположником расовой теории можно считать французского ученого Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые — "недочеловеки" (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Однако современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время Второй мировой войны. Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Ее появление во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спенсера, общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п. Создателями классовой теории происхождения государства, долгое время господствовавшей в отечественной исторической и юридической науках, являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная ее идея заключалась в том, что возникновение государства есть результат раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя труд других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый — изменить свое. Старый родоплеменной строй не мог разрешить эти противо- речия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы: 1) сохранить и поддержать господство одного класса над другим; 2) обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма. Такой организацией и стало обособленное от общества и обладавшее мощной силой государство. Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. Самые же первые государства возникли на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.). Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых ро-доплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства. Таким образом, основными причинами возникновения государства на Востоке были: 1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием орошаемого земледелия; 2) необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей на больших территориях; 3) необходимость централизованного руководства
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (760)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |